СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжение знакомства с жанром басни и с историей возникновения этого жанра. Знакомство с творчеством И.И.Дмитриева. Анализ басни "Муха", словарная работа,  выразительное чтение басни.

Просмотр содержимого документа
«Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства»

Открытый урок литературы в 6 классе

Тема. Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства

Цель. Продолжить знакомство с жанром басни с историей возникновения этого жанра; познакомиться с творчеством И.И. Дмитриева. Показать особенности басни как вида литературного произведения. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Тему записать в тетрадь. Актуализация знаний.

«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.

И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:

– Будь благословенна, о птица Юпитера!

– За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.

– За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!

Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.

«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.

Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.

Яд подействовал, и она издохла.

Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»


- Итак, ребята, что я вам прочитала? (басню)

- Что такое басня? Вспомним определение.

Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение нравоучительного характера, имеющее иносказательный, аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится мораль.

- Из каких частей состоит басня? (Басня состоит из рассказа и морали)

Мораль басни – краткое нравоучительное заключение (вывод).

- В какой части басни может быть мораль? (Мораль может быть в начале или в конце, но чаще встречаем в начале).

- Какие приемы часто встречаются в басне? (В баснях мы часто встречаем олицетворение - чаще всего животные и неодушевленные предметы говорят, думают и действуют по-человечески; аллегорию - иносказательное изображение предмета, явления, для того, чтобы наглядно показать его главные черты: за лисой – хитрый человек, за ягненком – беззащитный, за волком – злой, бессердечный).

Олицетворение это литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.

Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления, для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Эзопов язык – различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.

- Я вам прочитала басню немецкого поэта Лессинга: «Ворон и Лиса».

- Назовите тему и цель нашего урока.



III. Первичное усвоение знаний

- Ребята, поскольку с жанром басни вы уже знакомились в 5-ом классе. Вспомним некоторые сведения о басне.

Первые басни появились в Древней Греции в VI веке до н.э. Это время ожесточенной борьбы старого и нового укладов во всех сферах жизни: политике, экономике, литературе. Басня становится эффективной формой выражения протеста против знати.

Жанр басни известен с давних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп (портрет). Легендарный баснописец, живший в Древней Греции еще в 440 г. До н. э. предложил «давать поучения» не в форме наставлений, а в другой. Он говорил, что «лучше это делать не в скучной тираде, описывая человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – в прозаической или стихотворной форме - басне». В 17 в. древний жанр был возвеличен французским писателем Жан де Лафонтеном (портрет).

- Ребята, перечислите основные черты басни (на доске приклеить):

1. герои – обычно животные

2. построена как диалог

3. краткость

4. аллегория (иносказание)

5. использование просторечной речи

6.изобразительно-выразительные приемы (аллегория, олицетворение).





- Ребята, кого из баснописцев вы знаете? (портреты на доске)

- Да, правильно. Развивали жанр басни и русские баснописцы 17 века Александр Петрович Сумароков, Михаил Васильевич Ломоносов, И. А. Крылов.

- Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей, другом и учителем И. А. Крылова в жанре басни. Зовут его Иван Иванович Дмитриев.
Этот жанр, как правило, связывают с именем И.А.Крылова. Но немногие знают, какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев. Давайте поближе познакомимся с этим автором.


V. Первичная проверка понимания

1. Работа с учебником. Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с.27-28) – читают вполголоса.

2. Беседа с классом.

Иван Иванович Дмитриев прожил долгую жизнь – 77 лет, был современником Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он умер в один год с Пушкиным - в 1837 году.

- Что в его биографии показалось вам наиболее интересным и значимым? (постоянно занимал какие-либо управленческие должности, посты, неплохо знал литературу и любил ее, его оклеветали, подавал в отставку и снова возвращался, был частым и добросовестным, был предан Отечеству и старался быть полезным).


-Когда проявился у Дмитриева интерес к литературе? ( в 1770-ых годах)

-В каких жанрах он работал? (сказки, песни, басни)

-Почему современники называли Дмитриева «русским Лафонтеном»?

- Сколько басен написано Дмитриевым? (им написано более 80 басен).

      

Запись сведений о жизни Дмитриева.     

  1. Через 2 года после рождения И. И. Дмитриева (1860) на российский престол взошла Екатерина II, которая правила страной до смерти в 1796 году.

  2.  В 14 лет И. И. Дмитриев с братом были определены в полковую школу Семеновского гвардейского полка, где главными предметами были русский язык, математика, география, Священная история и рисование.

  3.  Сочинять стихи и печататься Дмитриев начал в 17 лет.

  4.  В военной службе Дмитриев достиг чина капитана гвардии, что соответствовало подполковнику в пехоте или кавалерии.

  5. После внезапного обвинения и оправдания в 1797 году Павел I осыпает Дмитриева милостями и назначает на важные государственные должности. Так начинается недолгая штатская служба писателя, он выходит в отставку в 1799 году.

  6. Когда на престол восходит внук Екатерины II Александр I, И. И. Дмитриев надеется на перемены в обществе и снова начинает штатскую службу. И. И. Дмитриев становится министром юстиции.

