Просмотр содержимого документа
«Русский символизм»
Русский символизм
Символизм, как культурное направление, зародился еще в конце 19 века во Франции, однако впоследствии приобрел глобальный характер, захватив собой, в частности, и русскую живопись.
Не выделяется единой школы и общего объединения.
Русские художники-символисты впервые заявили о себе в 1904 году в Саратове, где прошла выставка «Алая роза». Группа единомышленников, организовавших тогда эту выставку, пригласила на нее в качестве гостей Михаила Врубеля и Виктора Борисова-Мусатова.
Выставка была открыта 27 апреля 1904 года в колонном зале Саратовского Дворянского собрания. Инициаторами выставки были учащиеся МУЖВЗ Павел Кузнецов и Пётр Уткин.
Интерьер выставки «Алая роза»
«Любители бури» П.С. Уткин «Голубой фонтан» П.В. Кузнецов
Дальнейшее развитие символизма в отечественной живописи связано с творческим объединением «Голубая роза».
Название «Голубая роза» взято из выставки 1907 года, на которой были представлены работы М. Сарьяна, Н. Сапунова, С. Судейкина и др.
Интерьер выставки «Голубая роза» 1907 года, прошедшей под покровительством мецената Н. Рябушинского.
«Маскарад» Н. Сапунов
«Портрет Л. Н. Гауш» Н. Милиоти
«Ночное озеро» М. Сарьян «Ваза с фруктами», Н. Сапунов
«В степи» П. Кузнецов «Торжество в небе», П. Уткин
К символистам также относят М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, К. Петрова-Водкина, которые не относились напрямую к объединению «Голубая роза», но были связаны символистичными кодами, которые позволяют классифицировать их.
«Шестикрылый Серафим» М. Врубель
«Гретхем с цветами» М. Врубель
«Жемчужина» М. Врубель