СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская словесность

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская словесность»

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 г.ЧЕЛЯБИНСКА» (МАОУ «СОШ №14 г.Челябинска»)



Принято на заседании

педагогического совета

от «___» __________ 2016 г.

Протокол № ______________

Утверждаю:

Директор МАОУ «СОШ№14 г.Челябинска»__________________ Ф.И.О.

«___» _____________20_____г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Русская словесность»



Возраст обучающихся: 11-14 лет

Срок реализации: 4 года

культурологической направленности



Автор-составитель:

Шишкина Н. В.

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


г. Челябинск 2016 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


  • Тип программы

модифицированная

  • Направленность деятельности

культурологическая

  • Уровень освоения содержания образования

общекультурный

  • Возрастной уровень реализации программы

основное общее образование

  • Форма реализации программы

групповая

  • Продолжительность реализации программы

четырехлетняя


















Содержание

Раздел I. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1.Пояснительная записка………………………………………………..……..

1.2. Цель и задачи программы……………………………..……………………

1.3. Учебный план

1.4.Содержание программы……………………………….……………………

1.5. Планируемые результаты…………………..………………………………

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Условия реализации программы………………………..…………….…....

2.2. Формы аттестации………………………………………..……………..…..

2.3. Оценочные материалы………………………………………..….………....

Раздел III. Приложение

Карты индивидуального и группового контроля………….………………….

Календарный учебный график…………………………………………………


























Раздел I. «Комплекс основных характеристик программы»:

    1. Пояснительная записка

Данная программа дополнительного образования относится к программам культурологической направленности. Программа предназначена для занятий с учащимися среднего школьного возраста, а именно с учащимися 11-14 лет. Курс посвящен русской словесности- одному из самых занимательных разделов лингвистики.

Актуальностьданной программы заключается в формировании системы коммуникативных умений и навыков и обусловлена тем, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нѐм возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всѐчѐтче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

Педагогическая целесообразность изучения словесности определяется тем, что уроки словесности обогатят знания обучающихся о возможностях русского языка, позволят познать законы употребления различных стилей литературного языка. Они помогут осознать картину родного языка, его неисчерпаемые возможности в выражении любой мысли, любого чувства. Также в результате изучения словесности ученики должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь отличать высокохудожественные произведения от малохудожественных и аргументированно формулировать собственное оценочное суждение о прочитанном художественном произведении, выделяя в нем нравственные ценности.

Обучающиеся познакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, научатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, употреблять слова в соответствии с их окраской; научатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях; изучат разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, научатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски Школьники научатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, научатся видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, понимать и оценивать произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой

Новизна данной программы заключается в том, что в обучении:

- усилилась практическая направленность преподавания факультативного курса;

- произошло сближение преподавания русского языка и литературы

В данной программе предлагается создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения состоит в следующем: - в совершенствовании читательских умений: - проба своих сил в творчестве. Главное направление программы- это «познавательная мотивация2, это самое необходимое для роста умений и навыков детей, перехода к более сложным индивидуальным работам. Это та база, которая поможет добиться хороших результатов: позволит поэтапно формировать у детей эстетическое восприятие, творчество, нравственно-эстетическое отношение к жизни

Отличительная особенность программы в том, что она помогает учащимся осознать русскую словесность как величайшую духовно-эстетическую ценность; помогает увидеть идейно-эстетическое богатство родной словесности в ее лучших образцах и отдельных произведениях словесности народов России; учит анализировать и оценивать произведения русской словесности; позволяет получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развивает и совершенствует коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста. Все это развивает интерес к родному языку, дает возможность пополнения словарного запаса обучающихся, помогает сделать их речь индивидуальной, яркой, осмысленной.

Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов в возрасте 11-14 лет. В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью от 12 до 15 человек. При этом оптимальное число учащихся составляет:

  • для первого года обучения 12-15 человек

  • для второго года обучения 12-15 человек

  • для третьего года обучения 11-14 человек

  • для четвертого года обучения 10-12 человек

Программа предназначена для занятий с детьми среднего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения.

Задания по программе построены с учетом интересов возможностей и предпочтений обучающихся.

К занятиям допускаются все желающие без специального отбора и разрешения родителей.

