СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

 

Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках.

Цель:

 – развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания;

 – формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ»

Русский язык

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ


Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках.

Цель:

– развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания;

– формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

4 5

1. Проверка домашнего задания.

– Что такое приставка?

– Как обнаружить в слове приставку?

– Приведите примеры слов с приставками по- и под-.

– Какое слово с приставкой под- из текстового задания № 2, тема 4

в рабочей тетради вы выбрали? (Подснежник.)

– Легко ли было его найти? Почему? (Все слова имеют в начале под-.)


– Что вам помогло в поиске? (Подбор однокоренных слов, выделение корня.)

– В каких словах есть приставка по-? Докажите.

– Почему в слове подвиг вообще нет приставки? (Нет однокоренных к нему слов с корнем двиг- или виг-.)

– Приведите примеры слов с приставкой за- из домашнего упр. 1, с. 130.

– Как вы их нашли?

– Назовите словарные слова из этого упражнения.

– Составьте устно предложение с любым из слов, запишите.

– Обменяйтесь тетрадями для проверки.

2. Словарная работа.

1. Устный диктант.

Ученики называют слова из словарика, один ученик проговаривает их орфографически.

2. Составление пословицы по схеме:

хотеть – .

(Мало хотеть – надо уметь.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Открытие новых знаний.








3 4 1 3 3

На доске записаны слова:

порвал, забег, перевал, отпить, просмотр.

– Поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного.

В какой части слова она находится?

– Сформулируйте тему урока. (Буквы безударных гласных в приставках.)


Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)


1. Постановка проблемного вопроса.

Наблюдение над безударными гласными в приставках и корнях слов.

Упр. 147. Работа в группах. Каждая группа исследует три слова.

Выполняется (если необходимо) с консультацией учителя.

Каждая группа сделает вывод: где могут находиться буквы безударных гласных, какие написания можно объяснить.

Вывод: безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках. В корне их можно проверить.

– А как быть с безударными гласными в приставках? Сформулируйте основной вопрос урока. (Ученики высказывают предположения.)

2. Поиск решения.

1. Проверим ваши предположения, выполняя упр. 148.

Наблюдение ведётся в ходе записи:

записал запись

доделал досыта

надписал надпись и т.д.

Вывод: буквы гласных в приставках пишутся и под ударением, и без ударения одинаково. Значит, для написания буквы безударного гласного в приставке можно подобрать проверочное слово с такой же приставкой, где бы гласный был под ударением.

2. Работа над правилом.

– Прочитайте про себя правило на с. 123.

– Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется ещё одна буква гласного о – для удобства произношения: обновил/обозвал, откусил/оторвал, подбежал/подошёл.)

– Какие приставки с буквой о запомнили?

– В каких приставках пишется буква а?

– Можно ли проверить эти гласные в приставках?

– Какой способ используется чаще? Почему? (Таких приставок немного, их легко запомнить.)

– Запишите приставки в два столбика:

о а

Учитель диктует: за, по, на, под, про, пра.

– Какие ещё приставки есть в правиле? Допишите их в соответствующие столбики.

– Как графически обозначена эта орфограмма?

– Ответьте на вопрос после правила. Докажите свою точку зрения.

– Когда для проверки нужны обязательно однокоренные слова?

(Для проверки написания букв безударных гласных в корне.)



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.




Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



ΙII. Развитие умений – применение знания.

1 3 5 1

Работа в учебнике.

1. Работа по учебнику.

Упр. 149. Осложнённое списывание.

Коллективно выполняется первый «шаг» в задании: ученики объясняют написание приставки (предлога), затем самостоятельно списывают, вставляют буквы, обозначают орфограммы.

2. Выборочная запись слов с изученной орфограммой.

– Запишите слова с орфограммой «Буква безударного гласного в приставке», обозначьте её. Если эти считалки вам знакомы, расскажите их до конца.

Станем думать и гадать, Зазвенела птичья трель,

Как нам сосны сосчитать; Закружилась карусель.

Как ни думай, ни гадай, Раз, два, три, четыре, пять,

Только нас догоняй. Вышел зайчик погулять.



Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)






ΙV. Итог урока.


– В каких частях слова встречается орфограмма-буква безударного гласного?

– Приведите примеры слов с безударными приставками.

– Какая буква в них пишется?

– Как графически обозначается изучаемая орфограмма? Покажите в виде схемы. 4 4


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?







V. Домашнее задание.



Упр. 2, с. 131.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!