СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская культура в XIV-XVI в.в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация используется как иллюстративный материал к первой части семинара "Русская культура XIV-XVIIв.в."

Просмотр содержимого документа
«Русская культура в XIV-XVI в.в.»

Русская культура в XIV-XVII вв. 10 класс Ткач Галина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №30 имени М.К. Янгеля» г. Братска

Русская культура в XIV-XVII вв.

10 класс

Ткач Галина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №30 имени М.К. Янгеля» г. Братска

Подъем русской культуры в к.XIII-XIV вв. Прочитать пункт на стр. 163, доказать что в к. XIII-XIV в.в. Происходит подъем русской культуры : Восстановление городов Возрождение каменного зодчества Расширение ремесленного производства Возрождение летописания Развитие экономических и культурных связей Развитие грамоты.

Подъем русской культуры в к.XIII-XIV вв.

Прочитать пункт на стр. 163, доказать что в к. XIII-XIV в.в. Происходит подъем русской культуры :

  • Восстановление городов
  • Возрождение каменного зодчества
  • Расширение ремесленного производства
  • Возрождение летописания
  • Развитие экономических и культурных связей
  • Развитие грамоты.
Русская культура XIV-XVIIв. В. Направления Литература к. XIII - XIV в.в. Архитектура XV в. Живопись XVI в. XVII в.

Русская культура XIV-XVIIв. В.

Направления

Литература

к. XIII - XIV в.в.

Архитектура

XV в.

Живопись

XVI в.

XVII в.

Летописание Летописание продолжает развиваться. В основе всех летописей лежит «Повесть временных лет». К огда и кем она была написана?  Летописи XIV-XVI вв: Лаврентьевская Ипатьевская Троицкая Никоновская Лицевой летописный свод

Летописание

Летописание продолжает развиваться.

В основе всех летописей лежит

«Повесть временных лет».

К огда и кем она была написана?

Летописи XIV-XVI вв:

  • Лаврентьевская
  • Ипатьевская
  • Троицкая
  • Никоновская
  • Лицевой летописный свод
Книгопечатание  1564 г. - была напечатана первая русская книга «Апостол». Мастера – Иван Федоров и Петр Мстиславец .

Книгопечатание

1564 г. - была напечатана первая русская книга «Апостол». Мастера – Иван Федоров и Петр Мстиславец .

Литература   Основная тема – борьба с иноземными захватчикам и Воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем». Неизвестный автор. XIII в. «Задонщина». Сафоний Рязанец. XIV в. «Сказание о Мамаевом побоище». Неизвестный автор. XIV в.

Литература

Основная тема – борьба с иноземными захватчикам и

Воинская повесть

  • «Повесть о разорении Рязани Батыем». Неизвестный автор. XIII в.
  • «Задонщина». Сафоний Рязанец. XIV в.
  • «Сказание о Мамаевом побоище». Неизвестный автор. XIV в.
Литература   Жития Житие Сергия Радонежского.Епифаний Премудрый. Ок. 1418 г.

Литература

Жития

  • Житие Сергия Радонежского.Епифаний Премудрый. Ок. 1418 г.
Литература   «Хожение за три моря» Афанасия Никитина К. XV в.

Литература

«Хожение за три моря» Афанасия Никитина

К. XV в.

Литература    «Четьи Минеи» то же, что и четьи книги жития святых православной церкви, повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца. Великие Четьи Минеи составлены митрополитом Макарием XVI в.

Литература

«Четьи Минеи»

то же, что и четьи книги жития святых православной церкви, повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца.

Великие Четьи Минеи составлены митрополитом Макарием XVI в.

Литература   памятник русской литературы XVII в., являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру

Литература

памятник русской литературы XVII в., являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру

Литература   Сатирическая повесть XVII в. «Повесть о Фроле Скобееве».  «Повесть о Ерше Ершовиче». «Повесть о Фоме и Ереме»

Литература

Сатирическая повесть XVII в.

  • «Повесть о Фроле Скобееве».
  • «Повесть о Ерше Ершовиче».
  • «Повесть о Фоме и Ереме»
Литература   «Степенная книга»  — памятник русской исторической литературы XVI в. Составлена по инициативе митрополита Макария  духовником Ивана Грозного  между 1560-1563г.г.

Литература

«Степенная книга»  — памятник русской исторической литературы XVI в. Составлена по инициативе митрополита Макария  духовником Ивана Грозного  между 1560-1563г.г.

Новгородская архитектура. XIV . Церковь Спаса на Ильине улице, построенная в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378г.

