СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык ЕГЭ-2016 Задание №8 Практикум

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык ЕГЭ-2016

 Задание №8

 Практикум (источник: Ряш 2013 №9)

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Просмотр содержимого документа
«Русский язык ЕГЭ-2016 Задание №8 Практикум»

Русский язык ЕГЭ-2016

Задание №8

Практикум (источник: Ряш 2013 №9)

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ



Перед обращением к упражнениям познакомьтесь со справочными материалами.

Справочные материалы.

В написании ряда безударных гласных корня сохраняется традиционное чередование, например: расти – росла; полагать – положить. Возникли чередования гласных в корнях разными путями:

1) сохранились как напоминание о взаимодействии русского и старославянского языков, например: корни -раст-, -равн- старославянские, а -рос-, - ровн- русские;

2) отражают старое распределение глаголов по видам: глаголы несовершенного вида на -ать имели в корне гласную а, а глаголы совершенного вида на -ить-о, например: излагать – изложить;

3) появились в результате изменения произношения, так, в древнерусском языке не возникло трудности при выборе гласной корня в безударной позиции, поскольку они произносились почти так же, как и ударные, то есть загорать, уложить, творить, в настоящее время выделенные буквы обозначают звук [a].

Чередующуюся гласную корня нельзя проверять ударением.





Материал для запоминания

Выбор чередующейся гласной корня зависит (См. подробнее: Правила русской орфографии и пункутуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. М.: Эксмо, 2007. С. 42– 49.)

От ударения

а) -зар- – -зор-

(Исключения: зарево, лучезарный, зоревать, зорянка.)

зори, зорька – заря, заревой;

б) -гор- – -гар-

(Исключения: выгарки, изгарь, пригарь, гаревой.)

горелка, горение – загар;

в) -клОн- – клан- – -клон-

наклонить, склонить – кланяться, поклон;

г) -плАв- – плав- – -плОв- – -плЫв- –

без ударения о пишется в словах, обозначающих людей: пловец, пловчиха;

но: плывун, плавучий, поплавок, плавательный;

д) -твОр- – -твар- -твор-

(Исключение: утварь.)

затворить – творчество, тварь;

е) -пай- – -пой- – -пай-

(в глаголе паять и однокоренных словах)

паять, распаять, паяльник – спайка, припой

От согласной

корня

а) -рАст- – -рОс- – -рАщ-

(Исключения: росток, отрасль, Ростов, ростовщик, Ростислав.)

растение, выращенный – выросли, заросли;

б) -скАк- – -скОч-

(Исключения: скачок, скачу, скачкообразный.)

заскакать, на скаку – заскочить, выскочка;

в) -лАг- – -лОж-

(Исключение: полог) полагать – положить

От наличия

суффикса в слове

а) -кос- – кас-

(перед -а-)

коснуться, соприкосновение – касание, касаться;

б) -бер- – -бир-, -дер- – дир-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -тер- – -тир-, -блест- – -блист-, -жег- – -жиг-, -чет- – -чит-

(Исключения: сочетать, сочетание),

-стел- – -стил-

соберу – собирать, замерить – замирать, запереть – подпирать, вытереть – вытирать, блестеть – блистать, выжег – поджигать, вычет – вычитать;

в) также в корне пишутся -а- (-я-) – -им-

сжать – сжимать, снять – снимать;

-а- (-я-) – -ин-

примять – приминать, начать – начинать







От смысла

а) -равн- (одинаковый)-ровн- (ровный, гладкий)

(Исключения: равнина, но: поровну, ровесник, уровень.)

подровнять, заровнять – уравнение, наравне, равнобедренный.

Следует запомнить: равнение (во всех значениях), равняться (по кому, чему), подравнять (ряды при построении), подравняться (при построении), выравняться (в ряду при построении).

б) -мак- (окунать, погружать в жидкость) – -мок-, -моч- (пропускать влагу)

макать, обмакнуть –

вымокнуть, промокательный, намочи,

промочу;

в) без ударения

-крап- (покрывать мелкими пятнышками, точками) –

-кроп- (покрывать каплями, брызгами)

крапленый, крапление

– окропить, окропление. (Под ударением только а, например: крапать, крапина, крапинка.)






При выполнении упражнений обязательно пользуйтесь таблицей, учитывайте лексическое значение слов.



УПРАЖНЕНИЕ 1.

ВАРИАНТ I.

К словам, помещенным в первый столбик, подберите парное слово с чередующейся гласной из второго столбика. Выпишите пары слов.

1) Блистательный,

2) пловец,

3) вычитание,

4) вскочить,

5) вытворять,

6) нарастание,

7) подбираться,

8) безотлагательный,

9) зарница,

10) в разгаре,

11) память,

12) выжечь,

13) повзрослеть,

14) отклонить,

15) зорька,

16) обмакнуть,

17) уровень,

18) сжиматься,

19) касаться,

20) погорельцы,

21) неразбериха,

22) сожму,

23) приминать,

24) замирание,

25) раскланяться.

