СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Русские святые и Рязанский край»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение на конкурс литературно-исследовательских работа "Язык наш - древо жизни на земле"

Просмотр содержимого документа
««Русские святые и Рязанский край»»

Михайловский муниципальный район Рязанской области

Автор: Мерзлов Павел Алексеевич,

учащийся 5Б класса МОУ «Михайловская СОШ№1»


Тема: «Русские святые и Рязанский край»

Святые люди Кто они?

Впервые я услышал это слово на уроках «Основ православной культуры», когда мы изучали тему «Икона». Именно на них изображают святых людей, тех, кто прожил свою земную жизнь в любви к людям. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но каждый из них смог остаться настоящим человеком. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Некоторые святые жили три тысячи лет назад (пророк Моисей). А некоторые были почти нашими современниками (новомученики, которые пострадали в годы советской власти). Но они напоминают каждому из нас о его призвании стать лучше. Значит, и людям XXI века этот путь тоже по силам.

После уроков «Основ православной культуры» для себя я определил, что главное качество святого - это смирение и что святой – это тот, кто прославил свое имя богоугодными делами: помогал бедным, отдавал свое имущество тем, кто больше всего в этом нуждался, строил церкви, защищал свой народ от захватчиков. Он подобен Богу, хотя и человек. Он жил так, как заповедовал Бог. На уроках истории Древнего мира мы подробно изучаем, как появились эти заповеди: Бог вручил их Моисею на горе Синай. Я не разобрался, было ли так на самом деле или нет. Но это неважно. Ведь эти заповеди учат нас только хорошим вещам. Святые люди полностью следуют этим заповедям, выражают бескорыстную любовь к человеку, а главное, как мне кажется, непоколебимую веру.

Изучая литературу по теме работы, меня особенно тронула история первых русских святых, братьев Бориса и Глеба. Они входят в Собор рязанских святых. Дело в том, что князь Глеб был правителем Муромо - Рязанского княжества. Поскольку князь Глеб со своим старшим братом, князем Борисом, добровольно отказались от политической борьбы во имя братской любви, то и почитают их на Рязанской земле вместе.

Борис и Глеб были детьми князя Владимира, который ввел христианскую веру на Руси. Князья любили чтение священных книг и жизнеописаний святых. Они были добрыми и горячо любили своего отца. В своих княжествах они заботились о распространении христианской веры.

Когда великий князь Владимир Святославич заболел, Борис был призван в Киев. Вскоре стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Здесь Борис узнал о смерти отца. Старший сын Владимира, Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Дружина предложила идти на Киев и захватить власть, но Борис не хотел нарушать святости родственных отношений. Старшинство – основная ценность для русского человека того времени.

Он решил возвратиться домой. Дорогой он узнал, что его брат Святополк задумал против него зло, но не поверил и даже распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса. Он подослал к нему убийц. Святой Борис знал об этом, но не стал скрываться. Подобно мученикам первых веков христианства, он с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альта. Они ворвались в палатку и пронзили его копьями.

После этого Святополк решил убить и Глеба. В это время Глеб остановился возле Смоленска, где получил от четвёртого брата, Ярослава, известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев. Горько было слышать обо всем этом Глебу. Убийцы не пожалели и его. Они бросили тело Глеба на берегу реки. Только спустя довольно долгое время оно было найдено и погребено в Смоленске. За свои злодеяния Святополк был назван в народе Окаянным.

Другой сын Владимира – Ярослав, княживший в это время в Новгороде, отомстил за гибель братьев: после ожесточённой борьбы, длившейся почти четыре года, Ярослав разбил Святополка, и тот бежал из Русской земли. Позднее, став великим киевским князем, Ярослав, прозванный в народе Мудрый, добился у Константинополя причисления Бориса и Глеба к лику святых.

Князья Борис и Глеб стали первыми святыми Русской православной церкви. 6 августа отмечается день памяти этих святых великомучеников.

Почему же братья выбрали путь несопротивления злу, отказа от борьбы во имя высших нравственных и религиозных ценностей? Мне захотелось разобраться в этом вопросе.

Убийство Бориса и Глеба отразилось в целом ряде литературных произведений XI-XII веков. Помимо сокращённых вариантов жития, предназначенных для богослужения, есть повесть под 1015 годом в составе «Повести временных лет», а также «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора-летописца. Самое знаменитое из древнерусских произведений о святых братьях – «Сказание о Борисе и Глебе».

Прочитав «Сказание», я был поражён кротостью и ангельским характером братьев. Автор преклоняется перед братьями, старается рассказать как можно боль­ше об их духовной красоте, их идеальном поведении. Во время чтения про­никаешься восхищением: ведь в наше время просто хорошего, доброго, милого человека редко встретишь. Мы точно не знаем, были ли братья такими на самом деле. Но мысль автора мне предельно ясна. Почитание законов и традиций – это великое благо, а вероломство, жестокость и зависть – настоящее зло.

Образы главных героев представлены в сказании как две противоположности. Правдивость, доверчивость, доброта, сердечность и щедрость святых Бориса и Глеба противопоставлены зависти, властолюбию, злобе и ненависти Святополка Окаянного.

Я был потрясён словами Глеба, обращенными к его убийцам: «Не трогайте меня, братия мои милые! Не трогайте меня, ибо не сделал я никакого зла вам. Пощадите меня, братия, пощадите! Какую обиду причинил брату моему и вам, братия мои и господа? Если есть какая обида, ведите меня к князю вашему, а моему брату и господину. Сжальтесь над юностью моею, сжальтесь, господа мои!.. Не срезайте колоса, еще не поспевшего, не губите лозы, еще не возросшей! Не убийство это будет, но сырорезание!..»

Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что на зло нельзя отвечать злом, даже под угрозой смерти, они верили словам Господа: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».

С течением времени все более укреплялась вера в святых Бориса и Глеба как защитников Русской земли и помощников русским князьям, позднее царям в войнах против захватчиков. Образ святых стал символом русского патриотизма, совестливости и нравственности.

Эта история из далёкого прошлого нашей страны очень актуальна в наши дни. Современное общество, как мне кажется, приблизилось к диким традициям дохристианской Руси. Борьба за власть и деньги, стремление к богатству и популярности, презрение к «неудачникам». И так нужны сейчас примеры милосердия, доброты и любви. Мы должны задуматься о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если и мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны и исчезнет насилие…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!