СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Рабочая программа. УМК Шмелева. 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Рабочая программа. УМК Шмелева. 7 класс»











Рабочая программа по

русскому языку

7 класс











Разработчик: Малютина Мария Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

















Раздел I. Пояснительная записка.

1.1. Общая характеристика программы

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, авторской программы Савчук Л. О. Русский язык: программа: 5 – 9 классы общеобразовательных учреждений / Л. О. Савчук; под ред. Е. Я. Шмелёвой. – М.: Вентана-Граф) к учебнику Русский язык 6 класс»/ под ред. А.Д. Шмелёва. - М.: Вентана-Граф.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г.) и примерной программой по русскому (родному) языку для основной школы.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. Курс русского языка выстраивается с учётом коммуникативно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению. В русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанным на современных представлениях о языке и речи, и развитием личностных, регулятивных, познавательных и коммуниктивных действий, соответствует социальному заказу родителей.

Формирование системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии универсальных учебных действий в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую учебную задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении». В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Концептуальные положения данной программы обеспечивают:

  • преемственность содержания обучения русскому языку на ступенях начального общего и основного общего образования;

  • сознательное освоение системы опорных знаний по русскому языку и формирование функциональной грамотности учащихся на основе их активной учебно-познавательной деятельности;

  • развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках создания социальной среды развития обучающихся;

  • вклад результатов освоения программы по русскому языку в формирование личности учащегося и его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

В программе отражены системный подход к освоению знаний о языке и речи, направленность содержания курса на формирование культуры общения через овладение языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к русскому языку как к одной из основных культурно значимых ценностей российского народа. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представления о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определённых ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.

Программа учитывает требования Стандарта по обеспечению перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, к практической направленности обучения на основе системно-деятельностного подхода с сохранением воспитательной функции образовательного процесса. Значительная роль отводится организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нацеленной на развитие познавательных способностей учащихся, овладение практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, формирование умений ставить и решать проблемные задачи. Проектные формы работы, направленные на решение конкретной проблемы (задачи), позволяют нацеливать обучающихся на создание определённого продукта, реализовать межпредметные связи, соединять теорию и практику, осуществлять совместно с учителем планирование деятельности.

1.2. Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования. В 7 классе – 140 часов в год (4 часа в неделю), в том числе внутрипредметный модуль «Секреты грамотности» (34 часа), направленный на достижение одной из важных составляющих главной цели обучения русскому языку - сформировать умения и навыки грамотного письма.

1.3. Вклад предмета «Русский язык» в достижение образовательных целей основного общего образования

Русский язык является родным языком для русского народа и одновременно средством межнационального общения для народов многонациональной Российской Федерации. Являясь государственным языком в нашей стране, русский язык становится главным фактором консолидации государства, основой формирования гражданской идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.

Метапредметные образовательные функции родного язы­ка определяют универсальный, обобщающий характер воздей­ствия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, вообра­жения, интеллектуальных и творческих способностей учащих­ся; основой самореализации личности, развития способнос­ти к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Родной язык яв­ляется средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьны­ми предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальней­шем на качество овладения профессиональными навыками.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуника­ции, высокая социальная и профессиональная активность яв­ляются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех облас­тях жизни, способствуют его социальной адаптации к изме­няющимся условиям современного мира.

Родной язык явля­ется основой формирования этических норм поведения ре­бенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций мо­ральных норм.

Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление род­ного языка как основного средства общения, средства полу­чения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в об­ществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию и взаимо­пониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универ­сальными учебными действиями (умения формулировать це­ли деятельности, планировать ее, осуществлять речевой само­контроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информа­цию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять инфор­мационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и за­кономерностях ее функционирования, о стилистических ре­сурсах и основных нормах русского литературного языка; раз­витие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, вида­ми речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обо­гащение активного и потенциального словарного запаса; рас­ширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобре­тенные знания, умения и навыки в процессе речевого обще­ния в учебной деятельности и повседневной жизни.

Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Задачи обучения:

1) формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;

2) формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);

3) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

4) обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

5) воспитывать учащихся средствами данного предмета.



1.4. Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые предметные результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; календарно- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в т.ч. на к/р, пр/р, с/р, экскурсии и т.д., административные к/р (входной, полугодовой, промежуточная аттестация).

