Тема: «Русский язык-один из развитых языков мира»
Развивающие: познакомить учащихся с содержанием и структурой учебного пособия; познакомить с понятием «развитой язык»
Образовательные: учить составлять план лекции учителя; закрепить понятие о том, что язык является важнейшим средством человеческого общения;
Воспитательные: формировать бережное отношение к родному языку как средству общения, обращая внимание на его богатство, образность, выразительность.
Орг. Момент
Приветствие. Поздравление с началом учебного года
Слово учителя
Знакомство с учебником
Давайте возьмем в руки наши новые и красивые учебники и посмотрим на них внимательно: что мы увидим? (обложка та же, на форзаце учебника правила, которые мы с вами изучали в прошлом году. На странице №3 мы видим «условные обозначения». Как вы понимаете это выражение?
Авторы учебника договорились с нами об использовании специальных значков(видим, кубик-рубик, значит это задание над которым нужно подумать немного подольше, т.к оно сложнее.
Дальше мы видим наши любимые цифры над словами 1-5, что это значит?
(Вспоминаем виды разборов. Напоминаю ребятам, что выполнять разборы нужно всегда)
Основная часть
1.На доске записана цитата К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Ребята, как вы понимаете это высказывание? Как называют человека, любящего Родину?
2. Давайте откроем с. 4 и посмотрим на словосочетания в рамочке.
Развитый ребенок и развитой язык. Слова похожи, но есть и различия.
Давайте найдем в толковом словаре значение слова развитой.
(Один из учеников находит значение слова с помощью словаря Ожегова)
1. Достигший высокой степени развития. Развитая промышленность. 2. Духовно зрелый, просвещенный и культурный. Развитой юноша.
Развитый ребенок (переходящий от одного уровня к другому)
3. Работа с учебником с. 4 упр. 1
Читаем текст. Устно выполняем задание (если дети устали работать устно, можно записать ответ на вопрос в тетрадь)
Чтение выразительное на оценку.
4. Общение всегда происходит по-разному, в разных ситуациях
Так ли это? Давайте проверим!
Важно ли кто говорит, что говорит, как говорит, кому говорит???
Разберем это на следующих примерах. (На доске тексты в форме диалогов) Разбираем их вместе с классом
- Мама, помоги мне, пожалуйста, собрать материал для презентации по биологии!
- Я устала, дочь. Давай завтра.
-Мама, мне очень нужна твоя помощь. Завтра я уже должна выступать!
- Хорошо. Я отдохну немного и помогу тебе.
- Спасибо, мама!
- Эй, ты! Подвинься, дай пройти!
- Повежливее мальчик!
- А где тут кабинет математики, слышь!
- Не знаю.
Почему? Зачем? Кто? Что? Как? Где? Когда? Кому? (схему разбираем и фиксируем в тетрадях)
5. Вспомним что речь бывает устной и письменной.
С. 11 упр. 12 по заданию
Рефлексия. Подведение итогов
Давайте, поведем итоги нашего урока. О чем мы сегодня говорили?
(Язык. Язык развитой. Почему? Язык-основное средство общения. Компоненты речевой ситуации. От чего зависит успешность/не успешность общения?
Домашнее задание. С. 5 упр. 3 (Списать высказывание. Устно подготовить рассуждение).
Выставление отметок
4