СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык открытый урок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок открытия нового материала

Просмотр содержимого документа
«Русский язык открытый урок»

Конспект урока

Предмет : русский язык

Учитель : Тарасенко Альбина Григорьевна

Тема урока : Правописание приставок на з-с

Класс : 5

Учебник : « Русский язык» 5 класс ( авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и другие )

Тип урока : изучение нового материала

Цели урока: освоение способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок

Задачи урока:

- обучающая: определить способ действия при выборе з-с на конце приставок;

отрабатывать навык определения согласных по звонкости- глухости, навык выделения приставки слова

отрабатывать умение отличать слова с приставками з-с от слов с приставками единообразного написания и слов , где з является частью корня

- развивающая : развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; обозначать её графически ,объяснять правописание; развивать внимание и орфографическую зоркость

- воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, ориентировать на здоровый образ жизни


Планируемые результаты:

Предметные: формировать навык определения способа действия при написании приставок на –з-с, развивать орфографическую зоркость;

Метапредметные:

регулятивные: уметь формулировать тему урока,ставить цели, проводить самопроверку;

познавательные : осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно- следственные связи

коммуникативные : развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли ; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе: отвечать на вопросы, слушать и слышать , формулировать,высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные: развивать творческие способности, способствовать развитию и обогащению речи, воспитывать уважительное отношение к окружающим, прививать интерес к предмету

Понятия: приставка, глухой - звонкий согласный

Методы обучения: проблемно- поисковый, дифференцированный подход, работа в парах, в группе

Вид используемых ИКТ: презентация, компьютер, проектор

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес к русскому языку, расширить познавательные потребности обучаемых


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика


1

Организационный

1

Приветствует уч-ся, настраивает на рабочую обстановку в классе, проверяет готовность к уроку

Самоорганизация

2

Актуализация знаний

3



















































2

- Ребята, вы любите рисовать? Посмотрите на нарисованный на доске круг. Сейчас мы будем рисовать лицо “грамматического человека”. А чтобы его нарисовать, давайте вспомним, из каких морфем состоят слова, как обозначаются части слова на письме, т.е. повторим правила, а лицо человека “примет” определённое выражение. Ваша задача: нарисовать графические обозначения морфем в круге.

- Из каких морфем состоит слово?

- Что такое окончание? Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.

- Часть слова без окончания, называется…? (Основа) Нарисуйте над глазом чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем основу.

- Какая часть в слове самая главная?  (Корень) Напомните нам правило. Обозначьте рот в виде корня.



- Что такое суффикс? Обозначьте  значком суффикса   правый глаз.

- А что такое приставка? Обозначьте  значком приставки нос.

Какой замечательный у нас получился грамматический человечек!

Сегодня на уроке мы будем работать в рабочих листах. Каждое задание в нём будет оцениваться баллами. В конце урока мы посчитаем баллы, и вы узнаете, какую отметку получите за урок. Подпишите его.

-Мы уже с вами знаем неизменяемые приставки. Давайте вспомним их.

(Слайд №3)

Задание 1: ваша задача – выделить только неизменяемую приставку в словах. Здесь не все слова с неизменяемыми приставками.





Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока, молодцы.

А теперь давайте поиграем, но сначала давайте вспомним парные согласные по глухости- звонкости. (Слайд №5) Игра «Подскажи словечко» :заменить начальный согласный парным ему глухим или звонким согласным

Дом-том, балка-палка, тело-дело, плеск-блеск, кости-гости, шар-жар, злой-слой, влага-фляга

Молодцы- справились с заданием

Да













Называют морфемы : окончание, основа, корень, приставка, суффикс

Дают определение: значимая часть слова, которая образует формы слова



Заканчивают правило





Дают определение : корень-главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов


Дают определение: суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов

Дают определение: приставка- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов





















Называют неизменяемые приставки




Рабочий лист:

заработать, потерять, проводит, надписать, наберёшься, бе(с,з)думный, бе(с,з)сердечный, переделка, выбежать, обсушить, взлететь, сбить, дозвониться, подставить

Самопроверка работ.