1) Ростислав,

2) загореться,

3) загар,

4) воспоминание,

5) кланяться,

6) зажигалка,

7) промокашка,

8) заблестеть,

9) поджать,

10) жук-плавунец,

11) коленопреклоненный,

12) тварь (земная),

13) умереть,

14) озарение,

15) соприкосновение,

16) вычесть,

17) обскакать,

18) измятая,

19) зоренька,

20) растительность,

21) зажимать,

22) заберусь,

23) собирательные,

24) сравнение,

25) расположение.



__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 1.

ВАРИАНТ II.

К словам, помещенным в первый столбик, подберите парное однокоренное слово с чередующейся гласной из второго столбика. Выпишите пары слов.

1) Горючий,

2) заревой,

3) неприкосновенный,

4) отклонение,

5) стихослагатель,

6) обмакнуть,

7) плавник,

8) приравнять,

9) разносторонний,

10) подскакать,

11) недоросль,

12) блестки,

13) занимать,

14) поровну,

15) пробираться,

16) приложение,

17) растирать,

18) промокнуть (под дождем),

19) запереть,

20) плыть,

21) блистающий,

22) проскочу,

23) возраст,

24) проклятие,

25) поджечь.

1) Макнуть (в чай),

2) сплавляться,

3) (оптом и) в розницу,

4) равнение,

5) скакун,

6) поросль,

7) заблистать,

8) прилагательное,

9) касательно,

10) заблестеть,

11) гарь,

12) заклинание,

13) раскланяться,

14) упираться,

15) зори,

16) зажигательный,

17) соберусь,

18) пловчиха,

19) произрастать,

20) вытереться,

21) занятие,

22) намокнуть,

23) вскочить,

24) выровненный,

25) отложной (воротничок).



__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 2.

ВАРИАНТ I.

Из предложенных групп слов выберите слова с чередующимися гласными в корне. Если таких слов несколько, перечислите все.

1)

а) Горнист,

б) горелка,

в) нагорный;

2)

а) загар,

б) горбушка,

в) подзагорел;

3)

а) изложение,

б) лагуна,

в) лагерный;

4)

а) макароны,

б) непромокаемый,

в) маковик;

5)

а) запертый,

б) перочинный,

в) пировать;

6)

а) умереть,

б) замирать,

в) замерзать;

7)

а) растечься,

б) сращение,

в) недоросль;

8)

а) раскланяться,

б) наклониться,

в) клановый;

9)

а) стеллаж,

б) пастила,

в) застелить;

10)

а) начинать,

б) начало,

в) начинка;

11)

а) пироги,

б) отпираться,

в) упереться;

12)

а) космодром,

б) каскад,

в) касание;

13)

а) заблистать,

б) блистер,

в) блестеть;

14)

а) пирамида,

б) припереть (к стенке),

в) пиршество;

15)

а) сотворение,

б) утварь,

в) творожник;

16)

а) заклинать,

б) клинический,

в) проклятие;

17)

а) роспись,

б) растениеводство,

в) растопить;

18)

а) обскачу,

б) скачать,

в) выскочка;

19)

а) задирать,

б) деревенский,

в) раздеру (на части);

20)

а) миролюбивый.

б) измерение.

в) помирать.



__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 2.

ВАРИАНТ II.

Из предложенных групп слов выберите слова с чередующимися гласными в корне. Если таких слов несколько, перечислите все.

1)

а) Гарнитур,

б) горластый,

в) пригарь;

2)

а) лагерный,

б) подложный,

в) налагать (запрет);

3)

а) промокнуть,

б) мокасины,

в) макушка;

4)

а) ложиться,

б) прилагательное,

в) ложь;

5)

а) косовица,

б) косматый,

в) прикасаться;

6)

а) примирение,

б) замирание,

в) примерять;

7)

а) растаять,

б) россыпь,

в) произрастать;

8)

а) пиротехника,

б) взаперти,

в) перила;

9)

а) равноценный,

б) заровнять,

в) своенравный;

10)

а) раствориться,

б) творог,

в) творец;

11)

а) заросли,

б) расточить,

в) роспуск;

12)

а) наклониться,

б) клонировать,

в) поклонение;

13)

а) стела,

б) стильно,

в) постилать;

14)

а) пожимать,

б) жимолость,

в) нажать;

15)

а) проскочить,

б) раскачать,

в) скакать;

16)

а) плавный,

б) сплавлять (по реке),

в) расплавиться;

17)

а) растревожить,

б) многоотраслевой,

в) роса;

18)

а) лучезарный,

б) прозорливый,

в) зарница;

19)

а) жиголо,

б) поджигать,

в) зажечь;

20)

а) потирать (руки),

б) терпение,

в) тиран.



__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 3.

ВАРИАНТ I.

Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. При выборе гласной корня используйте таблицу.

1)

Нар___стить,

прир___щение,

отр___сль,


водор___сли,

р___стовщик;


2)

прик___снуться,

к___саться,

прик___сновение,


неук___снительно,

к___саясь;


3)

скл___нение,

покл___няться,

прекл___нить,


укл___нившийся,

откл___нение;


4)

прил___жить,

предл___гать,

прил___гаться,


предпол___жение,

возл___гать;


5)

р___внение,

ур___внять,

ср___вняться (доходами),


выр___внять (подол),

ур___вень;


6)

приск___кать,

вск___чить,

ск___чок,


выск___чит,

проск___кать;


7)

пл___вучий,

пл___вун,

пл___вчиха,


попл___вок,

пл___вничок;




8)

пром___кательный,

пом___кать,

вым___кать (чернила),


подм___кать,

разм___чить.


