СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык.Русский алфавит, или азбука

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация в связи с ДО(дистанционое обучение)

Просмотр содержимого документа
«Русский язык.Русский алфавит, или азбука»


Ход урока.

  1. Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения. Сегодня нас с вами ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Самоопределение к учебной деятельности.

- Чтобы узнать тему, я предлагаю вам отгадать загадки…

-Слушайте внимательно и постарайтесь их отгадать.

******

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё …алфавит!


******

Тридцать три богатыря

К нам пришли сюда не зря.

Изучая их секреты,

Ты на всё найдёшь ответы.

Но скажи-ка нам пока,

Как зовут их ?... азбука


-Как вы думаете, что же за 33 богатыря? Мы их с вами уже знаем, изучили. Они нам помогают найти ответы на разные вопросы.

-Вы скажите, что это буквы. Конечно. Это правильно. Но вспомните…Какая книга помогла нам в изучении букв.

-Верно…Это АЗБУКА.

-Я думаю каждый из вас помнит АЗБУКУ первой и второй части. Вспомнили?

-А еще мы с вами учились графически обозначать эти буквы. Где мы с вами учились писать буквы? Как назывались эти тетради.

-Правильно это ПРОПИСИ. У нс их было 4 части.

-И все же…вернемся к нашему русскому языку.

-Давайте сформулируем тему нашего занятия…

-Так вот…Мы сегодня должны с вами повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

3.Минутка чистописания.

-Прежде чем мы начнем изучать, а вернее повторять нашу тему.

-Давайте сядем поудобнее, спинки ровненько, тетрадочки под наклоном, так, чтобы уголок смотрел к вам в грудь. Думаю вы большие умнички и не забыли, как должны правильно сидеть на наших занятиях.

-Итак…

-Записываем число, а сегодня у нас 14 апреля, ниже на новой, чистой строчке, посередине записываем - классная работа.

-Сейчас у нас минутка чистописания.

-Какая задача стоит перед нами?

-Конечно же…Прежде всего написать правильно и красиво.

-Что значит «красиво»?

-Мы с вами соблюдаем наклон, высоту, отступ. Не забыли?

-Давайте мы с вами по порядку вспомним наши буквы.

-Начнем как вы думаете, с какой буквы? Конечно же… С буквы «А»…

-И начнем с заглавной буквы «А».

-Начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо вниз и, коснувшись нижней линии рабочей строки, ведем плавно вверх длинную наклонную линию; не доводя до следующей строки, останавливаемся и ведем вниз длинную прямую наклонную линию до нижней рабочей строки. Не отрывая руки, начинаем писать петлю: ведем немного вверх по написанному, закругляем влево и пересекаем первый элемент буквы, не доводя до верхней рабочей линии, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, заканчиваем немного ниже верхней линии рабочей строки.

-У всех получилось? Я думаю, что да…Вы все умнички и хорошо справляетесь с работой.

-Отступаем от нашей первой буквы и точно так же прописываем вторую и так до конца строки.

-Мы с вами прописали заглавную букву «А». Какая буква еще остась?

-Правильно… Дальше мы с вами пропишем строчную букву «а».

-Буква «а» состоит из двух элементов: овала и короткой прямой наклонной линии с закруглением внизу. Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, Ведем вверх, закругляя чуть влево, доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаем вверх вправо до начала письма. Затем пишем второй элемент – прямую наклонную линию с закруглением вниз, которая соприкасается с овалом.

-Написали? Точно так же мы прописываем, не забывая отступать друг от дружки до конца строки.

-Ребят, а кто знает, как образовалось слово Алфавит? 

- Так вот… Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит. 

-Ваша первая учебная книга называется – азбука…

-Попробуйте объяснить, почему её так назвали? 

-Получилось объяснить?

-Ребята, это первые две буквы из старославянского письма - «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. 

Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже.

-Запишите ниже себе на строчку эти слова.

-С красной строки, с заглавной буквы, записываем первое слово – АЛФАВИТ, ставим запятую и записываем слово АЗБУКА.

-Думаю вы справились.

-Давайте мы с вами постараемся запомнить, что Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.

-А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

История возникновения Алфавита.

1). Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Вот так выглядела старославянская азбука.


-В старом русском алфавите первые две буквы назывались : «аз» и «буки».

-Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».

-Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

-Поэтому «алфавит» и «азбука» - это одно и то же, слова-синонимы.

-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.

-Вот давайте и вспомним наш алфавит…

-Для этого откроем учебники русского языка на стр. 52.

-Обратите внимание на тему занятия -это РУССКИЙ АЛФАВИТ, ИЛИ АЗБУКА.

