СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русские женщины" Н.А.Некрасова. Урок литературы в 7 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор предлагает конспект урока литературы в 7 классе по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"

Просмотр содержимого документа
«"Русские женщины" Н.А.Некрасова. Урок литературы в 7 классе»

Сценарий урока литературы в 7 классе «Русские женщины» Н.А. Некрасова»


Сценарий урока литературы в 7А классе «Русские женщины» Н.А. Некрасова» способствует формированию метапредметных результатов.


Автор-составитель: учитель русского языка и литературы МОУ «Михайловская основная общеобразовательная школа» Республики Марий Эл

В ходе урока учащиеся продолжают знакомство с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова. Урок способствует развитию интереса к творчеству поэта, расширяет знания об истории страны, углубляет знания о декабристах и их женах.


Цели урока:

  1. Анализ поэмы, знакомство с историческим материалом, положенным в основу поэмы.

  2. Формирование метапредметных результатов обучения.


Задачи урока:

1. Продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова, познакомить учащихся с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов, используя историко-литературный материал.

2. Прививать навыки “игрового” выразительного чтения эпизодов поэмы.

3. Развивать умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев произведения (создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе в классе).


Ход урока

Метапредметные результаты


  1. Вступительное слово учителя:

Кто служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,-

Только тот себя переживет…

Поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное. “Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

Предыдущие два урока были посвящены творчеству Н.А. Некрасова.

- Какова основная тема его творчества? (Тяжёлая жизнь русского народа)

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть её должна.

Не верьте, юноши! не стареет она.

- Какие произведения поэта вам знакомы? («Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Железная дорога» и так далее.)

Поэма «Мороз, Красный нос» посвящена этой же теме, только она сужена, конкретизирована. (Тяжёлая жизнь русской женщины.) Это гимн во славу русской женщины. Вспомним восторженные слова поэта о ней. (Наизусть «Есть женщины в русских селеньях...».)

- Почему обыкновенная крестьянка вызывает восхищение поэта? (Трудолюбие, долготерпение, умение любить, искреннее веселье, способность не растеряться и действовать в сложной ситуации.)

- Почему именно женщина – главная героиня произведений Некрасова? Можно ли это объяснить обстоятельствами его жизни в Грешнево?

– Какие картины детства запомнились Н. А. Некрасову на всю жизнь? (Обширный сад в имении Грешнево, цветущие яблони, Волга; Владимирка (Владимирский тракт, дорога, по которой шли в кандалах арестанты в Сибирь на каторгу); ловля птиц, грибы, крепкая дружба с крестьянскими детьми, «безумные забавы» жестокого отца).

- Чем запомнилась маменька? (… и любезная маменька, любившая своих детей и защищавшая их от отца – деспота-крепостника.) «Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других».

От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви! («Рыцарь на час»)

- Кем была русская женщина для Некрасова? (Голос женщины — голос народа. Некрасовская героиня — человек, не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Некрасов, как никто другой, смог почувствовать душу русской женщины. Она — символ жизни. Недаром даже Муза Некрасова — «родная сестра» крестьянки).

Сейчас мы приступаем к изучению поэмы, которая так и называется — «Русские женщины». Если бы мы не имели представления о её содержании, то могли бы подумать, что это своеобразное продолжение поэмы «Мороз, Красный нос». Однако, открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие.

- В чём же тогда смысл замены? (Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”).

Обратите внимание,  русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт”.

- Что же это за качества? На этот вопрос мы и должны ответить, изучив поэму.

Вспомним, что нам известно о восстании декабристов и об их жёнах.

- Ребята, что вы знаете о декабристах? (Это участники восстания против власти царя. Это богатые люди, офицеры, участники тайных организаций).

- Дополню, что это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего?

- И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные общества вольнодумцев?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить обстановку в России после Отечественной войны 1812 года? - Как встретила страна своих солдат победителей?