__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 3.

ВАРИАНТ II.

Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. При выборе гласной корня используйте таблицу.

1)

Выр___стивший,

возр___ст,

взр___щенный,


пор___сль,

р___стовщик;


2)

прик___саться,

к___снуться,

к___сательная,


к___снувшись,

соприк___сновение;


3)

накл___ниться,

прекл___няться,

откл___нение,


укл___няться,

скл___нить;


4)

вл___жение,

разл___гаться,

прил___гательное,


пол___жение,

низл___жить;


5)

подр___внять (ряды),

р___вновесие,

разр___внять (землю),


пор___внять (с повозкой),

р___внина;


6)

проск___кать,

выск___чить,

ск___чок,


отск___чить,

приск___кать;


7)

пл___вец,

пл___вунец,

пл___вник,


пл___вучесть,

пл___вучий;




8)

пром___кательная,

вым___кнуть,

м___кать,


разм____чить,

пом____кать (ватку).


__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 4.

ВАРИАНТ I.

Распределите слова по группам в зависимости от того, какая гласная пишется в корне.

1) Возр___стное,

2) выск___чивший,

3) заст___лая,

4) обм___кнул (в сметану),

5) соч___тание,

6) прод___ремся (сквозь заросли),

7) изб___рательно,

8) пол___гаться,

9) зар___внять (канаву),

10) прост___ралось,

11) покл___ниться,

12) зап___реться,

13) пл___вец,

14) бл___стящий,

15) р___внение,

16) выч___сть,

17) прим___нать,

18) водор___сли,

19) прокл___нать,

20) заст___лить,

21) ож___дающие,

22) бл___стательно,

23) проск___кать,

24) вым___кнуть,

25) обм___реть,

26) з___ревать (= не спать на заре),

27) подн___маться,

28) выб___ру,

29) к___сательная,

30) р___сток,

31) зам___рло,

32) утв___рь,

33) запом___нать,

34) разл___гаться,

35) подр___сли.



Пишутся с буквой а: ________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пишутся с буквой о: ________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пишутся с буквой и: _______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пишутся с буквой е: _______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 4.

ВАРИАНТ II.

Распределите слова по группам в зависимости от того, какая гласная пишется в корне.

1) Пл___вник,

2) пром___кательная,

3) р___внина,

4) расст___лить,

5) проск___кать,

6) уд___ру (без оглядки),

7) нал___гаем,

8) з___рница,

9) выж___г,

10) разг___реться,

11) пож___мать,

12) пон___мание,

13) соч___таться,

14) зам___рание,

15) отр___слевое,

16) сотв___ривший,

17) прич___тающийся,

18) к___саться,

19) выр___вненное (поле),

20) раст___реть,

21) прод___рается,

22) заж___гательная,

23) распол___гаться,

24) вн___мательно,

25) пл___вучие,

26) нам___кать,

27) соб___ремся,

28) прик___сновение,

29) выт___реть,

30) накл___нился,

31) отп___реть,

32) выск___чить,

33) зар___сти,

34) предпол___жительно,

35) пл___вчиха.

Пишутся с буквой а: ________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пишутся с буквой о: ________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пишутся с буквой и: _______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пишутся с буквой е: _______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 5.

ВАРИАНТ I.

Вставьте пропущенные буквы в корнях с чередованием.

Приготовить пром___кашку,

несг___раемый шкаф,

изб___рательная кампания,

преклонный возр___ст,

сверкающая з___рница,

предл___гать встретиться,

выр___щенный в огороде,

прор___стание семян,

разг___рающийся костер,

ур___вень жидкости,

удобно распол___жились,

пром___кательная бумага,

разр___внять газон,

обж___гающее прик___сновение,

высказать предпол___жение,

выск___чил из зар___слей,

зан___мающаяся з___ря,

ск___чу впереди,

развивающаяся отр___сль,

обг___реть дочерна,

р___вняться на лучших,

подн___мать тяжести,

решать ур___внение,

бл___стать на балах,

покл___ниться в пояс,

лавка р___стовщика,

выр___сший за лето,

имя прил___гательное,

ск___ковая лошадь,

сотв___рить чудо,

плотно зап___реть,

выт___рать слезы,

пож___мать плечами,

выж___гать по дереву,

соб___ратель сказок,

бл___стящая речь,

разм___нать мышцы,

подст___лить соломку.УПРАЖНЕНИЕ 5.

ВАРИАНТ II.

Вставьте пропущенные буквы в корнях с чередованием.

