СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык в схемах и таблицах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит таблицы и схемы по разделам русского языка. Предложенная форма подачи информации удобна при повторении изученного материала, помогает систематизировать полученные знания, облегчает понимание новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык в схемах и таблицах»

Лексика

Термин

Значение термина

Пример

Лексика

Словарный запас языка

 

Лексическое значении слова

То, что означает слово, его смысл

Землекоп – рабочий, который копает землю

Лексикон

Словарный запас одного человека

 

Однозначные слова

Слова, имеющие одно значение

Лиловый –
светло - фиолетовый

Многозначные слова

Слова, имеющие несколько значений (имеющие сходные признаки по цвету, форме, назначению и т.д.)

Бирюзовый –
1. Сделанный из бирюзы
2. Голубоватый или зеленоватый, цвет бирюзы

Прямое и переносное значение слов

Прямое значение

Золотое кольцо

Переносное значение

Золотая пшеница

Омонимы

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (сходных признаков нет)

Бор – сосновый лес

Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебной практике

Синонимы

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи

Метель, пурга, буран

Алфавит, азбука

Антонимы

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

Ранний – поздний

Мягко – жёстко

















Морфология

Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Имя  существительное

Имя существительное

самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы  Кто?  Что?

Имена существительные

бывают собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, мужского, женского или среднего рода, I, II или III склонения.

Имена существительные

изменяются по падежам и числам.

Имена существительные

В предложении бывают подлежащими, дополнениями, определениями, обстоятельствами.

Морфологический  разбор

Про доброе дело говори смело.

I. Дело – сущ., обознач. предмет, (что?)
II. Н.ф. – дело.
Пост. призн.: нариц., неодуш., ср. р. II cкл.;
непост.призн.: в винит. пад., в ед. ч.
III. Говори (про что?) про дело.

Три  склонения

Падежные  окончания

Падежи

I скл.

II скл.

III скл.

на  -ия

на   -ий
      -ие

Род. п. (Кого? Чего?)

Дат. п. (Кому? Чему?)

Предл. п. (О ком? О чём?)

-и (-ы)

Имя прилагательное  

Имя

прилагательное

самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

Какой? Чей? Каков?

Имя

прилагательное

может быть в краткой и полной форме. Согласуется с существительным в роде, числе и падеже, в краткой форме – в роде и числе.

 

Имя

прилагательное

В предложении чаще всего бывает определением,

в краткой форме – сказуемым.

 

Морфологический разбор

Русский язык 

I . Язык ( какой? ) русский – прилаг., обознач. признак предм.

II . Н.ф. – русский; непост.; в полн.ф., в ед.ч., во м.р., в им.п.

Глагол

Глагол

часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

Глаголы

бывают I и II спряжения, совершенного и несовершенного вида.

Глаголы

изменяются по временам: бывают в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единств. ч.) и числам.

Глагол

в предложении обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

Глаголы

могут быть неопределённой форме.

Отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

В неопределенной форме могут иметь окончания

Глаголы

бывают совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос

Что сделать? Сбегать.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос

Что делать? Лежать.

Глаголы

бывают в прошедшем, настоящем и будущем времени.

Глаголы в прошедшем времени (что делали? что сделали?) изменяются по числам, а в ед.ч. – по родам. Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс -л- . Писал.

Глаголами в настоящем времени (что делает?) могут быть только глаголы несовершенного вида.

Пишет, пишут.

Глаголы в будущем времени могут быть в двух формах: простой и сложной.

(Что сделает?) убежит

(Что будет делать?) будет бежать .


Глаголы

изменяются, т.е. спрягаются.

Спряжение определяем у глаголов с безударным личным окончанием. Ставим глагол в неопределенную форму.

Глаголы

имеют личные окончания.

I спр.

I спр.

-у (-ю)

-еть (ёшь)

-ет (-ёт)

-ем (-ём)

-ете (-ёте)

-ут (-ют)

-у (-ю)

-ишь

-ит

-им

-ите

-ат (-ят)


З а п о м н и

Морфологический разбор

  1. Цветёт – глагол (что делает?), обозначает действие.

