Русская православная церковь в XVIIв. Реформа патриарха Никона и раскол
Цель урока:
Изучить положение Православной церкви в XVIIв., взаимотношения церкви и государственной власти, раскрыть причины, сущность и последствия церковной реформы Никона.
План урока
2. Реформа патриарха Никона.
3. Усиление разногласий между церковной и светской властью.
4. Церковный собор 1666—1667 гг.
5.Протопоп Аввакум.
6. Протесты старообрядцев.
ПОДУМАЙ и НАЗОВИ
Каковы были причины и последствия церковного раскола?
Церковь после Смуты.
Работа с текстом стр.75
- Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть духовенства во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I.
-Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству.
-Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки разграбили церковную утварь, осквернили мощи святых, уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей.
- Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники (в плен попал митрополит Филарет, отец царя Михаила Федоровича )
Каким было положение Русской православной церкви после Смуты?
Митрополит Филарет в 1619 г . возвратился в Москву. Участники Церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси.
-При нём роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.
-Филарет был фактически вторым государем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил Фёдорович никогда не принимал без согласия отца.
-Филарету удалось укрепить авторитет и власть царя Михаила Фёдоровича.
Многие церковные вопросы так и не были решены.
Реформа патриарха Никона.
В чем заключались причины проведения церковной реформы? Работа с информацией стр.75
В середине XVII столетия обострились противоречия в церковной жизни:
-В русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами.
- Сомнения вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы (когда и священник, и дьякон, и сами верующие молились одновременно, порой используя разные молитвы), крещение двумя пальцами и др.
Мнения верующих разделились
Часть верующих (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам.
Патриарх Иосиф
Другие верующие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться к греческим источникам, с которых они в своё время переписывались.
Алексей Михайлович
После смерти патриарха Иосифа главой церкви (по предложению Алексея Михайловича) был избран новгородский митрополит Никон. 1653—1655 гг. - проведение церковной реформы.
Просмотр учебного фильма
- Вводились крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных;
- Исправлялись по греческим образцам иконы и церковные книги.
Патриарх Никон
Протопоп Аввакум.
Выдающимся руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620—1682)
-Аввакум воспринял резко отрицательно реформу Никона;
-Считал, что если и обращаться к первооснове веры, то в русских источниках;
-За свои взгляды он был лишён места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключён в монастырь.