Испорченная г___релка,

тв___рительный падеж,

попл___вок на воде,

сильно пром___чить ноги,

бл___стательный успех,

уг___реть от печки,

подр___внять волосы,

обм___кнуть в чернильницу,

талантливая пл___вчиха,

вым___кнуть под дождем,

заж___гательный танец,

сотв___рить нечто необыкновенное,

легкое прик___сновение,

оз___рить светом р___внину,

заг___релый карапуз,

соб___рутся в гости,

изл___гать содержание,

доск___чу вмиг,

выр___щен в теплице,

провести к___сательную,

изб___рут президиум,

ст___реть пыль,

вым___ршие животные,

зап___рают аудиторию,

выч___тать из стипендии,

соч___тать личные и общественные интересы,

расст___лать ковер,

зам___реть на миг,

отм___рающие традиции,

напом___нание о дружбе,

соб___рутся компанией,

отт___реть пятно,

нач___нающий артист,

воспом___нание о былом,

подб___ру пример,

зам___рающие звуки.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

ВАРИАНТ I.

Укажите ошибочные написания слов с чередующимися гласными в корне. Ответ дайте в цифровой форме.

1) Замиреть от восторга;

2) отпирать замок;

3) домашняя утварь;

4) несгараемый шкаф;

5) хороший пловец;

6) удирать с места происшествия;

7) прибиру в квартире;

8) рыбные плавники;

9) обувь промокает;

10) излагать мысли вслух;

11) расстилавшаяся равнина;

12) выплавка чугуна;

13) зарасти травой;

14) известный плавец;

15) подравнять кусты;

16) обмокнуть кисть в краску;

17) постелить на диване;

18) написать изложение;

19) касаться важного вопроса;

20) растворить окно;

21) откланиться в сторону;

22) склониться над источником;

23) притварить дверь;

24) держать ровнение в колонне;

25) подскочить от неожиданности;

26) поросло травой;

27) совершить скачок;

28) любоваться зорей;

29) ростки на грядке;

30) прикоснуться с любовью.



Допущены ошибки в словосочетаниях: ________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________





УПРАЖНЕНИЕ 6.

ВАРИАНТ II.

Укажите ошибочные написания слов с чередующимися гласными в корне. Ответ дайте в цифровой форме.

1) Блестать знаниями;

2) начинать работу;

3) блестеть на солнце;

4) замереть от восторга;

5) замирать от волнения;

6) соберательный образ;

7) блестящий педагог;

8) слегка пригареть;

9) предлагать помощь;

10) наклонить пониже;

11) заравнять канаву;

12) выростить на грядке;

13) второе склонение;

14) Западноевропейская ровнина;

15) высоко подскочить;

16) растирание красок;

17) сочитание теории с практикой;

18) проскакать на коне;

19) проскачить мимо дома;

20) обмокнуть блин в сметану;

21) вымакнуть во время грозы;

22) поклоняться божеству;

23) отраслевое производство;

24) заскачить на ходу;

25) выскочить из огня;

26) летняя зорница;

27) загаревший на море;

28) произвести расчет;

29) рассчитаться с банком;

30) газовая горелка.



Допущены ошибки в словосочетаниях: ________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



УПРАЖНЕНИЕ 7.

ВАРИАНТ I.

Вставьте нужную букву.

1) Мы очень скоро вым___кли до последней нитки. (В.К. Арсеньев)

2) З___ря запылала пожаром и охватила полнеба. (И.С. Тургенев)

3) Сияло солнце, вздыхала степь, бл___стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река. (М.Горький)

4) Раньше посеешь – больше соб___решь. (Пословица)

5) Разговор несколько раз к___сался литературы. (М.Горький)

6) Засеку, кричит, бывало, зад___ру до смерти! (Д.В. Григорович)

7) Сердце ее сильно билось и зам___рало. (А.С. Пушкин)

8) Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик___саясь мордочкой до кушанья. (И.С. Тургенев)

9) Можно было ждать: соб___рется дождь. (К.А. Федин)

10) Форма горы отчасти напом___нает колпак, какими покрывают домашние чайники. (И.Л. Андроников)

11) Лучи полдневного солнца приж___гают грибные шляпки. (С.Т. Аксаков)

12) Осторожнее с крыжовником: разд___решь себе руки.

13) Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и ум___реть. (С.А. Есенин)

14) Какая-то женщина принесла ведро воды и стала, охая и прич___тая, обмывать лицо Рыбина. (М.Горький)

15) Николай кончил говорить, снял очки, выт___р их, посмотрел на свет и стал выт___рать снова. (М.Горький)



УПРАЖНЕНИЕ 7.

ВАРИАНТ II.

Вставьте нужную букву.

1) Он обм___кнул полотенце и снова стал вытирать лицо и шею.

2) [Чайки], опускаясь на воду, едва к___сались ее и кругами подн___мались опять вверх. (И.А. Гончаров)

3) Но вот все ниже и ниже скл___няется солнце, окрашивая горизонт багряным заревом. (А.Н. Рыбаков)

4) Я скомандовал: Р___вняйсь! Ползунов, подр___вняй ряды! Смирно! (А.А. Бек)

5) Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто зам___рало, уп___раясь в темноту, круглое красноватое отраженье. (И.С. Тургенев)

6) Бойченко подошел к старушке и покл___нился ей поясным поклоном. (С.П. Антонов)

7) Свет з___ри разг___рался. (А.Н. Толстой)

8) На море, от горизонта до самого берега, расст___лилась бл___стящая червонная дорожка. (С.П. Антонов)

9) Шлепая босыми ногами по земляному полу, Сабуров подск___чил к телефону. (К.М. Симонов)

10) Высоко-высоко расст___лалась темно-синяя полоса неба, и уже звезды заг___рались на ней. (М.Горький)

11) Илистая почва лишена воздуха. Корни р___стений в таких условиях «задыхаяются» и отм___рают.

