СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русская живопись XVIII века"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Русская живопись XVIII века"»

Русская живопись XVIII века.

Русская живопись XVIII века.

Начало XVIII века - период рождения русской художественной живописи. Классическое древнерусское искусство уходит в прошлое. Иконопись разделяется с живописью.

Начало XVIII века - период рождения русской художественной живописи. Классическое древнерусское искусство уходит в прошлое. Иконопись разделяется с живописью.

С 1740-х годов стал более популярным скромный камерный портрет. Известными портретистами были Алексей Антропов и Иван Аргунов.

С 1740-х годов стал более популярным скромный камерный портрет. Известными портретистами были Алексей Антропов и Иван Аргунов.

Алексей Петрович Антропов родился 25 марта (14 марта по старому стилю) 1716 года в Санкт-Петербурге в семье потомственного мастера Оружейной палаты. Антроповы были известны в Петербурге своими мастеровыми качествами и поэтому неудивительно, что Алексей рано увлекся искусством и живописью. С 1732 года его учителями становятся руководитель

Алексей Петрович Антропов родился 25 марта (14 марта по старому стилю) 1716 года в Санкт-Петербурге в семье потомственного мастера Оружейной палаты. Антроповы были известны в Петербурге своими мастеровыми качествами и поэтому неудивительно, что Алексей рано увлекся искусством и живописью. С 1732 года его учителями становятся руководитель "живописной команды" Канцелярии от строений А.Матвеев, а чуть позже М. Захаров, которые были крупнейшими живописцами своего времени. В 1739 году Алексей Петрович Антропов был зачислен в штат Канцелярии с солидным по тому времени окладом в 120 рублей в год. Вскоре он уже получает заказы на декоративные росписи многочисленных дворцов, возводимых по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны.

Антропов А.П. Портрет Екатерины II 1766, (Тверская областная картинная галерея)

Антропов А.П. Портрет Екатерины II 1766, (Тверская областная картинная галерея)

Антропов А.П. Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой 1759, (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Антропов А.П. Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой 1759, (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Антропов А.П. Портрет Петра III 1762, (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Антропов А.П. Портрет Петра III 1762, (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Антропов А.П. Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, 1760, (Государственный Эрмитаж,  Санкт-Петербург)

Антропов А.П. Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, 1760, (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Аргунов Иван Петрович. Автопортрет  Крепостной графов Шереметевых. Для его живописи характерен «полупарадный» портрет. Вся его жизнь была связана с Шереметевыми, поэтому значительная часть его портретов — члены семейства его хозяев и их предки. Очень много у него портретов крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, в последствии графини Шереметевой.

Аргунов Иван Петрович. Автопортрет Крепостной графов Шереметевых. Для его живописи характерен «полупарадный» портрет. Вся его жизнь была связана с Шереметевыми, поэтому значительная часть его портретов — члены семейства его хозяев и их предки. Очень много у него портретов крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, в последствии графини Шереметевой.

Портрет написан в 1785 году, в нем художник хотел показать, что и обыкновенные крестьяне могли стать волею художника предметом искусства. Перед нами статная, с лицом куда более прекрасным, чем у многих полнотелых, важных матрон, которые глядят на нас с портретов мастеров 18-го века. Эта молодая женщина показана автором так, словно бы именно она олицетворяет идеал русской женщины Портрет крестьянки в нарядном костюме.(1784)

Портрет написан в 1785 году, в нем художник хотел показать, что и обыкновенные крестьяне могли стать волею художника предметом искусства. Перед нами статная, с лицом куда более прекрасным, чем у многих полнотелых, важных матрон, которые глядят на нас с портретов мастеров 18-го века. Эта молодая женщина показана автором так, словно бы именно она олицетворяет идеал русской женщины

Портрет крестьянки в нарядном костюме.(1784)

Граф Николай Петрович Шереметев - сын Петра Борисовича и Варвары Алексеевны Шереметевых Портрет графа Н.П.Шереметева

Граф Николай Петрович Шереметев - сын Петра Борисовича и Варвары Алексеевны Шереметевых

Портрет графа Н.П.Шереметева

Портрет князя И.П.Голицына

Портрет князя И.П.Голицына

Иван Никитич Никитин  «Живописец Иван» родился примерно в 1690 г., в семье московских церковников. Предположительно обучался в гравировальной мастерской при Оружейной Палате, под руководством Адриана Шхонебека — специалиста из Голландии. В 1711 г. поступил в ученичество к немецкогому художнику Иоганну Готфриду Таннауэру в Петербурге, прибывшего работать по приглашению.  В своих работах Иван Никитич Никитин добивается поразительного внешнего сходства, приоткрывает завесу, прячущую внутренний мир современников. «Портретных дел мастер», приближённый художник Петра Великого, по праву признан одним из основателей русской школы живописи XVIII века.

Иван Никитич Никитин «Живописец Иван» родился примерно в 1690 г., в семье московских церковников. Предположительно обучался в гравировальной мастерской при Оружейной Палате, под руководством Адриана Шхонебека — специалиста из Голландии. В 1711 г. поступил в ученичество к немецкогому художнику Иоганну Готфриду Таннауэру в Петербурге, прибывшего работать по приглашению. В своих работах Иван Никитич Никитин добивается поразительного внешнего сходства, приоткрывает завесу, прячущую внутренний мир современников. «Портретных дел мастер», приближённый художник Петра Великого, по праву признан одним из основателей русской школы живописи XVIII века.

