СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские лингвисты

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 11 класса по теме: "русские лингвисты"

Просмотр содержимого документа
«Русские лингвисты»

Тема урока:  «Русские ученые – лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка »

Тема урока:

«Русские ученые – лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка »

ЯЗЫКОЗНАНИЕ (лингвистика) - наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения  и функционирования человеческого языка.  Развивалось на Древнем Востоке: в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии ( 5-4 вв. до н. э.),

ЯЗЫКОЗНАНИЕ (лингвистика) - наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка.

Развивалось на Древнем Востоке: в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии

( 5-4 вв. до н. э.),

Лингвист (языковед)—ученый, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению). Потебня А.А. Ломоносов М.В. Востоков А.Х. А.А. Потебня –выдающийся русский языковед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России.  М.В.Ломоносов – один из первых лингвистов, изучавших законы и формы русского языка. А.Х.Востоков - выдающийся русский языковед, положил начало научному изучению истории славянских языков.     

Лингвист (языковед)—ученый, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению).

Потебня А.А.

Ломоносов М.В.

Востоков А.Х.

А.А. Потебня –выдающийся русский языковед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России.

М.В.Ломоносов – один из первых лингвистов, изучавших законы и формы русского языка.

А.Х.Востоков - выдающийся русский языковед, положил начало научному изучению истории славянских языков.  

 

Игра: «Лингвистическое лото»   Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слов  Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения Раздел языкознания, изучающий части речи Раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов  Раздел языкознания, изучающий звуки Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов  Раздел языкознания, изучающий постановку знаков препинания  Раздел языкознания, изучающий происхождение слов Раздел языкознания, изучающий стили речи  Слова для справок: лексика, фонетика, орфоэпия, фразеология, морфология, пунктуация, стилистика, этимология, орфография.

Игра: «Лингвистическое лото»

Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слов

Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения

Раздел языкознания, изучающий части речи

Раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов

Раздел языкознания, изучающий звуки

Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов

Раздел языкознания, изучающий постановку знаков препинания

Раздел языкознания, изучающий происхождение слов

Раздел языкознания, изучающий стили речи

Слова для справок: лексика, фонетика, орфоэпия, фразеология, морфология,

пунктуация, стилистика, этимология, орфография.

В России конца XIX века сложились две большие лингвистические школы — Московская и Казанская .  Их основателями были два великих русских лингвиста - Филипп Фёдорович Фортунатов и Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Фортунатов Ф.Ф. Бодуэн де Куртенэ И.А.

В России конца XIX века сложились две большие лингвистические школы — Московская и Казанская .

Их основателями были два великих русских лингвиста - Филипп Фёдорович Фортунатов и Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.

Фортунатов Ф.Ф.

Бодуэн де Куртенэ И.А.

Филипп Федорович Фортунатов  (1848–1914)  Филипп Федорович Фортунатов, русский языковед. Родился 2 января 1848 в Вологде в семье учителя. В 1868 окончил Московский университет.  За четверть века преподавательской деятельности в Москве Фортунатов прочел множество разнообразных университетских курсов по сравнительно-исторической грамматике, общему языкознанию и древним индоевропейским языкам и стал основоположником  Московской  лингвистической школы .  Профессор кафедры сравнительной грамматики индоевропейских языков

Филипп Федорович Фортунатов (1848–1914)

Филипп Федорович Фортунатов, русский языковед. Родился 2 января 1848 в Вологде в семье учителя. В 1868 окончил Московский университет.

За четверть века преподавательской деятельности в Москве Фортунатов прочел множество разнообразных университетских курсов по сравнительно-исторической грамматике, общему языкознанию и древним индоевропейским языкам и стал основоположником Московской лингвистической школы .

Профессор кафедры сравнительной грамматики индоевропейских языков

Исследовательская деятельность Ф.Ф.Фортунатова  Фортунатов особенно активно занимался сравнительно - историческим языкознанием. Изучал древнеиндийские памятники письменности.  Ф.Ф.Фортунатов ввёл термин морфология  вместо бытовавшей в то время этимологии и разработал учение о форме слова, превратив морфологию в самостоятельную дисциплину. учение о форме слова опиралось на реально существующее в языке материальное выражение этой формы, т.е. форма слова могла быть установлена только там, где она материально представлена.

Исследовательская деятельность Ф.Ф.Фортунатова

Фортунатов особенно активно занимался сравнительно - историческим языкознанием. Изучал древнеиндийские памятники письменности.

Ф.Ф.Фортунатов ввёл термин морфология вместо бытовавшей в то время этимологии и разработал учение о форме слова, превратив морфологию в самостоятельную дисциплину. учение о форме слова опиралось на реально существующее в языке материальное выражение этой формы, т.е. форма слова могла быть установлена только там, где она материально представлена.

МОСКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.  Петерсон М.Н. Ушаков Д.Н. Шахматов А.А. Покровский М.М . Пешковский А.М. Аванесов Р.И. Реформатский А.А . Томсон А.И.

МОСКОВСКАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

Петерсон М.Н.

Ушаков Д.Н.

Шахматов А.А.

Покровский М.М .

Пешковский А.М.

Аванесов Р.И.

Реформатский А.А .

Томсон А.И.

Морфология включает в себя:  учение о словоизменении в языке  ( склонении и спряжении);  учение о структуре слова  ( морфемику); учение о частях речи; учение о словообразовании.

