СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русский театр XIX века"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка проведения предмета "История театрального искусства" на театральном отделении ДШИ для учащихся 4 класса

Просмотр содержимого документа
«"Русский театр XIX века"»

Управление культуры города Иркутска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №10» города Иркутска














В.В. Поскрёбышева



«Проведение занятия по предмету «История театрального искусства»

в 4 классе театрального отделения ДШИ на тему «Русский театр первой половины XIX века» с использованием сравнительной характеристики двух ярких представителей театра данной эпохи»



Методическая разработка


















Иркутск, 2024 г.

Автор-составитель Поскрёбышева Вера Венадьевна, преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств №10» г. Иркутска




Поскрёбышева, В. В. «Проведение занятия по предмету «История театрального искусства» в 4 классе театрального отделения ДШИ на тему «Русский театр первой половины XIX века» с использованием сравнительной характеристики двух ярких представителей театра данной эпохи» [Текст]: методическая разработка / В.В. Поскрёбышева. – Иркутск.: МБУ ДО «Детская школа искусств №10» г. Иркутска, 11 с.







Аннотация:


- поиск формы подачи теоретического материала для учащихся театрального отделения ДШИ;

- объединение двух тем по предмету «История театрального искусства» через сравнительную характеристику двух ярких представителей театра данной эпохи;

- сокращение теоретического материала до уровня сравнительной таблицы;

-данная разработка может быть использована педагогами ДШИ, преподающими теоретические дисциплины.


















Содержание



Введение…………………………………………………………………………4

Основная часть. Находка для педагога-теоретика……………………………5

Раздел 1. Находка для педагога-теоретика…………………………………...5

    1. За двумя зайцами…………………………………………………………5

    2. Сравнительная характеристика в таблице……………………………...5

Раздел 2. План-конспект занятия………………………………………………6

2.1. План-конспект занятия……………………………………………………. 6

Заключение………………………………………………………………………9

Литература………………………………………………………………………10

Приложения……………………………………………………………………..11




































Введение



Преподавание любых теоретических предметов всегда ставит перед преподавателем вопрос о поиске удобной и понятной формы подачи материала. Поиском данной формы педагог может заниматься всю профессиональную жизнь. Подводя итог преподавания дисциплины «История театрального искусства» для учащихся театрального отделения ДШИ, я сделала вывод, что схематичность записи теоретического материала более понятна детям. Считаю, что данный вариант подачи материала может занять свое место в образовательном процессе ДШИ. Положительным результатом является более легкое восприятие теоретического материала детьми среднего школьного возраста и появление возможности более качественной сдачи экзамена по итоговой аттестации данной дисциплины.

За годы преподавания предмета «История театрального искусства» лишь один раз встретилась сложность восприятия данной формы, в связи с возрастом ребенка (10 лет). В данном случае можно вернуться к обычной форме в виде конспекта. Проблема в восприятии схем детьми младшего школьного возраста может быть решена с помощью рисунков, как обычно преподается предмет «Беседы об искусстве».

Целью данной методической разработки является раскрытие опыта проведения занятий по изучению темы «Русский театр первой половины XIX века» учебной программы по предмету «История театрального искусства».

Задачами являются

- поиск удобных форм изложения учебного материала для учащихся среднего школьного возраста;

- определение уровня эффективности метода сравнительной характеристики в преподавании предмета «История театрального искусства»;

- поиск более рационального использования учебного времени;

- систематизация и анализ личного опыта преподавателя теоретических дисциплин В.В. Поскрёбышевой.



Практическая значимость моего педагогического опыта весьма внушительна для педагогов теоретических дисциплин ДШИ. Сравнительная характеристика в виде схем помогает преподавателю наглядно и увлекательно подать сухой теоретический материал детям любого школьного возраста.








Раздел 1. Находка для педагога-теоретика


    1. За двумя зайцами


Оказывается, не всегда начало пословицы «За двумя зайцами погонишься…» приводит к плачевному результату. Преподаватели-теоретики каждый раз «открывают Америку» в поисках удобных педагогических методов и приемов. Так и я, используя стандартный прием в необычной ситуации, смогла достичь весомых результатов.

Положительным результатом считаю более легкое восприятие теоретического материала детьми среднего школьного возраста и появление возможности более качественной сдачи экзамена по итоговой аттестации данной дисциплины.

