СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские народные нотки. Программа внеурочной деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русские народные нотки. Программа внеурочной деятельности»

Рассмотрено

на педагогическом совете

Протокол от ____________

Утверждаю

Директора МБОУ «СШ № 1»

_________________ Л.П.Мирошкина

Приказ от _______________________


Рабочая программа


Музыкального кружка

«Русские народные нотки»,

1 – 4 класс, 1 час в неделю


Дружинина Наталья Витальевна, высшая категория







2020 – 2021 учебный год










Пояснительная записка



Рабочая программа кружка «Русские народные нотки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образования на основе примерной программы по музыке для начальной школы М.С.Красильниковой.

Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры».

Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения. Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно.
Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов, композиторов Подмосковья  учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые произошли не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края.

Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.





Цели кружка:


  • приобщить учащихся к чтению краеведческой, искусствоведческой литературы;


  • продолжить изучение родного края посредством привития интереса к  народным традициям, фольклорным произведениям;


  • развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего села и всего народа;


  • воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;


  • развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.


Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:


  • обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории края;


  • формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.



Место учебного предмета, курса в учебном плане



Количество в год – 34+2

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в 1 полугодии - 17

Количество часов во 2 полугодии - 19



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.


Личностные результаты:


  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, закономерностями развития, процессами взаимовлияния, общностью нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия народной музыки, их коллективного музицирования и интерпретации в разных видах музыкально исполнительской деятельности;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми м сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

  • Формирование установки воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры.


Метапредметные результаты


Познавательные


Учащиеся научатся:


  • Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза;

  • Применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, выявления известного и неизвестного;

  • Осуществлять синтез музыкального произведения как составления целого из частей, выявлять основания его целостности.


Учащиеся получат возможность:


  • Научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением;

  • Удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний в области народного фольклора.


Регулятивные


Учащиеся научатся:


  • Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.


Учащиеся получат возможность научиться:


  • Ставить учебные цели, формулировать, исходя из целей, учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных и групповых работах.


Коммуникативные


Учащиеся научатся:

  • Использовать речевые средства и коммуникационные технологии для решения музыкальных коммуникативных и познавательных задач;

  • Общению со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.


Предметные результаты


У учащихся будут сформированы:


  • Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

  • Основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • Представления о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.


Учащиеся научатся:


  • Активно, творчески воспринимать музыку в народном стиле;

  • Слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека;

  • Ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России( в том числе родного края;

  • Участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.


Учащиеся получат возможность научиться:


  • Ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

  • Творческой самореализации;

  • Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и исполнять.



Содержание учебного предмета, курса




Курс состоит из «Введения» и двух разделов, включающих теоретические знания (посещения музеев, художественных выставок и т.д.) и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни. Курс рассчитан на 33 часа. Курс способствует созданию положительной мотивации обучения. Кружок фольклора не дублирует базовый курс, способствует  выявлению  интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию  практического опыта в различных  сферах познавательной деятельности.

Тема №1. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.

На занятии учащиеся составляют опорный конспект и готовят сообщения на тему: «Понятие «фольклор». Жанровое многообразие фольклорных произведений».(2 ч.)

Тема №2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества.

1.Знакомство с обрядовыми песнями. «Со вьюном я хожу»

2.Канон – знакомство с музыкальным исполнением. Оценка работы детей. (3ч.


Тема №3. Национальные костюмы разных народов.

1. Знакомство с эскизами национальных костюмов.

2. Слушание ансамбля народных инструментов

3. Рисуем картину национально костюма. (3.ч)


Тема №4.5. Колыбельные песни.

1. Знакомство с колыбельной песней.

2. Разучивание колыбельной песни «Котя-котенька, коток»

3.Слушанье - авторская песня. Паулс «Колыбельная». (3ч.)


Тема №6. Из истории музыкальных инструментов.

  1. Знакомство с историей создания музыкальных инструментов.(1 ч.)

