Просмотр содержимого документа
«Русские путешественники и первопроходцы XVII в.»
Урок 35 класс7бв дата: 23.01.19
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Основные вопросы изучения материала | 1) Заселение земель Сибири. 2) Семён Дежнёв. 3) Походы на Дальний Восток. 4) Освоение Сибири |
Тип урока | Изучение нового материала |
Ресурсы урока | Учебник, § 25. Карта |
Основные понятия и термины | Острог. Колонизация. Абориген. Аманат. Коч |
Основные даты | 1648—1649 гг. — походы С. Дежнёва. 1643—1646 гг. — поход Василия Пояркова на Амур. 1649—1653 гг. — походы Ерофея Хабарова |
Персоналии | Семён Дежнёв. Василий Поярков. Ерофей Хабаров. Владимир Атласов |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами. Использовать карту как источник информации. Систематизировать информацию в виде плана. Использовать иллюстрации учебника при доказательстве своих суждений. Применять историографические знания. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Личностные: Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий |
Домашнее задание | § 25 учебника. Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» |
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой | Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осу- ществлённые в XVII в.? | Давать оценку последствиям исто- рического события, процесса | Беседа |
Ориентационный (актуализации/ повторения) | Рассмотрите карту современной России. Всегда ли её территория была такой огромной? Какие земли были присоединены к России и освоены к началу XVII в.? | Извлекать из карты сведения в контексте изучения темы | Работа с картой. Беседа |
Содержательно-операционный | Объясните значение термина «первопроходец». Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло? Какие экономические интересы побуждали людей осваивать новые территории, Сибирь? По карте проследите маршруты путешествия Дежнёва, Пояркова и Хабарова. Определите достижения путешественников по выбранным вами критериям. Завершите предложения: 1) Первым русским, дошедшим до Тихого океана, оказался... 2) Первый поход якутских служилых и «охочих людей» на Амур возглавил... 3) Дважды побывал на Амуре... 4) В 1643 г. вышел к Байкалу... Какие из современных городов основали первопроходцы XVII в.? При ответе используйте карту | Определять значение термина, цели деятельности людей. Определять причинно-следственные связи событий и процессов. Определять по карте исторические объекты. Раскрывать результаты деятельно- сти людей | Работа с картой, текстом. Беседа. |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | Нанесите на контурную карту походы землепроходцев и путешественников. Какой из этих маршрутов был более протяжённым? Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните свои критерии сложности маршрута, которые вы использовали при его оценке. Перечислите плюсы и минусы взаимодействия местных племён с русскими переселенцами, итогов колонизации. Придумайте собственные задания по теме урока. Выберите из заданий одноклассников наиболее интересное | Заполнять контурную карту. Давать оценку последствиям исторического события, процесса. Высказывать обоснованное мнение. Оценивать задания, составленные одноклассниками | Работа с картой. Беседа. Творческое задание |
Русские первопроходцы Сибири
Семён Дежнёв (1605—1673) — совершил крупное географическое открытие: в 1648 г. осуществил плавание вдоль Чукотского полуострова и открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки.
Василий Поярков — в 1643—1646 гг. во главе отряда казаков прошёл из Якутска по рекам Лене, Алдану, вышел по Амуру в Охотское море, а затем вернулся в Якутск. Ерофей Хабаров (1610—1667) — в 1649—1650 гг. осуществил поход в Даурию, освоил земли по реке Амуру и составил их карты (чертёж).
Владимир Атласов — в 1696—1697 гг. организовал экспедицию на Камчатку, в результате чего она была присоединена к России.
Территория России в XVII в. расширилась не только за счёт вхождения в её состав Левобережной Украины, но и за счёт включения новых земель Сибири, начало освоения которых было положено в XVI столетии.
В XVII в. продвижение русских в Сибирь приобрело ещё больший размах. Сибирь привлекала пушными богатствами, новыми землями, полезными ископаемыми. Состав переселенцев был достаточно пёстр: казачество, служилые люди, часто направляемые в Сибирь «по государеву указу»; крестьянство, надеявшееся избавиться на новых землях от угнетения; промысловики.
Государство было заинтересовано в освоении богатых земель, суливших пополнение казны. Поэтому правительство поощряло заселение ссудами и податными льготами, нередко смотря сквозь пальцы на уход в Сибирь бывших крепостных.
Продвижение в XVII в. в Восточную Сибирь осуществлялось по двум направлениям. Один путь лежал вдоль северных морей. Осваивая земли, русские достигли северо-восточной оконечности материка. В 1648 г. казак Семён Дежнёв с товарищами на небольших судах открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Другой путь на восток шёл вдоль юясных границ Сибири. В 1643—1646 гг. по Амуру в Охотское море вышла экспедиция Василия Пояркова, а в 1649—1653 гг. в Даурию и по Амуру совершил свой поход Ерофей Хабаров. Таким образом, в течение XVII в. территория России расширилась до берегов Тихого океана, Курильских островов.
Церковная реформа
Содержание реформы | Позиция Никона (реализована в ходе реформы) | Позиция Аввакума |
Исправление богослужебных книг | Новые греческие богослужебные книги | Древнерусские (византийские) книги |
Исправление обрядов, икон, архитектуры | Введение троеперстия, упорядочение церковной службы, уничтожение старинных икон, запрет шатровых церквей | Максимальное сохранение старины |
Последствия церковной реформы
Централизация Церкви.
Установление единства Русской православной церкви с остальным православным миром.
Установление контроля над священниками и усиление дисциплины.
Контроль над верующими.
Развитие церковного образования.
Усиление личной власти Никона.
Церковный раскол.