1.5. Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного под­хода, который обеспечивает формирование и развитие ком­муникативной, языковой и лингвистической (языковедчес­кой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использо­вания языка в жизненно важных для данного возраста сфе­рах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компе­тенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном яв­лении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогаще­ния словарного запаса и грамматического строя речи уча­щихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвис­тике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осозна­ние родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освое­ние норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнациональ­ного общения; способность объяснять значения слов с наци­онально-культурным компонентом.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

  • коммуникатив­ные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимо­действие со сверстниками и взрослыми; адекватно восприни­мать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского рече­вого этикета и др.);

  • познавательные универсальные учебные действия(формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказатель­ства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ­лять библиографический поиск, извлекать необходимую ин­формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, вы­бирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, системати­зировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

  • регулятивные универсальные учебные действия (ста­вить и адекватно формулировать цель деятельности, планиро­вать последовательность действий и при необходимости изме­нять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокор­рекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Направленность курса русского (родного) языка на фор­мирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделя­ются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуни­кативной компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

  • содержание, обеспечивающее формирование культуро­ведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на со­знательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функци­ональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отража­ющие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.


1.6. Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы

Чтобы пробудить у обучающихся интерес к урокам русского языка, к анализу речевого материала необходимо опираться на основные принципы, определяющие содержание и построение программы:

  1. Принцип системности обусловливает отбор, интерпретацию и организацию теоретических сведений.

  2. Принцип изоморфизма позволяет использовать одни и те же методы и приемы при изучении разноуровневых языковых единиц.

  3. Принцип интеграции языка и речи.

  4. Структурно-семантический принцип определяет многоаспектное освещение языковых единиц, учета формы, смысла, функции единиц языка.

  5. Принцип историзма позволяет связать прошлое с настоящим, показать источники обогащения словарного состава, объяснить многие фонетические явления.

  6. Функциональный принцип требует учета функций единиц языка при обучении речи.

  7. Принцип внимания к переходным явлениям заставляет размышлять над живыми языковыми процессами.

Изложенные принципы способствуют развитию мышления учащихся, их познавательной деятельности. Логические операции анализа и синтеза в практике преподавания проявляются в наблюдении над речевым материалом, в формировании умения производить разные виды анализа, обобщать выводы, аргументировать их.

В связи с этим в программе выделяются следующие разделы:

- «О языке и речи»

- «Повторение изученного в 5-6 классе»

- «Правописание и орфография»

- «Текст»

- «Функциональные разновидности языка»

- «Общие сведения о языке»

- «Язык и культура»

- «Культура речи»

- «Словообразование»

- «Лексикология»

- «Фразеология»

- «Синтаксис»

- «Морфология»

Раздел II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Обучающийся научится:

п о  ф о н е т и к е  и  г р а ф и к е: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом и использовать его знание при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях, в частности в работе со словарями;

п о  о р ф о э п и и: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем;

п о л е к с и ке  и  ф р а з е о л о г и и: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; группировать слова по тематическим группам; соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); пользоваться различными видами лингвистических словарей (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;

п о  м о р ф е м и к е  и  с л о в о о б р а з о в а н и ю: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; различать изученные способы словообразования; анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов;

п о  м о р ф о л о г и и: опознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, включая причастия и деепричастия) и их формы; анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи; употреблять формы слов изученных частей речи в соответствии с нормами современного литературного языка; применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач;

п о  с и н т а к с и с у: опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; применять синтаксические знания и умения в практике правописания;

п о  о р ф о г р а ф и и и п у н к т у а ц и и: соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.









Раздел III. Содержание учебного предмета

п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Содержание

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности



Глава 1. Что такое языковые семьи?

14

(в т.ч. Рр 1+ адм. к/р 1 + ВПМ 2)







О языке и речи

1


1

Русский язык - один из индоевропейских языков.

1

Русский язык как один из индоевропейских языков.

Урок «от­крытия» нового знания

Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков.


Система языка (повторение изученного в 5-6 классе)

5


2

Сильные и слабые позиции звуков

1

Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.

Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.

Сращение сочетания слов в слово.

Типичные способы образования слов разных частей речи.

Словообразовательные и морфемные словари русского языка

Урок общеметодологи­ческой направ­ленности, урок рефлексии

Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Опознавать морфемы и их варианты с чередованием гласных и согласных звуков; членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.

Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования слов различных частей речи; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определять род сложносокращённых слов.

Использовать морфемный, словообразовательный словари. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ

3

Виды морфем, способы словообразования

1




4

Сращение как способ словообразования. Переход из одной части речи в другую.