Возрастные особенности детей 11-14лет

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5–8 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость — подлостью, любовь к себе — насилием над другими.
Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.


Объем и сроки освоения программы: программа рассчитана на 4 учебных года (5, 6, 7, 8 классы) по 35 часов в каждом. Итого 140 учебных часов. По одному занятию в неделю. Продолжительность 40 минут

Форма обучения очная

Особенности организации образовательного процесса

Основой образовательного процесса является групповое обучение. Занятия состоят из теоретических и практических блоков. Основа теоретических блоков: вводные беседы о содержании и задачах работы, раскрытие тем и заданий.

Из-за небольшого количества обучающихся применяется практика смешанных групп. Состав группы постоянный. Некоторые темы повторяются на более сложном уровне в разновозрастных группах.

На практических занятиях обучающиеся приобретают умения пользоваться справочными материалами, интернет источниками, закрепляют навыки, развивают творческие способности.

Формы организации учебных занятий

  • Лекции

  • Практические занятия

  • Работа с текстами

  • Самостоятельная работа учащихся

  • Презентация

  • Творческие работы

  • Беседа

  • Защита проектов

  • Открытое занятие

Программа «Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературно­го развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначаль­ные сведения о словесности — 5—6 классы, вто­рой — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-8 классы.Программа предполагает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной работы. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учащихся. В ходе групповой работы учащимся представляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учащихся на создание групп с учетом возраста и уровня знаний. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание необходимой помощи со стороны педагога позволяет, не уменьшая активности обучающихся, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Данная образовательная программа составлена на основе программы факультативного курса Р. И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы». , автор-составитель Р. И. Альбеткова , является модифиц

ированной.













































1.2.Цель и задачи программы

Основная цель программы:

заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.

- приобщить учащихся к богатствам русской и мировой словесности, развивать способности воспринимать и оценивать произведения русской словесности и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Программа направлена на достижение следующих задач:

  • 1.Формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;

  • 2.Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русской словесности;

  • 3.Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, овладение разными видами чтения;

  • 4.Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

  • 5.Освоение знаний об исторических периодах появлениях русской произведений и их специфике в зависимости от времени написания;

  • 6.Умение пользоваться богатейшими ресурсами русской словесности;

  • 7.Интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

1.3. Учебный план (по годам обучения)

1год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Слово как единица языка и как словесное высказывание

1

1


Опрос (опрос-беседа)

2

Словесность. Словесность как словесное творчество, словесное искусство

1

1



3

Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Просторечие

1


1


4

Язык художественной словесности

1

1



5

Богатство лексики русского языка. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные

1


1


6

Слова – термины, способы определения понятия

1


1


7

Омонимы, их отличие от многозначных слов

1


1


8

Синонимы, их роль в художественном произведении

1


1


9

Антонимы, их роль в художественном произведении

1


1

Проверка умения работы со словарем

10

Неологизмы. Устаревшие слова

1


1


11

Фразеологизмы

1


1

Конкурс на лучшее сочинение

12

Прямое и переносное значение слова. Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении

1


1


13

Сравнение

1


1


14

Эпитет

1


1


15

Аллегория

1


1


16

Текст. Текст. Тема текста

1

1



17

Основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте

1


1


18

Формы словесного выражения. Повествование

1

1



19

Формы словесного выражения. Описание

1

1



20

Формы словесного выражения. Рассуждение

1

1



21

Формы словесного выражения. Диалог и монолог

1


1


22

Стихотворная и прозаическая форма словесного выражения. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм

1


1


23

Интонация. Цель высказывания и интонация

1


1


24

Рифма в стихах. Строфа

1

1


Творческая (контрольная, зачетная работа)

25

Устная народная словесность. Виды сказок. Особенности языка сказок. Правдивость сказки

1

1



26

Небылицы, пословицы и поговорки

1


1


27

Загадки. Особенности языка загадок. Скороговорки, дразнилки, потешки

1


1


28

Литературное эпическое произведение. Произведение, созданное писателем. Литературная сказка

1


1


29

Басня. Особенности языка и построения басен

1

1



30

Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения

1

1



31

Литературное лирическое произведение. Лирическое произведение. Стихи о родине и о природе

1

1



32

Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о каком – либо событии

1

1



33

Литературное драматическое произведение. Драматическое произведение

1

1



34

Пьеса- сказка

1


1

Конкурс текстов

35

Итоговый урок

1


1

Зачет


ИТОГО:

35

14

21




2год обучения.

