Тема урока: «Русский алфавит, или Азбука» (урок 2)
Ход урока
Минутка чистописания
-Откройте тетради, запишите число, Классная работа.
-Предлагаю сыграть в игру «Правильно - неправильно».
-Если вы считаете моё утверждение правильным, пишите строчную «п», неправильным - «н».
1. Пятая буква русского алфавита Д?
2. В русском алфавите 6 гласных букв?
4. В русском языке есть буквы, которые не обозначают звуков?
5. В русском алфавите 32 буквы?
Самопроверка
-Почему в 2 и 4 вопросов поставили «н»?
-Установи закономерность и допиши строчку до конца.
-Подчеркни самую красивую букву.
-Вспомните мои утверждения и сформулируйте тему урока.
-Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.
Вспомнить: как образовалось слово «алфавит»,
-для чего нужен алфавит,
- где применяют алфавит.
НАУЧИТЬСЯ: располагать слова в алфавитном порядке.
Страничка для любознательных стр.53
-Что такое алфавит?
-Как образовалось слово «алфавит»?
-Слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита».
-В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его.
-Это слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.
-Прочитайте, как назывались буквы А и Б («аз» и «буки»).
-Объясните, как образовалось в русском языке слово «азбука»?
-Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. (Каждая буква занимает своё место и имеет название. Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. Давайте правильно их назовем.)
-Чем знамениты Кирилл и Мефодий?
Кирилл и Мефодий - братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными. Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали.
-А сколько букв сейчас в нашей Азбуке?
-Как вы думаете, зачем нужен алфавит?
-Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить наизусть.
Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице тоже стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.
-Это интересно!
-А вы знаете, что самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
-Почему так важно знать порядок букв?
-Алфавит используется для составления различных справочников (например, телефонного), каталогов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей.
Работа по теме урока
Работа по учебнику, Упр. 7 (с. 55).
-Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (Начинаются с одинаковых букв.)
-А как же их записать по алфавиту, если первые буквы одинаковые?
Подготовка руки к письму
Большой пальчик мы потрём
Указательный пожмём
Средний с вами мы погладим
Безымянный пощипаем
А мизинчик разотрём
Кистью дружно мы встряхнём
И писать теперь начнём.
-Запишите пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту.
Словарная работа (работа в словариках)
-Что означают слова ученик, ученица?
-Запишите эти слова в словарик. Поставьте ударение, подчеркните «опасные» места.
-Устно составьте предложение с одним из слов.
Работа в учебнике
Упр. 8 (с. 56).
-Прочитайте задание. Обсудите его вместе с родителями.
-Какое слово у вас получилось? (Учитель.)
-Запишите предложение в тетрадь: Учитель читает книгу.
1задание — обозначить ударение в словах
2 задание — указать кол-во слогов
3 задание — разделить на слоги
4 задание — найти и подчеркнуть главные члены предложения
Работа по учебнику с толковым словарем
Стр.56, упр.9
-Выполнить по заданию.
Работа по учебнику
Стр. 56, упр. 10 (задание повышенной сложности)
-Прочитаем задание, и запишем слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы, поставим ударение.
-Для того чтобы узнать, правильно или нет мы вставили буквы, откроем учебник на стр. 137 и проверим написание слов по орфографическому словарю.
Стр. 56, упр. 12
-Прочитаем стихотворение и запишем выделенные слова в алфавитном порядке.
-Как вы думаете, почему автор не записал выделенные слова в алфавитном порядке? Что обозначает каждое из этих слов?
Работа в рабочих тетрадях
Стр.28-29
Итог урока.
Подведем итог. Закончите фразы:
-Я узнал(а), что алфавит – это…
-Слово «алфавит» можно заменить словом …
-Алфавит поможет…
-Мне понравилось…
-Мне не понравилось…
-А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.
Вы замечательно потрудились. Очень жаль, что путь недолог, И заканчивать пора, Но на следующем уроке Вновь продолжится игра.
Спасибо вам! Урок окончен.