12) Она стояла, оп___раясь на палку, синие глаза бл___стели.

13) Вым___кшие с ног до головы, мы решил обсушиться у костра.

14) Варавка в два прыжка подск___чил к нему. (М.Горький)

15) После обеда никто и ничто не могло откл___нить Обломова от лежания. (И.А. Гончаров)



УПРАЖНЕНИЕ 8.

ВАРИАНТ I.

Выполните тестовые задания.

8.1. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

1) Раск_чать, заск_чить, выск_чка, ск_чок;

2) отм_кать, непром_каемый, вым_кать, см_ковать;

3) предл_жение, безотл_гательный, изл_жить, сл_гаемые;

4) см_ренный, зам_рать, прим_риться, обм_реть.

__________________________________________________________________



8.2. В каком ряду во всех слова пропущена чередующаяся гласная?

1) П_яльник, б_рюзовый, г_рнист, пон_мание;

2) ур_ганный, ср_щение, м_нера, пр_грамма;

3) ут_рать, Р_стислав, р_стовщик, соб_рем;

4) наб_рать, уг_ревший, иск_жение, выск_чить.

__________________________________________________________________



8.3. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная?

1) Возр_ст, г_рнист, выр_с, г_релка;

2) пор_сль, р_сти, г_рбушка, г_рнитур;

3) накл_ниться, г_рластый, изл_жение, зап_ртый;

4) отр_сль, зап_раться, раств_рить, пром_кашка.

__________________________________________________________________



8.4. В каком ряду нет ни одного слова с чередующейся гласной?

1) К_саться, р_стопить, отр_слевой, стихотв_рение;

2) к_совица, ст_ллаж, р_стаять, л_гуна;

3) кл_няться, ст_листический, прит_рание, скл_ниться;

4) г_рланить, прип_реть, п_рцовый, г_рбатый.

__________________________________________________________________



8.5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная?

1) Подр_жательный, б_рюзовый, пон_мание, подр_стковый;

2) ур_ганный, ср_щение, пр_грамма, соч_таться;

3) ут_рать, Р_стислав, соб_рем, отж_мание;

4) наб_рать, уг_ревший, иск_жение, пор_вняться.



8.6. В каком ряду нет ни одного слова с чередующейся гласной в корне?

1) Выт_реть, к_вычки, обхв_тить, б_гатство;

2) раст_ргать, прож_вающий, обн_вление, п_рожное;

3) водор_сли, пол_житься, арт_ллерийский, к_лометр;

4) ук_роченный, отн_мать, вн_запно, пр_ветливый.

__________________________________________________________________



8.7. В каком ряду нет ни одного слова с чередующейся гласной в корне?

1) Расст_лающийся, прит_снять, захв_тить, б_рхатистый;

2) в_рмишель, об_грить, пласт_лин, д_ректива;

3) недор_сль, с_ренада, б_трея, к_лограмм;

4) разв_роченный, пон_мать, пр_амбула, пр_родный.

__________________________________________________________________



8.8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, не проверяемая ударением?

1) Ур_жденный, прив_дение, выч_слительный, отд_рать;

2) угн_татель, отп_рать, упр_стить, уд_ленный;

3) к_валерия, з_ря, пром_каемый плащ, предл_жить;

4) изв_яние, г_ражный, фест_вальный, г_ктар.







задания

8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

8.5.

8.6.

8.7.

8.8.

Ответ









УПРАЖНЕНИЕ 8.

ВАРИАНТ II.

Выполните тестовые задания.

8.1. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

1) Подк_чать, выск_чить, приск_кать, ск_кун;

2) разм_кать, м_ковик, подм_чить, пром_кашка;

3) предл_жить, прил_гаемый, выл_жить, пол_гаться;

4) пом_риться, вым_реть, см_ренный, ум_рать.

__________________________________________________________________



8.2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная?

1) Заг_р, изл_жение, п_рочинный (нож), зап_раться;

2) к_сматый, п_роги, м_ролюбивый, зар_сли;

3) вытв_рять, зам_рать, расст_лается, р_сток;

4) выт_рпеть, к_совица, прим_рение, р_стаять.

__________________________________________________________________



8.3. В каком ряду нет ни одного слова с чередующейся гласной?

1) Возр_стать, поск_кать, утв_рь, запл_вать;

2) зар_сли, прекл_няться, к­_смический, з_рянка;

3) вым_рание, р_внобедренный, бл_стеть, соч_тание;

4) окоч_нение, см_ковать, вык_сить, ст_листика.

__________________________________________________________________



8.4. В каком ряду нет ни одного слова с чередующейся гласной в корне?

1) Укр_щенный, пл_менеть, выр_зить, сод_ржание;

2) расп_сание, ф_рфоровый, вн_мательный, выч_тание;

3) р_стовщичество, пол_жение, кл_ентура, зан_мать;

4) соч_тание, отн_мать, заг_ревший, прик_сновение.

__________________________________________________________________



8.5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, не проверяемая ударением?