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Что такое словесность

1

1


Опрос (опрос-беседа)

2

Употребление языка. Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика. Заимствованные слова. Диалектизмы. Профессионализмы

1


1


3

Стилистические возможности существительного, прилагательного, глагола

1

1



4

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и художественных произведениях

1

1



5

Средства художественной изобразительности. Понятие о средствах художественной изобразительности

1


1


6

Метафора. Олицетворение

1


1


7

Метонимия. Синекдоха

1

1



8

Синтаксические средства художественной изобразительности: порядок слов в предложении, инверсия, повтор

1


1


9

Синтаксические средства художественной изобразительности: риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза

1

1



10

Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности

1


1


11

«Играем со словами»

1


1


12

Творческая работа. Конкурс сказок, сочиненных учащимися

1

1


Конкурс сказок

13

Юмор в произведениях словесности. Юмор в жизни и в произведениях словесности

1


1


14

Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героя, нарушение смысловой сочетаемости слов

1


1


15

Средства создания юмора: соединение несоединимых явлений, предметов и признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской

1


1


16

Юмористические неологизмы. Значение употребления средств создания юмора в произведении

1


1


17

Творческая работа. Создание собственного юмористического рассказа или сценки

1



Конкурс рассказов

18

Произведения устной народной словесности. Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты

1


1


19

Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих

1

1



20

Легенда как создание народной фантазии. Предание о реальных событиях

1


1


21

Творческая работа. Семейное предание

1


1

Конкурс преданий

22

Эпическое произведение, его особенности. Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя

1


1


23

Герой произведения и автор произведения

1


1


24

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении

1


1


25

Повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог в эпическом произведении

1

1



26

Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения

1


1


27

Двусложные и трехсложные размеры стиха

1

1



28

Рифма. Мужские, женские и дактилические рифмы

1

1



29

Роль аллитерации в лирическом стихотворении. Стиховая пауза

1


1

Творческая (контрольная, зачетная) работа

30

Драматическое произведение, его особенности. Драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога

1

1



31

Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе

1

1



32

Сюжет драматического произведения

1

1



33

Творческая работа

1


1

Конкурс текстов

34

Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога

1


1


35

Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога

1


1

Зачет


ИТОГО:

35

13

22



3 год обучения




Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Средства художественной изобразительности. Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка

1

1


Опрос (опрос-беседа)

2

Эпитет, олицетворение. Аллегория, символ

1

1



3

Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении

1

1



4

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении

1

1



5

Парадокс и алогизм, их роль в произведении

1


1


6

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска

1


1


7

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка

1


1

Конкурс текстов

8

«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведениях словесности

1


1


9

Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов

1

1



10

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации

1


1


11

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета

1

1


Конкурс текстов

12

Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект

1

1


Контрольное задание, упраженение

13

Предмет изображения. Тема и идея произведения

1

1



14

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой

1

1



15

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении

1

1



16

Художественная правда. Правдоподобное и условное выражение

1

1



17

Историческая жизнь поэтического слова. Принципы изображения действительности и поэтическое слово

1


1


18

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе

1

1



19

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века

1

1



20

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма

1


1


21

Изображение действительности в искусстве реализма

1


1


22

Авторская индивидуальность. Проявления художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении

1


1

Творческая (контрольная, зачетная) работа

23

Произведения словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова

1

1



24

Художественный образ. Различные виды художественного образа

1

1



25

Художественная действительность: объективные и субъективные начала в ней

1

1


тест

26

Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова

1

1



27

Отбор и организация словесного материала

1


1


28

Художественное время и художественное пространство как один из видов художественного образа

1

1



29

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания

1


1


30

Произведение словесности в истории культуры. Взаимосвязь разных национальных культур. Взаимосвязь разных культур. Значение перевода произведения на другой язык. Индивидуальность переводчика

1


1

Творческая (контрольная, зачетная) работа

31

Пародия как средство литературной борьбы

1


1


32

Развитие словесности. Традиции и новаторство

1


1


33

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности

1


1


34

Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира

1


1


35

Творческая работа

1


1

Зачет


ИТОГО:

35

18

17




4 год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств и их значение

1

1


Опрос (опрос-беседа)

2

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка

1


1


3

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка

1

1




4

Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения

1


1


5

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики.

