СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русский без пробелов" (рабочая программа внеурочной деятельности)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Русский без пробелов" (рабочая программа внеурочной деятельности)»

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание эстетической ценности русского языка; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; готовность к самостоятельной творческой деятельности; толерантное сознание и поведение в обществе; навыки сотрудничества со сверстниками; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к самообразованию

Метапредметные: умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; умение ориентироваться в различных источниках информации; умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач; умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения; владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные: сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; свободное использование словарного запаса; сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; владение умением анализировать единицы различных языковых уровней. овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников; научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста; научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы; владеть формами обработки информации исходного текста; работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл; четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий; уметь работать с бланками экзаменационной работы; сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Содержание курса «Русский язык без пробелов»

Раздел 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Ознакомление со структурой изложения и сочинения рассуждения. Ознакомление с приемами компрессии текста. Обучение написанию сжатого изложения. Формулировка тезиса сочинения, подбор аргументов. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Упражнения на развитие умения строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Раздел 2. Учимся выполнять тестовые задания

Типология тестовых заданий, задания на понимание текста. Культура речи. Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность. Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические. Нормы ударения и произношения. Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения. Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности.

Раздел 3.Тестовые задания. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Грамматические нормы. Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Синтаксические нормы. Словосочетание Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Правильное построение предложений. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом предложении Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Синтаксический анализ сложного предложения Сложные бессоюзные предложения

Формы деятельности:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемное изложение изучаемого материала;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский.

Используемые технологии: 1) развивающее обучение; 2) проблемное; 3) развитие критического мышления через чтение и письмо; 4) здоровьесберегающие.

Тематический план

№п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

20

2

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему

2

3

Учимся выполнять тестовые задания. Работа с тестом, заполнение бланков

12

4

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

примечание

план

факт

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий

1

6.09



2

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

1

13.09



3

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ.

1

20.09



4

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ.

1

27.09



5

Часть 1.Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста

1

4.10



6

Структурные особенности сжатого изложения

1

18.10



7

Структурные особенности сжатого изложения

1

25.10



8

Основные приёмы компрессии исходного текста

1

8.11



9

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

1

15.11



10

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

1

22.11



11

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

1

29.11



12

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

1

6.12



13

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

1

13.12



14

Часть 3. Структура сочинения на лингвистическую тему .

1

20.12



15

Критерии оценки задания

1

27.12



16

Тезис сочинения на лингвистическую тему.

1

17.01



17

Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

1

24.01



18

Заключение в сочинении на лингвистическую тему Практическое занятие.

1

31.01



19

Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

1

7.02



20

Тезис сочинения на лингвистическую тему.

1

14.02



21

Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

1

21.02



22

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

1

28.02



23

Анализ текста. Лексическое значение слова.

1

6.03



24

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.

1

13.03



25

Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова

1

20.03



26

Правописание корней. Правописание словарных слов

1

3.04



27

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

1

10.04



28

Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

1

17.04



29

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

1

24.04



30

Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения.

1

8.05



31

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

1


}15.05



32

Простое осложненное предложение. Пунктуационный анализ.

1



33

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

22.05



34

Синтаксический анализ сложного предложения.

1

29.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!