СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская литература в годы исторических потрясений. 20-е годы. Материалы к уроку

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может сопроводить лекцию учителя о литературных группах начала XX века.

Просмотр содержимого документа
«Русская литература в годы исторических потрясений. 20-е годы. Материалы к уроку»

Русская литература в годы исторических потрясений 20-е годы XX века

Русская литература в годы исторических потрясений

20-е годы XX века

Кружок «Серапионовы братья» объединение молодых писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921 года. Название заимствовано из сборника новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых фигурирует литературное содружество имени пустынника Серапиона.

Кружок «Серапионовы братья»

  • объединение молодых писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921 года. Название заимствовано из сборника новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых фигурирует литературное содружество имени пустынника Серапиона.
Серапионовы братья (1921-1926) Членами объединения были Лев Лунц, Илья Груздев, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Николай Никитин, Михаил Слонимский, Елизавета Полонская, Константин Федин, Николай Тихонов, Всеволод Иванов. В своих декларациях объединение в противовес принципам пролетарской литературы подчёркивало своё безразличие к политичности автора, главное для них было качество произведения («И нам всё равно, с кем был Блок-поэт, автор „Двенадцати“, Бунин-писатель, автор „Господина из Сан-Франциско“»).

Серапионовы братья (1921-1926)

  • Членами объединения были Лев Лунц, Илья Груздев, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Николай Никитин, Михаил Слонимский, Елизавета Полонская, Константин Федин, Николай Тихонов, Всеволод Иванов.
  • В своих декларациях объединение в противовес принципам пролетарской литературы подчёркивало своё безразличие к политичности автора, главное для них было качество произведения («И нам всё равно, с кем был Блок-поэт, автор „Двенадцати“, Бунин-писатель, автор „Господина из Сан-Франциско“»).
Перевал (литературная группа) Советская литературная группа, существовавшая в 1923—1932 годах. Первоначально объединяла молодых поэтов (Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный и др.), отколовшихся от «Молодой гвардии» и «Октября». Группа оформилась в конце 1923 — начале 1924 года и получила название по статье Воронского «На перевале» (опубликована в ноябре 1923), в которой провозглашался переход от современной «убогой» литературы к грядущей коммунистической.

Перевал (литературная группа)

  • Советская литературная группа, существовавшая в 1923—1932 годах.
  • Первоначально объединяла молодых поэтов (Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный и др.), отколовшихся от «Молодой гвардии» и «Октября». Группа оформилась в конце 1923 — начале 1924 года и получила название по статье Воронского «На перевале» (опубликована в ноябре 1923), в которой провозглашался переход от современной «убогой» литературы к грядущей коммунистической.
Перевал (1923-1932) Первоначально группа была немногочисленной, но с 1926 состав её растёт, и в 1927 под манифестом «Перевала» подписалось 56 писателей. Наиболее видную организационную роль играли в группе прозаики Николай Зарудин, Артём Весёлый, Иван Катаев, а также критики Дмитрий Горбов и А. Лежнев, наряду с Воронским бывшие её ведущими теоретиками.  поэт Эдуард Багрицкий

Перевал (1923-1932)

  • Первоначально группа была немногочисленной, но с 1926 состав её растёт, и в 1927 под манифестом «Перевала» подписалось 56 писателей.
  • Наиболее видную организационную роль играли в группе прозаики Николай Зарудин, Артём Весёлый, Иван Катаев, а также критики Дмитрий Горбов и А. Лежнев, наряду с Воронским бывшие её ведущими теоретиками.

поэт Эдуард Багрицкий

Перевал (1923-1932) Творческие лозунги: «искренности творчества» (даже если это противоречит партийной дисциплине) «моцартианства», под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию «нового гуманизма» «Перевал» признавал роль «социального заказа», выступая, однако, за право писателя на «выбор темы по своему усмотрению». Прозаик М.М. Пришвин

Перевал (1923-1932)

  • Творческие лозунги:
  • «искренности творчества» (даже если это противоречит партийной дисциплине)
  • «моцартианства», под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию
  • «нового гуманизма»
  • «Перевал» признавал роль «социального заказа», выступая, однако, за право писателя на «выбор темы по своему усмотрению».

