СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский лингвист- факультатив

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью данного планирования я готовила учащихся к выпускному экзамену в 9 класе.

Просмотр содержимого документа
«Русский лингвист- факультатив»








РАБОЧАЯ программа (ФГОС)



по внеурочной деятельности



«Русский лингвист»



9 класс



Составитель: учитель русского

языка и литературы

Ульянова Ек.Вл.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский лингвист» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Примерные программы основного общего образования. Русский язык. — 2-е изд. — М., 2010. — (Стандарты второго поколения), Программы по русскому (родному) языку. 5—9 классы, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова и пособия :

- Подготовка к ГИА-2019: УМК для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной..

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 рабочая программа по курсу «Русский лингвист» для 9 класса рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю).

1.2. Планируемые результаты освоения учебного курса

1.2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Выпускник научится:

  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9- классников;

  • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту;

  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать средства художественной выразительности в собственных текстах;

Учимся выполнять тестовые задания

Выпускник научится:

  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • работать с бланками экзаменационной работы;

Выпускник получит возможность научиться:

• применять при подготовке к ОГЭ цифровые средства обучения.



1.2.2. Организация проектной деятельности учащихся

Проекты:

Русский язык без пробелов.



2. Содержание учебного курса «Русский язык без пробелов»

9 КЛАСС (34 ч.)

Раздел 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение (20ч.)

Ознакомление со структурой изложения и сочинения рассуждения.

Ознакомление с приемами компрессии текста.

Обучение написанию сжатого изложения.

Формулировка тезиса сочинения, подбор аргументов.

Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Упражнения на развитие умения строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Раздел 2. Учимся выполнять тестовые задания (14 ч.)

Типология тестовых заданий, задания на понимание текста.

Культура речи.

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Нормы ударения и произношения.

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке.

Причины отклонения от произносительных норм.

Исторические изменения в произношении и ударении.

Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

Лексическая сочетаемость.

Смешение паронимов.

Жаргонизмы.

Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.

Синтаксические нормы.

Словосочетание

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Синтаксический анализ сложного предложения

Сложные бессоюзные предложения

Сложные предложения с разными видами связи

Задания по разделам: фонетика, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация.



3. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу)

1.

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

20 ч.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов,

демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему.

2.

Учимся выполнять тестовые задания

14 ч.

Работа с тестом, заполнение бланков


Итого

34 ч.




3.1. Календарно-тематическое планирование

9 класс (34 часа, 1 час в неделю)

 

п.п

Наименование тем

Плановые сроки прохождения темы

Коррекция

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий.

01.09-07.09


Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

08.09-14.09


Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ.

15.09-21.09


Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ.

22.09-28.09


Часть 1.Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста

29.09-05.10


Структурные особенности сжатого изложения

06.10-12.10


Структурные особенности сжатого изложения

13.10-19.10


Основные приёмы компрессии исходного текста

20.10-26.10


Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

07.11-09.11


Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

10.11-16.11


Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

17.11-23.11


Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста

24.11-30.11


Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста

01.12-07.12


Часть 3. Структура сочинения на лингвистическую тему

08.12-14.12


Критерии оценки задания

15.12-21.12


Тезис сочинения на лингвистическую тему

22.12-28.12


Аргументы в сочинении на лингвистическую тему

09.01-11.01


Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие

12.01-18.01


Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

19.01-25.01


Тезис сочинения на нравственную тему.

26.01-01.02


Аргументы в сочинении на нравственную тему.

02.02-08.02


Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

09.02-16.02


Анализ текста. Лексическое значение слова.

17.02-22.02



Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.

26.02-02.03


Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова

05.03-09.03


Правописание корней. Правописание словарных слов

12.03-16.03


Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

19.03-23.03


Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

02.04-06.04


Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

09.04-13.04


Словосочетание.

16.04-20.04


Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

23.04-27.04



Простое осложненное предложение.

30.04-04.05


Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

14.05-18.05



Синтаксический анализ сложного предложения.

21.05-25.05




3.2. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Оборудование кабинета:

1. Доска деревянная, экран.

2. Парты ученические.

3. Шкафы и стеклянные витрины для хранения наглядных и дидактических пособий.

4. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, колонки)

Учебно-методическое:

1. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, С.А. Диденко, Г.Н. Кобякова. Русский язык: 9 класс: Подготовка к государственной итоговой аттестации-2016. – Ростов-на-Дону: Легион, 2017.

.

2. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2017: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2019.

4. Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену 9 класс.- М.: Экзамен, 2015.

5. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

Материаль­но-техническое обеспечение:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Колонки

  • Экран

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Грамматика русского языка - http://rusgram.narod.ru

  • Грамота.ру -  http://www.gramota.ru

  • Крылатые слова и выражения –http://slova.ndo.ru

  • Национальный корпус русского языка –http://www.ruscorpora.ru

  • Русский язык - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

  • Русский язык с Денисом Яцутко. - http://www.rusjaz.da.ru

  • Русский язык: говорим и пишем правильно - http://www.gramma.ru

  • Словари.Ру -  http://www.slovari.ru

  • Словарь смыслов русского языка – http://www.slovo.zovu.ru

  • Центр развития русского языка -  http://www.ruscenter.ru

  • ФИПИ http://www.fipi.ru/























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!