Новгородская архитектура. XIV .

Церковь Спаса на Ильине улице, построенная в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378г.

Новгородская архитектура. XIV . Церковь Николы на Липне XIII в. , памятник новгородского каменного зодчества. Расположен на острове Липно в 9 км к югу от Великого Новгорода. Главный престол освящен во имя Николая Чудотворца.

Новгородская архитектура. XIV .

Церковь Николы на Липне XIII в. , памятник новгородского каменного зодчества. Расположен на острове Липно в 9 км к югу от Великого Новгорода. Главный престол освящен во имя Николая Чудотворца.

Новгородская архитектура. XIV . Церковь Федора Стратилата Один из выдающихся памятников новгородского зодчества. Храм надолго стал классическим образцом для последующих поколений строителей. Роспись Феофана Грека конца ХIV в . сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, хотя и фрагментарно.

Новгородская архитектура. XIV .

Церковь Федора Стратилата

Один из выдающихся памятников новгородского зодчества. Храм надолго стал классическим образцом для последующих поколений строителей. Роспись Феофана Грека конца ХIV в . сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, хотя и фрагментарно.

Московская архитектура. XIV . Собор Спаса Преображения на Бору  — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле. Построен по приказу Ивана Калиты. Снесён 1 мая 1933 года.

Московская архитектура. XIV .

  • Собор Спаса Преображения на Бору  — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле. Построен по приказу Ивана Калиты.
  • Снесён 1 мая 1933 года.
Московская архитектура. XIV . Московский белокаменный Кремль построен во времена Дмитрия Донского. В правление Ивана III белокаменные стены кремля были разобраны и заменены кирпичными, которые сохранились до нашего времени

Московская архитектура. XIV .

  • Московский белокаменный Кремль построен во времена Дмитрия Донского.
  • В правление Ивана III белокаменные стены кремля были разобраны и заменены кирпичными, которые сохранились до нашего времени
Московская архитектура. XIV . Успенский собор в Звенигороде считается самым древним из сохранившихся каменных храмов на московской земле. В 1399 году его воздвиг князь Юрий Дмитриевич Звенигородский – сын Дмитрия Донского.

Московская архитектура. XIV .

  • Успенский собор в Звенигороде
  • считается самым древним из сохранившихся каменных храмов на московской земле.
  • В 1399 году его воздвиг князь Юрий Дмитриевич Звенигородский – сын Дмитрия Донского.
Архитектура Пскова. XIV . Изборская крепость

Архитектура Пскова. XIV .

Изборская крепость

Московская архитектура. XV в.  Архангельский собор  Строился с 1505 по 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязинымна В этой церкви, построенной при Иване Калите, была устроена княжеская усыпальница, и первым туда был положен сам храмоздатель – Иван Калита.

Московская архитектура. XV в.

Архангельский собор

Строился с 1505 по 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязинымна

В этой церкви, построенной при Иване Калите, была устроена княжеская усыпальница, и первым туда был положен сам храмоздатель – Иван Калита.

Московская архитектура. XV в.  Благовещенский собор  Собор был построен в 1489 г. псковскими мастерами мастерами. Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 художником Феодосием , сыном Дионисия.

Московская архитектура. XV в.

Благовещенский собор Собор был построен в 1489 г. псковскими мастерами мастерами. Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 художником Феодосием , сыном Дионисия.

Московская архитектура. XV в.  Успенский собор Сооружён в 1475-1479г.г. под руководством итальянского зодчего Аристотелем Фиорованти. Был главным кафедральным собором России вплоть до упразднения самодержавия  в 1917 году. Собор является усыпальницей  всех московских патриархов первого патриаршего периода.

Московская архитектура. XV в.

Успенский собор

Сооружён в 1475-1479г.г. под руководством итальянского зодчего Аристотелем Фиорованти. Был главным кафедральным собором России вплоть до упразднения самодержавия  в 1917 году. Собор является усыпальницей  всех московских патриархов первого патриаршего периода.

Шатровая архитектура. XVI в. Церковь Вознесения в Коломенском Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале   XVI в  и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Шатровая архитектура. XVI в.

Церковь Вознесения в Коломенском

Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале  XVI в  и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Шатровая архитектура. XVI в. Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе. Первый шатровый храм. 1510-е гг.

Шатровая архитектура. XVI в.

Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе. Первый шатровый храм. 1510-е гг.

Шатровая архитектура. XVI в. Церковь Успения из села Курицко .1595 год.

Шатровая архитектура. XVI в.

Церковь Успения из села Курицко .1595 год.