-И первый вопрос, который мы должны рассмотреть - Это «ЧТО ТАКОЕ АЛФАВИТ»

Знакомство с алфавитом.

-На этот вопрос мы с вами уже ответили, выполним упр.1.

-Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.

-Умнички. Ребята, не забывайте, что у каждой буквы как и у человека свое имя и произносить его нужно правильно.

-Я думаю любому человеку неприятно, если его имя вдруг назовут неправильно, так же и у букв.

-Называйте правильно буквы… Для этого как только мы с вами закончим наше занятие, вы обязательно с родителями повторите буквы несколько раз.

-Хорошо?

-Мы с вами уже разобрали, что же обозначает слово АЛФАВИТ.

-Для закрепления еще раз каждый прочитает вместе со мной…

Стр.52 чтение определения.

-Это определение вам нужно будет выучить к следующему занятию. Помечаем карандашиком, пишем – учить…

-Пометили?

-Выполним упр.2 на стр. 53.Читаем задание…

-Сколько всего букв в русском алфвите? (33).

-Для чего нужны эти буквы?

-Сколько гласных букв? (10).

-А сколько согласных? (21).

-Сколько букв не обозначают звука? (2).

Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).

-Конечно же… зная буквы, мы сможем прочитать любой текст…

-Вот и давайте мы с вами прочитаем задание к упр. 3.

-А как вы думаете, важно ли уметь читать?

-Посмотрите внимательно, в конце предложения стоит восклицательный знак, что он обозначает, вспомните…

Восклица́тельный знак (!) — знак препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления, сильного чувства, волнения и тому подобного.

-Прочитаем правильно это предложение, не забывая о восклицательном знаке.

-С красной строки с заглавной буквы, записываем это предложение.

Словарная работа

-Мы часто произносим слово «хорошо». Каково же значение этого слова.


Хорошо́

Наречие к прилагательному хороший; так, как надо, как желательно, как считается красивым, правильным. О чувстве удовлетворения, удовольствия, радости и т. п., испытываемом кем-либо.


-Запишите слово в свой словарик. Поставьте ударение, подчеркните опасные места.

-Придумайте предложения со словом «хорошо». И запишите его ниже на строчку.

-Записали?

-Давайте найдем это слово в орфографическом словаре. На какой странице оно расположено? (стр.137)

-Легко ли вам было его найти?

-А можно было б это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать?

- Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

-Ребята, давайте еще раз прочитаем о происхождении слов АЗБУК и АЛФАВИТ на стр. 53.

 - Как вы думаете, существует алфавит немецкий, английский, татарский, чувашский? Вы правы. Сколько языков существует, столько и существует и алфавитов.

-Сейчас мы с вами выполним задание в учебнике на стр. 54.упр. 4.

-Обратите внимание на ЗНАЧОК, что он обозначает, давайте посмотрим в условных обозначениях.

-Выпишите те буквы, которых не хватает.(Ё,Х)

-А теперь выполним упр.6.

-Давайте прочитаем выразительно текст, который называется НА УРОКЕ.

-Кто из ребят неверно произнес буквы? Назовите эти буквы правильно.

-Запишем имена «учеников» в алфавитном порядке, через запятую.

-Обратите внимание…это ИМЕНА учеников. Вспомните, как мы пишем имена.

Барашек, Гусь, Жук, Ослик, Рыбка.

-Записали?

-Ну и последнее на сегодня задание из учебника - это Задание повышенной сложности.

-Упр. 5.

-Рассмотрите парашюты. Как ты думаешь, почему буквы спускаются на разных парашютах? (Буквы спускаются на парашютах по своим названиям)

-Давайте назовем каждую букву правильно.

-Рассмотрите большой зеленый парашют и запишите буквы этой группы с красной строки, в алфавитном порядке. Пишите Заглавную букву рядом с ней строчную, ставите запятую и т.д.

Закрепление изученного материала.

-Сейчас мы с вами закрываем наши тетрадочки в линейку.

-Открываем тетради на печатной основе стр.26.

-Выполним задания на стр.26,27 по порядку.

Итог урока

-Что такое алфавит?

 -Сколько букв в русском алфавите?

-Кто уже запомнил алфавит?

-Кому ещё нужно немножко потренироваться?

-Я предлагаю в конце урока нарисовать смайлик. В тетради.

-Если тема показалась очень сложной, неинтересной, то красный смайлик.

-Если тема вызвала небольшие затруднения, но вы с ними справились, то желтый смайлик.

-Если тема была легкая, все выполнили без затруднения и с большим интересом, зеленый смайлик.

-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Всем спасибо!





Спасибо за внимание! Всем хорошего настроения!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!