1


1

Творческая (контрольная, зачетная) работа

6

Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса

1


1


7

Семантика словообразования. Значение сопоставление морфем, создание новых сложных слов

1

1



8

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов

1


1


9

Употребление переносного значения слов- тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии

1

1



10

Словесные средства выражения комического. Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого

1


1


11

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха

1


1


12

Языковые средства создания комического эффекта

1


1

Конкурс текстов

13

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма

1

1


Конкурс текстов

14

Качество текста и художественность произведения. Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность. Последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли

1

1



15

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении

1


1


16

Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраске высказывания его цели

1

1



Творческая (контрольная, зачетная) работа

17

Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении

1


1


18

Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей

1

1



19

Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового

1


1


20

Великие художественные произведения

1


1

Контрольное задание, упражнение

21

Произведения словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении. Своеобразие языка эпического произведения. Значение особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включая в повествовании, и несобственно прямая речь в монологе

1

1



22

Понятие: образ героя, литературный, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире



1


1


23

Сюжет композиции эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи

1


1

Творческая (контрольная, зачетная) работа

24

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика- участники или свидетеля событий. Сказ

1

1



25

Языковые средства изображения в жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении. Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении

1

1



26

Семантика в лирике слова. Сверхзначение слова

1


1


27

Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах

1

1


Тест

28

Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись

1


1


29

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим

1


1


30

Языковые средства изображения в жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении. Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражение авторской точки зрения в драматическом произведении

1


1

Психолого-педагогическая диагностика

31

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра

1


1


32

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции

1


1


33

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции


1


1


34

Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественные детали, подтекста для выражения идеи произведения

1


1


35

Итоговый урок

1


1

Зачет


ИТОГО:

35

12

23




1.4.Содержание программы

Программа включает в себя:

Теоретический материал

Упражнения практического характера

Контрольные вопросы

Тесты

Творческие задания

Теоретический материал поможет учащимся разобраться в некоторых вопросах словообразования современного русского языка, что позволяет углубить знания учащихся в этой области, а также дает возможность учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся по материалам рекомендованной учебной литературы.

Использование системы упражнений и заданий позволяет отбирать языковой материал для собственной речи, владеть навыками редактирования текста с целью расширения поставленных различного рода задач.

Практические упражнения ориентированы на задания по культуре речи.

Контрольные вопросы служат систематизации и обобщению полученной информации, являются стимулом для самостоятельной работы учащихся, позволяют сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала.

1год обучения

Тема1: Слово как единица языка и как словесное высказывание. 1 час

Тема2: Словесность. Словесность как словесное творчество, словесное искусство. 1 час

Тема3: Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Просторечие. 1 час

Тема4: Язык художественной словесности. 1 час

Тема5: Богатство лексики русского языка. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. 1 час

Тема6: Слова – термины, способы определения понятия. 1 час

Тема7: Омонимы, их отличие от многозначных слов. 1 час

Тема8: Синонимы, их роль в художественном произведении. 1 час

Тема9: Антонимы, их роль в художественном произведении. 1 час

Тема10: Неологизмы. Устаревшие слова. 1 час

Тема11: Фразеологизмы. 1 час

Тема12: Прямое и переносное значение слова. Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. 1 час

Тема13: Сравнение. 1 час

Тема14: Эпитет. 1 час

Тема15: Аллегория. 1 час

Тема16: Текст. Текст. Тема текста. 1 час

Тема17: Основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте. 1 час

Тема18: Формы словесного выражения. Повествование. 1 час

Тема19: Формы словесного выражения. Описание. 1 час

Тема20: Формы словесного выражения. Рассуждение. 1 час

Тема21: Формы словесного выражения. Диалог и монолог. 1 час

Тема22: Стихотворная и прозаическая форма словесного выражения. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм. 1 час

Тема23: Интонация. Цель высказывания и интонация. 1 час

Тема24: Рифма в стихах. Строфа. 1 час

Тема25: Устная народная словесность. Виды сказок. Особенности языка сказок. Правдивость сказки. 1 час