Собор Василия Блаженного. XVIв.

Собор Василия Блаженного. XVIв.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. XVIIв. Нарышкинское барроко  Симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. XVIIв.

Нарышкинское барроко

Симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки.

Икона «Царь Царей» Иконографический тип изображения Иисуса Христа, в котором Он представлен как Царь и Великий Архиерей На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» Царь Царей .Иконописец А.Казанцев. XVII в.

Икона «Царь Царей»

Иконографический тип изображения Иисуса Христа, в котором Он представлен как Царь и Великий Архиерей

На одежде и на бедре Его написано имя:

«Царь царей и Господь господствующих»

Царь Царей .Иконописец А.Казанцев. XVII в.

Феофан Грек   Феофан Грек (около 1340 года - после 1405 года) - византийский (греческий) живописец, работавший в России во второй половине XIV - начале XV веков. Вместе с Андреем Рублевы м и Прохором-с-Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля.

Феофан Грек

Феофан Грек (около 1340 года - после 1405 года) - византийский (греческий) живописец, работавший в России во второй половине XIV - начале XV веков. Вместе с Андреем Рублевы м и Прохором-с-Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля.

Феофан Грек   Кисти мастера принадлежат иконы Богоматери Донской, Успения Богоматери,часть иконостаса Благовещенского собора

Феофан Грек

Кисти мастера принадлежат иконы Богоматери Донской, Успения Богоматери,часть иконостаса Благовещенского собора

Феофан Грек  (ок. 1340-1410) До Москвы много работал в Новгороде, где, кроме икон, оставил фрески в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой. 

Феофан Грек (ок. 1340-1410)

До Москвы много работал в Новгороде, где, кроме икон, оставил фрески в церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой. 

Андрей Рублев (ок. 1375-1428) Известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи  XV века. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре.

Андрей Рублев (ок. 1375-1428)

Известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи  XV века. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре.

Андрей Рублев (ок. 1375-1428) Расписывал Успенский собор во Владимире . руководил работами в  Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря . Эти росписи не сохранились.

Андрей Рублев (ок. 1375-1428)

Расписывал Успенский собор во Владимире . руководил работами в  Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря . Эти росписи не сохранились.

Андрей Рублев « Троица» В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр  — «Троицу». Канонизирован   Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Андрей Рублев « Троица»

В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр  — «Троицу».

Канонизирован

  Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Дионисий  (ок. 1440-1502) русский иконописец, последователь школы Андрея Рублёва и самый талантливый его ученик, живший в XV веке. 

Дионисий (ок. 1440-1502)

русский иконописец, последователь школы Андрея Рублёва и самый талантливый его ученик, живший в XV веке. 

Дионисий  (ок. 1440-1502)   Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевском монастыре  (1467—1477).

Дионисий (ок. 1440-1502)

  Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевском монастыре  (1467—1477).

Дионисий (ок. 1440-1502) Самые известные иконы написаны художником в Москве. «Митрополит Петр с житием» , «Митрополит Алексий с житием» (1481) – для Кремлевского Успенского монастыря

Дионисий (ок. 1440-1502)

Самые известные иконы написаны художником в Москве. «Митрополит Петр с житием» , «Митрополит Алексий с житием» (1481) – для Кремлевского Успенского монастыря

Ушаков Симон Фёдорович  (1626—1686) — русский московский иконописец и график.

Ушаков Симон Фёдорович (1626—1686) — русский московский иконописец и график.

В серебряной палате Оружейного приказа обязанностями Ушакова было делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. Д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причём приобрёл вскоре известность лучшего на Москве иконописца.

В серебряной палате Оружейного приказа обязанностями Ушакова было делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. Д.

Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причём приобрёл вскоре известность лучшего на Москве иконописца.

Образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почёте. Архангел Михаил

Образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почёте.

  • Архангел Михаил
«Владимирская Богоматерь» для церкви Троицы в Никитках.

«Владимирская Богоматерь»

для церкви Троицы в Никитках.

Воздвижение Криста М. В. Скопин - Шуйский

Воздвижение Криста

М. В. Скопин - Шуйский

Использованные информационные ресурсы:   http://pechatnyj-dvor.su   https://www.arhitekto.ru/txt/2russ01.shtml  http://www.ukoha.ru/article/hitor/kak_picali_ikony_na_ruci25.htm

Использованные информационные ресурсы: http://pechatnyj-dvor.su https://www.arhitekto.ru/txt/2russ01.shtml http://www.ukoha.ru/article/hitor/kak_picali_ikony_na_ruci25.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!