Урок: русский язык
Тема: «Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов»
Цель: создать условия для формирования общего представления о предложении как группе связанных между собой по форме слов, выражающих законченную мысль.
Планируемые результаты:
Предметные:формирование начального представления о предложении как речевой единице; умения различать предложение и слово; выделять предложение из текста и произносить с правильной интонацией; обозначать границы предложения на письме.
Метапредметные:
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков понятия, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
личностные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.
Ход урока:
1.Организационный этап
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Открываем тетради, записываем: число, классная работа.
2.Актуализация знаний
1) Дата.
2) Чистописание
- Проведем минутку чистописания.
Какая первая буква в слове «ЛУНА»? Пишем эту букву каллиграфически правильно.
- Какая буква пишется на конце слова «ЧУЛАН»? Записываем.
- Какая буква пишется в середине слова «СЫР»? Записываем.
- Какая буква обозначает согласный мягкий звук в слове «КАМИН»? Записываем.
- Какой гласный ударный в слове «КАМИН»? Записываем букву этого гласного.
- А какой безударный? Записываем.
- Посмотрите на буквы, которые мы записали и найдите одинаковый элемент этих букв.
Л, н, ы, м, и, а
- В написании каких еще букв есть этот элемент? Запишем эти буквы.
- Короткая прямая наклонная линия с закруглением внизу вправо. Ц, у, ш, щ, я, ч.
3) Словарная работа.
1. Синонимы: работа
Дело, занятие, труд, подвиг, упражнение;
изделие, поделка, произведение, создание, творение, продукт.
Работа изнурительная, кропотливая, тяжелая, адская, египетская, полевая, усидчивая, черная. У него очень много дела. Весь доход его зарабатывается потовыми трудами. Рабочая, деловая, страдная пора; горячее время. Жатвы много, а делателей мало...
2. Язык - Термин Я. по отношению к человеческой речи употребляется в разных значениях: 1. для обозначения человеческого Я. вообще, как способности говорить; 2. для обозначения отдельного Я., в отличие от наречия и говора или диалекта;
4) Беседа
Какая группа слов является текстом, а какая – нет.
«№ 1. Наступила весна. Птицы улетают на юг. Мама купила молоко.»
«№ 2. Наступила весна. Пригревает ласковое солнышко. На улице тает снег.»
Как вы поняли, что это текст? Вспомним, что такое текст.
(на доске выстраивается схема-опора)
- Из чего состоит текст?
- Как должны идти предложения?
(Текст состоит из предложений. Предложения должны идти в строгом порядке и быть связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.(«Весна», «Начало весны») Каждое предложение начинается с большой буквы, а заканчивается знаком пунктуации. Когда мы читаем текст, каждое предложение выделяем интонацией.
10 марта.
Классная работа.
Л, н, ы, м, и, а Ц, у, ш, щ, я, ч.
Словарь: русский язык, работа, ворона, воробей.
3.Постановка учебной задачи
- Вчера мы ответили на первый вопрос раздела: что такое текст. Прочитайте второй вопрос раздела. (с. 10)
- Вы можете сразу ответить на этот вопрос?
- Так что же мы сегодня с вами будем делать?
- А что бы вы хотели узнать о предложении?
(на доске начинаем выстраивать схему-опору «Предложение»)
4.Открытие нового знания
- Из чего состоит предложение? ( Предложение состоит из слов.)
- Найдите на с. 11 упр. 3. Прочитайте слова. Почему эти слова сейчас не составляют предложение?
- Переставьте слова так, чтобы они стояли по порядку. (Бабушка читает внук сказка.)
- Получилось ли у нас предложение? Почему? (Они стоят не по порядку.)
- Измените, где нужно форму слова так, чтобы слова стали связаны по смыслу.
- Так как должны быть связаны слова в предложении? ( Слова должны быть связаны по смыслу)
- Теперь у нас получилось предложение?
- А что случится, если мы уберем хотя бы одно слово из предложения? (Предложение потеряет мысль)
- Значит, предложение должно выражать законченную мысль.
- Итак, давайте сделаем вывод. Что же такое предложение? (Предложение состоит из слов, которые связаны друг с другом по смыслу. Предложение имеет законченную мысль.)
- Запишем получившееся у нас предложение. Бабушка читает внуку сказку.
- Как мы обозначили границы предложения? (Первое слово в предложении мы написали с большой буквы, а в конце поставили точку.)
- А какие еще знаки препинания могут стоять в конце предложения?
- Как будет звучать это предложение, если мы поставим в конце восклицательный знак?
- Как будет звучать это предложение с вопросительным знаком в конце?
5.Физминутка
6.Первичное закрепление материала
Поработаем с предложениями. Откройте с. 12 и найдите упр. 4. Прочитайте две строчки, которые там записаны. Легко или трудно вам было читать? Почему?
(Трудно. Все слова написаны слитно. Слова в предложении пишутся отдельно.)
- Разделите каждую строчку на слова.
Сколько слов в первой записи? А во второй?
- Являются ли эти две записи предложениями? Докажите это.
(Это предложения. Они состоят из слов, которые связаны друг с другом по смыслу. Каждое предложение имеет законченную мысль)
- Какое из предложений является скороговоркой?
- А что такое скороговорка?
- Это можно узнать в толковом словаре.
(учитель читает определение слова «скороговорка»)
В будущем мы с вами обязательно научимся работать с толковым словарем, чтобы объяснять значение непонятных нам слов.
Мы запишем скороговорку, но прежде чем это сделать, мы пополним наш словарь двумя словами с непроверяемыми написаниями: ворона и воробей. Посмотрите в учебнике, как они пишутся. Запишем эти слова и подчеркнем непроверяемые безударные гласные.
- Написание таких слов мы можем проверить по орфографическому словарю. С ним мы тоже научимся обязательно работать.
- А теперь запишите скороговорку. Не забывайте, как обозначаются границы предложения.
- Поменяйтесь тетрадями и поверьте друг у друга правильность записи по эталону на экране.
- Поднимите руки те, кто справился с работой без ошибок.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение
А теперь поработаем в парах. Я раздала вам листочки с текстом, который не разделен на предложения. Прочитайте текст в паре с товарищем, разделите его на предложения и обозначьте границы предложений на листочках.
(Задание на листочках: «девочка заблудилась в лесу она пришла к домику там жили три медведя»)
- Сколько предложений у вас получилось?
- Прочитайте их, понижая голос в конце предложения и делая паузы между предложениями.
- А теперь проверьте по эталону на экране обозначение границ предложений.
- Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок.
8.Рефлексия
На какой вопрос мы сегодня искали ответ?
- Мы смогли на него ответить?
- Проверим это, выполнив небольшой тест. Я буду читать вопрос, а вы выберете правильный ответ.
1. Из чего состоит предложение?
А) из слов; Б) из букв; В) из звуков.
2. Как связаны слова в предложении?
А) веревками; Б) по смыслу; В) буквами.
3. Что выражает предложение?
А) любую мысль; Б) законченную мысль; В) незаконченную мысль.
- Проверим ответы.
— Из чего состоит предложение? А текст?
— Чем отличаются отдельные слова от предложения?
— Оцените свою работу на уроке.
9.Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке? Чем отличается текст от группы предложений?