Рассмотрено на педагогическом совете Протокол от ____________ | Утверждаю Директора МБОУ «СШ № 1» _________________ Л.П.Мирошкина Приказ от _______________________ |
Рабочая программа
Музыкального кружка
«Русские народные нотки»,
1 – 4 класс, 1 час в неделю
Дружинина Наталья Витальевна, высшая категория
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Русские народные нотки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образования на основе примерной программы по музыке для начальной школы М.С.Красильниковой.
Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры».
Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения. Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно.
Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов, композиторов Подмосковья учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые произошли не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края.
Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.
Цели кружка:
приобщить учащихся к чтению краеведческой, искусствоведческой литературы;
продолжить изучение родного края посредством привития интереса к народным традициям, фольклорным произведениям;
развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего села и всего народа;
воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории края;
формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Количество в год – 34+2
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в 1 полугодии - 17
Количество часов во 2 полугодии - 19
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, закономерностями развития, процессами взаимовлияния, общностью нравственных, ценностных, эстетических установок;
Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия народной музыки, их коллективного музицирования и интерпретации в разных видах музыкально исполнительской деятельности;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми м сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;
Формирование установки воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза;
Применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, выявления известного и неизвестного;
Осуществлять синтез музыкального произведения как составления целого из частей, выявлять основания его целостности.
Учащиеся получат возможность:
Научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением;
Удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний в области народного фольклора.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
Ставить учебные цели, формулировать, исходя из целей, учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных и групповых работах.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Использовать речевые средства и коммуникационные технологии для решения музыкальных коммуникативных и познавательных задач;
Общению со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Предметные результаты
У учащихся будут сформированы:
Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
Основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
Представления о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
Активно, творчески воспринимать музыку в народном стиле;
Слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека;
Ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России( в том числе родного края;
Участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.
Учащиеся получат возможность научиться:
Ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
Творческой самореализации;
Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и исполнять.
Содержание учебного предмета, курса
Курс состоит из «Введения» и двух разделов, включающих теоретические знания (посещения музеев, художественных выставок и т.д.) и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни. Курс рассчитан на 33 часа. Курс способствует созданию положительной мотивации обучения. Кружок фольклора не дублирует базовый курс, способствует выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности.
Тема №1. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров.
На занятии учащиеся составляют опорный конспект и готовят сообщения на тему: «Понятие «фольклор». Жанровое многообразие фольклорных произведений».(2 ч.)
Тема №2. Обрядовая песня, как один из видов народного творчества.
1.Знакомство с обрядовыми песнями. «Со вьюном я хожу»
2.Канон – знакомство с музыкальным исполнением. Оценка работы детей. (3ч.
Тема №3. Национальные костюмы разных народов.
1. Знакомство с эскизами национальных костюмов.
2. Слушание ансамбля народных инструментов
3. Рисуем картину национально костюма. (3.ч)
Тема №4.5. Колыбельные песни.
1. Знакомство с колыбельной песней.
2. Разучивание колыбельной песни «Котя-котенька, коток»
3.Слушанье - авторская песня. Паулс «Колыбельная». (3ч.)
Тема №6. Из истории музыкальных инструментов.
Знакомство с историей создания музыкальных инструментов.(1 ч.)
Тема № 7 Духовые деревянные народные инструменты(1 ч)
Тема №8,9 Ударно-шумовые инструменты народного оркестра.
Понятие звука шумового и музыкального.
Погремушки, маракасы, бубенцы, ложки – ударно-шумовые инструменты.
Разучивание песни «Сеяли девушки яровой хмель».(4ч.)
Тема №10,11. Пляски-заигрыши.
Разучивание плясовой «А я по лугу».
Разучивание танца ( 2ч.)
Тема №12. Хороводные танцы.
Островский сказка «Снегурочка», быт берендеев, обычаи, праздники
2.Слушание арии «Песни Леля
3.Разучивание хоровода «Сударушка». (4ч.)
Тема №13. Хороводные танцы.
Разучивание хоровода «Сударушка».
Шаг с припаданием. ( 2ч.)
Тема №14. Хороводные песни. «На горе-то калина».
Разучивание песни «На горе-то калина».
Разучивание танцевальных движений к хороводу. (3ч.)
Тема №15. Хороводные песни. Закрепление.
Повторение хоровода «Сударушка»
2. Повторение песни-хоровода «На горе-то калина». ( 2ч.)
Тема №16. Урок-отчет. ( 1ч.)
Тема №17. Игра в оркестре.
Разучивание ритма различных шумовых инструментов песни «Калинка».
Игра в ансамбле.
Слушание колокольных перезвонов. (4ч.)
Тема №18. Масленица – праздник русского народа.
. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков
Народные традиции, игры, забавы. (2ч.)
Тема №19. Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье.
Разучивание песни Гречанинова «Вербочки».
Слушание « Колокольный звон» ( 2ч.)
Тема №20,21. Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре.
Баллада о князе Владимире.
Что такое баллада. (2ч.). Народные промыслы России.
Дымковская игрушка.
2. Разучивание песни «Чики-чикалочки». (2ч.)
Тема №22,23 Народные промыслы России.
История русской матрешки.
. Русская народная песня «Как ходил-гулял Ванюша» (3ч.)
Тема №24. Урок-отчет. (1ч.)
Тема №25. Песни-веснянки.
Разучивание песен-закличек.
2. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся» (3ч.)
Тема №26-28 Егорьев день.
Народные обычаи. Егорьев день.
2. Игры, забавы, скоморохи ( 4 ч.)
