СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык.Русский алфавит, или азбука. Закрепление

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык.Русский алфавит, или азбука. Закрепление»

Тема урока: «Русский алфавит, или Азбука» (урок 2)


Ход урока


Минутка чистописания 

-Откройте тетради, запишите число, Классная работа.

-Предлагаю сыграть в игру  «Правильно - неправильно».

-Если вы считаете моё утверждение правильным, пишите строчную «п», неправильным - «н».

1. Пятая буква русского алфавита Д?

2. В русском алфавите 6 гласных букв?

4. В русском языке есть буквы, которые не обозначают звуков?

5. В русском алфавите 32 буквы?

Самопроверка  

-Почему в 2 и 4 вопросов поставили «н»?

-Установи закономерность и допиши строчку до конца.

-Подчеркни самую красивую букву.

-Вспомните мои утверждения и сформулируйте тему урока.

-Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.

Вспомнить: как образовалось слово «алфавит»,

-для чего нужен алфавит,

- где применяют алфавит.

НАУЧИТЬСЯ: располагать слова в алфавитном порядке.


Страничка для любознательных стр.53

-Что такое алфавит?  

-Как образовалось слово «алфавит»?

-Слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита».

-В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его.

-Это слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.

-Прочитайте, как назывались буквы А и Б («аз» и «буки»).

-Объясните, как образовалось в русском языке слово «азбука»?

-Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. (Каждая буква занимает своё место и имеет название. Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. Давайте правильно их назовем.)

-Чем знамениты Кирилл и Мефодий?

Кирилл и Мефодий - братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными. Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали.

-А сколько букв сейчас в нашей Азбуке?

-Как вы думаете, зачем нужен алфавит? 

-Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить наизусть.

Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице тоже стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

-Это интересно!

-А вы знаете, что самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

-Почему так важно знать порядок букв?

-Алфавит используется для составления различных справочников (например, телефонного), каталогов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей.


Работа по теме урока

 Работа по учебнику, Упр. 7 (с. 55).

-Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (Начинаются с одинаковых букв.)

-А как же их записать по алфавиту, если первые буквы одинаковые?

Подготовка руки к письму

Большой пальчик мы потрём

Указательный пожмём

Средний с вами мы погладим

Безымянный пощипаем

А мизинчик разотрём

Кистью дружно мы встряхнём

И писать теперь начнём.

-Запишите пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту.


Словарная работа (работа в словариках)

-Что означают слова ученик, ученица?

-Запишите эти слова в словарик. Поставьте ударение, подчеркните «опасные» места.

-Устно составьте предложение с одним из слов.


Работа в учебнике

Упр. 8 (с. 56).

-Прочитайте задание. Обсудите его вместе с родителями.

-Какое слово у вас получилось? (Учитель.)

-Запишите предложение в тетрадь: Учитель читает книгу.

1задание — обозначить ударение в словах

2 задание — указать кол-во слогов

3 задание — разделить на слоги

4 задание — найти и подчеркнуть главные члены предложения


Работа по учебнику с толковым словарем

Стр.56, упр.9

-Выполнить по заданию.


Работа по учебнику

Стр. 56, упр. 10 (задание повышенной сложности)

-Прочитаем задание, и запишем слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы, поставим ударение.

-Для того чтобы узнать, правильно или нет мы вставили буквы, откроем учебник на стр. 137 и проверим написание слов по орфографическому словарю.


Стр. 56, упр. 12

-Прочитаем стихотворение и запишем выделенные слова в алфавитном порядке.

-Как вы думаете, почему автор не записал выделенные слова в алфавитном порядке? Что обозначает каждое из этих слов?


Работа в рабочих тетрадях

Стр.28-29


Итог урока.

Подведем итог. Закончите фразы:

-Я узнал(а), что алфавит – это…

-Слово «алфавит» можно заменить словом …

-Алфавит поможет…

-Мне понравилось…

-Мне не понравилось…

-А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя  за работу на уроке.


Вы замечательно потрудились.                                                                                                Очень жаль, что путь недолог,                                                                                                               И заканчивать пора,                                                                                                                               Но на следующем уроке                                                                                                                Вновь продолжится игра.


Спасибо вам! Урок окончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!