Отрытый урок по истории искусств
Русский пейзаж. Исаак Левитан.
для учащихся 4 класса художественного отделения «Предпрофессиональной программы «Живопись» Подготовила и провела 17 марта 2020года преподаватель ДШИ г. Южи Бабурина М.А.
Цель урока: Ознакомление учащихся с русским пейзажистом Исааком Левитаном.
Задачи:
Образовательные:
-Ознакомление учащихся с русским художником.
- Понять и уметь отличать стиль письма художника
- Уметь читать произведение
Развивающие:
- Развивать у школьников способности зрителя, готового к восприятию произведений»
- Развитие творческих способностей в поисково – исследовательских и индивидуальных видах учебной
деятельности.
Умение анализировать картины.
Воспитательные:
- Воспитание художественного вкуса.
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Материалы к уроку: слайд – презентация урока «Русский пейзаж. Исаак Левитан»
Тип урока: комбинированный
Зрительный ряд: слайд – презентация по теме урока.
Методы: беседа и рассказ.
Словарь:
План урока:
Организация урока.
Коррекция опорных знаний.
Сообщение темы, задач урока.
Изучение нового материала (лекция-беседа по теме урока)
Закрепление полученных знаний учащимися. ( Рефлексия)
Оценка деятельности учащихся на уроке.
Ход урока
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Коррекция опорных знаний. (Проверочная работа в виде картинного диктанта по предыдущей теме урока, решение кроссворда по передвижникам, по результатам которого узнается новая тема)
Сообщение темы и задач урока.
Тема урока «Русский пейзаж. Исаак Левитан»
Задачи:
-познакомится с новым художником
-познакомится с произведениями художника.
.
Лекция.
4.Левитан Исаак Ильич (1860-1900)
Исаак Левитан родился недалеко от железнодорожной литовской станции Кибарты в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец Илья Левитан — раввин по образованию — оставил религиозный путь и стал учителем иностранных языков, работал кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Семья, в которой было четверо детей (два мальчика и две девочки), жила очень бедно. В поисках лучшей жизни Левитаны в конце 1860-х годов переехали на окраину Москвы.
Несмотря на трудности, родители не стали возражать, когда Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Годы обучения были не из легких. Левитан вспоминал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». В 1875 году скончалась мать будущего художника, а еще через два года из жизни ушел отец. Преподаватели старались помогать талантливому юноше. Выдавали денежные пособия, кисти и краски. Из училища Левитана отчислили, но в скором времени зачислили снова.
В училище Исаак Левитан подружился с Константином Коровиным, Михаилом Нестеровым, Алексеем Степановым. Его учителями были Василий Перов и Василий Поленов, большое влияние на юного художника оказал преподаватель Алексей Саврасов. В техническом отношении Левитан многому научился у Поленова, который в 1881 году сменил Саврасова в качестве преподавателя Училища живописи.
Уже в конце 1870-х годов Левитан начал писать свои «пейзажи настроения», на которых он не только изображал природу, но и выражал собственные чувства.
На ученической выставке 1880 года Павел Третьяков купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники». Эта проникновенная работа стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. При том, что сходные изображения усыпанной осенними листьями аллеи встречаются в творчестве Федора Васильева, Алексея Саврасова и Павла Брюллова, а «оживление» паркового пейзажа одинокой женской фигурой у Левитана, видимо, было связано и с впечатлениями от демонстрировавшихся на передвижной выставке 1879 года картин Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», работа отличается органичностью
Через четыре года после этого полотна Исаака Левитана приняло Товарищество передвижных художественных выставок, а Третьяков все время следил за творчеством художника и часто приобретал его работы. Левитан перестал посещать училище, вскоре его отчислили и не дали звания «классного художника».
Лето 1885 года Исаак Левитан провел в усадьбе Киселевых — «поэтичном Бабкине», как он называл эту деревню. Там художник сблизился с Антоном Чеховым. Они оставались дружны до конца жизни, а сестра писателя Мария стала первой любовью Левитана. Дружба Левитана с Чеховым обрывается в 1892 году, но не надолго. Ссорой, которая разрешилась в 1895 году, являлся сюжет рассказа Чехова "Попрыгунья", где писатель определенные моменты героев взял из жизни художника.
Свои композиции "Первая зелень. Май" (1888) и "Мостик. Саввинская слобода" (1884) Левитан писал поклоняясь самой природе, восторженно и трепетно чувствовал, понимал ее состояние и умел настроиться, выбирая определенную палитру красок и цветовую доминанту. Многообразие игры красок и восхитительный солнечный свет запечатлено в гениальных, и одновременно простых произведениях художника.
В своей работе "Березовая роща" (1885-1889) он передает поразительную цвето - чуткую красоту души, какую не всегда можно описать в повестях о жизни природы. Ему было достаточно положить на плоскость холста рядом несколько пятен, и они, взаимодействуя друг с другом начинают восприниматься цветом, отражая своенравную вибрацию и движение света, меняющийся цвет предметов, игривых солнечных лучей на белых березовых стволах и зеленой траве.
В середине 1880-х годов у Исаака Левитана обострилась болезнь сердца. Получив деньги за декорации в Московской частной русской опере мецената Саввы Мамонтова, художник в 1886 году отправился на лечение в Крым. Из поездки живописец привез более 50 пейзажей.
В это время Чеховы познакомили Левитана с Кувшинниковыми — полицейским врачом Дмитрием и его женой Софьей, которая держала в Москве салон.
Вскоре художник создает полотно «Тихая обитель», Исааку Левитану его «Тихая обитель» снискала громкую славу. Именно после неё о Левитане заговорили не просто как о состоявшемся художнике – как о мэтре и выразителе национального духа.
Тихий благостный вечер опускается на реку и перелесок, скрывающий в своей зелени небольшой скит. Краски прозрачны и чисты – можно даже на минуту ошибочно решить, что перед нами ранее утро. Через речку тянутся шаткие деревянные мостки. Кажется, перейдёшь по ним, очутишься под сенью древнего монастыря – и все напасти и печали, всё грешное и суетное останется далеко позади. В тревожные десятилетия безвеременья «Тихая обитель» воспринималась как редкий символ «русской благодати».
Эта работа появилось на передвижной выставке. Воздушную картину, изображавшую Саввино-Сторожевский монастырь в предзакатном свете, обсуждала вся интеллигентская Москва. Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»:
В 1892 году началось выселение евреев из Москвы, Левитан был вынужден покинуть город. С ним уехала Софья Кувшинникова, они жили вместе то в Тверской, то во Владимирской губерниях. В первой половине 1890-х годов живописец создал своеобразную драматическую трилогию: картины «У омута», «Владимирка» и «Над вечным покоем».
«Март» Работа написана в Тверской губернии. Хотя работа солнечная, светлая, но художник пишет ее в очень тяжёлый период, он сильно болеет. Работа написана большими мазками и напоминает нам импрессионистов.
«Золотая осень»
«Весна. Большая вода» отражение в воде и сами деревья удлиняют произведение.
«Лунная ночь. Деревня»
«Вечер. Золотой Плес»
«Сумерки. Стога»
В 1898 году Академия художеств присудила Исааку Левитану звание академика пейзажной живописи. Несмотря на болезнь, он стал руководить пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился сам. В конце мая 1900 года Левитан сильно простудился, и спустя месяц художника не стало. Все лето его картины выставлялись в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, а в мастерской Левитана осталось 40 недописанных картин и несколько сотен набросков.
5.Закрепление полученных знаний учащимися. (Рефлексия)
Проанализировать и повторить, о чем узнали на уроке.
6.Оценка работы учащихся на уроке. Домашнее задание.