Прозаик М.М. Пришвин

Пролеткульт Массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год. Культурно-просветительные организации пролетариата появились сразу после Февральской революции. Первая их конференция, положившая начало Всероссийскому Пролеткульту, была созвана по инициативе А. В. Луначарского и по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917 года. После Октябрьской революции Пролеткульт очень быстро вырос в массовую организацию, имевшую свои организации в ряде городов. К лету 1919 года было около 100 организаций на местах. По данным 1920 года, в рядах организации насчитывалось около 80 тыс. человек, были охвачены значительные слои рабочих, издавалось 20 журналов.

Пролеткульт

  • Массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год.
  • Культурно-просветительные организации пролетариата появились сразу после Февральской революции. Первая их конференция, положившая начало Всероссийскому Пролеткульту, была созвана по инициативе А. В. Луначарского и по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917 года.
  • После Октябрьской революции Пролеткульт очень быстро вырос в массовую организацию, имевшую свои организации в ряде городов. К лету 1919 года было около 100 организаций на местах. По данным 1920 года, в рядах организации насчитывалось около 80 тыс. человек, были охвачены значительные слои рабочих, издавалось 20 журналов.
Идеология Пролеткульта Целью организации декларировалось развитие пролетарской культуры. Идеология Пролеткульта нанесла серьёзный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие. Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Если задача разрушения была решена, то вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства.

Идеология Пролеткульта

Целью организации декларировалось развитие пролетарской культуры.

  • Идеология Пролеткульта нанесла серьёзный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие.
  • Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Если задача разрушения была решена, то вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства.
РАПП Российская ассоциация пролетарских писателей Образовано в 1925 году на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. Генеральным секретарём РАПП стал Л. Л. Авербах. Главными активистами и идеологами РАПП были писатели Д. А. Фурманов, Ю. Н. Либединский, В. М. Киршон, А. А. Фадеев, В. П. Ставский, критик В. В. Ермилов. Вопреки названию, большинство руководителей РАПП имело непролетарское происхождение. В РАПП состояло более 4 тысяч членов.

РАПП

Российская ассоциация пролетарских писателей

  • Образовано в 1925 году на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. Генеральным секретарём РАПП стал Л. Л. Авербах.
  • Главными активистами и идеологами РАПП были писатели Д. А. Фурманов, Ю. Н. Либединский, В. М. Киршон, А. А. Фадеев, В. П. Ставский, критик В. В. Ермилов. Вопреки названию, большинство руководителей РАПП имело непролетарское происхождение.
  • В РАПП состояло более 4 тысяч членов.
РАПП Идеология РАПП выражалась в журнале «На литературном посту» (1925—1932, ранее печатный орган группы «Октябрь»). При этом пролеткультовский лозунг «пролетарской культуры» был заменён на лозунг «учёбы у классиков». Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев. В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, Максим Горький, А. Н. Толстой и других. Руководство РАПП (слева направо):А. П. Селивановский, М. В. Лузгин, Б. Иллеш, В. М. Киршон, Л. Л. Авербах, Ф. И. Панфёров, A. A. Фадеев, И.С. Макарьев. Конец 1920-х

РАПП

  • Идеология РАПП выражалась в журнале «На литературном посту» (1925—1932, ранее печатный орган группы «Октябрь»). При этом пролеткультовский лозунг «пролетарской культуры» был заменён на лозунг «учёбы у классиков».
  • Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев.
  • В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, Максим Горький, А. Н. Толстой и других.

Руководство РАПП (слева направо):А. П. Селивановский, М. В. Лузгин, Б. Иллеш, В. М. Киршон, Л. Л. Авербах, Ф. И. Панфёров, A. A. Фадеев, И.С. Макарьев. Конец 1920-х


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!