Тема26: Небылицы, пословицы и поговорки. 1 час

Тема27: Загадки. Особенности языка загадок. Скороговорки, дразнилки, потешки. 1 час

Тема28: Литературное эпическое произведение. Произведение, созданное писателем. Литературная сказка. 1 час

Тема29: Басня. Особенности языка и построения басен. 1 час

Тема30: Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения. 1 час

Тема31: Литературное лирическое произведение. Лирическое произведение. Стихи о родине и о природе. 1 час

Тема32: Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о каком – либо событии. 1 час

Тема33: Литературное драматическое произведение. Драматическое произведение.1 час

Тема34: Пьеса- сказка. 1 час

Тема35: Итоговый урок. 1 час

2год обучения

Тема1: Вводное занятие. Что такое словесность. 1 час

Тема2: Употребление языка. Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика. Заимствованные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. 1 час

Тема3: Стилистические возможности существительного, прилагательного, глагола. 1 час

Тема4: Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и художественных произведениях. 1 час

Тема5: Средства художественной изобразительности. Понятие о средствах художественной изобразительности. 1 час

Тема6: Метафора. Олицетворение. 1 час

Тема7: Метонимия. Синекдоха. 1 час

Тема8: Синтаксические средства художественной изобразительности: порядок слов в предложении, инверсия, повтор. 1 час

Тема9: Синтаксические средства художественной изобразительности: риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза. 1 час

Тема10: Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности. 1 час

Тема11: «Играем со словами». 1 час

Тема12: Творческая работа. Конкурс сказок, сочиненных учащимися. 1 час

Тема13: Юмор в произведениях словесности. Юмор в жизни и в произведениях словесности. 1 час

Тема14: Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героя, нарушение смысловой сочетаемости слов. 1 час

Тема15:Средства создания юмора: соединение несоединимых явлений, предметов и признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской. 1 час

Тема16:Юмористические неологизмы. Значение употребления средств создания юмора в произведении. 1 час

Тема17:Творческая работа. Создание собственного юмористического рассказа или сценки. 1 час

Тема18:Произведения устной народной словесности. Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. 1 час

Тема19: Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих. 1 час

Тема20: Легенда как создание народной фантазии. Предание о реальных событиях. 1 час

Тема21: Творческая работа. Семейное предание. 1 час

Тема22: Эпическое произведение, его особенности. Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. 1 час

Тема23: Герой произведения и автор произведения. 1 час

Тема24: Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. 1 час

Тема25:Повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог в эпическом произведении. 1 час

Тема26: Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. 1 час

Тема27: Двусложные и трехсложные размеры стиха. 1 час

Тема28: Рифма. Мужские, женские и дактилические рифмы. 1 час

Тема29: Роль аллитерации в лирическом стихотворении. Стиховая пауза. 1 час

Тема30: Драматическое произведение, его особенности. Драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. 1 час

Тема31: Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе. 1 час

Тема32: Сюжет драматического произведения. 1 час

Тема33: Творческая работа. 1 час

Тема34: Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога. 1 час

Тема35: Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога. 1 час


3год обучения

Тема1: Средства художественной изобразительности. Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.1 час

Тема2: Эпитет, олицетворение. Аллегория, символ.1 час

Тема3: Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.1 час

Тема4: Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении.1 час

Тема5: Парадокс и алогизм, их роль в произведении.1 час

Тема6: Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.1 час

Тема7: Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.1 час

Тема8:«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведениях словесности. 1 час

Тема9:Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов. 1 час

Тема10:Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации. 1 час

Тема11:Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. 1 час

Тема12:Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. 1 час

Тема13:Предмет изображения. Тема и идея произведения.1 час

Тема14:Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. 1 час

Тема15:Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. 1 час

Тема16:Художественная правда. Правдоподобное и условное выражение. 1 час

Тема17:Историческая жизнь поэтического слова. Принципы изображения действительности и поэтическое слово. 1 час

Тема18:Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. 1 час

Тема19:Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. 1 час

Тема20:Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. 1 час

Тема21:Изображение действительности в искусстве реализма. 1 час

Тема22:Авторская индивидуальность. Проявления художественнойодаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. 1 час

