Тема «Учимся писать безударные гласные в корне слова»
Учитель начальных классов
Артыкбаева Бигайша Айдаркановна
Тема: «Учимся писать безударные гласные в корне слова»
Цели урока:
формирование навыков правописания и самоконтроля;
развитие внимания, зрительной памяти учащихся;
воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Оборудование:
проектор;
экран;
компьютер;
мультимедийная презентация;
рабочая тетрадь по русскому языку «Учусь писать без ошибок», Москва «Вентана-Граф» 2008;
карточки с заданиями и жетоны для проведения игры;
раздаточные листы.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Время проведения: 1 академический час (40 минут)
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир безударных гласных.
- Как вы думаете, какая наша основная задача? (Вспомнить правило написания безударных гласных в корне слова).
2.Словарная работа. (Слайд 2) (Чтение слов на слайде.) (Дети получают листы с заданиями и самостоятельно выполняют работу. Проверка задания на слайде. Слова даны без подчёркивания. В ходе проверки буквы подчёркиваются при помощи анимации по щелчку мыши)
- Какая орфограмма в этих словах? (Безударная гласная, которая не проверяется ударением.)
-Что вы знаете о безударных гласных, которые не проверяются ударением? (Написание слов с безударными гласными, которые не проверяются ударением, нужно запомнить).
Слайд 3. (Чтение детьми вывода на слайде).
3.Самостоятельная работа в «Рабочих тетрадях» с.25.
- Откройте «Рабочие тетради» с.25. Прочитайте задание про себя. Как вы будете выполнять задание? (Выбрать проверочные слова, подчеркнуть их, вставить пропущенные буквы.).
- Выполняем самостоятельно по вариантам. (Проверка на слайдах 4 и 5.) (В ходе проверки по щелчку мыши ставится ударение и появляются пропущенные буквы. Обращается внимание детей на проверочные слова с буквой «ё» и односложные слова. В них ударение не ставится. )
- Как вы узнали, какую букву нужно вставить? (Подбирали проверочные слова с ударением на пропущенную букву.)
- Вспомним правило проверки безударных гласных в корне слова. (Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.)(По щелчку мыши появляется слайд 6).
4. Физминутка.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: всему свету я краса.
Похвалялся медведь: могу песни я петь.
Похвалялися ежи: у нас шубки хороши.
Похвалялся зайка: поди, догоняй-ка!
(Дети стараются показать: как ходит лиса, заяц, медведь, ёж.)
5. Игра «В мире слов»
Слайд 7.
- Ребята из 6 и 10 классов приготовили для вас вопросы. Постарайтесь на них ответить. За каждый правильный ответ вы получите жетон.
Слайд 8.
- Вопрос 1. Задаёт Есенова Назгуль. Какая буква всегда стоит под ударением?
Слайд 9. (Правильный ответ – буква «ё».
Слайд 10.
- Вопрос 2. Задаёт Даулеталиева Гульжан. В каком шарике во всех словах пропущена буква «а»? (Дети выполняют задание на раздаточных листах с рисунками шариков)
Слайд 11. (Проверка задания: вставленные буквы появляются по щелчку мыши.) ( Правильный ответ: в фиолетовом шарике – шарик вращается.)
Слайд 12.
- Вопрос 3. Задаёт Абишев Ержан. Разделите слова на две группы. Работаем с полученными карточками. (Раздаю карточки со словами: снег, снега, горы, гора, травы, трава.)
- Проверяем.
Слайд 13.
(При помощи анимации по щелчку мыши слова делятся на две группы.)
реки река
горы гора
травы трава
- Дополнительный вопрос: по какому признаку вы разделили слова на две группы? (Один - много)
- Поставьте ударение. (В словах первого столбика ударение падает на гласную в корне, во втором столбике гласная в корне без ударения.)
- Назовите второй признак, по которому можно разделить слова на две группы. (Проверочные и проверяемые слова.) (На слайде появляются записи: проверочные слова, проверяемые слова)
Слайд 14.
- Вопрос 4. Задаёт Борисов Алёша. Назовите птиц, которые живут в «Словаре».
Слайд 15.
- На слайде предложения с картинками. Замените картинки словами.
(Дети работают на раздаточных листах – вписывают слова). (В ходе проверки исчезают картинки, появляются слова: воробей, воронушке.)
- Когда так говорят?
- Как вы понимаете эту пословицу?
Слайд 16.
- Вопрос 5. Задаёт Редькин Александр. Внимание на экран! Слушаем!
- Повторяю вопрос. Назовите пять гласных, которые мы обычно проверяем. В этом вам поможет «ромашка». Вставьте пропущенные буквы.(Дети выполняют задание на печатных листах.
Слайд 17.
Проверка на слайде: пропущенные буквы появляются по щелчку мыши).
Слайд 18.
- Наша игра закончена.
- Подведём итоги, посчитаем жетоны. (Выявление победителей)
6. Итог урока.
- Что интересного было для вас на уроке?
- Повторим правила написания безударных гласных в корне.
(Выставление оценок)
- Урок закончен.
5