Тема № 7 Духовые деревянные народные инструменты(1 ч)


Тема №8,9 Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.

  1. Понятие звука шумового и музыкального.

  2. Погремушки, маракасы, бубенцы, ложки – ударно-шумовые инструменты.

  3. Разучивание песни «Сеяли девушки яровой хмель».(4ч.)


Тема №10,11. Пляски-заигрыши.

  1. Разучивание плясовой «А я по лугу».

  2. Разучивание танца ( 2ч.)


Тема №12. Хороводные танцы.

  1. Островский сказка «Снегурочка», быт берендеев, обычаи, праздники

2.Слушание арии «Песни Леля

3.Разучивание хоровода «Сударушка». (4ч.)


Тема №13. Хороводные танцы.

  1. Разучивание хоровода «Сударушка».

  2. Шаг с припаданием. ( 2ч.)


Тема №14. Хороводные песни. «На горе-то калина».

  1. Разучивание песни «На горе-то калина».

  2. Разучивание танцевальных движений к хороводу. (3ч.)


Тема №15. Хороводные песни. Закрепление.

  1. Повторение хоровода «Сударушка»

2. Повторение песни-хоровода «На горе-то калина». ( 2ч.)


Тема №16. Урок-отчет. ( 1ч.)


 Тема №17. Игра в оркестре.

  1. Разучивание ритма различных шумовых инструментов песни «Калинка».

  2. Игра в ансамбле.

  3. Слушание колокольных перезвонов. (4ч.)


Тема №18. Масленица – праздник русского народа.

  1. . Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков

  2. Народные традиции, игры, забавы. (2ч.)

Тема №19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье.

  1. Разучивание песни Гречанинова «Вербочки».

  2. Слушание « Колокольный звон» ( 2ч.)


Тема №20,21. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре.

  1. Баллада о князе Владимире.

  2. Что такое баллада. (2ч.). Народные промыслы России.

  1. Дымковская игрушка.

2. Разучивание песни «Чики-чикалочки». (2ч.)


Тема №22,23 Народные промыслы России.

  1. История русской матрешки.

  2. . Русская народная песня «Как ходил-гулял Ванюша» (3ч.)


Тема №24. Урок-отчет. (1ч.)

Тема №25. Песни-веснянки.

  1. Разучивание песен-закличек.

2. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся» (3ч.)


Тема №26-28 Егорьев день.

  1. Народные обычаи. Егорьев день.

2. Игры, забавы, скоморохи ( 4 ч.)


Тема №29. Тара-тара-тара-ра начинается игра...

  1. Разучивание русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я»

2. Разучивание танцевальных движений к хороводу. (2ч.)


Тема №30 Тара-тара-тара-ра начинается игра...

  1. Повторение русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».

2. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся»( 2ч.)


Тема №31. «За околицей села»

  1. Повторение пройденного материала (2ч.)

Тема №32 Пословицы и поговорки.

1. Собери пословицы о труде и добре.

2. Отгадай загадки (2ч.)


Тема №33 « Народные сказки»

  1. Говорим о народных сказках.


  1. смотрим поучительные сказки.


  1. Рисуем на тему: « Сказка много значит» (3ч.)



Тема №34,35 Народные игры и забавы.


1. Игра « Капуста»


  1. Игра « Заинька»


  1. Игра « Репка»


  1. Игра « Командная игра» ( 4ч.)


Тема №36 «Подведение итогов»( 3 часа)












Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.


№ п.п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

1

Введение

Конспектирование, анализ, просмотр видео

Научатся распознавать фольклор

2

Обрядовая песня, как один из видов народного творчества

Коллективное музицирование

Научатся петь в народной манере, получат возможность петь канон.

3

Национальные костюмы разных народов

Просмотр видео, изо деятельность, слушание музыки

Получат возможность создать костюм

4

Колыбельные песни

Коллективное музицирование

Научатся петь в народной манере, получат возможность петь колыбельную песню

5

Колыбельные песни

Коллективное музицирование

Научатся петь в народной манере, получат возможность петь колыбельную песню

6

Из истории музыкальных инструментов

Коллективное музицирование

Познакомятся с историей создания музыкальных инструментов.