  7.  В конце жизни И. И. Дмитриев написал мемуары «Взгляд на мою жизнь» (рассказал о наиболее важных событиях литературной и общественной жизни XVIII века. Для тех, кто хочет проникнуть в тайны русской истории, эти мемуары исключительно интересны. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством).


3. Индивидуальная работа.

- Ребята, давайте прочитаем высказывание П.А. Вяземского о И.И.Дмитриеве и И.А.Крылове (распечатки на партах).

«Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ.

Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею.

Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий.

Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи.

Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...».


- Подчеркните те места в высказывании, которые характеризуют басни Дмитриева. Подтвердите или опровергните мысль Вяземского о том, что Дмитриев-художник.



4. Выразительное чтение учителем басни «Муха».

- Сегодня мы познакомимся с басней «Муха». Эту басню считают лучшей басней И.И.Дмитриева.


5. Словарная работа

- Что значит «пахать»? Знаете?

Вскапывать землю перед тем, как что-то посеять. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или быках.

-Прочитаем слово все вместе.

- Что значит «поднять нос»?

-важничать, хвастаться.

-Прочитаем слова все вместе.

-Что значит «тащился по трудам»?

- Так автор хотел предать усталость быка, еле передвигающего ноги после работы.

-Прочитаем слова все вместе.

-Что такое «плуг»?

-Плуг используется для того, чтобы пахать землю. Его привязывают к быку сзади, и он его тащит. Плуг вспахивает землю.

-Прочитаем слово все вместе.


  1. Беседа по вопросам

-Кто герои этой басни?

-Герои этой басни муха и бык

-Что делал бык?

-Бык шел после работы

-Устал ли бык? Как вы думаете? Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

- Бык с плугом на покой тащился по трудам

-Что делала муха?

-Муха сидела на рогах у быка

-Кого встретили герои?

-Герои встретили муху.

-Что отвечает муха? Зачитайте

-Благодаря каким словам мы узнаем, что трудился бык, а не муха? Найдите и зачитайте

-О чем эта басня?

- Бык вспахивал землю, трудился, а муха сидела на его рогах и ничего не делала, только наблюдала за работой. Она хвастается перед другой мухой своими трудовыми подвигами, хотя она и не трудилась.

- В этой басне порицаются, высмеиваются люди, которые ничего не делают, но называют себя великими тружениками.

-Чему учит басня?

-Басня учит тому, что нельзя хвастаться, хвалиться делами, которые ты не делал.

7. Анализ басни.

- В чем видел Дмитриев назначение баснописца? ( Баснописец не моралист, добрый друг и мудрый советчик)


- Какой сюжет использовал Дмитриев для одной из лучших своих басен «Муха»?


- Кто герои басни? По какому принципу сравниваются бык и муха? ( Бык-трудолюбивый, уставший, Муха-бездельница и хвастунья; она приравнивает себе равные с быком заслуги: тоже работала, пахала.)


- Какие качества характера человека высмеивает Дмитриев в этой басне? (Высмеивает людей, которые, не прилагая никаких усилий готовы присвоить себе чужие труды.)


-В каких словах заключена мораль? («Мы пахали!»)
- Эти слова басни стали крылатыми. В какой ситуации можно использовать это выражение? (Крылатые словакрылатые выражения — устойчивые, афористические, как правило, образные выражения).


- Одной из жанровых особенностей басни является то, что в ней осмеивается какой-либо порок человека, жизненная ситуация или позиция. Над чем смеётся автор в этой басне?

- Почему Иван Иванович берёт за основу сюжет, в котором рассказывается о тяжёлом крестьянском труде? Найдите ответ в комментариях к басне на стр. 29.


3. Чтение басни учениками.


VI. Первичное закрепление.
1) Самостоятельная работа в тетрадях.
1. Озаглавьте басню по-своему. Объясните, почему вы озаглавили именно так.

2. Отметь, в басне «Муха» Дмитриев противопоставляет:
а) трудолюбие и безделье+
б) щедрость и жадность
в) ум и глупость
3. Что муха ответила другой мухе? Допиши.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос, в ответ ей говорит: «Откуда?-___Мы пахали

4.Как ты думаешь, почему муха присваивает себе труд быка?

(Муха воспользовалась удобной ситуацией. Эта басня о тех, кто приписывает себе те или иные достижения лишь на том основании, что они были рядом с авторами этих достижений).

5.Отметь пословицу, в которой заключена главная мысль басни «Муха».
а) Труд человека кормит, а лень — портит. +
б) Кто ест скоро, тот и работает споро.
в) Умел ошибаться, умей и поправиться.


2) Составить синквейн на тему «Дмитриев», «Басня», «Муха».

Муха

наглая, глупая

лжёт ленится не краснеет

учит быть достойным

пример

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подводя итог нашего урока, хочу задать вам вопрос: хотелось ли бы вам стать героями какой-либо басни? Прокомментируйте свой ответ.

Ученик: (Ответы учеников). Примерный ответ: Нет, т.к. мне бы не хотелось бы оказываться в таких ситуациях, где бы я вел себя глупо или нелепо. А для того, чтобы не оказаться в такой ситуации, надо вести себя достойно, уважать себя и окружающих, следить за тем, что говоришь.


VIII. Домашнее задание.

  1. С.26-30 (проч.)

  2. Выучить наизусть басню «Муха».









Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.


Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.


Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)


Пример на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.


Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!