№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся (элементы содержания) | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту | Примечания |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Общие сведения о языке 6 ч. |
1 | Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении. | 1 | Русский язык в мировом общении, в межнациональном общении | Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики. Различают разновидности современного русского языка. | Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России. Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, любовь к Родине. | | | |
2 | Язык и общество. Язык и культура. | 1 | Осознавать русский язык как духовную, нравственную культурную ценность народа. | | | |
3 | Язык и речь | 1 | Три периода в развитии русского языка | | | |
4 | Активные процессы в современном русском языке | 1 | Причины активных процессов в лексике, морфологии, навыки лексического анализа. | | | |
5 | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней | 1 | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях | Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики. Различают разновидности современного русского языка. | Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России. Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, любовь к Родине. | | | |
6 | Контрольная работа по теме «Общие сведения о языке» | 1 | Контрольная работа | Орфография как система правил правописания. Орфограмма. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Знаки препинания предложении. | Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в процессе письма. | Орфография как система правил правописания. Орфограмма. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Знаки препинания в предложении. | | | |
Фонетика, орфография, орфоэпия 9ч. |
7 | Обобщающее повторение по теме фонетика, графики, орфографии, орфоэпии. | 1 | Классификация фонетических единиц, изобразительные средства фонетики, повторение орфографии и орфоэпии | Могут различать гласные и согласные звуки, ставить ударение в словах, различать звук и букву. | К.: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования согласных и гласных звуков. | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. | | | |
8 | Рр. Изложение по тексту публицистического стиля с элементами сочинения. | 1 | Речевая деятельность. Письмо. | Чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Изложение содержания прослушано го или прочитанного текста | Переработка текста, работа над планом, лексическая работа со словарём, самостоятельная работа. | Умение понимать и передавать содержание прослушанного текста, соблюдая стилевое своеобразие. | | | |
9 | Рр. Изложение по тексту публицистического стиля с элементами сочинения. | 1 | Речевая деятельность. Письмо. | Чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Изложение содержания прослушано го или прочитанного текста | Переработка текста, работа над планом, лексическая работа со словарём, самостоятельная работа. | Умение понимать и передавать содержание прослушанного текста, соблюдая стилевое своеобразие. | | | |
10 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | 1 | Роль орфоэпии в устном общении, орфоэпические нормы | Могут различать нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, знать и применять нормы русской орфографии. | К.: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования согласных и гласных звуков. | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. | | | |
11 | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. | 1 | Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, традиционный | | | |
12 | Принципы русской орфографии | 1 | | | |
13 | Лингвистический анализ текста | 1 | | Чтение, говорение, письмо. Анализ прослушанного или прочитанного текста. | Переработка текста, работа над планом, лексическая работа со словарём, самостоятельная работа. | Умение понимать и передавать содержание прослушанного текста, соблюдая стилевое своеобразие. | | | |
14 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика, орфография, орфоэпия». | 1 | Контрольный диктант | Проверить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). | Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике результатов изученной темы. | | | |
15 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | Совершенствовать умение находить ошибки в своей работе, производить классификацию ошибок, допущенных в контрольной работе. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа ошибок, допущенных в контрольной работе. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и сферы сотрудничества. Коммуникативные: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. | Формирование навыков обобщения и систематизации теоретического и практического материала. | | | |
Лексика и фразеология 11ч. |
16 | Повторение ранее приобретенных знаний о лексике. | 1 | Многозначность слов, синонимы, омонимы | Научиться рассматривать слова с точки зрения лексического значения, различать лексическое и грамматическое значение. | К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова как лексической единицы. | Формирование навыков анализа. | | | |
17 | Повторение ранее приобретенных знаний о лексике. | 1 | Овладение культурой публичной речи. Особенности речевого этикета в публицистических сферах общения | | | |
18 | Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления. | 1 | Сферы употребления русской лексики. Сопоставление и анализ языковых явлений. | | | |
19 | Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления. | 1 | | | |
20 | Русская фразеология | 1 | Основные признаки и источники появления фразеологизмов | | | |
21 | Рр. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста. | 1 | | Развивать навыки составления текста-рассуждения по проблеме исходного текста. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции. Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных действий. | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. | | | |
22 | Рр. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста. | 1 | | | | |
23 | Словари русского языка (энциклопедии, терминологические словари и справочники) | 1 | | Знать особенности и структуру, словарей, уметь применять эти знания на практике. Научиться рассматривать слова с точки зрения лексического значения. | Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания Познавательные: Работать со словарями, находить в них нужную информацию о слове. Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | Проявлять познавательный интерес к происхождению слов. | | | |
24 | Лексико-фразеологический анализ текста | 1 | Лексико-фразеологический анализ текста | Научиться делать лексико-фразеологический анализ текста | К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова как лексической единицы. | Формирование навыков анализа. | | | |
25 | Обобщающее повторение по теме «Лексика и фразеология». | 1 | Лексико-фразеологический анализ текста | | | |
26 | Контрольная работа по теме «Лексика». | 1 | Контрольная работа | Проверить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученным темам. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). | Формирование навыков обобщения и систематизации теоретического и практического материала. | | | |
Морфемика и словообразование 5 ч. |
27 | Повторение. Морфемика и словообразование | 1 | Анализ состава слова. | Научиться рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, различать форму слова от однокоренного слова. | К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования форм слова и однокоренных слов. | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | | | |
28 | Способы словообразования. Словообразовательный разбор | 1 | Разбор способов словообразования. | | | |
29 | Выразительные словообразовательные средства | 1 | Словообразовательный разбор | | | |
30 | Р.р. Сочинение-рассуждение по исходному тексту художественной литературы | 1 | Сочинение-рассуждение | Развивать навыки составления текста-рассуждения по проблеме исходного текста. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции. Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных действий. | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. | | | |
31 | Р.р. Сочинение-рассуждение по исходному тексту художественной литературы | 1 | | | |
Морфология и орфография 16ч. |
32 | Обобщающее повторение частей речи. | 1 | Общая характеристика частей речи. | Научиться находить в предложении различные части речи. Определять постоянные и непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении | К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки. | Формирование навыков развернутого анализа. | | | |
33 | Рр. Особенности грамматической системы русского языка | 1 | Анализ особенности грамматической системы русского языка | | | |
34 | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. | 1 | Морфологический разбор частей речи | | | |
35 | Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. | 1 | Анализ фрагментов прозаических и поэтических тестов. Языковая личность автора в произведении. Подтекст | | | |
36 | Правописание корней с чередованием | 1 | Правописание корней с чередованием, развитие орфографической зоркости. | | | |
37 | Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | 1 | Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, развитие орфографической зоркости. | | | |
38 | Тестирование | 1 | | | | |
39 | Правописание не и ни с разными частями речи. | 1 | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи | Научиться находить в предложении различные части речи. Определять правила написания. | К.: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки. | Формирование навыков развернутого анализа. | | | |
40 | Правописание не и ни с разными частями речи. | 1 | | | |
41 | Различение частиц не и ни. | 1 | Различение частиц не и ни, развитие орфографической зоркости. | | | |
42 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 1 | Мягкий знак на конце слов после шипящих, развитие орфографической зоркости. | | | |
43 | Правописание глаголов, причастий. | 1 | Правописание глаголов, причастий, развитие орфографической зоркости. | | | |
44 | Правописание наречий. | 1 | Правописание наречий, развитие орфографической зоркости. | | | |
45 | Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написание. | 1 | Слитное, раздельное и дефисное написание, развитие орфографической зоркости. | | | |
46 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография». | 1 | Контрольный диктант | Проверить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). | Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике результатов изученной темы. | | | |
47 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | Совершенствовать умение находить ошибки в своей работе, производить классификацию ошибок, допущенных в контрольной работе. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа ошибок, допущенных в контрольной работе. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и сферы сотрудничества. Коммуникативные: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. | Формирование навыков обобщения и систематизации теоретического и практического материала. | | | |
Речь, функциональные стили речи 11ч. |
48 | Текст. Признаки текста. | 1 | Текст. Признаки текста. | Уметь определять стиль текста | Регулятивные: Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные : 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета 2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные: 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Формирование навыков развернутого комплексного анализа текста. | | | |
49 | Текст. Способы и средства связи между частями текста. Абзац. | 1 | Текст, его строение и виды его преобразования | | | |
50 | Типы речи. Описание, повествование, рассуждение. | 1 | | | |
51 | Виды преобразования текста (тезисы, конспект, выписки) | 1 | | | |
52 | Конспект. Тематический конспект. | 1 | Преобразование текста | | | |
53 | Реферат. | 1 | | | |
54 | Аннотация. Рецензия. | 1 | | | |
55 | Функциональные стили речи. Общая характеристика | 1 | Функциональные разновидности языка. | | | |
56 | Функциональные стили речи. Общая характеристика | 1 | | | |
57 | Р.р. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста. | 1 | Сочинение-рассуждение | Развивать навыки составления текста-рассуждения по проблеме исходного текста. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции. Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных действий. | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. | | | |
58 | Р.р. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста. | 1 | | | |
Научный стиль речи 8 ч. |
59 | Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля. | 1 | Научный стиль: назначение, признаки, разновидности | Знать особенности разговорной, речи, языка художественной литературы и стилей речи, устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. | Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания по учебнику Познавательные: Работать со словарями, находить в них нужную информацию о слове. Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов. | | | |
60 | Лексика научного стиля | 1 | | | |
61 | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля | 1 | Научный стиль: его морфологические, синтаксические особенности | | | |
62 | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля | | | | |
63 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контрольная работа | Проверить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученным темам. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). | Формирование навыков обобщения и систематизации теоретического и практического материала. | | | |
64 | Терминологические энциклопедии, словари и справочники | 1 | | Знать особенности и структуру, словарей, уметь применять эти знания на практике. | Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания Познавательные: Работать со словарями, находить в них нужную информацию о слове. Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | Проявлять познавательный интерес к происхождению слов. | | | |
65 | Рр. Изложение по тексту с элементами сочинения | 1 | Изложение | Развивать умение воспроизводить услышанный текст с сохранением его композиции, средств связи между предложениями и выразительных средств и включать в него элементы сочинения. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания подробного изложения. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Формирование устойчивой мотивации к творческому саморазвитию. | | | |
66 | Рр. Изложение по тексту с элементами сочинения | 1 | Изложение | | | |
Повторение 2ч. |
67 | Повторение | 1 | | Обобщить и систематизировать знания, приобретённые на протяжении учебного года; закрепить умения и навыки. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритма задания. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). | Формирование устойчивой мотивации к саморазвитию. | | | |
68 | Повторение | 1 | | | | |