СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствие с ФГОС ООО на основе методических рекомендаций издательства "Просвещение".

Просмотр содержимого документа
«Русские путешественники и первопроходцы XVII в.»

Урок 35 класс7бв дата: 23.01.19

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

Основные вопросы изучения материала

1) Заселение земель Сибири. 2) Семён Дежнёв. 3) Походы на Дальний Восток. 4) Освоение Сибири

Тип урока

Изучение нового материала

Ресурсы урока

Учебник, § 25. Карта

Основные понятия и термины

Острог. Колонизация. Абориген. Аманат. Коч

Основные даты

1648—1649 гг. — походы С. Дежнёва. 1643—1646 гг. — поход Василия Пояр­кова на Амур. 1649—1653 гг. — походы Ерофея Хабарова

Персоналии

Семён Дежнёв. Василий Поярков. Ерофей Хабаров. Владимир Атласов



Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами. Использовать карту как источник информации.

Систематизировать информацию в виде плана.

Использовать иллюстрации учебника при доказательстве своих суждений.

Применять историографические знания.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Личностные:

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий

Домашнее задание

§ 25 учебника. Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»


Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой


Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осу-

ществлённые в XVII в.?

Давать оценку последствиям исто-

рического события, процесса

Беседа

Ориентационный

(актуализации/

повторения)


Рассмотрите карту современной России. Всегда ли её территория была такой огромной?

Какие земли были присоединены к России и освоены к началу XVII в.?

Извлекать из карты сведения в

контексте изучения темы

Работа с картой. Беседа

Содержательно-операционный


Объясните значение термина «первопроходец». Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло?

Какие экономические интересы побуждали людей осваивать новые территории, Сибирь?

По карте проследите маршруты

путешествия Дежнёва, Пояркова и Хабарова. Определите достижения путешественников по выбранным вами критериям. Завершите предложения: 1) Первым русским, дошедшим до Тихого океана, оказался... 2) Первый поход якутских служилых и «охочих людей» на Амур возглавил... 3) Дважды побывал на Амуре... 4) В 1643 г. вышел к Байкалу... Какие из современных городов основали первопроходцы XVII в.? При ответе используйте карту

Определять значение термина, цели

деятельности людей.

Определять причинно-следственные

связи событий и процессов.

Определять по карте исторические

объекты.

Раскрывать результаты деятельно-

сти людей

Работа с картой,

текстом.

Беседа.


Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Нанесите на контурную карту похо­ды землепроходцев и путешествен­ников. Какой из этих маршрутов был более протяжённым? Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните свои крите­рии сложности маршрута, которые вы использовали при его оценке. Перечислите плюсы и минусы вза­имодействия местных племён с рус­скими переселенцами, итогов коло­низации. Придумайте собственные задания по теме урока. Выберите из заданий одноклассников наибо­лее интересное

Заполнять контурную карту. Давать оценку последствиям исто­рического события, процесса. Высказывать обоснованное мнение. Оценивать задания, составленные одноклассниками

Работа с картой. Беседа. Творческое зада­ние

Русские первопроходцы Сибири

Семён Дежнёв (1605—1673) — совершил крупное географическое открытие: в 1648 г. осуще­ствил плавание вдоль Чукотского полуострова и открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки.

Василий Поярков — в 16431646 гг. во главе отряда казаков прошёл из Якутска по рекам Лене, Алдану, вышел по Амуру в Охотское море, а затем вернулся в Якутск. Ерофей Хабаров (1610—1667) — в 1649—1650 гг. осуществил поход в Даурию, освоил земли по реке Амуру и составил их карты (чертёж).

Владимир Атласов — в 16961697 гг. организовал экспедицию на Камчатку, в результате чего она была присоединена к России.

Территория России в XVII в. расширилась не только за счёт вхождения в её состав Левобе­режной Украины, но и за счёт включения новых земель Сибири, начало освоения которых было положено в XVI столетии.

В XVII в. продвижение русских в Сибирь приобрело ещё больший размах. Сибирь привлекала пушными богатствами, новыми землями, полезными ископаемыми. Состав переселенцев был достаточно пёстр: казачество, служилые люди, часто направляемые в Сибирь «по государеву ука­зу»; крестьянство, надеявшееся избавиться на новых землях от угнетения; промысловики.

Государство было заинтересовано в освоении богатых земель, суливших пополнение казны. Поэтому правительство поощряло заселение ссудами и податными льготами, нередко смотря сквозь пальцы на уход в Сибирь бывших крепостных.

Продвижение в XVII в. в Восточную Сибирь осуществлялось по двум направлениям. Один путь лежал вдоль северных морей. Осваивая земли, русские достигли северо-восточной оконеч­ности материка. В 1648 г. казак Семён Дежнёв с товарищами на небольших судах открыл про­лив, отделяющий Азию от Северной Америки. Другой путь на восток шёл вдоль юясных границ Сибири. В 1643—1646 гг. по Амуру в Охотское море вышла экспедиция Василия Пояркова, а в 16491653 гг. в Даурию и по Амуру совершил свой поход Ерофей Хабаров. Таким образом, в течение XVII в. территория России расширилась до берегов Тихого океана, Курильских остро­вов.


Церковная реформа


Содержание реформы

Позиция Никона (реализована в ходе реформы)

Позиция Аввакума

Исправление богослужебных книг

Новые греческие богослужебные книги

Древнерусские (византий­ские) книги

Исправление обрядов, икон, архитектуры

Введение троеперстия, упорядочение цер­ковной службы, уничтожение старинных икон, запрет шатровых церквей

Максимальное сохранение старины

Последствия церковной реформы

  1. Централизация Церкви.

  2. Установление единства Русской православной церкви с остальным православным миром.

  3. Установление контроля над священниками и усиление дисциплины.

  4. Контроль над верующими.

  5. Развитие церковного образования.

  6. Усиление личной власти Никона.

  7. Церковный раскол.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!