1




5

Именные части речи

1




6

Глагол и его формы

1




Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

2


7

ВПМ Правописание окончаний прилагательных и причастий

1

Орфографические правила, связанные правописанием окончаний прилагательных и причастий, суффиксов существительных

Урок рефлексии

Иметь представление об орфографии как о системе правил правописания слов и их морфем. Обладать орфографической зоркостью.

Корректно использовать орфографические правила, связанные правописанием окончаний прилагательных и причастий, суффиксов существительных. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

8

ВПМ Правописание суффиксов существительных

1




9

Входной контроль. Контрольная работа


1

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок развивающего контроля

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения грамматических заданий.

Осуществлять самопроверку.





10

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму и пунктограмму

Урок рефлексии

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения работы над ошибками.






Текст

1






11

Рр Беседа и спор

1

Спор как один из основных жанров разговорного языка, его особенности.

Урок «от­крытия» нового знания

Урок развития речи

Вести спор со сверстниками в соответствии с целью и ситуацией общения, нормами речевого этикета с использованием адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Участвовать в обсуждении (текстовый форум) с использованием возможностей Интернета.





Язык и культура. Культура речи.

1






12

Правила эффективного общения

1

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Урок «от­крытия» нового знания

Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.

Осознавать необходимость речевого самосовершенствования, значение родного языка в процессе получения школьного образования.





Повторение

2






13-14

Комплексное повторение материалов 1 главы

2

Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок рефлексии

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познава­тельная инициативность).

Применять методы информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения заданий.





Глава 2. Какие языки-предки были у русского языка?

21

(в т.ч. Рр 3+ к/р 1 + ВПМ 6)









О языке и речи

1








15

Происхождение русского языка



Происхождение русского языка

Урок «от­крытия» нового знания

Иметь представление о происхождении русского языка, об отечественных лингвистах







Система языка

7








16

Однозначные и многозначные слова. Группы слов в лексике языка

1

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса.

Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка.

Этимологические словари.

Фразеология. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами.

Фразеологические словари.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии

Урок «от­крытия» нового знания, урок общеметодологи­ческой направ­ленности

Овладеть основными понятиями лексикологии; знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.

Наблюдать за использованием устаревших слов и неологизмов в языке художественной литературы, разговорной речи. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей устаревших слов и использовать её в различных видах деятельности.

Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи







17

Группы слов в лексике языка.

1










18

Лексика исконная и заимствованная

1










19

Старославянизмы

1










20-21

Устаревшая лексика

2










22

Неологизмы

1










Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

6








23

ВПМ Правописание корней с чередованиями оро/ра, ере/ре, оло(еле), ла(ле)

1

Орфографические правила, связанные с правописанием двойных согласных, корней с чередованием, гласными после шипящих и Ц

Урок «от­крытия» нового знания, урок общеметодологи­ческой направ­ленности, уро рефлексии

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической зоркостью. Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова. Знать и корректно использовать орфографические правила.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем







24

ВПМ Двойные согласные

1











25

ВПМ Гласные после шипящих и Ц

1











26

Рр Свободное изложение (упр.59)

1

Создание письменных высказываний с
использованием выразительных средств языка
в соответствии
с коммуникативной задачей

Урок развития речи

Создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли).

Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.







27-28

Правописание Н и НН в разных частях речи

2

Орфографические правила, связанные с правописанием Н и НН в разных частях речи

Урок рефлексии, урок общеметодологи­ческой направ­ленности

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической зоркостью. Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова. Знать и корректно использовать орфографические правила.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем







29-30

Рр Сочинение на тему «Зимний сад» (упр.61)

2

Структура сочинения-описания.

Создание письменных высказываний с
использованием выразительных средств языка
в соответствии
с коммуникативной задачей

Урок развития речи

Создавать собственные тексты (описание по картине) с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли).

Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.







31

Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи

1

Орфографические правила, связанные с дефисным написанием самостоятельных частей речи

Урок рефлексии, урок общеметодологи­ческой направ­ленности

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической зоркостью. Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова. Знать и корректно использовать орфографические правила.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем







Текст

1








32

Рр Конспект

1

Основные виды информационной переработки текста: план (простой, сложный, тезисный), конспект. Особенности написания тезисов, конспекта.

Урок «от­крытия» нового знания

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде конспекта. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. Различать темы и подтемы текста. Создавать собственные тексты (конспект).



Язык и культура. Культура речи

1


33

Выразительные средства языка



Изобразительные средства языка художественной литературы. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, выразительности речевого общения.

Урок общеметодологи­ческой направленности

Осознавать необходимость речевого самосовершенствования, значение родного языка в процессе получения школьного образования.