(Слайд №4)


Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с


Называют пары согласных по глухости - звонкости







Подбирают пару










3

Проблемное обучение нового материала

10

Давайте вернёмся к 1 заданию. В каких словах в 1 задании вы не выделили приставки? Бездумный ,бессердечный

(Слайд №6)

Чтобы ответить на вопрос, какую букву надо написать на конце приставки, предлагаю послушать сказку.

В некотором царстве, орфографическом государстве,
жили-были согласные, звонкие и глухие.
Дружно жили, не тужили. Но однажды …
Заспорили звонкий З и глухой С…
Кто главней?
Кому стоять на конце этих приставок?
З кричал, что звучит сильнее,
С убеждал, что без него тоже не обойтись.
Дело чуть не дошло до драки…
А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!
Кто-то посоветовал обратиться к мудрецу, который всё на свете знал и даже писал правила
для жителей государства.

Выслушал их мудрец и дал совет… Как вы думаете, какой совет дал мудрец?

Повелел мудрец с той поры звонкому З стоять в словах перед звонкими согласными, а глухому С – перед глухими, тогда снова наступит мир и лад в государстве. Послушали умного совета жители государства и поныне живут дружно, следуя правилу.

Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок!

-Итак, как мы назовём тему нашего сегодняшнего урока?

-  Исходя из темы, назовите цели урока.






.



А правильно ли мы сформулировали правило?

Откройте учебник на стр.30 и прочтите правило. Верно мы его сформулировали? Посмотрите, какие могут быть приставки на з-с . Давайте прочитаем их. Обратите внимание, как на письме выделяется эта орфограмма. (Слайд №7)

Учёные называют эти приставки хитрыми, говорят, что они умеют приспосабливаться. Например, приставка \раз\ может превратиться в \рас\.















Слушают сказку


















Объясняют, какие буквы пишем на конце приставок



Учащиеся самостоятельно формулируют правило- написание приставок на з-с









Называют тему урока : буквы з-с на конце приставок

Формулируют цели урока: 1.научиться определять, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с,

2. научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм, графически обозначать изученную орфограмму



Работа с учебником


4






5

Первичное закрепление знаний





Физминутка

5







2

А сейчас вам предстоит выполнить задание 2 на рабочем листе : распределите в 2 колонки слова с приставками на –з-с (Слайды №7,8)

Настало время немного отдохнуть. Я читаю пословицы. Если в предложении есть слово с при ставкой З поднимаем руки вверх, а если с приставкой С- хлопаем в ладоши

1.Безмерная хвала чести вредит.
2.Горько не вечно, а сладко не бесконечно.
3.Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
4.Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.
5.Раздружится друг – хуже недруга.
6.Беспечальному сон сладок.

(Слайд №10)

Взаимопроверка, оценивание


(Слайд №9)








Выполняют зарядку.

6

Работа со словарём

4

А сейчас мы поработаем со словарными словами, которые помещены в рамках на стр.30-31и запишем их в словарь

(Слайд №11)

Читают слова, записывают в словарь

7

Творческий диктант

5-8

Сейчас я предлагаю вам поработать в группе. Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределите их в два столбика: без-, бес-


1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)


Работают в группе, читают слова.

8

Исправляем ошибки

5

Ребята, сейчас я предлагаю вам побывать в роли учителя . У вас на рабочем листе

(Задание 3) словарный диктант ученика, который не знает правило написания приставок на з-с. Проверьте, пожалуйста, его работу и исправьте ошибки. (Слайды 12, 13)

Работают с текстом, исправляют ошибки.

Взаимопроверка.

9

Рефлексия

1

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?( Слайд №14)

Закончи предложение:

а) «Буква З пишется на конце приставок, если…»

б) «Буква С пишется на конце приставок, если …»



10

Домашнее задание

1

Слайд №15

Рабочий лист (зад.5), пар.83,правило, упр.443

СМАЙЛИКИ!!!!!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!