II. Выступление учащихся. (Ученик, изучивший эту тему, подготовил сообщение, изложить материал ему помогут другие ученики)

Ученик: Есть такие даты в календаре, которые знает и должен знать каждый русский человек. Это день декабристского восстания на Сенатской площади – 14декабря 1825года. Декабристы. Лучшие люди России, дворяне, офицеры, богатые и знатные. Что заставило их выйти на Сенатскую площадь? Против чего они протестовали?

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ученик: Страна была опустошена, города и села разрушены и сожжены, посевы уничтожены. Бывшие солдаты и ополченцы возвращались в родные села и города. Солдаты, освобождая Европу, видели, насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, выступлений. Населению были предоставлены Конституции, не было крепостной зависимости. Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры ожидали, что в России начнутся какие-то изменения, произойдет облегчение участи крестьян. Но этого не произошло.

Ученик: Мне хотелось бы добавить еще данные из дневников заговорщиков. Матвей Муравьев-Апостол писал: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству было нашим побуждением». Таким образом, постепенно в эти годы складывалась общность людей, ставящих благо России выше личного блага, понимавших, что без коренных перемен, без свержения самодержавия и уничтожения крепостничества невозможно двигаться вперед.

Ученик: В 1821-22 годах возникли два тайных общества «Северное» в Петербурге и «Южное» на Украине. Общества понимали, что выступать им нужно совместно, поэтому выбрали время для военного переворота –лето 1826 года, но события развернулись иначе. Внезапно умер после недолгой болезни император Александр I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Будущие декабристы решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову. Местом выступления была избрана Сенатская площадь в Петербурге. «Диктатором» восстания накануне был назначен С.П. Трубецкой.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ученик: Утром 14 декабря Россия впервые видела революцию. И хотя восстание закончилось трагически, люди, вышедшие на Сенатскую площадь, навсегда останутся в памяти России. Участников восстаний арестовывали в полках и в родительских усадьбах, хватали на пути в Петербург или Москву, при попытках перейти границу.

Ученик: Для расследования декабрьских событий высочайшим повелением была создана Следственная комиссия. Всего было арестовано 579 человек, виновными признали 289. Обстановка допросов была тяжелой. Царь Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно-доброжелательно, с другими оскорбленно- строго.

Декабристов судили как уголовных преступников. Николай I сам давал распоряжения: «Присылаемого Рылеева посадить в Алексеевский равелин, без всякого сообщения с другими, дать ему бумагу и что будет писать приносить мне ежедневно.

Бестужева по присылке, равно и Оболенского велеть заковать в ручные железа и посадить под строжайший арест.

Якушкина заковать в ножные и ручные железа, поступать с ним строго и не иначе содержать, как злодея»

Ученик: Через полгода участь декабристов была решена

Пятерых самых опасных преступников - П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, П.Г. Каховского приговорили к четвертованию. Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти всем разрядам. Пятерым четвертование заменили на повешение.

На разные сроки каторги осудили около 111 обвиняемых; 9 офицеров были разжалованы в рядовые.

Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги.


Учитель: В июле 1926 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них. Таков был умысел царя. В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, облегчить участь своих мужей, отправленных в на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния. Но удивительных русских женщин было не остановить никакими преградами. О подвиге этих хрупких, сильных душою и верных женщин создал своё произведение Н.А. Некрасов. Одиннадцать женщин, последовавших добровольно в Сибирь, разрушили этот умысел. Заключенным была запрещена переписка. Эту обязанность взяли на себя жены декабристов. Через письма, которые они писали своим родным, а также близким других каторжан, об узниках помнили, им сопереживали, старались облегчить их участь.

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...” Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они. Свой путь начинают они от порога родного дома.


III. Работа с текстом.

- Кто является главной героиней первой части, найдите её портрет, что узнаём мы о ней и её жизни до печальных событий?

- Поэт каждую часть текста даёт в сравнении, что сравнивается, как он этого достигает? (сны и явь, балы, поездки за границу и явь, родной дом и тюрьма)

“Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу? Увы! Надежды нет.

Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг, — я слёз не принесу

В проклятую тюрьму —

Я гордость, гордость в нём спасу,

Я силы дам ему!

Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.

- А кто стремится им помешать? (Царь и губернатор, выполняющий его волю).

- Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена? (Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог в лицах.)

- Что является центральным эпизодом этой части поэмы? (Встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором)

- Почему губернатор так не хотел, чтобы княгиня ехала дальше? (Он получил строжайший приказ царя любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем).

Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора” - “актерская группа”

- Как вы оцениваете поступки героев диалога?

- Какие аргументы выдвигал губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться?

Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Прочитать вслух, отметить цитаты.)

Доводы губернатора

1. Отъезд убил отца.

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

3. Соблазны столичной жизни.

4. Уязвлённая гордость.

5. Отречение от прав.

6. Дорога вместе с каторжниками.

Здесь — там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)

- Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твердого, осмысленного убеждения в своей правоте?

- Что заставило губернатора уступить княгине?

В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.

Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Почему? (Её система ценностей совсем другая).

Правда, губернатор не использует против Трубецкой ещё один довод, чтобы убедить её отказаться от своего решения. Женщинам было запрещено брать с собой детей (у Трубецкой их не было), и Волконская, уезжая, оставила малолетнего сына. Конечно, вечная разлука с детьми куда более страшна, чем угроза “нищей стать и женщиной простой”. Но, выбирая между мужем и сыном, Волконская скажет:

Да, ежели выбор решить я должна

Меж мужем и сыном — не боле,

Иду я туда, где я больше нужна,

Иду я к тому, кто в неволе!

Да и женщины могли бы привести в свою пользу ещё один очень важный довод. Ведь не только гордость и долг заставили их бросить привычную жизнь и ехать неизвестно куда.

- Какой довод? Что толкало женщин в дорогу?

Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание. Пример тому — Александрина Муравьёва. Некрасов хотел её сделать главной героиней поэмы, но успел написать всего две главы. И всё-таки поэт подчёркивает, что есть чувство выше и чище любви мужчины к женщине и женщины к мужчине:

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Более того, величие подвига мужа возвышает любовь к нему. М.Н. Волконская, очень мало знавшая мужа до ссылки, говорит о том, что “лучшая сердца любовь” пришла к ней именно тогда, когда он был уже в тюрьме. Вот что пишет М.Н. Волконская в своих воспоминаниях: “Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело своё”.

Можно ли победить таких женщин? Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабые женщины? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.

Я делал всё, что мог...

Не испугались вы!

Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.


IV. Сообщение ученицы о второй части поэмы и чтение отрывков:

1. о семье, об отце

2. о Пушкине

3. чтение стиха

4. Встреча с Трубецкой

Свидание с мужем.


V. Заключение, подведение итогов.

- Какие качества обозначил в героинях поэмы автор?

- Сумел ли Некрасов выразить глубину чувств женщин, силу их мужества? Какими средствами?

- Какова роль женщин в судьбе декабристов?

- Почему значение этой поэмы велико? В чём оно?

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделила участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями? Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.

- Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская.

VI. Рефлексия.

Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав поэму “Русские женщины”? Аргументируйте свой ответ. Ответьте дома на вопрос письменно.

Используемая литература:

VII. Используемая литература:

Гессен А. « Во глубине сибирских руд», М. «ДЛ», 1977;

Евгеньев-Максимов В.Е. Творческий путь Н.А. Некрасова. М.; Л. 1953;

Гин М.М. О своеобразии реализма Н.А. Некрасова. Петрозаводск, 1966; Груздев А.И. Декабристский цикл Н.А. Некрасова. Л., 1976.

М. И. Щербакова



























Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Умение выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях









Умение делать выводы.











Умение выдвигать гипотезу





















Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности







































































Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)







Умение выделять главное в тексте.
























Умение находить причинно-следственные связи. Умение формулировать выводы.




























































Умение структурировать материал







Умение формулировать выводы










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!