Находить в текстах изученные изобразительные средства художественной литературы. Оценивать правильность и уместность употребления в речи выразительных средств языка; в случае необходимости корректировать речевые высказывания.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка







Повторение

1








34

Комплексное повторение материалов 2 главы

1

Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок рефлексии

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познава­тельная инициативность).

Применять методы информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения заданий.







35

Контрольная работа № 1

1

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок развивающего контроля

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения грамматических заданий.

Осуществлять самопроверку.



Глава 3. Какие языки-родственники есть у русского языка?

23

(в т.ч. Рр 5+ адм. к/р 1 + к/р 2 + ВПМ 8)







О языке и речи

1




36

Русский язык в кругу других славянских языков

1

Русский язык в кругу других славянских языков.

Урок «от­крытия» нового знания

Иметь элементарные представления о роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.




Система языка

6




37

Наречие как часть речи

1

Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.

Урок «от­крытия» нового знания, урок общеметодологи­ческой направ­ленности

Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Различать грамматические омонимы.



38

Словообразование наречий

1






39

Разряды наречий.

1






40

Степени сравнения наречий

1






41-42

Рр Контрольное изложение (упр.28)

2

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок развивающего контроля

Урок развития речи

Осуществлять информационную переработку текста. Выделять главную и избыточную информацию.

Создавать и корректировать текст. Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Осуществлять самопроверку.



43

Морфологический разбор наречия

1

Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении.

Урок «от­крытия» нового знания, урок общеметодологи­ческой направ­ленности

Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени.Различать слова категории состояния и наречия.Различать грамматические омонимы.



44

Слова категория состояния

1







45

Рр Сочинение (упр.39)

1

Структура сочинения-описания.

Создание письменных высказываний с
использованием выразительных средств языка
в соответствии
с коммуникативной задачей

Урок развития речи

Создавать собственные тексты (описание по картине) с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли).

Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

8




46

ВПМ Правописание букв после шипящих на конце наречий

1

Орфографические правила, связанные с правописанием букв после шипящих на конце наречий, правописание А и О на конце наречий, Н и НН в наречиях, НЕ с наречиями, дефис в наречиях, правописание отрицательных наречий, слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений

Урок «от­крытия» нового знания, урок общеметодологи­ческой направ­ленности

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической зоркостью. Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова. Знать и корректно использовать орфографические правила, связанные с правописанием наречий.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем



47

ВПМ Буква А и О на конце наречий

1







48-49

ВПМ Правописание Н и НН в наречиях

2







50

ВПМ Правописание НЕ с наречиями

1







51

ВПМ Правописание отрицательных наречий

1







52

ВПМ Дефис в наречиях

1







53

ВПМ Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.

1







Текст

2




54

Рр Использование наречий в текстах разных типов

1

Основные грамматические нормы русского литературного языка, использование наречий в текстах разных типов

Варианты норм

Урок «от­крытия» нового знания

Создавать собственные тексты (отзыв) с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.





55

Рр Отзыв

1






Культура речи

1




56

Употребление наречий в речи.

1

Употребление наречий в речи

Урок «от­крытия» нового знания

Осознавать необходимость речевого самосовершенствования, значение родного языка в процессе получения школьного образования.

Оценивать правильность и уместность употребления в речи изученных наречий; в случае необходимости корректировать речевые высказывания.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного язы



Повторение

1




57

Комплексное повторение материалов 3 главы

1

Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок рефлексии

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познава­тельная инициативность).

Применять методы информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения заданий.



58

Контрольная работа № 2

1

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок развивающего контроля

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения грамматических заданий.

Осуществлять самопроверку.



Глава 4. Как изменяются языки?

22

(в т.ч. Рр 2+к/р 1 + ВПМ 6)








О языке и речи

1




59

Изучение письменных памятников.

1

Изучение письменных памятников. Отражение в языке культуры истории народа.

Урок «от­крытия» нового знания



Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, проявлять уважение к истории, культурным и историческим памятникам, традициям страны.



Система языка

10




60

Предлог - служебная часть речи.

1

Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи.

Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды.

Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.)

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок «от­крытия» нового знания, урок общеметодологи­ческой направ­ленности, урок развивающего контроля

Различать предлог, союз, частицу.

Проводить морфологический анализ предлога.

Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи.

Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.

Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с производными предлогами.

Проводить морфологический анализ союза.

Распознавать союзы разных разрядов по значению и строению. Производить морфологический анализ частицы.

Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.

Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.

Определять грамматические особенности междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов.

Различать грамматические омонимы.