Тема23:Произведения словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. 1 час

Тема24:Художественный образ. Различные виды художественного образа. 1 час

Тема25:Художественная действительность: объективные и субъективные начала в ней. 1 час

Тема26:Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. 1 час

Тема27:Отбор и организация словесного материала. 1 час

Тема28:Художественное время и художественное пространство как один из видов художественного образа. 1 час

Тема29:Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. 1 час

Тема30:Произведение словесности в истории культуры. Взаимосвязь разных национальных культур. Взаимосвязь разных культур. Значение перевода произведения на другой язык. Индивидуальность переводчика. 1 час

Тема31:Пародия как средство литературной борьбы. 1 час

Тема32:Развитие словесности. Традиции и новаторство. 1 час

Тема33:Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. 1 час

Тема34:Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. 1 час

Тема35:Творческая работа. 1 час

4 год обучения

Тема1: Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств и их значение.1 час

Тема2:Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка.1 час

Тема3:Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка.1 час

Тема4:Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.1 час

Тема5:Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики.1 час

Тема6:Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.1 час

Тема7:Семантика словообразования. Значение сопоставление морфем, создание новых сложных слов.1 час

Тема8:Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов.1 час

Тема9:Употребление переносного значения слов- тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.1 час

Тема10:Словесные средства выражения комического. Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.1 час

Тема11:Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.1 час

Тема12:Языковые средства создания комического эффекта.1 час

Тема13:Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.1 час

Тема14:Качество текста и художественность произведения. Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность. Последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.1 час

Тема15:Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.1 час

Тема16:Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраске высказывания его цели.1 час

Тема17:Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.1 час

Тема18:Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.1 час

Тема19:Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.1 час

Тема20:Великие художественные произведения.1 час

Тема21:Произведения словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении. Своеобразие языка эпического произведения. Значение особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включая в повествовании, и несобственно прямая речь в монологе.1 час

Тема22:Понятие: образ героя, литературный, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.1 час

Тема23:Сюжет композиции эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.1 час

Тема24:Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика- участники или свидетеля событий. Сказ.1 час

Тема25:Языковые средства изображения в жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении. Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.1 час

Тема26:Семантика в лирике слова. Сверхзначение слова.1 час

Тема27:Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.1 час

Тема28:Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.1 час

Тема29:Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.1 час

Тема30:Языковые средства изображения в жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении. Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражение авторской точки зрения в драматическом произведении.1 час

Тема31:Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.1 час

Тема32:Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. 1 час

Тема33:Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции. 1 час

Тема34:Значение композиции драматического произведения, роль диалогаи авторских ремарок, художественные детали, подтекста для выражения идеи произведения. 1 час

Тема35: Итоговый урок. 1 час

1.5. Планируемые результаты

Личностные:

- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению. Способность ставить цели и строить жизненные планы;

- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Метапредметные:

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД)

А. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Б. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций. Распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

В. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия. А не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и. т. д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Предметные

Выпускник на базовом уровне научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст произведений словесности; различать фольклорные и литературные произведения словесности, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение словесности и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов произведений словесности как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях произведений русской словесности, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

- выбирать фольклорные произведения словесности для самостоятельного чтения;

- использовать малые фольклорные жанры словесности в своих устных и письменных высказываниях;

- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

- пересказывать различные произведения народной словесности, используя в своей речи характерные для них художественные приёмы;

- выявлять в произведениях народной словесности характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую произведения народной словесности, отличать произведения словесности, имеющие автора от произведений народной словесности;

- осознанно воспринимать художественное произведение словесности в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст различных произведений словесности и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст произведений словесности как произведение искусства;

- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения русской словесности для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений словесности для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- видеть черты русского национального характера в героях произведений народной словесности, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

- выбирать произведения народной словесности для самостоятельного чтения;

- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- выразительно читать такие произведения словесности как сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

- пересказывать произведения народной словесности, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для данных произведений народной словесности;

- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность произведений словесности, отличать произведения словесности, имеющие авторов от произведений народной словесности;

- осознанно воспринимать художественное произведение словесности в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст произведений словесности как произведение искусства;

- определять для себя цели чтения произведений русской словесности, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений словесности для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;



Выпускник на углубленном уровне научится:

- воспроизводить сюжет изученного произведения словесности и объяснять внутренние связи его элементов, уметь анализировать прозаическое или стихотворное произведение словесности по конкретному плану;

- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, стихотворный размер);

- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

- выявлять основную нравственную проблематику произведения словесности;

- определять главные эпизоды в эпическом произведении словесности, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении как произведении словесности, уметь определять его стихотворный размер;

- воспринимать многозначность слов в художественном тексте произведений словесности, определять их роль в произведении словесности, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

- различать особенности построения и языка произведений словесности простейших жанров (пословица, загадка, басня, рассказ, повесть)

- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведений словесности (пословица, загадка, басня, рассказ, повесть, сказ);

- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы произведений словесности;

- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

- аргументировать своё отношение к героям произведения словесности, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

- написать творческое мини-сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений от произведений словесности;

- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра словесности – загадки, басни, небольшие стихотворения;

- создавать сочинения-миниатюры по картине или иллюстрации.

Главным результатом обучения должна быть потребность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития школьников.

























Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий»:

Основным условием для занятий и реализации программы является: творческая атмосфера; гармоничная, хорошо организованная среда

2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Занятия будут проводиться в стандартном школьном кабинете языковедческой направленности. Кабинет соответствующей площади, удовлетворяет всем требованиям по освещенности и проветриваемости помещений.

Кабинет оборудован школьной доской, проектором, экраном, компьютером и принтером и другими аудиовизуальными средствами обучения.

Информационное обеспечение:

Для обучения будут применяться специальные СD-диски соответствующего программного обеспечения, учебники, таблицы, схемы, а также доступ в интернет как источник информации.

Методическое обеспечение:

Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. — М., 2005.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)

Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)

Л ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.М., Дрофа, 2000

2.2. Формы аттестации

Результатом успешного усвоения программы является усвоение обучающимися знаний и умений, заложенных в программе. Проведение аттестации возможно

- по отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам);

- по итогам учебного года;

- по итогам освоения программы.

Формы представления результатов:

-Тест

-Контрольная проверочная работа

-Чтение наизусть

-Контрольное мини-сочинение

-Взаимоконтроль

-Самоконтроль

-Художественный пересказ прозаического текста



2.3 Оценочные материалы

Для отслеживания и анализа предметных результатов обучения педагогом ведется мониторинг результативности.

Мониторинг результативности реализации программ проводится по итогам аттестации по бинарной системе «зачет-незачет» и фиксируется в журнале дополнительного образования.

Зачет- учащийся усваивает материал, проявляет творческую инициативу

Незачет- учащийся плохо справляется с учебой нагрузкой, учебный материал усваивается не полностью, не проявляет творческую инициативу





























РазделIII. Приложение

3.1. Карты индивидуального и группового контроля

Карта индивидуального наблюдения


год обучения___


Шифр______________________,

Параметры

Уровень

Начало года(блока)

Конец учебного года(блока)














Примечание:

Динамика


Пример диагностической карты группы

Диагностическая карта группы № __

год обучения___, 20__/__ уч. Год

Шифр

Начало уч. года

Конец уч. года

Динамика

Примечание

о

д

н

о

д

н



1










2










3










4










5










6










7










8










9










10










11










12




















О-оптимальный, Д-достаточный, Н-недостаточный

Динамика: положительная, отмечен рост уровня . отрицательная, снижение уровня , сохранение уровня













































Список литературы

1. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2007

2. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: 6 кл.: рабочая тетрадь.- М.: Дрофа, 2010

3.Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности 6 класс». — М., 2000.

4. Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 1997

5. Программа «Русская словесность. От слова к словесности. 5 - 9 классы» (Автор программы Альбеткова Р. И.)

/Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10 -11 классы/сост. Е. И. Харитонова. – М.: Просвещение, 2010./

6. Розенталь Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5 - 9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995

Словари и справочники

  1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. — 9-е изд. — М., 2007.

  2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. — М., 2005.

  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)

  4. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)

  5. Л ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. (Любое издание.)

  7. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — 3-е изд., испр. — М., 2000.

  8. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 3-е изд., испр. — М., 2000.

  9. Чеснокова Л. Д., Бертякова А. Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. — М., 2002.


















Скачать

© 2023, 44 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!