  2. Н.ф. – цвести; пост.: несов.в., I спр.; непост.: в ед.ч., в наст.вр., в 3-м л.

  3. Сирень (что делает?)

  4. Орфография

  5. Правописание ь

     

    ь пишется

     

     

    ь не пишется

     

    Правило

    Пример

    Разделительный ь
    в корне слова перед гласными
    е , ё , ю , я , и .

     

     

    Смягчающий ь

    После л

     

    ь после шипящих у существительных женского рода

     

    ь после шипящих у глаголов


     

    Правило

    Пример

    У существительных мужского рода

    У существительных женского рода во множественном числе в родительном падеже

    В сочетании букв
    нч , чт , нщ , щн , чк , рщ

    В словах, правописание которых надо запомнить


  6. Орфограммы

    Орфограмма

    Правило

    Пример

    После шипящего на конце глаголов

    пишется ь

    2-е л.

    в н.ф.

    в пов. накл.

     

    Не с глаголами

    пишется раздельно

    Если глагол не употребляется без не

    пишется слитно

    Если отвечает на вопрос

    Что делает?

    Что делают?

    Что делать?

    Что сделать?

     

    В корнях с чередованием е – и
    пишем е , если после корня нет

  7.  

  8. Орфография  

    Орфограмма

    Правописание

    Примеры

    о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных

    После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пиши о , без ударения е .

     

     

    ь после шипящих

    на конце существительных

     

    Пишем у сущ. ж.р. ,
    III c кл.

     

    Не пишем: у сущ. м.р.,
    II скл.

    у сущ. ж.р., I скл.,
    в род.п., во мн.ч.

     

    о – е после шипящих в окончаниях прилагательных

    После шипящих в окончаниях прилагательных под ударением пишем о , без ударения пишем е .

     

    ь после шипящих на конце кратких прилагательных

    На конце кратких прилагательных, стоящих во множественном числе, после шипящих ь не пишется.

     

    приставки

    неизменяемые

     

      на –з (-с)

     

    Пишутся всегда одинаково

     

    Перед звонк. – з

    Перед глух. – с

     

  9.   Запомните: здесь, здание, здоровье; рассчитать, но расчёт, расчётливый.  

Орфограмма

Правописание

Примеры

корни с чередованием гласных а - о

 

 

 

Перед г пишем а

Перед ж пишем о .

 

 

 

Перед ст и щ пишем а , перед с пишем о .

 

Исключение:

полог, росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль.  

корни с чередованием гласных е – и

Если после корня нет суффикса а , то пишем и .

Если после корня есть суффикс а , то пишем е .

 

 

 

Запомнить: сочетать , сочетание; седок , седло , но: сидеть , сидение , сиделка.

и – ы после ц

пишем и
в корнях
на –ция

пишем ы
в окончаниях
в суффиксе ын

в словах

 















Предложения

1. Роль в языке

Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль.

2. Строение и виды предложений по количеству главных членов

Имеет грамматическую основу, состоящую из двух (двусоставные) или из одного (односоставные) главных членов.

3. Виды предложений по количеству грамматических основ

Простые – одна основа, сложные – две или более грамматических основ.

4. Виды предложений по цели высказывания

Повествовательное (содержит сообщение); вопросительное (содержит вопрос); побудительное (побуждение к действию).

5. Виды предложений по интонации

Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное.

6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов

Распространённые (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы).

7. Виды предложений по осложненности

Могут быть осложнены обращениями, однородными членами.

 

Синтаксический разбор предложения

 

















Пунктуация

Знаки препинания в сложном предложении

Схемы предложений

Примеры

союзы что, чтобы, потому что, где, когда, если, так как, поэтому.


( Повеств., невоскл., сложн., 1 прост. – двусост., распр., не осложн.;
2 прост. – двусост., распр., не осложн. ).

Знаки препинания при однородных членах предложения

Схемы предложений

Примеры

 

Тире между подлежащим и сказуемым

 

слова вот, это

 

Знаки препинания при обращении

Схемы предложений

Примеры

 

Знаки препинания при прямой речи

Схемы предложений

Примеры

 

Знаки препинания в диалоге

Схемы предложений

Примеры



Словосочетание

Информация

Примеры

1. Строение словосочетания
Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой

2. Средства связи слов в словосочетании:

 

а) по смыслу
      - задаём вопрос.

