СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Русский язык на " отлично"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«" Русский язык на " отлично"»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня обучение русскому отличается повышенным вниманием учителей к речевой подготовке школьников. Это понятно, что примерно 70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет – иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и её созданием.

Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.

Механизм порождения связной письменной речи достаточно сложен и требует от пишущего и читающего комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно, поэтапно. Они складываются и совершенствуются только в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения. Развивая речь учащихся, школа ориентируется на чётко определённые характеристики речи. Нарушение точности речи наблюдается в основном из-за недостаточного знания особенностей русского языка, чаще всего неверной сочетаемости слов.

Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 класс, имеют неустойчивую грамотность. И дело не только в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. На протяжении нескольких веков изложение остаётся одним из самых распространённых видов работы, без изложения невозможно представить систему занятий по развитию связной речи в школе. Это один из эффективных приёмов, который используется не только для развития речи, но и определения уровня речевого развития человека.

Новая форма экзамена позволяет оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией. Содержание экзаменационной работы ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

  • извлекать информацию при аудировании и чтении; адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;

  • создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свёрнутости;

  • соблюдать в практике письма основные языковые нормы ( лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические)

С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь ориентироваться, выбирать главное..

Главная задача сжатого изложения – научить детей кратко, в обобщённой форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Вторая часть экзаменационной работы содержит тестовые задания с выбором ответа, целью которых является выявление уровня сформированности практических умений извлекать информацию из прочитанного текста, а также задания , направленные на проверку ряда специальных лингвистических и языковых умений: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения их уместности, целесообразности, выразительности. Каждое из заданий направлено на выявление определённой языковой компетентности учащегося:

  • адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения;

  • понимание текста как продукта речевой деятельности, его смысловой и композиционной ценности;

  • извлечение информации из различных источников;

  • умение определять лексическое значение слова и производить лексический анализ слова;

  • знание выразительных средств русской речи.

Задания теста охватывают все разделы школьного курса. Учителю необходимо знакомить детей с видами тестов в течение всего периода обучения языку, давать необходимые рекомендации по выполнению заданий. Необходимо планомерно готовить детей.

Но одно из самых сложных заданий – написание сочинения-рассуждения. Выпускникам необходимо не только продемонстрировать теоретические знания одного из разделов лингвистики, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – рассуждению. Важная роль отводится при этом умению выпускника аргументировать свои мысли, основываясь на прочитанном тексте.

Рабочая программа рассчитана на углубленное изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5 -9 кл . Авторы -составители: В.В.Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др., М., Дрофа., 2019г., стр 10 – 18.

Рабочая программа по курсу «Русский язык на «отлично» для 9 класса рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю).


Цели и задачи изучения курса «Русский язык на «отлично».

Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи курса:

1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.

3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.

4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.

5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

7. Апробировать разработанные для сдачи ОГЭ КИМы.


Актуальность программы:

Данный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Программа предметного курса помогает учителю успешно подготовить учащихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку.

Формы работы: практикумы, сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет

Основные методы и приёмы работы: 

- беседа; 

- объяснение учителя; 

- анализ текстов различных стилей и типов; 

- работа с тестами ; 

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 

- создание таблиц, схем, алгоритмов; 

- обсуждение, диалог; 

- исследование;

- наблюдение;

- сопоставление и анализ.

Виды деятельности учащихся:

- составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;

- анализ текста;

- составление схем, таблиц, алгоритмов

- работа с деформированным текстом.

- выполнение тестовых заданий

Виды контроля: тестирование, сочинения, изложения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.

Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:

1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.

2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся научатся:

- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- выполнять различные  типы заданий;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

- правильно отмечать в бланке вариант ответа;

- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Обучающиеся должны понимать, что :

  • текст – это законченная последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом рамках общего замысла автора;

  • текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью и структурной связностью.

Обучающиеся должны уметь:

  • понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приёмами компрессии текста;

  • верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;

  • правильно выделять макро- и микротемы;

  • владеть навыками компрессии ( сжатия) текста;

  • логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы компрессии;

  • выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы;

  • строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме;

  • правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

  • Аргументировать собственные высказывания.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Подготовка к написанию изложения. (6 ч)

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом. (18 ч)

1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос

2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок.

4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.

6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

8.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.

9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.

10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.

11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.

12.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.

13.Сложные предложения с разными видами связи.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 7 ч

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.


Контроль знаний-3 ч

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п\п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Коли-чество часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Подготовка к написанию изложения-6 ч

1-2

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Урок новых знаний

2

Информационная обработка текстов разных стилей и жанров.

Анализ текстов.

3

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Урок-практикум

1

Анализ композиционных частей текста

4

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.

Урок-практикум

1

Выделение микротем текста. Абзацное членение.

5

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.


Урок-практикум

1

Использование разных способов компрессии текста.

6

Сжатое изложение.

Урок контроля

1

Написание сжатого изложения.

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (18 ч)

7

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос

Урок-практикум

1

Анализ текста

8

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

Урок-практикум

1

Выделение в тексте метафор, сравнений, олицетворений, фразеологизмов

9


Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок.

Урок-практикум


1


Отработка умения правописания приставок.

10

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

Урок-практикум


1

Отработка умения правописания суффиксов.

11

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.

Урок-практикум

1

Подбор стилистических синонимов.

12

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Урок-практикум

1

Определение видов подчинительной связи в словосочетании.

13


Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

Урок-практикум


1


Выделение грамматической основы предложения.


14

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.

Урок-практикум


1

Выделение обособленных членов предложения.

15

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.

Урок-практикум

1

Выделение вводных слов, вставных конструкций, обращений.

16-17

Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.

Урок-практикум

2

Различие односоставного и двусоставного предложений.

18

19

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.

Урок-практикум

2

Расстановка знаков препинания в сложном предложении.

20-21

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.

Урок-практикум

2

Определение видов подчинения в сложном предложении.

22

23

Сложные предложения с разными видами связи.

Урок-практикум

2

Определение разных видов связи в сложном предложении.

24

Выполнение заданий

№ 2-8 КИМов

Урок контроля

1

Выполнение заданий с кратким ответом

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения-7 ч

25

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Урок новых знаний

1

Работа с текстом по определению темы , идеи, проблемы сочинения.

26

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Урок-практикум

1

Работа с текстом по определению позиции автора. Формулирование собственной позиции.

27

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Урок-практикум

1

Работа над композицией сочинения.

28

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

(Задание 15.1)

Урок-практикум

1

Работа над сочинением.

29

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.2)

Урок-практикум

1

Работа над сочинением.

30

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.3)

Урок-практикум

1

Работа над сочинением.

31

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся . Классификация речевых и грамматических ошибок.

Урок-практикум

1

Корректировка текста.

Контроль знаний- 3 ч

32-34

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ

Урок контроля

3










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!