СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Тема: «Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 1 класса.Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Тема: «Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов»»



Урок: русский язык

Тема: «Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов»

Цель: создать условия для формирования общего представления о предложении как группе связанных между собой по форме слов, выражающих законченную мысль.

Планируемые результаты:

Предметные:формирование начального представления о предложении как речевой единице; умения различать предложение и слово; выделять предложение из текста и произносить с правильной интонацией; обозначать границы предложения на письме.

Метапредметные:

регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков понятия, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

личностные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.

Ход урока:

1.Организационный этап

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Открываем тетради, записываем: число, классная работа.

2.Актуализация знаний

1) Дата.

2) Чистописание

- Проведем минутку чистописания.

Какая первая буква в слове «ЛУНА»? Пишем эту букву каллиграфически правильно.

- Какая буква пишется на конце слова «ЧУЛАН»? Записываем.

- Какая буква пишется в середине слова «СЫР»? Записываем.

- Какая буква обозначает согласный мягкий звук в слове «КАМИН»? Записываем.

- Какой гласный ударный в слове «КАМИН»? Записываем букву этого гласного.

- А какой безударный? Записываем.

- Посмотрите на буквы, которые мы записали и найдите одинаковый элемент этих букв.

Л, н, ы, м, и, а

- В написании каких еще букв есть этот элемент? Запишем эти буквы.

- Короткая прямая наклонная линия с закруглением внизу вправо. Ц, у, ш, щ, я, ч.

3) Словарная работа.

1. Синонимы: работа

Дело,  занятие, труд,  подвиг, упражнение; 

изделие, поделка, произведение, создание, творение, продукт.

Работа изнурительная, кропотливая, тяжелая, адская, египетская, полевая, усидчивая, черная. У него очень много дела. Весь доход его зарабатывается потовыми трудами. Рабочая, деловая, страдная пора; горячее время. Жатвы много, а делателей мало...

2. Язык - Термин Я. по отношению к человеческой речи употребляется в разных значениях: 1. для обозначения человеческого Я. вообще, как способности говорить; 2. для обозначения отдельного Я., в отличие от наречия и говора или диалекта; 

4) Беседа

Какая группа слов является текстом, а какая – нет.

«№ 1. Наступила весна. Птицы улетают на юг. Мама купила молоко.»

«№ 2. Наступила весна. Пригревает ласковое солнышко. На улице тает снег.»

Как вы поняли, что это текст? Вспомним, что такое текст.

(на доске выстраивается схема-опора)

- Из чего состоит текст?

- Как должны идти предложения?

(Текст состоит из предложений. Предложения должны идти в строгом порядке и быть связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.(«Весна», «Начало весны») Каждое предложение начинается с большой буквы, а заканчивается знаком пунктуации. Когда мы читаем текст, каждое предложение выделяем интонацией.

10 марта.

Классная работа.

Л, н, ы, м, и, а Ц, у, ш, щ, я, ч.

Словарь: русский язык, работа, ворона, воробей.

3.Постановка учебной задачи

- Вчера мы ответили на первый вопрос раздела: что такое текст. Прочитайте второй вопрос раздела. (с. 10)

- Вы можете сразу ответить на этот вопрос?

- Так что же мы сегодня с вами будем делать?

- А что бы вы хотели узнать о предложении?

(на доске начинаем выстраивать схему-опору «Предложение»)

4.Открытие нового знания

- Из чего состоит предложение? ( Предложение состоит из слов.)

- Найдите на с. 11 упр. 3. Прочитайте слова. Почему эти слова сейчас не составляют предложение?

- Переставьте слова так, чтобы они стояли по порядку. (Бабушка читает внук сказка.)

- Получилось ли у нас предложение? Почему? (Они стоят не по порядку.)

- Измените, где нужно форму слова так, чтобы слова стали связаны по смыслу.

- Так как должны быть связаны слова в предложении? ( Слова должны быть связаны по смыслу)

- Теперь у нас получилось предложение?

- А что случится, если мы уберем хотя бы одно слово из предложения? (Предложение потеряет мысль)

- Значит, предложение должно выражать законченную мысль.

- Итак, давайте сделаем вывод. Что же такое предложение? (Предложение состоит из слов, которые связаны друг с другом по смыслу. Предложение имеет законченную мысль.)

- Запишем получившееся у нас предложение. Бабушка читает внуку сказку.

- Как мы обозначили границы предложения? (Первое слово в предложении мы написали с большой буквы, а в конце поставили точку.)

- А какие еще знаки препинания могут стоять в конце предложения?

- Как будет звучать это предложение, если мы поставим в конце восклицательный знак?

- Как будет звучать это предложение с вопросительным знаком в конце?

5.Физминутка

6.Первичное закрепление материала

Поработаем с предложениями. Откройте с. 12 и найдите упр. 4. Прочитайте две строчки, которые там записаны. Легко или трудно вам было читать? Почему?

(Трудно. Все слова написаны слитно. Слова в предложении пишутся отдельно.)

- Разделите каждую строчку на слова.

Сколько слов в первой записи? А во второй?

- Являются ли эти две записи предложениями? Докажите это.

(Это предложения. Они состоят из слов, которые связаны друг с другом по смыслу. Каждое предложение имеет законченную мысль)

- Какое из предложений является скороговоркой?

- А что такое скороговорка?

- Это можно узнать в толковом словаре.

(учитель читает определение слова «скороговорка»)

В будущем мы с вами обязательно научимся работать с толковым словарем, чтобы объяснять значение непонятных нам слов.

Мы запишем скороговорку, но прежде чем это сделать, мы пополним наш словарь двумя словами с непроверяемыми написаниями: ворона и воробей. Посмотрите в учебнике, как они пишутся. Запишем эти слова и подчеркнем непроверяемые безударные гласные.

- Написание таких слов мы можем проверить по орфографическому словарю. С ним мы тоже научимся обязательно работать.

- А теперь запишите скороговорку. Не забывайте, как обозначаются границы предложения.

- Поменяйтесь тетрадями и поверьте друг у друга правильность записи по эталону на экране.

- Поднимите руки те, кто справился с работой без ошибок.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

А теперь поработаем в парах. Я раздала вам листочки с текстом, который не разделен на предложения. Прочитайте текст в паре с товарищем, разделите его на предложения и обозначьте границы предложений на листочках.

(Задание на листочках: «девочка заблудилась в лесу она пришла к домику там жили три медведя»)

- Сколько предложений у вас получилось?

- Прочитайте их, понижая голос в конце предложения и делая паузы между предложениями.

- А теперь проверьте по эталону на экране обозначение границ предложений.

- Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок.

8.Рефлексия

На какой вопрос мы сегодня искали ответ?

- Мы смогли на него ответить?

- Проверим это, выполнив небольшой тест. Я буду читать вопрос, а вы выберете правильный ответ.

1. Из чего состоит предложение?

А) из слов; Б) из букв; В) из звуков.

2. Как связаны слова в предложении?

А) веревками; Б) по смыслу; В) буквами.

3. Что выражает предложение?

А) любую мысль; Б) законченную мысль; В) незаконченную мысль.

- Проверим ответы.

— Из чего состоит предложение? А текст?

— Чем отличаются отдельные слова от предложения?

— Оцените свою работу на уроке.

9.Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке? Чем отличается текст от группы предложений?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!