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения грамматических заданий.

Осуществлять самопроверку.



61

Группы предлогов

по структуре.

1








62

Полугодовая контрольная работа

1








63

Морфологический разбор предлога.

1








64

Союз – служебная часть речи.

1








65

Разряды союзов.

1








66

Морфологический разбор союза.

1








67

Частица - служебная часть речи.

1








68

Морфологический разбор частицы.

1








69

Междометие и звукоподражательные слова.

1








Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

6




70

ВПМ Правописание предлогов

1

Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание частиц не и ни со словами разных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц.

Урок «от­крытия» нового знания, урок общеметодологи­ческой направ­ленности

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической зоркостью. Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова. Знать и корректно использовать орфографические правила, связанные с правописанием служебных частей речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем



71

ВПМ Правописание союзов

1








72-73

ВПМ Правописание частиц НЕ и НИ

2








74

ВПМ Раздельное и дефисное написание частиц

1








75

ВПМ Правописание междометий

1








76

Контрольная работа № 2

1

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок развивающего контроля

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения грамматических заданий.

Осуществлять самопроверку.



Текст

2




77

Рр Служебные части речи как средство связи в предложений в тексте

1

Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста

Урок «от­крытия» нового знания

Создавать собственные тексты (статья) с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов. Использовать средства связи предложений и частей текста в собственных устных и письменных текстах



78

Рр Статья

1








Язык и культура. Культура речи

1




79

Стилистическая роль служебных частей речи

1

Стилистическая роль служебных частей речи

Урок «от­крытия» нового знания

Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. Наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.



Повторение

1




80

Комплексное повторение материалов 4 главы

1

Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок рефлексии

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познава­тельная инициативность).

Применять методы информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения заданий.



Глава 5. Как появился русский литературный язык?

20

(в т.ч. Рр 2+ к/р 1+ ВПМ 6)








О языке и речи

1




81

Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка

1

Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка.

Урок «от­крытия» нового знания

Иметь элементарные представления о роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.




Система языка

7




82

Словосочетание как единица синтаксиса.

1

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения. Виды и средства синтаксической связи. Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Урок «от­крытия» нового знания, урок общеметодологи­ческой направ­ленности

Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.



83

Грамматическое значение словосочетаний.

1







84

Виды подчинительной связи в словосочетании. Согласование

1







85

Управление

1







86

Примыкание

1







87

Схема словосочетания.

1







88

Нечленимые словосочетания.

1







Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

6




89

ВПМ Употребление прописных и строчных букв

1

Орфографические правила, связанные с употреблением прописных и строчных букв, суффиксов глаголов и глагольных форм

Урок рефлексии, урок общеметодологи­ческой направ­ленности

Иметь представление об орфографии как о системе правил правописания слов и их морфем. Обладать орфографической зоркостью.

Опираться на морфологический разбор при выборе правильного написания суффиксов глаголов и глагольных форм.

Корректно использовать орфографические правила, связанные с употреблением прописных и строчных букв. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем



90

ВПМ Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм

1








91

ВПМ Глаголы с суффиксами –ова-//-ева-, -ыва-//-ива-, -ва

1








92-94

ВПМ Суффиксы причастий

3








95

Рр Изложение (упр.52)

1

Создание письменных высказываний с
использованием выразительных средств языка
в соответствии
с коммуникативной задачей

Урок развития речи

Создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли).

Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Текст

1




96

Рр Деловые бумаги: расписка.

1

Жанры официально-делового стиля: расписка, её особенности.

Урок «от­крытия» нового знания

Урок развития речи

Выявлять стилистические особенности и языковые средства официально-делового стиля речи на примере расписки.



Язык и культура. Культура речи

1




97

Синтаксические нормы: употребление словосочетаний

1

Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.

Урок «от­крытия» нового знания

Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.



Повторение

2








98-99

Комплексное повторение материалов 5 главы

2

Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок рефлексии

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познава­тельная инициативность).

Применять методы информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения заданий.



100

Контрольная работа № 3

1

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок развивающего контроля

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения грамматических заданий.

Осуществлять самопроверку.



Глава 6. Как связаны история народа и история языка?

23

(в т.ч. Рр 3+ к/р 4 + ВПМ 4)








О языке и речи

1




101

Исторические изменения в лексике русского языка

1

Исторические изменения в лексике русского языка. Основные причины появления устаревших слов в процессе развития языка. Этимологические словари.

Урок «от­крытия» нового знания

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, проявлять уважение к истории, культурным и историческим памятникам, традициям страны. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей устаревших слов и использовать её в различных видах деятельности.