Тема №29. Тара-тара-тара-ра начинается игра...
Разучивание русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я»
2. Разучивание танцевальных движений к хороводу. (2ч.)
Тема №30 Тара-тара-тара-ра начинается игра...
Повторение русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».
2. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся»( 2ч.)
Тема №31. «За околицей села»
Повторение пройденного материала (2ч.)
Тема №32 Пословицы и поговорки.
1. Собери пословицы о труде и добре.
2. Отгадай загадки (2ч.)
Тема №33 « Народные сказки»
Говорим о народных сказках.
смотрим поучительные сказки.
Рисуем на тему: « Сказка много значит» (3ч.)
Тема №34,35 Народные игры и забавы.
1. Игра « Капуста»
Игра « Заинька»
Игра « Репка»
Игра « Командная игра» ( 4ч.)
Тема №36 «Подведение итогов»( 3 часа)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ п.п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты |
1 | Введение | Конспектирование, анализ, просмотр видео | Научатся распознавать фольклор |
2 | Обрядовая песня, как один из видов народного творчества | Коллективное музицирование | Научатся петь в народной манере, получат возможность петь канон. |
3 | Национальные костюмы разных народов | Просмотр видео, изо деятельность, слушание музыки | Получат возможность создать костюм |
4 | Колыбельные песни | Коллективное музицирование | Научатся петь в народной манере, получат возможность петь колыбельную песню |
5 | Колыбельные песни | Коллективное музицирование | Научатся петь в народной манере, получат возможность петь колыбельную песню |
6 | Из истории музыкальных инструментов | Коллективное музицирование | Познакомятся с историей создания музыкальных инструментов. |
7 | Духовые народные инструменты | Просмотр видео | Познакомятся с историей создания музыкальных духовых инструментов. |
8 | Музыкально-шумовые, ударные инструменты. | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
9 | Музыкально-шумовые, ударные инструменты. | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
10 | Пляски-заигрыши | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
11 | Пляски-заигрыши | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
12 | Хороводные танцы | Коллективное музицирование | Выучат простейшие танцевальные движения, получат возможность использовать их при исполнении песни. |
13 | Хороводные танцы | Коллективное музицирование | Выучат простейшие танцевальные движения, получат возможность использовать их при исполнении песни. |
14 | Хороводные песни | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
15 | Хороводные песни | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
16 | Хороводные песни | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
17 | Урок-концерт | Коллективное музицирование | Получат возможность исполнить песни на сцене. |
18 | Игра в оркестре | Коллективное музицирование | Получат возможность сыграть попевки на муз инструменте. |
19 | Масленица-праздник русского народа | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
20 | Праздники православной церкви.Вербное Воскресенье | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
21 | Жанры Величания и Баллады в музыке и фольклоре | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
22 | Народные промыслы России | Просмотр видео, коллективное музицирование | Получат возможность для занятия творчеством |
23 | Народные промыслы России | Просмотр видео, коллективное музицирование | Получат возможность для занятия творчеством |
24 | Урок-отчет | Коллективное музицирование | Урок –викторина «Поле-чудес» |
25 | Песни веснянки | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
26 | Егорьев день | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
27 | Егорьев день | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
28 | Егорьев день | Коллективное музицирование | Выучат песню, получат возможность исполнить ее на музыкальном инструменте. |
29 | Урок-игра | Знакомство с играми | Игра |
30 | Тара-тара-тара-ра начинается игра | Знакомство с играми | Игра |
31 | За околицей села | Тестирование, разгадывание кроссвордов | Получат возможность повторить пройденный материал |
32 | Пословицы и поговорки | Просмотр видео, анализ | Получат возможность познакомиться с пословицами и поговорками |
33 | Народные сказки | Беседа,изодеятельность | Получат возможность нарисовать персонажей из сказок. |
34 | Народные игры и забавы. | Игровая | Игра |
35 | Народные игры и забавы | Игровая | Игра |
36 | Подведение итогов | Тестирование, разгадывание кроссвордов, коллективное музицирование | Получат возможность повторить пройденный материал |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения и образовательного процесса.
1. С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – изд. Советская энциклопедия, М.: 1973
2.В.Н.Семенов «В старину саратовскую», Региональное Приволжское издательство «Детская книга», Саратов, 1994
3. Хрестоматия для учащихся начальной школы, М:. 2008
4. С. Бублей «Детский оркестр». Л.: «Музыка», 1989
5. Сельский хоровод М.: «Советский композитор», 1987
6. Гармошечка-говорушечка М.: «Музыка», 2000
7.Уроки в началь Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», М.: 2004
8. М.Ю В. Юдин Дни Величальные Саратов Приволжское издательство, 1992
9. Новицкая Родная земля М.: Дрофа, 2003
10.Журнал «Педагогическое творчество» №5/2002, №2/003
Методические рекомендации.
Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.
Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.
Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.
Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.
Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.
Настоящая программа рассчитана на русские школы. Для ведения занятий в национальных школах материал должен быть скорректирован за счет включения своего родного, национального материала в опоре на традиции и особенности культуры народа.
Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.
Планируемы результаты освоения курса
1 уровень | Приобретение знаний в области народного фольклора. Научатся : чувствовать стиль, интонации, понимать закономерности развития, различать композиторский и народный стиль |
2 уровень | Развитие отношений в процессе коллективного исполнения (простейшие движения танца, игра на муз инструментах) позволит учащимся организовать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве. |
3 уровень | Приобретение опыта: получат возможность исполнить фольклорные песни, создать фольклорный костюм, осуществить собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах музыкальной деятельности. |