б) грамматически:

 

 ­ с помощью окончания

 ­ с помощью окончания и предлога

3. Виды словосочетаний по строению
         зависит от главного слова:

 

a) именные

б) глагольные

4. Разбор словосочетаний

 

 





Состав слова (морфемика)

Термин

Значение термина

Окончание – 

это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым.

Основа – 

часть слова без окончания.

Корень – 

главная значимая часть слова, в которой отражено общее лексическое значение всех однокоренных слов

Приставка – 

значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – 

значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Морфемный разбор


Порядок разбора

1. Часть речи.
2. Окончание.
3. Основа.
4. Корень.
5. Приставка.
6. Суффикс.

 

Чередование согласных звуков

Чередующиеся  звуки   

Примеры чередования

г \\ ж \\ з

подруга – дружный – друзья

д \\ ж \\ жд

ходоки – хожу – хождение

х \\ ш

воздух – воздушный, колыхать – колышет

з \\ ж

сказать – скажу, возразить – возражу

п \\ пл

насыпь – сыплю

Беглые гласные

О

 

Е

 

 

Приставки

1. Неизменяемые

2. На –з (–с): перед звонк. –з

                       перед глух. –с

Корни с чередованием гласных о – а

Исключения: полог , росток , Ростислав , Ростов , ростовщик , отрасль .

о – ё после шипящих в корне

жёлудь – желудёвый

   

крыжовник

          – ?

шёпот – шепчет

 

шорох

          – ?

пчёлы – пчела

 

шов

          – ?

шёлк – шелка

 

шомпол

          – ?

жёны – жена

 

капюшон

          – ?

и – ы после ц

и

ы

1. В корнях

1. В окончаниях

2. На -ция

2. В суффиксе -ын

 

 

3. В словах: цыган на цыпочках сказал
ц
ыплёнку: «Цыц!»

 

Фонетика

Алфавит

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

а

бэ

вэ

гэ

дэ

е

ё

жэ

зэ

и

и
краткое

ка

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

эль

эм

эн

о

пэ

рэ

эс

тэ

у

эф

ха

цэ

Ч

Ш

Щ

ъ

Ы

ь

Э

Ю

Я

 

 

 

че

ша

ща

твердый

знак

(ер)


ы

(еры)

мягкий
знак
(ерь)

э
оборот-
ное

ю

я

 

 

 


   В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и две буквы – ъ и ь, – которые не обозначают звуков.

Звуки речи

Гласные буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

звуки: [а], [и], [о], [у], [ы], [э].

 

 

Согласные шипящие: [ж], [ч'], [ш], [щ'].

 

всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц].

 

всегда мягкие: [ч'], [щ'], [ч']

 

всегда глухие: [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'].

 

всегда звонкие (сонорные): [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р] [р'], [й'].

 

Двойная роль букв е, ё, ю, я

е

[й']

  

1. В начала слова [й'] [а] [м] [а] – яма

[э]

ё

[й']

2. После гласной [з'] [и] [м] [н'] [а] [й'] [а] – зимняя

[о]

ю

[й']

3. После ь и ъ [в'] [й'] [у] [г] [а] - вьюга

[у]

я

[й']

 

[а]

 

Фонетический разбор

     со-юз

с – [л] – согл. тв., глух.
о – [о] – гласн. безуд.
ю – [й'] – согл. мягк., сонорн.
       [у] – гласн. ударн.
з – [з] – согл. тв., глух.

4 б. 5 зв.

 

Члены предложения

Главные

Примеры

Информация

Подлежащее - главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое – либо состояние, обладает определённым признаком.
Отвечает на вопросы:
Кто? Что?

Сказуемое - главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Отвечает на вопросы:
Что делает? Каков? Что такое? Кто такой?

Подлежащее и сказуемое – основа предложения.

Второстепенные

Примеры

Информация

Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет.

Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы:
Какой? Чей?

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия.

Отвечает на вопросы:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!