СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Русские народные игры как эффективные практики здоровьесбережения подростков на уроках физической культуры в современной образовательной организации в рамках реализации ФГОС»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья «Русские народные игры как эффективные практики здоровьесбережения подростков на уроках физической культуры в современной образовательной организации в рамках реализации ФГОС»

Просмотр содержимого документа
««Русские народные игры как эффективные практики здоровьесбережения подростков на уроках физической культуры в современной образовательной организации в рамках реализации ФГОС»»

«Русские народные игры как эффективные практики здоровьесбережения подростков на уроках физической культуры в современной образовательной организации в рамках реализации ФГОС»


Кирюхин О. И.

Учитель физической культуры МБОУ СШ №16


«Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов.»

Т. Тассо.


Как сохранить двигательную активность современных школьников? А главное, как не допустить её снижение? Какие задачи необходимо решить, чтобы добиться этой цели? Именно эти вопросы встают перед педагогами физической культуры в современной школе. Наибольшее внимание нужно уделять школьникам 12-14 лет, когда у детей происходит «перезагрузка» всего организма, начинается расхождение по интересам. На этом этапе педагогам необходимо очень тонко чувствовать психику школьников, направить в нужное русло бурной и не предсказуемой реки под названием «жизнь».

В дошкольном и младшем школьном возрасте у детей наблюдается естественная потребность в движениях. Педагог прилагает массу усилий, чтобы справиться с гиперактивностью ребёнка – усадить, остановить, привлечь внимание к себе. Дети в этом возрасте готовы играть в любые подвижные игры, потому что именно через игровую деятельность ребёнок познаёт окружающий мир.

Во время перехода школьников из младшего звена в среднее, всё изменяется – поведение, интересы, взгляды, увлечения, начинает меняться жизненная позиция. Естественно у кого-то раньше, у других позднее, всё зависит от индивидуальных особенностей организма. Ребёнок становится подростком. Задача учителя на этом этапе найти подход к каждому ребёнку, сформировать интерес к своему уроку у всего класса, а не у отдельной группы детей. У многих детей заметно снижается двигательная активность, теряется интерес к занятиям физической культурой, появляются вредные привычки, не уравновешенность в поведении. Следствием всех этих факторов идёт проявление возрастных заболеваний. Перед педагогом предстаёт важнейшая задача – сберечь здоровье ребёнка.

Введение третьего часа физической культуры в школьную программу не решило этой проблемы, а лишь предоставило больше времени учителю применить весь арсенал знаний и методических приёмов для решения этой задачи.

Существенную роль в снижении двигательной активности играет технический прогресс. Появление электронной техники и гаджетов значительно облегчило труд всех людей. Но не нужно забывать, что этот прогресс принёс с собой не мало минусов в плане здоровьесбережения. Мы порой не замечаем, как долго находимся у экранов телевизоров, компьютеров, смартфонов. Сидячий образ жизни принёс с собой множество сопутствующих заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, внутренних органов, ухудшение зрения и даже заболевания, связанные с нервной системой. Как итог мы получаем в старшем школьном возрасте дефицит школьников с основной группой здоровья.

Проанализировав ситуацию, я поставил себе задачу, повысить уровень двигательной активности ребят на уроках физической культуры, то есть чтобы в игровом отрезке урока участие принимали не 30-40% занимающихся, а весь класс. Нужна подвижная игра, в которой смогли бы принять участие 20-30 человек, соответствующая половым и возрастным особенностям детей. Такие спортивные игры как футбол, баскетбол, пионербол, волейбол для многих не актуальны и своими правилами ограничены конкретным числом участников.

Два года назад ребята нашей школы 7-х и 8-х классов участвовали в городском проекте, где их обучали подвижной игре «Русская лапта». В финале которого, в зале физкультурно-оздоровительного комплекса проводились городские соревнования среди школ города по этой игре. Школьники играли в неё с большим азартом, даже те, кто не проявляет особой активности на уроках физической культуры.

В чём же особенность игры «Русская лапта»? Здесь могут принимать участие большое количество человек (20-30). Игра имеет несколько вариантов, в зависимости от количества участников – «Лапта», «Круговая лапта», «Жидовка». Играть можно на асфальте, траве, снегу, в спортивном зале. Из инвентаря требуется только теннисный мяч и деревянная бита, вместо которой можно использовать обычную палку.

Игра включает в себя элементы бега, метания на дальность и в цель, преодоления препятствий, тенниса, бейсбола, акробатики, прыжков. Здесь решается множество задач оздоровительной, образовательной, воспитательной направленности.

Следует отметить преемственность и приобщение к русской культуре. Если в начальных классах мы используем народные игры – «Волк во рву», «Гуси-лебеди», «Два мороза», «Охотники и утки», то в среднем и старшем звене можно успешно культивировать «Русскую лапту».

При знакомстве детей с этой игрой на уроках физической культуры 5-х, 7-х, и даже 8-х и 9-х классов, ребята сначала с недоверием относились к лапте. Многие протестовали, но в последствии заинтересовались даже те школьники, которые равнодушно относились к любым спортивным играм, и предпочитали просто наблюдать со стороны или просто «убивали» время разговорами. И всего за несколько уроков, мы добились того, что в подвижной игре «Русская лапта» принимало участие 90% учащихся класса. И только тот, кто действительно был ограничен в движении по болезни наблюдал со стороны.

В летописях есть упоминания об игре с мячом – лапте. При раскопках древнего Новгорода было найдено множество деревянных мячей и сама лапта (палка-бита). При Петре Первом игру начали применять, как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков. Так, П. Ф. Лесгафт, создавший научно-обоснованную систему физического воспитания, рассматривал народные игры, как одно из действенных средств физического развития и воспитания.

Русские народные игры отличаются высоким духовным началом, богатырской силой, молодецкой удалью, задором и весельем, парадом красоты, ловкости и здоровья. Им характерны разносторонность физической подготовки, многогранность воспитательного воздействия, доступность, эмоциональность, зрелищность, простота организации.

Включение в образовательный процесс элементов русской народной физической культуры и в первую очередь развивающих народных игр спортивной направленности к которым несомненно относится и «Русская лапта», является актуальной необходимостью и потребностью повышения двигательной активности и здоровьесбережения современных школьников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!