Система языка

12




102

Предложение - основная единица языка.

1

Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Интонация, её функции. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения.

Урок «от­крытия» нового знания, урок общеметодологи­ческой направ­ленности, урок рефлексии

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные.

Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.

Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные



103

Виды предложений по цели высказывания.

1







104

Виды предложений по эмоциональной окраске.

1







105

Простое двусоставное предложение.

1







106

Подлежащее двусоставного предложения.

1







107

Типы сказуемого простого двусоставного предложения.

1







108

Простое глагольное сказуемое.

1







109

ВПР

1







110

Составное глагольное сказуемое.

2







111-112

Составное именное сказуемое

2







Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

4




113

ВПМ Знаки пунктуации

1

Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении.

Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении: знаки законченности/незаконченности высказывания.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире в неполном предложении

Урок «от­крытия» нового знания, урок общеметодологи­ческой направ­ленности, урок рефлексии

Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.

Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем



114-115

ВПМ Тире между подлежащим и сказуемым

2







116

ВПМ Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым

1







Текст

3




117

Рр Цитирование в тексте

1

Цитирование в тексте, виды цитирования

Урок «от­крытия» нового знания

Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения.



118-119

Рр Контрольное сочинение (упр.59)

2

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок развивающего контроля

Урок развития речи

Создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли).

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Осуществлять самопроверку.



Язык и культура. Культура речи

1




120

Выбор формы сказуемого в предложении

1

Выбор формы сказуемого в предложении. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

Урок «от­крытия» нового знания

Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом; определения с определяемыми словами; использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого.



Повторение

1




121

Комплексное повторение материалов 5 главы

1

Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок рефлексии

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познава­тельная инициативность).

Применять методы информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения заданий.



46

Контрольный работа № 4

1

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок развивающего контроля

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения грамматических заданий.

Осуществлять самопроверку.



Глава 7. Как лингвисты изучают историю языка?

18

(в т.ч. Рр 1+ адм. к/р 1 + ВПМ 2)








О языке и речи

1




123

Историческая лингвистика

1

Выдающиеся отечественные лингвисты. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Урок «от­крытия» нового знания

Иметь элементарные представления о роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Иметь представление об отечественных лингвистах



Система языка

9




124

Нераспространенные и распространенные предложения

1

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения.

Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные.

Урок «от­крытия» нового знания, урок общеметодологи­ческой направ­ленности, урок рефлексии

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

Опознавать (находить) второстепенные члены предложения и дифференцировать их.

Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Определять виды второстепенных членов предложения и способы их выражения.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.

Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные



125

Дополнение

1







126-127

Определение

2







128-129

Приложение

2







130-131

Обстоятельство

2







49

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок развивающего контроля

Владеть письменной фор­мой речи в соответствии с грамматическими, орфографическими и синтаксическими нормами родного языка.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения заданий.

Осуществлять самопроверку.



Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

2




133-134

Дефисное и раздельное написание приложений

2

Правила, связанные с дефисным и раздельным написанием приложений

Урок «от­крытия» нового знания, урок общеметодологи­ческой направ­ленности



Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем



Текст

1




135

Рр Способы связи предложений в тексте

1

Способы связи предложений в тексте. Смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста.

Урок «от­крытия» нового знания

Определять способы развития темы в тексте; виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста.



Язык и культура. Культура речи

1




136

Синтаксические нормы управления и согласования



Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.

Урок «от­крытия» нового знания

Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. Согласование зависимого слова с главным



Повторение

4




137-138

Комплексное повторение материалов 7 главы

2

Определение уровня усвоения учащимися изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Урок рефлексии

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познава­тельная инициативность).

Применять методы информа­ционного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе выполнения заданий.



139-140

Повторение изученного в 7 классе

2




















Раздел IV. Календарно- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в т.ч. на к/р, пр/р, с/р, экскурсии и т.д., административные к/р (входной, полугодовой, промежуточная аттестация)

п/п

Тема урока




Количество часов

Дата план

Дата факт

Глава 1. Что такое языковые семьи?

14 (в т.ч. Рр 1+ адм. к/р 1 + ВПМ 2)



О языке и речи

1



1

Русский язык – один из индоевропейских языков

1

1


Система языка (повторение изученного в 5-6 классах)

5



2

Сильные и слабые позиции звуков

1

1


3

Виды морфем, способы словообразования

1

1


4

Сращение как способ словообразования. Переход из одной части речи в другую.