Добиться этого мне удалось с помощью использования в преподавании теоретической дисциплины «История театрального искусства» сравнительной таблицы. Используя структурирование творческого материала, можно добиться более сжатого и понятного варианта подачи подобной темы.

Сравнительный метод в научном познании используется для сопоставления более двух исследуемых объектов с целью выявления в них общего и различного, построения классификаций и типологий. К таким объектам могут относиться различные идеи, результаты исследований, явлений, процессы, качественные характеристики предметов и прочее.

Сравнительный метод в подаче материала по предмету «История театрального искусства» учащимся театральных отделений ДШИ по направлению «Искусство театра» дает более широкий спектр возможностей для освоения и запоминания темы.


    1. Сравнительная характеристика в таблице



Сравнительная таблица – это универсальный помощник педагога. После пробного варианта подобной подачи материала и замены обычного конспекта на сравнительную таблицу или схему, я получила качественно более высокий результат.

Проверочные тесты и работы показали, что учащиеся могут запоминать большой объем теоретического материала и легко в нем ориентироваться. Поэтому считаю, что сравнительный метод в подаче материала по предмету «История театрального искусства» для учащихся театральных отделений ДШИ по направлению «Искусство театра» просто необходимо вводить по всем возможным темам.

Варианты таблиц не имеют границ, поэтому каждый педагог находится в постоянном поиске совершенной формы.

Мой пример подобной таблицы:



Данные

Павел Степанович

Мочалов

(1800-1848)

Общее

Василий Андреевич Каратыгин

(1802-1853)






различия


различия


Считаю, что подобный вариант сравнительной характеристики в таблице более подходит для подачи теоретического материала по предмету «История театрального искусства» для учащихся театральных отделений ДШИ по направлению «Искусство театра».



Раздел 2. План-конспект занятия


2.1. План-конспект занятия


Предлагаю проект-разработку преподавания двух тем «Павел Степанович Мочалов» и «Василий Андреевич Каратыгин», которые входят в экзаменационные билеты отдельно, с помощью метода сравнения в виде сравнительной таблицы.


Общая тема занятия: «Русский театр первой половины XIX века»


Тип занятия: комбинированное


Цель: дать характеристику эпохи через знакомство с некоторыми тенденциями развития театрального искусства первой половины XIX века с помощью сравнительной характеристики двух ярких представителей того времени.

Задачи:

обучающие:

- познакомить учащихся с некоторыми тенденциями развития театрального искусства первой половины XIX века;

- сравнить творчество П.С. Мочалова и В.А. Каратыгина

- научить самостоятельно давать характеристику данным актерам и делать выводы.

развивающие:

- развивать познавательные процессы учащихся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление;

- развивать культуру речи;

- развивать творческий потенциал учащихся.

воспитательные:

- воспитывать интерес к театральному творчеству;

- воспитывать способность создавать подробный ответ из краткой схемы;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.


Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

- умение организовывать общение с педагогом;

- умение организовывать свою деятельность.


Планируемые результаты:

- возможность сосредоточения и произвольного удержания внимания;

- улучшение качества понимания теоретического материала, возможность создавать подробный ответ из краткой схемы;

- активное взаимодействие с педагогом и одноклассниками, участие в дискуссии;

- освоение темы благодаря сравнительной характеристики в таблице.


Оборудование: столы, стулья по количеству участников, таблица формата А4, доска, маркеры, конспект урока.


Содержание урока:


  1. Вводная часть (организация урока) 5 мин.


Приветствие, тема урока, цель, что такое сравнение?

Мини-игра «Сравни себя и соседа» (найти общее и отличия).


  1. Основной этап


Давайте нарисуем сравнительную таблицу в тетрадях, а я буду рисовать на доске. Потом сравним у кого как получилось. Вначале запишем то, что объединяет данных актеров.



Павел Степанович

Мочалов

(1800-1848)

Общее

Василий Андреевич Каратыгин

(1802-1853)

век


XIX






семья


потомственные актеры


амплуа


великие трагики



Вопросы: Кто такие потомственные актеры?

Что такое трагик?

По мере заполнения таблицы преподаватель дает комментарии.

Теперь запишем в таблицу отличия двух трагиков.