1) Оз_рение, п_ссимистический, пост_раться, т_левещание;

2) к_пошащийся, м_теорит, б_седа, м_дернизация;

3) зан_мать, ср_жение, неук_снительно, бл_стательно;

4) осл_жнение, св_щенный, прот_птать, к_стлявый.



8.6. В каком ряду нет ни одного слова с чередующейся гласной в корне?

1) Изб_рательный, к_вычки, обхв_тить, б_гатство;

2) раст_ргать, прож_вающий, обн_вление, п_рожное;

3) водор_сли, пол_житься, арт_ллерийский, к_лометр;

4) ук_роченный, отн_мать, вн_запно, пр_ветливый.

__________________________________________________________________



8.7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная?

1) З_рница, соч_тать, вн_мательный, сж_мать;

2) пог_релец, иск_са, выр_вняться, взр_стить;

3) расст_лить; раст_ребить, заж_гать, возр_стной;

4) сум_речный, разр_стись, см_чить, скл_няемая.

__________________________________________________________________



8.8. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная?

1) Подр_внять (ряды), отл_жной, отр_слевое, р_сстояние;

2) утв_рь, пл_вучие, сж_гание, пож_мать;

3) восприн_мать, прик_сновение, г_ревать, м_кулатура;

4) зап_реть, к_сметический, г_ристый, раст_рание.







задания

8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

8.5.

8.6.

8.7.

8.8.

Ответ











УПРАЖНЕНИЕ 9.

ВАРИАНТ I.

Выполните тестовые задания.

9.1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква о?

1) З_ревать, к_снувшись, р_сточек, переск_чил;

2) выр_стили, р_стовщик, подск_чить, ср_вняться, (по успехам);

3) з_ря, изг_рь, пл_вник, прил_гательное;

4) подр_внять (дорогу), пол_гаться, вытв_рять, оз_рять.

__________________________________________________________________



9.2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

1) Зап_рать, сж_мать, бл_стящий, сосч_тать;

2) поч_тать, забл_стеть, выч_сть, отп_реться;

3) рассч_тать, отм_реть, воспом_нание, заж_гательный;

4) словосоч_тание, пом_реть, выт_реть, заст_лить.

__________________________________________________________________



9.3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква а?

1) Выр_стковый, р_внина, подг_рать, прик_саться;

2) прик­_снуться, прекл_няться, р_внение, заг_реть;

3) жук-пл_вунец, подр_внять (ряды), приг_рь, пор_вняться;

4) уг_релый, пл_вец, попл_вок, выг_рки.

__________________________________________________________________



9.4. В каком ряду во всех словах пишется буква и?

1) Заж_мать, с_делка, вын_мать, зам_реть;

2) выч_тать, бл_стание, взап_рти, прост_реть (руки);

3) зап_наться, перев_рать, закл_нать, припом_нать;

4) пом_нуть, подв_сной, с_дло, выч_т.

__________________________________________________________________



9.5. В каком ряду во всех словах пишется буква е?

1) Нач_нающий, пал_садник, соб_ру, д_ндрарий;

2) нап_вающий, зап_реть, соч_таться, оц_пенеть;

3) зап_рающий, обм_реть, подп_реть, обезлес_ла (страна);

4) прим_рять (костюм), обд_рать, разр_дить (посевы), выт_реть.



9.6. В каком ряду во всех словах пропущена гласная о?

1) Р_сточек, к_нцелярский, т_ржествовать, к_нференция;

2) отр_жение, пост_раться, г_релка, Р_стов, к_снуться;

3) д_кументальный, ум_рить, в_лан, пром_кает;

4) укр_титель; ум_лкать, гр_жданский, зал_жить.

__________________________________________________________________



9.7. В каком ряду во всех словах пишется буква а?

1) Расп_яться, на пл_ву, разр_внять, пор_знь;

2) обск_чу, оз_риться, вкр_пление, выг_рки;

3) попл_вок, проск_чи (без очереди), утв_рь, сл_гаемое;

4) окр_пить, обм_кнуть, многоотр_слевой, р_внение.

__________________________________________________________________



9.8. В каком ряду во всех словах пишется буква и?

1) Пов_сать, прид_раться, през_рать, предпоч_тать;

2) разм_нать, нав_сной, поб_рушка, соз_дательный;

3) надз_ратель, преп_наться, зас_дать, выж_мка;

4) зач_натель, оз_раться, соз_рцать, проч_тать.







задания

9.1.

9.2.

9.3.

9.4.

9.5.

9.6.

9.7.

9.8.

Ответ









УПРАЖНЕНИЕ 9.

ВАРИАНТ II.

Выполните тестовые задания.

9.1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква о?

1) Соприк_сновение, притв_ряться, одухотв_ренный, заг_релый;

2) возг_рание, прил_житься, р_стительный, пром_чив;

3) неук_снительный, р_сточек, прик_саться, пл_вчиха;

4) скл_нение, непром_каемый, оз_ренный, приг_ревший.

__________________________________________________________________



9.2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква а?