1

1


5

Именные части речи

1

2


6

Глагол и его формы

1

2


Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

2



7

ВПМ Правописание окончаний прилагательных и причастий

1

2


8

ВПМ Правописание суффиксов существительных

1

2


9

Входной контроль. Тест

1

3


10

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

3


Текст

1



11

Рр Беседа и спор

1

3


Язык и культура. Культура речи

1



12

Правила эффективного общения

1

3


Повторение

2



13-14

Комплексное повторение материалов 1 главы

2

4


Глава 2. Какие языки-предки были у русского языка?

21 (в т.ч. Рр 4+ к/р 1 + ВПМ 6)



О языке и речи

1



15

Происхождение русского языка

1

4


Система языка

7



16

Однозначные и многозначные слова. Группы слов в лексике языка

1

4


17

Группы слов в лексике языка.

1

5


18

Лексика исконная и заимствованная

1

5


19

Старославянизмы

1

5


20-21

Устаревшая лексика

2

6


22

Неологизмы

1

6


Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

6



23

ВПМ Правописание корней с чередованиями оро/ра, ере/ре, оло(еле), ла(ле)

1

6


24

ВПМ Двойные согласные

1

6


25

ВПМ Гласные после шипящих и ц

1

7


26

Рр Свободное изложение (упр.59)

1

7


27-28

ВПМ Правописание Н и НН в разных частях речи

2

7


29-30

Рр Сочинение на тему «Зимний сад» (упр.61)

2

8


31

ВПМ Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи

1

8


Текст

1



32

Рр Конспект

1

8


Язык и культура. Культура речи

1



33

Выразительные средства языка

1

9


Повторение

2



34

Комплексное повторение материалов 2 главы

1

9


35

Контрольная работа №1

1

9


Глава 3. Какие языки-родственники есть у русского языка?

23 (в т.ч. Рр 5+ к/р 2 + ВПМ 8)



О языке и речи

1



36

Русский язык в кругу других славянских языков.

1

9


Система языка

9



37

Наречие как часть речи

1

10


38

Словообразование наречий

1

10


39

Разряды наречий.

1

10


40

Степени сравнения наречий

1

10


41-42

Рр Контрольное изложение (упр.28)

2

11


43

Морфологический разбор наречия

1

11


44

Слова категория состояния

1

11


45

Рр Сочинение (упр.39)

1

12


Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

8



46

ВПМ Правописание букв после шипящих на конце наречий

1

12


47

ВПМ Буква А и О на конце наречий

1

12


48-49

ВПМ Правописание Н и НН в наречиях

2

12-13


50

ВПМ Правописание НЕ с наречиями

1

13


51

ВПМ Правописание отрицательных наречий

1

13


52

ВПМ Дефис в наречиях

1

13


53

ВПМ Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.

1

14


Текст

2



54

Рр Использование наречий в текстах разных типов

1

14


55

Рр Отзыв

1

14


Культура речи

1



56

Употребление наречий в речи.

1

14


Повторение

2



57

Комплексное повторение материалов 3 главы

1

15


58

Контрольная работа №2

1

15


Глава 4. Как изменяются языки?

22 (в т.ч. Рр 2+ к/р 2 + ВПМ 6)



О языке и речи

1



59

Изучение письменных памятников

1

15


Система языка

10



60

Предлог - служебная часть речи.

1

15


61

Группы предлогов по структуре.

1

16


62

Полугодовая контрольная работа

1

16


63

Морфологический разбор предлога.

1

16


64

Союз – служебная часть речи.

1

16


65

Разряды союзов.

1

17


66

Морфологический разбор союза.

1

17


67

Частица - служебная часть речи.

1

17


68

Морфологический разбор частицы.

1

17


69

Междометие и звукоподражательные слова.

1

18


Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

6



70

ВПМ Правописание предлогов

1

18


71

ВПМ Правописание союзов

1

18


72-73

ВПМ Правописание частиц НЕ и НИ

2

18-19


74

ВПМ Раздельное и дефисное написание частиц

1

19


75

ВПМ Правописание междометий

1

19


76

Контрольная работа №3

1

19


Текст

2



77

Рр Служебные части речи как средство связи в предложений в тексте

1

20


78

Рр Статья

1

20


Язык культура. Культура речи

1



79

Стилистическая роль служебных частей речи

1

20


Повторение

1



80

Комплексное повторение материалов 4 главы

1

20


Глава 5. Как появился русский литературный язык?

20 (в т.ч. Рр 2+ к/р 1 + ВПМ 6)



О языке и речи

1



81

Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка

1

21


Система языка

9



82

Словосочетание как единица синтаксиса.

