Просмотр содержимого документа
«"Русский без пробелов" (рабочая программа внеурочной деятельности)»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание эстетической ценности русского языка; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; готовность к самостоятельной творческой деятельности; толерантное сознание и поведение в обществе; навыки сотрудничества со сверстниками; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к самообразованию
Метапредметные: умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; умение ориентироваться в различных источниках информации; умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач; умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения; владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные: сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; свободное использование словарного запаса; сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; владение умением анализировать единицы различных языковых уровней. овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников; научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста; научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы; владеть формами обработки информации исходного текста; работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл; четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий; уметь работать с бланками экзаменационной работы; сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Содержание курса «Русский язык без пробелов»
Раздел 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
Ознакомление со структурой изложения и сочинения рассуждения. Ознакомление с приемами компрессии текста. Обучение написанию сжатого изложения. Формулировка тезиса сочинения, подбор аргументов. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Упражнения на развитие умения строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Раздел 2. Учимся выполнять тестовые задания
Типология тестовых заданий, задания на понимание текста. Культура речи. Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность. Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические. Нормы ударения и произношения. Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения. Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности.
Раздел 3.Тестовые задания. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Грамматические нормы. Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Синтаксические нормы. Словосочетание Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Правильное построение предложений. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом предложении Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Синтаксический анализ сложного предложения Сложные бессоюзные предложения
Формы деятельности:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии: 1) развивающее обучение; 2) проблемное; 3) развитие критического мышления через чтение и письмо; 4) здоровьесберегающие.
Тематический план
№п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение | 20 |
2 | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему | 2 |
3 | Учимся выполнять тестовые задания. Работа с тестом, заполнение бланков | 12 |
4 | Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | примечание |
план | факт |
1 | Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий | 1 | 6.09 | | |
2 | Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | 1 | 13.09 | | |
3 | Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ. | 1 | 20.09 | | |
4 | Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ. | 1 | 27.09 | | |
5 | Часть 1.Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста | 1 | 4.10 | | |
6 | Структурные особенности сжатого изложения | 1 | 18.10 | | |
7 | Структурные особенности сжатого изложения | 1 | 25.10 | | |
8 | Основные приёмы компрессии исходного текста | 1 | 8.11 | | |
9 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. | 1 | 15.11 | | |
10 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. | 1 | 22.11 | | |
11 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. | 1 | 29.11 | | |
12 | Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. | 1 | 6.12 | | |
13 | Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. | 1 | 13.12 | | |
14 | Часть 3. Структура сочинения на лингвистическую тему . | 1 | 20.12 | | |
15 | Критерии оценки задания | 1 | 27.12 | | |
16 | Тезис сочинения на лингвистическую тему. | 1 | 17.01 | | |
17 | Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | 1 | 24.01 | | |
18 | Заключение в сочинении на лингвистическую тему Практическое занятие. | 1 | 31.01 | | |
19 | Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие. | 1 | 7.02 | | |
20 | Тезис сочинения на лингвистическую тему. | 1 | 14.02 | | |
21 | Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | 1 | 21.02 | | |
22 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. | 1 | 28.02 | | |
23 | Анализ текста. Лексическое значение слова. | 1 | 6.03 | | |
24 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. | 1 | 13.03 | | |
25 | Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова | 1 | 20.03 | | |
26 | Правописание корней. Правописание словарных слов | 1 | 3.04 | | |
27 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. | 1 | 10.04 | | |
28 | Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени | 1 | 17.04 | | |
29 | Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | 1 | 24.04 | | |
30 | Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | 8.05 | | |
31 | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | 1 | }15.05 | | |
32 | Простое осложненное предложение. Пунктуационный анализ. | 1 | | |
33 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | 22.05 | | |
34 | Синтаксический анализ сложного предложения. | 1 | 29.05 | | |