Павел Степанович

Мочалов

(1800-1848)

Общее

Василий Андреевич Каратыгин

(1802-1853)

век


XIX






семья


потомственные актеры


амплуа


великие трагики


город

Москва


Санкт-Петербург

театр

Малый


Александринский

внешность

невысокий, сутулый


статный, красивый

Характеристика игры на сцене

искренний,

сила его переживаний покоряла публику, играл неровно (плохо и блистательно в одном спектакле


продолжатель традиций русских трагиков с их театральными позами, напыщенной декламацией


Вопрос: кто должен был победить при встрече на одной сцене этих двух трагиков?

Это было лишь однажды. В Малом театре в пьесе Ф. Шиллера «Мария Стюарт». Но результат поразил многих. Запишем в таблицу.




Павел Степанович

Мочалов

(1800-1848)

Общее

Василий Андреевич Каратыгин

(1802-1853)

век


XIX






семья


потомственные актеры


амплуа


великие трагики


город

Москва


Санкт-Петербург

театр

Малый


Александринский

внешность

невысокий, сутулый


статный, красивый

Характеристика игры на сцене

искренний,

сила его переживаний покоряла публику, играл неровно (плохо и блистательно в одном спектакле


продолжатель традиций русских трагиков с их театральными позами, напыщенной декламацией


Битва за Мочалова против Каратыгина (поклонники)


Единственный совместный спектакль

Нечаянная неудача


Победа и признание


Поклонники остались верны своему кумиру, в ожидании «Мочаловских минут»


Каратыгин вернулся в Петербург с солидным гонораром

Что оставили своим близким?

Умер бедняком


Оставил семье более 1 млн. руб.


Выводы. Анализ проведенного урока.

Желающим учащимся предлагаем роль педагога. Выбранные ученики проводят опрос по данной теме среди оставшихся.

Домашнее задание: найти дополнительную литературу по данной теме и приготовить доклад на 3-5 минут. На следующем уроке сравним результаты. Спасибо за урок! Аплодисменты!


Заключение


Подводя итог проведения данного занятия по теме «Русский театр первой половины XIX века» учебной программы по предмету «История театрального искусства» можно сказать, что данный вариант подачи материала может занять свое место в образовательном процессе ДШИ.

Преимущество данного метода:

- дает возможность преподнести сразу две темы за один урок;

- в сравнении характеристики творчества каждого трагика возможно сделать акцент на поиске новых граней актерской игры;

- облегчение запоминания теоретического материала для учащихся ДШИ.


Проведя анализ преподавания дисциплины «История театрального искусства» для учащихся театрального отделения ДШИ, я сделала вывод, что схематичность записи теоретического материала более понятна детям.

Вывод: сравнительная таблица может помочь учащимся театральных отделений ДШИ не только данной темы, но и таких тем, как «Скоморохи» и «Охочие комедианты». Данную методику можно использовать на уроке-закреплении темы «Охочие комедианты».






Список литературы


  1. Добыш, Г. Н. Звезды русской сцены [Текст]: для сред. и ст. возраста / Г. Добыш. – М.: Дет. лит.,1992. – 172с.

  2. Ломовцев, Ю. О. Представление начинается…[Текст]: история русского театра/ Ю.О. Ломовцев. – М.: Печ. слобода, 2016. – 47 с.

  3. Рассказы о русских актерах / [Сост. М. Д. Седых] [Текст]: - М.: Искусство, 1989. – 319 с.

  4. Смолина, К. А. Сто великих театров. – М.: Вече, 2001. – 479 с.


























Павел Степанович Мочалов

(1800-1848)

Общее

Василий Андреевич Каратыгин

(1802-1853)





век


XIX


семья


потомственные актеры


амплуа


великие трагики


город

Москва


Санкт-Петербург

театр

Малый


Александринский

внешность

невысокий, сутулый


статный, красивый

Характеристика игры на сцене

искренний,

сила его переживаний покоряла публику, играл неровно (плохо и блистательно в одном спектакле


продолжатель традиций русских трагиков с их театральными позами, напыщенной декламацией


Битва за Мочалова против Каратыгина (поклонники)


Единственный совместный спектакль

Нечаянная неудача


Победа и признание


Поклонники остались верны своему кумиру, в ожидании «Мочаловских минут»


Каратыгин вернулся в Петербург с солидным гонораром

Что оставили своим близким?

Умер бедняком


Оставил семье более 1 млн. руб.

Приложения. Полная примерная сравнительная таблица

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!