1) Выр_щенный, к_сательная, пром_кать, з_ревать;

2) р_стительность, изл_жение, пол_гаться, г_рючий;

3) р_внина, ск_чок, оз_рение, неприк_саемые;

4) отр_стить, приск_кать, прир_щение, скл_ниться.

__________________________________________________________________



9.3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

1) Зап_реть, зам_реть, бл_стеть, соч_тание;

2) отбл_стать, вым_реть, выч_тание, раст_реться;

3) соч_таться, подж_гатель, отп_раться, пот_ряться;

4) взб_раться, об_рать, перет_реть, заст_лать.

__________________________________________________________________



9.4. В каком ряду во всех словах пишется буква и?

1) Раст_рание, упом_нать, (надменно) вз_рать, выв_ска;

2) вз_мать (налог), поч_татель, нас_дать, бл_стать;

3) пож_ратель, зав_ральный, отв_сеться, разд_рать;

4) пересч_тает, расп_нать, предс_датель, зат_руха.

__________________________________________________________________



9.5. В каком ряду все слова пишутся с буквой о?

1) Тв_рение, р_вняться (в шеренге), р_стовой, вым_ченный;

2) ур_вень, окр_пленный, м_кроватый, подр_внять (подол);

3) спл_вной (лес), г_ревой, стихосл_жение, соск_чить;

4) наг_реть, з_рянка (птица), пром_кательная, дикор_стущий.

9.6. В каком ряду во всех словах пропущена гласная а?

1) Зам_рать, прик_саться, пол_скать (белье), жук-пл_вунец;

2) пол_скать (собаку), ур_внять (в правах), пл_вучий мост, ск_чок;

3) пл_вец, обм_кнуть (сухарь в чай), неприк_саемый, пол_гать;

4) к_лонна, р_внодействие, накл_нение, оз_ренный.

__________________________________________________________________



9.7. В каком ряду все слова пишутся с буквой е?

1) Выв_ска, с_длать, зам_реть, (воздать) поч_сти;

2) выб_ри, прост_раться, зас_датель, ум_реть;

3) нач_нание, св_сать, нат_реть, п_рила;

4) зас_деться, выч_л (из пяти три), соз_рцание, выж_г.

__________________________________________________________________



9.8. В каком ряду во всех словах пропущена буква и?

1) П_риферия, соб_рание, зам_рать, уст_лал;

2) уд_рать, прит_рание, вн_мательно, ижд_венческий;

3) фил_гранный, бл_ставший, пл_яда, конф_денциальный;

4) инд_фферентный, сж_гали, ум_рать, рев_ранс.







задания

9.1.

9.2.

9.3.

9.4.

9.5.

9.6.

9.7.

9.8.

Ответ









УПРАЖНЕНИЕ 10.

ВАРИАНТ I.

Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Веч_рело. На побл_дневшем небе дог_рала з_ря. Она осв_щала у_кую полоску г_ризонта. Жи_кий туман медле(н,нн)о ра(с,сс)т_лался над полями которым казалось (не)было (н_)конца (н_)края. Они раскид_вались (в)ширь и (в)прямь и (н_)заметно сл_вались с седой далью. Было тихо кругом р_внина (как)буд(то) погрузилась в сон. Лес стоял молча словно задум_вшись и нахмурясь.

По потемневшей лесной тр_пинке проб_раясь к лугам од_ноко брел старик свес_в на грудь седую к_сматую голову. Его заг_релые руки с выпуклыми жилами были запачк_(н,нн)ы землей и местами поран_(н,нн)ы. Он держал пуч_к травы с мелкими голубыми цветами р_стущими где(то) в низинах.

З_ря между тем погасла. Г_ризонт был еще светел но над лесом небо уже пот_мнело. По опушке полетели первые вечерние жуки таинстве(н,нн)о и важно гудя точно ж_лая доказать миру что они очень с_рдиты и сильны. Где(то) за рекою закр_снелся костер. (От)куда(то) (в)месте с волною свеж_го воздуха дон_слась далекая хоровая пес_ня. Запахло влагой и тиной. Заквак_ли хором л_гушки. Цвета звуки запахи сл_вались (во)едино от во_торга сердце зам_рало в груди.

(По Н.Д. Телешову)



УПРАЖНЕНИЕ 10.

ВАРИАНТ II.

Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Мы с товарищ_м соб_рались в далекую поез_ку и предпол_гали выехать до з_ри. Однако наши предпол_жения к сож_лению (н_)(в)полне осуществились замешк_вшись мы выехали когда солнце подн_лось уже довольно высоко. Дорога шла р_вни(н,нн)ой мес_ностью (н_)подн_маясь (н_)опускаясь. (В)сюду (на)сколько хватало глаз ра(с,сс)т_лалась (н_)обозримая степь. Кроме густой и высокой травы и мелкой пор_сли (в)доль дороги, (н_)видно было (н_)какой другой р_стительности.

В (пол)день мы ра(с,сс)положились на отдых у (н_)большого селения на берегу маленького озера, разл_жили перед собой пр_пасе_ый (не)мудр_ый обед топл_ое молоко (в)крутую сваре_ые кури_ые яйца варе_ую картошку сочные м_систые пом_доры (мало)сольные пупырч_тые огурц_. Мой товарищ_ достал из рю_зака бутерброды с копче_ой колбасой банку сгуще_ки.