7

Духовые народные инструменты

Просмотр видео

Познакомятся с историей создания музыкальных духовых инструментов.

8

Музыкально-шумовые, ударные инструменты.

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

9

Музыкально-шумовые, ударные инструменты.

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

10

Пляски-заигрыши

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

11

Пляски-заигрыши

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

12

Хороводные танцы

Коллективное музицирование

Выучат простейшие танцевальные движения, получат возможность использовать их при исполнении песни.

13

Хороводные танцы

Коллективное музицирование

Выучат простейшие танцевальные движения, получат возможность использовать их при исполнении песни.

14

Хороводные песни

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

15

Хороводные песни

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

16

Хороводные песни

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

17

Урок-концерт

Коллективное музицирование

Получат возможность исполнить песни на сцене.

18

Игра в оркестре

Коллективное музицирование

Получат возможность сыграть попевки на муз инструменте.

19

Масленица-праздник русского народа

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

20

Праздники православной церкви.Вербное Воскресенье

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

21

Жанры Величания и Баллады в музыке и фольклоре

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

22

Народные промыслы России

Просмотр видео, коллективное музицирование

Получат возможность для занятия творчеством

23

Народные промыслы России

Просмотр видео, коллективное музицирование

Получат возможность для занятия творчеством

24

Урок-отчет

Коллективное музицирование

Урок –викторина «Поле-чудес»

25

Песни веснянки

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

26

Егорьев день

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

27

Егорьев день

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

28

Егорьев день

Коллективное музицирование

Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте.

29

Урок-игра

Знакомство с играми

Игра

30

Тара-тара-тара-ра начинается игра

Знакомство с играми

Игра

31

За околицей села

Тестирование, разгадывание кроссвордов

Получат возможность повторить пройденный материал

32

Пословицы и поговорки

Просмотр видео, анализ

Получат возможность познакомиться с пословицами и поговорками

33

Народные сказки

Беседа,изодеятельность

Получат возможность нарисовать персонажей из сказок.

34

Народные игры и забавы.

Игровая

Игра

35

Народные игры и забавы

Игровая

Игра

36

Подведение итогов

Тестирование, разгадывание кроссвордов, коллективное музицирование

Получат возможность повторить пройденный материал







Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения и образовательного процесса.


1. С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – изд. Советская энциклопедия, М.: 1973

2.В.Н.Семенов «В старину саратовскую», Региональное Приволжское издательство «Детская книга», Саратов, 1994

3. Хрестоматия для учащихся начальной школы, М:. 2008

4. С. Бублей «Детский оркестр». Л.: «Музыка», 1989

5. Сельский хоровод М.: «Советский композитор», 1987

6. Гармошечка-говорушечка М.: «Музыка», 2000

7.Уроки в началь Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», М.: 2004

8. М.Ю В. Юдин Дни Величальные Саратов Приволжское издательство, 1992

9. Новицкая Родная земля М.: Дрофа, 2003

10.Журнал  «Педагогическое творчество» №5/2002, №2/003



Методические рекомендации.

Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.

Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.

Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только  спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.

Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере  исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.

Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.

Настоящая программа рассчитана на русские школы. Для ведения занятий в национальных школах материал должен быть скорректирован за счет включения своего родного, национального материала в опоре на традиции и особенности культуры народа.

Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.



Планируемы результаты освоения курса



1 уровень

Приобретение знаний в области народного фольклора. Научатся : чувствовать стиль, интонации, понимать закономерности развития, различать композиторский и народный стиль

2 уровень

Развитие отношений в процессе коллективного исполнения (простейшие движения танца, игра на муз инструментах) позволит учащимся организовать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве.

3 уровень

Приобретение опыта: получат возможность исполнить фольклорные песни, создать фольклорный костюм, осуществить собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах музыкальной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!