1

21


83

Грамматическое значение словосочетаний.

1

21


84

Виды подчинительной связи в словосочетании. Согласование

1

21


85

Управление

1

22


86

Примыкание

1

22


87

Схема словосочетания.

1

22


88

Нечленимые словосочетания.

1

22


Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

6



89

ВПМ Употребление прописных и строчных букв

1

23


90

ВПМ Правописание суффиксов глаголов и глагольных форм

1

23


91

ВПМ Глаголы с суффиксами –ова-//-ева-, -ыва-//-ива-, -ва

1

23


92-94

ВПМ Суффиксы причастий

3

23-24


95

Рр Изложение (упр.52)

1

24


Текст

1



96

Рр Деловые бумаги: расписка.

1

24


Язык и культура. Культура речи

1



97

Синтаксические нормы: употребление словосочетаний

1

25


Повторение

2



98-99

Комплексное повторение материалов 5 главы

2

25


100

Контрольная работа № 3

1

25


Глава 6. Как связаны история народа и история языка?

22 (в т.ч. Рр 3+ к/р 3 + ВПМ 4)



О языке и речи

1



101

Исторические изменения в лексике русского языка

1

26


Система языка

11



102

Предложение - основная единица языка.

1

26


103

Виды предложений по цели высказывания.

1

26


104

Виды предложений по эмоциональной окраске.

1

26


105

Простое двусоставное предложение.

1

27


106

Подлежащее двусоставного предложения.

1

27


107

Типы сказуемого простого двусоставного предложения.

1

27


108

Простое глагольное сказуемое.

1

27


109

ВПР

1

28


110

Составное глагольное сказуемое.

1

28


111-112

Составное именное сказуемое

2

28


Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

4



113

ВПМ Знаки пунктуации

1

29


114-115

ВПМ Тире между подлежащим и сказуемым

2

29


116

ВПМ Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым

1

29


Текст

2



117

Рр Цитирование в тексте

1

30


118-119

Рр Контрольное сочинение (упр.59)

2

30


Культура речи

1



120

Выбор формы сказуемого в предложении

1

30


Повторение

3



121

Комплексное повторение материалов 5 главы

1

31


122

Контрольная работа № 4

1

31


Глава 7. Как лингвисты изучают историю языка?

18 (в т.ч. Рр 1 + адм. к/р 1 + ВПМ 2)



О языке и речи

1



123

Историческая лингвистика

1

31


Система языка

9



124

Нераспространенные и распространенные предложения

1

31


125

Дополнение

1

32


126-127

Определение

2

32


128-129

Приложение

2

32-33


130-131

Обстоятельство

2

33


132

Промежуточная аттестация. Тест

1

33


Внутрипредметный модуль «Секреты грамотности»

2



133-134

ВПМ Дефисное и раздельное написание приложений

2

34


Текст

1



135

Рр Способы связи предложений в тексте

1

34


Культура речи

1



136

Синтаксические нормы управления и согласования

1

34


Повторение

4



137-138

Комплексное повторение материалов 7 главы

2

35


139-140

Повторение изученного в 7 классе

2

35














Перечень учебно-методических средств обучения:

Для ученика (обучающегося)

Обязательная

  1. Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ под. ред. А.Д. Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2017.

Дополнительная

  • Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

  • Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985

  • Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь

Для учителя (преподавателя)

Обязательная

  • Федеральный государственный образователь­ный стандарт основного общего образования. М.: Про­свещение, 2010.

  • Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/под. ред. А.Д. Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2017.

  • Савчук Л.О. Русский язык: 5-9 классы общеобразовательных организаций: программа/Л.О. Савчук; под ред. Е.Я. Шмелёвой. – М. Вентана-Граф, 2014.


Дополнительная

  • Контрольно-измерителные материалы. Русский язык. 7 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М.:ВАКО, 2017.

  • Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

  • Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой.

  • Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.

  • Халабалджах И.М. Русский язык. 7 класс: планы-конспекты. – Ростов н/Д: Феникс, 2015

Мультимедийные пособия.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– Диск. Виртуальная школа КМ. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8 класс

Электронные образовательные ресурсы

  • http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  • http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

  • http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

  • http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

  • http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

  • http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  • http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  • http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

  • Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

  • Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

  • Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

  • Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

  • Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

  • Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

  • Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

  • Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

  • Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

  • Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

  • Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

  • Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

  • Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

  • Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

  • Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

  • Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

  • Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

  • Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

  • Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

  • Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

  • Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

  • Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

  • Русское слово http://www.rusword.com.ua

  • Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

  • Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

  • Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!