Морфология включает в себя:

  • учение о словоизменении в языке

( склонении и спряжении);

  • учение о структуре слова

( морфемику);

  • учение о частях речи;
  • учение о словообразовании.
Морфологические нормы современного языка  «Современные школьники должны бережно относиться к родному языку и осваивать приемы научно-исследовательской работы при изучении основ науки о языке .» ( Произведите морфологический и словообразовательный разбор выделенных слов).

Морфологические нормы современного языка

«Современные школьники должны бережно относиться к родному языку и осваивать приемы научно-исследовательской работы при изучении основ науки о языке .»

( Произведите морфологический и словообразовательный разбор выделенных слов).

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ  БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЕ .  Родился 3 ноября 1929 года в Варшаве. По родословной легенде происходил из древнего французского рода Куртене, который выводил себя от короля Людовика VI.  В 1875 учёный стал профессором, а в 1897 членом-корреспондентом Академии наук. Работал в Казанском (1874—1883), Юрьевском (1883—1893), Краковском (1893—1899), Петербургском (1900—1918) университетах. Основал Казанскую лингвистическую школу Русский и польский языковед

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЕ .

Родился 3 ноября 1929 года в Варшаве.

По родословной легенде происходил из

древнего французского рода Куртене,

который выводил себя от короля

Людовика VI.

В 1875 учёный стал профессором, а в

1897 членом-корреспондентом Академии

наук. Работал в Казанском (1874—1883),

Юрьевском (1883—1893), Краковском

(1893—1899), Петербургском (1900—1918)

университетах. Основал Казанскую

лингвистическую школу

Русский и польский языковед

Исследовательская деятельность И.А. Бодуэна де Куртене  Бодуэн де Куртене совершил переворот в науке о языке: до него в лингвистике господствовало историческое направление, а языки исследовались исключительно по письменным памятникам.  Ученый доказал, что сущность языка - в речевой деятельности, и призывает к изучению живых языков и диалектов. Он проводит по нескольку месяцев в экспедициях, изучая славянские языки и наречия и при этом тщательно записывает все фонетические их особенности.   Важность этого нового подхода к изучению языка можно сравнить с ролью, которую в естественных науках играет принцип эксперимента: без экспериментальной проверки теория мертва.   И.А. Бодуэн де Куртене создал теорию фонем и фонетических чередований, которая до сих пор сохраняет свою научную ценность. Логическим развитием теории фонем явилась с теория письма. В ней были заложены многие основные идеи и понятия, фигурирующие в современных работах.

Исследовательская деятельность И.А. Бодуэна де Куртене

Бодуэн де Куртене совершил переворот в науке о языке: до него в лингвистике господствовало историческое направление, а языки исследовались исключительно по письменным памятникам.

Ученый доказал, что сущность языка - в речевой деятельности, и призывает к изучению живых языков и диалектов. Он проводит по нескольку месяцев в экспедициях, изучая славянские языки и наречия и при этом тщательно записывает все фонетические их особенности.

Важность этого нового подхода к изучению языка можно сравнить с ролью, которую в естественных науках играет принцип эксперимента: без экспериментальной проверки теория мертва.

И.А. Бодуэн де Куртене создал теорию фонем и фонетических чередований, которая до сих пор сохраняет свою научную ценность. Логическим развитием теории фонем явилась с теория письма. В ней были заложены многие основные идеи и понятия, фигурирующие в современных работах.

Казанская лингвистическая школа   Представители Казанской лингвистической школы:  Александров Александр Иванович Анастасиев Андрей Иванович Архангельский Александр Семенович Богородицкий Василий Алексеевич Булич Сергей Константинович Владимиров Петр Владимирович Крушевский Николай Вячеславович Кукуранов Николай Сергеевич Радлов Василий Васильевич  Казанский университет Булич С.К. Богородицкий В.А .  Крушевский Н.В.

Казанская лингвистическая школа

Представители Казанской лингвистической школы: Александров Александр Иванович

Анастасиев Андрей Иванович

Архангельский Александр Семенович

Богородицкий Василий Алексеевич

Булич Сергей Константинович

Владимиров Петр Владимирович

Крушевский Николай Вячеславович

Кукуранов Николай Сергеевич

Радлов Василий Васильевич

Казанский университет

Булич С.К.

Богородицкий В.А .

Крушевский Н.В.

Современные фонетические нормы.  « Русский язык – это научная система, развивающаяся по своим законам и являющаяся предметом изучения ученых-лингвистов» (Произведите фонетический разбор выделенного слова).

Современные фонетические нормы.

« Русский язык – это научная система, развивающаяся по своим законам и являющаяся предметом изучения ученых-лингвистов»

(Произведите фонетический разбор выделенного слова).

Подведение итогов урока .   1.  Русский язык – это научная система.  2. Русские лингвисты внесли огромный  вклад в развитие как мирового, так и  отечественного языкознания. Российские ученые - пример для молодого поколения   3. Школьникам необходимо развивать аналитическое мышление и речь, осваивать приемы научно-исследовательской работы при изучении родного языка и основ науки о языке.

Подведение итогов урока .

1. Русский язык – это научная система.

2. Русские лингвисты внесли огромный

вклад в развитие как мирового, так и

отечественного языкознания. Российские ученые - пример для молодого поколения

3. Школьникам необходимо развивать аналитическое мышление и речь, осваивать приемы научно-исследовательской работы при изучении родного языка и основ науки о языке.

Домашнее задание:  « Подготовьте сообщение о любом  представителе Московской или Казанской лингвистической школы, о котором вы услышали сегодня. Расскажите о его вкладе в изучении русского языка».

Домашнее задание:

« Подготовьте сообщение о любом

представителе Московской или Казанской лингвистической школы, о котором вы услышали сегодня. Расскажите о его вкладе в изучении русского языка».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!