Перекусив мы огл_делись. Реб_тишки самого различного возр_ста заг_релые бронзовые пл_скались в озере, плав_ли (на)перегонки, соревновались как настоящие пл_вцы. Гру(п,пп)а отча_(н,нн)ых мальчишек уселась в лодку, чтобы пок_чаться на волнах.

Пок_рмив лош_дей мы поехали дальше. Находящееся в зените солнце пекло (н_)терпимо, к мета(л,лл)ическим частям повозки нельзя было прик_снуться. Пол_жив под голову захваче_ый на всякий случай (н_)пром_каемый плащ_ я задремал. Очнулся – (по)прежнему прост_ралась перед глазами та(же) бе_конечная степь но солнце уже (со)всем скл_нялось к горизонту почти к_салось его своим краем. Вот заг_релись на небе звезды. (На)конец, (в)дали зам_лькали электрические огни. Через (пол)часа мы в_ехали в город.



Ответы



Упражнение 1. Вариант I.

1) – 8.

2) – 10.

3) – 16.

4) – 17.

5) – 12.

6) – 1.

7) – 22.

8) – 25.

9) – 19.

10) – 2.

11) – 4.

12) – 6.

13) – 20.

14) – 5.

15) – 14.

16) – 7.

17) – 24.

18) – 9.

19) – 15.

20) – 3.

21) – 23.

22) – 21.

23) – 18.

24) – 13.

25) – 11.



Упражнение 1. Вариант II.

1) – 11.

2) – 15.

3) – 9.

4) – 13.

5) – 25.

6) – 22.

7) – 18.

8) – 24.

9) – 3.

10) – 23.

11) – 19.

12) – 7.

13) – 21.

14) – 4.

15) – 17.

16) – 8.

17) – 20.

18) – 1.

19) – 14.

20) – 2.

21) – 10.

22) – 5.

23) – 6.

24) – 12.

25) – 16.



Упражнение 2. Вариант I.

1) – б.

2) – а, в.

3) – а.

4) – б.

5) – а.

6) – а, б.

7) – б, в.

8) – а, б.

9) – в.

10) – а, б.

11) – б, в.

12) – в.

13) – а, в.

14) – б.

15) – а, б.

16) – а, в.

17) – б.

18) – а, в.

19) – а, в.

20) – в.



Упражнение 2. Вариант II.

1) – в.

2) – б, в.

3) – а.

4) – а, б.

5) – в.

6) – б.

7) – в.

8) – б, в.

9) – а, б.

10) – а, в.

11) – а.

12) – а. в.

13) – в.

14) – а, в.

15) – а, в.

16) – б.

17) – б.

18) – а, в.

19) – б, в.

20) – а.



Упражнение 3. Вариант I.

1) – а, а, а, о, о.

2) – о, а, о, о, а.

3) – о, о, о, о, о.

4) – о, а, а, о, а.

5) – а, а, а, о, о.

6) – а, о, а, о, а.

7) – а, ы, о, а, а.

8) – о, а, а, о, о.



Упражнение 3. Вариант II.

1) – а, а, а, о, о.

2) – а, о, а, о, о.

3) – о, о, о, о, о.

4) – о, а, а, о, о.

5) – а, а, о, а, а.

6) – а, о, а, о, а.

7) – о, а, а, а, а.

8) – о, о, а, о, а.



Упражнение 4. Вариант I.

Пишутся с буквой а: 1, 4, 8, 15, 23, 29, 32, 34.

Пишутся с буквой о: 2, 9, 11, 13, 18, 24, 26, 30, 35.

Пишутся с буквой и: 3, 7, 10, 17, 19, 21, 22, 27, 33.

Пишутся с буквой е: 5, 6, 12, 14, 16, 20, 25, 28, 31.



Упражнение 4. Вариант II.

Пишутся с буквой а: 1, 3, 5, 7, 8, 15, 18, 23, 25. 33.

Пишутся с буквой о: 2, 10, 16, 19, 26, 28, 30, 32, 34, 35.

Пишутся с буквой и: 11, 12, 14, 17, 21, 22, 24.

Пишутся с буквой е: 4, 6, 9, 13, 20, 27, 29, 31.



Упражнение 6. Вариант I.

Допущены ошибки в словосочетаниях: 1, 4, 7, 14, 15, 16, 21, 23, 24, 28.



Упражнение 6. Вариант II.

Допущены ошибки в словосочетаниях: 1, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19, 20, 21, 24, 26, 27.



Упражнение 8. Вариант I.



задания

8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

8.5.

8.6.

8.7.

8.8.

Ответ

3

3

4

2

3

2

2

4



Упражнение 8. Вариант II.



задания

8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

8.5.

8.6.

8.7.

8.8.

Ответ

3

3

4

1

2

2

1

2



Упражнение 9. Вариант I.



задания

9.1.

9.2.

9.3.

9.4.

9.5.

9.6.

9.7.

9.8.

Ответ

1

4

3

3

2

3

2

1



Упражнение 9. Вариант II.



задания

9.1.

9.2.

9.3.

9.4.

9.5.

9.6.

9.7.

9.8.

Ответ

1

3

1

3

2

2

1

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!