Художник избежал в портрете каких-либо аксессуаров, «ни одна внешняя примета не говорит о том, что изображен именно царь. Но даже при первом взгляде на полотно зритель понимает, что перед ним незаурядный человек — гордый, сильный, с непреклонной волей.   Иван Никитич Никитин - Портрет Петра I, ГРМ, Первая половина 1720-х

Художник избежал в портрете каких-либо аксессуаров, «ни одна внешняя примета не говорит о том, что изображен именно царь. Но даже при первом взгляде на полотно зритель понимает, что перед ним незаурядный человек — гордый, сильный, с непреклонной волей.  

Иван Никитич Никитин - Портрет Петра I, ГРМ, Первая половина 1720-х

28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз (

28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз ("Петр I на смертном ложе").

Данный портрет, пожалуй, лучшая работа художника, созданная после его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму, уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.  Г. А. Головкин занимал высшие государственные посты в империи.  Никитин Иван Никитич. Портрет канцлера Г.И.Головкина. 1720г,ГТГ

Данный портрет, пожалуй, лучшая работа художника, созданная после его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму, уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера. Г. А. Головкин занимал высшие государственные посты в империи. 

Никитин Иван Никитич. Портрет канцлера Г.И.Головкина. 1720г,ГТГ

Портрет решен очень просто. Перед нами немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Лишь по костюму можно понять, что это высокопоставленный деятель, формально - глава Украины. Удивительно, но по-своему символично: мы не знаем точно, кто конкретно изображен на портрете. Традиционно считается, что портрет написан после 1725 г. Поэтому он воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи, участника ее событий и свидетеля ее конца. Портрет напольного гетмана (1720-е годы)

Портрет решен очень просто. Перед нами немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Лишь по костюму можно понять, что это высокопоставленный деятель, формально - глава Украины. Удивительно, но по-своему символично: мы не знаем точно, кто конкретно изображен на портрете. Традиционно считается, что портрет написан после 1725 г. Поэтому он воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи, участника ее событий и свидетеля ее конца.

Портрет напольного гетмана (1720-е годы)

Еще одним новшеством для XVIII века стало изображение природы и романтики города. Основоположником пейзажного жанра считается  Семен Щедрин , а городского пейзажа — живописец Федор Алексеев.

Еще одним новшеством для XVIII века стало изображение природы и романтики города. Основоположником пейзажного жанра считается  Семен Щедрин , а городского пейзажа — живописец Федор Алексеев.

Семен Федорович Щедрин родился в 1745 году. Отец его был солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. В 1759 он устроил старшего сына в только что открытую Академию художеств.  Семен Федорович Щедрин сумел объединить прогрессивные тенденции декоративного пейзажа с тем видовым началом, которое складывалось, начиная с петровской эпохи.

Семен Федорович Щедрин родился в 1745 году. Отец его был солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. В 1759 он устроил старшего сына в только что открытую Академию художеств. 

Семен Федорович Щедрин сумел объединить прогрессивные тенденции декоративного пейзажа с тем видовым началом, которое складывалось, начиная с петровской эпохи.

Пейзаж в окрестностях Петербурга

Пейзаж в окрестностях Петербурга

  «Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной» 1803

  «Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной» 1803

Антон Павлович Лосенко  (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи.  Его произведения больше посвящены мифологическим сюжетам, но и портретная живопись присутствует.

Антон Павлович Лосенко  (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи. Его произведения больше посвящены мифологическим сюжетам, но и портретная живопись присутствует.

В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда». В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены. Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям; она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников.

В 1770 г. Лосенко написал картину

«Владимир и Рогнеда».

В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены.

Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям; она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников.

Портрет Волкова был написан Лосенко в 1763 году в Москве. Это единственное живописное изображение знаменитого актера. Волков представлен с театральными атрибутами: в плаще, с мечом и маской в руках. Лицо привлекает прямотой, интеллектом и активностью. Его поза кажется минутной остановкой во время игры. А.П. Лосенко.

Портрет Волкова был написан Лосенко в 1763 году в Москве. Это единственное живописное изображение знаменитого актера. Волков представлен с театральными атрибутами: в плаще, с мечом и маской в руках. Лицо привлекает прямотой, интеллектом и активностью.

Его поза кажется минутной остановкой во время игры.

А.П. Лосенко. "Портрет Фёдора Волкова".

Действие происходит у городских ворот. Герой Трои, cын троянского царя Приама, Гектор прощается, перед единоборством с Ахиллом, со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствуя свою гибель, он просит покровительства богoв и молит, чтобы сын его вырос мудрым, храбрым и славным. Чувство гражданского долга в душе Гектора побеждает личные чувства привязанности к семье. Образ Гектора наделен героическими чертами идеального героя — это мужественный и стойкий воин, благородный в своих помыслах. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой — Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины

Действие происходит у городских ворот. Герой Трои, cын троянского царя Приама, Гектор прощается, перед единоборством с Ахиллом, со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка.

Предчувствуя свою гибель, он просит покровительства богoв и молит, чтобы сын его вырос мудрым, храбрым и славным.

Чувство гражданского долга в душе Гектора побеждает личные чувства привязанности к семье.

Образ Гектора наделен героическими чертами идеального героя — это мужественный и стойкий воин, благородный в своих помыслах. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником.

Однако подлинно патетичен лишь главный герой — Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины

"Прощание Гектора с Андромахой".

Самостоятельная работа : просмотреть презентацию и определить авторов этих произведений и написать почему вы так решили. Написать Автор 1……..потому что….., в тетради прислать преподавателю. 1 2

Самостоятельная работа : просмотреть презентацию и определить авторов этих произведений и написать почему вы так решили. Написать Автор 1……..потому что….., в тетради прислать преподавателю.

1

2

3 4

3

4

5 6

5

6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!