СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык- национальный язык русского народа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык- национальный язык русского народа»

9 кл Тема: Русский язык- национальный язык русского народа 

Цели урока: 1) формировать представление о русском языке как о национальном языке русского народа и национальной ценности;

 2) расширить и углубить представления учащихся о значении русского национального языка;

3) обобщить, систематизировать знания, учебно-языковые умения и навыки по теме.

Эпиграф к уроку:

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н.Толстой)

Бессмертие народа – в его языке. (Ч. Айтматов)

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. (М. А. Шолохов)

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает " до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. ( К.Г.Паустовский)

Ход урока:

І. Организационный этап. ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Слово учителя.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.

Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно‑сложная Вселенная. Через слово он впервые узнает о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза. В звучном слове сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. Раскрывается огромный мир звездных пространств; зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов.

Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку.

Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами Родины крылатая песня. Песня – это язык.

На черной доске аудитории резко белеет строгая формула математики.

Эта формула – тоже язык!

Из всех орудий язык – самое удивительное и сложное. Решив лингвистическую задачу, вы определите роль языка в жизни человека.

1. Упражнение. Из данных слов составьте предложения.

Язык, человеческий, общение, является, инструмент. С, на, язык, помощь, воздействуют, мысли, чувства, поведение, друг друга, люди.

( Ответ. Язык является инструментом человеческого общения. С помощью языка люди воздействуют на мысли, чувства, поведение друг друга.)

2. Беседа:

  • Как вы понимаете выражение «Русский язык – национальный язык русского народа»?

  • Дайте определение национального языка.

  • Что, по-вашему, влияет на развитие языка?

3. Запись в тетрадь

Лексическая работа.

Национальный Язык — это язык, на котором говорит исторически сложившийся коллектив людей, проживающих на общей территории, связанных общей экономикой, культурой, особенностями быта. Национальный язык включает в себя не только литературный (т. е. нормированный) язык, но и диалекты, просторечие, жаргоны, профессионализмы .

4. Формулировка и запись темы урока в тетрадь: Русский язык как национальное достояние русского народа.

- Так о чем же мы будем говорить сегодня? Какую проблему решать?

- Русский народ шел своим великим историческим путем век за веком. Как ни менялось его лицо, лицо многомиллионного народа, он оставался самим собой и при Владимире Киевском, и при Иване IV, и во дни 1812 года, и в наши величайшие в истории годы. Что же скрепляло его единство? Что такое живет в этих долгих веках неистребимое, что заставляет нас чувствовать своим братом и соплеменником и сурового воина Святослава, и мудрого летописца Нестора, и славного флотоводца Ушакова? (ответы учащихся)

Я думаю, мы не ошибемся, если ответим: русский язык! Он прожил долгие, очень долгие столетия. Он менялся из года в год, из века в век, и все же за тысячелетия остался тем же русским языком. Да, тем же самым! На этом языке – русском! – семьсот пятьдесят лет назад прозвучали величавые, дышащие прекрасной поэзией и глубоким патриотизмом слова Игоря‑князя, призывавшего своих «кметей»‑воинов к защите Родины:

«Братие и дружино! Луце же потяту быти, неже полонену быти!», то есть легче претерпеть смерть в бою за Русь, чем быть взятым в плен ее врагами.

Этот же язык гремит боевой трубой в знаменитом обращении Петра I в день Полтавской битвы: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе…»

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

- Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Как вы думаете, созвучны ли данные слова с темой урока?

2. Задание

- используя эпиграф, пословицы и поговорки, докажите, что с помощью языка люди воздействуют на мысли, чувства, поведение друг друга. Запишите ответ в тетрадь. -Ответы учащихся

3. Слово учителя.

Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться — учиться упорно и терпеливо. Писатель А . Н . Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей»,— сказал Максим Горький.

Берегите и любите слово, ведь с него начинается русский язык.

Игра «Найди продолжение»

Человеческое слово

хорошо и слушать.

Хорошую речь

стрелы острее.

Пулей попадёшь в одного,

слово народы поднимает.

Ветер горы разрушает,

мёртвой буквы

Живое слово дороже

а метким словом — в тысячу.

(Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а метким словом — в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мёртвой буквы)

5. Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон».

- Сформулируйте доказательства, подтверждающие и, наоборот, опровергающие суждение: Судьба родного языка зависит от каждого из нас.

6. Задание: составьте несколько полезных советов для тех, кто хочет лучше владеть родным языком

 

- Помните, что секрет успеха в работе по русскому языку прост: любите и изучайте родной язык. Любить язык— значит пытаться разгадать его многочисленные тайны, чувствовать удивительную красоту русской речи, стремиться овладеть несметными сокровищами русского языка, беречь его и гордиться им. Изучать родной язык — значит постигать его законы, секреты, учиться максимально использовать полученные знания о языковых явлениях в своей собственной речевой практике.

- Имейте в виду, что хорошее знание языка выражается не в том, сколько определений и правил вы выучите наизусть. Знать язык— значит умело владеть им в разных речевых ситуациях.

  • Русский язык — это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Известный писатель К.Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

- Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамматических правил, размышляйте над значением слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть каждого предложения. Помните, что поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, словосочетаниях, предложениях и свою природу, и свою историю, и поэзию, и отношение к жизни…

VI. Рефлексия:

1. Какова тема нашего сегодняшнего урока?

2. Что нового вы узнали на уроке?

3. Что надо делать, чтобы быть грамотным человеком?

V. Домашнее задание

Объясните смысл пословицы: «Говорить не думая, что стрелять, не целясь».

Урок закончен. До свидания!













 




 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!