Русская культура в XIV-XVII вв.
10 класс
Ткач Галина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №30 имени М.К. Янгеля» г. Братска
Подъем русской культуры в к.XIII-XIV вв.
Прочитать пункт на стр. 163, доказать что в к. XIII-XIV в.в. Происходит подъем русской культуры :
- Восстановление городов
- Возрождение каменного зодчества
- Расширение ремесленного производства
- Возрождение летописания
- Развитие экономических и культурных связей
- Развитие грамоты.
Русская культура XIV-XVIIв. В.
Направления
Литература
к. XIII - XIV в.в.
Архитектура
XV в.
Живопись
XVI в.
XVII в.
Летописание
Летописание продолжает развиваться.
В основе всех летописей лежит
«Повесть временных лет».
К огда и кем она была написана?
Летописи XIV-XVI вв:
- Лаврентьевская
- Ипатьевская
- Троицкая
- Никоновская
- Лицевой летописный свод
Книгопечатание
1564 г. - была напечатана первая русская книга «Апостол». Мастера – Иван Федоров и Петр Мстиславец .
Литература
Основная тема – борьба с иноземными захватчикам и
Воинская повесть
- «Повесть о разорении Рязани Батыем». Неизвестный автор. XIII в.
- «Задонщина». Сафоний Рязанец. XIV в.
- «Сказание о Мамаевом побоище». Неизвестный автор. XIV в.
Литература
Жития
- Житие Сергия Радонежского.Епифаний Премудрый. Ок. 1418 г.
Литература
«Хожение за три моря» Афанасия Никитина
К. XV в.
Литература
«Четьи Минеи»
то же, что и четьи книги жития святых православной церкви, повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца.
Великие Четьи Минеи составлены митрополитом Макарием XVI в.
Литература
памятник русской литературы XVII в., являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру
Литература
Сатирическая повесть XVII в.
- «Повесть о Фроле Скобееве».
- «Повесть о Ерше Ершовиче».
- «Повесть о Фоме и Ереме»
Литература
«Степенная книга» — памятник русской исторической литературы XVI в. Составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана Грозного между 1560-1563г.г.
Новгородская архитектура. XIV .
Церковь Спаса на Ильине улице, построенная в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378г.
Новгородская архитектура. XIV .
Церковь Николы на Липне XIII в. , памятник новгородского каменного зодчества. Расположен на острове Липно в 9 км к югу от Великого Новгорода. Главный престол освящен во имя Николая Чудотворца.
Новгородская архитектура. XIV .
Церковь Федора Стратилата
Один из выдающихся памятников новгородского зодчества. Храм надолго стал классическим образцом для последующих поколений строителей. Роспись Феофана Грека конца ХIV в . сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, хотя и фрагментарно.
Московская архитектура. XIV .
- Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле. Построен по приказу Ивана Калиты.
Московская архитектура. XIV .
- Московский белокаменный Кремль построен во времена Дмитрия Донского.
- В правление Ивана III белокаменные стены кремля были разобраны и заменены кирпичными, которые сохранились до нашего времени
Московская архитектура. XIV .
- Успенский собор в Звенигороде
- считается самым древним из сохранившихся каменных храмов на московской земле.
- В 1399 году его воздвиг князь Юрий Дмитриевич Звенигородский – сын Дмитрия Донского.
Архитектура Пскова. XIV .
Изборская крепость
Московская архитектура. XV в.
Архангельский собор
Строился с 1505 по 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязинымна
В этой церкви, построенной при Иване Калите, была устроена княжеская усыпальница, и первым туда был положен сам храмоздатель – Иван Калита.
Московская архитектура. XV в.
Благовещенский собор Собор был построен в 1489 г. псковскими мастерами мастерами. Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 художником Феодосием , сыном Дионисия.
Московская архитектура. XV в.
Успенский собор
Сооружён в 1475-1479г.г. под руководством итальянского зодчего Аристотелем Фиорованти. Был главным кафедральным собором России вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода.
Шатровая архитектура. XVI в.
Церковь Вознесения в Коломенском
Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI в и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Шатровая архитектура. XVI в.
Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе. Первый шатровый храм. 1510-е гг.
Шатровая архитектура. XVI в.
Церковь Успения из села Курицко .1595 год.
Собор Василия Блаженного. XVIв.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. XVIIв.
Нарышкинское барроко
Симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки.
Икона «Царь Царей»
Иконографический тип изображения Иисуса Христа, в котором Он представлен как Царь и Великий Архиерей
На одежде и на бедре Его написано имя:
«Царь царей и Господь господствующих»
Царь Царей .Иконописец А.Казанцев. XVII в.
Феофан Грек
Феофан Грек (около 1340 года - после 1405 года) - византийский (греческий) живописец, работавший в России во второй половине XIV - начале XV веков. Вместе с Андреем Рублевы м и Прохором-с-Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля.
Феофан Грек
Кисти мастера принадлежат иконы Богоматери Донской, Успения Богоматери,часть иконостаса Благовещенского собора
Феофан Грек (ок. 1340-1410)
До Москвы много работал в Новгороде, где, кроме икон, оставил фрески в церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой.
Андрей Рублев (ок. 1375-1428)
Известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре.
Андрей Рублев (ок. 1375-1428)
Расписывал Успенский собор во Владимире . руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря . Эти росписи не сохранились.
Андрей Рублев « Троица»
В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».
Канонизирован
Русской православной церковью в лике преподобных святых.
Дионисий (ок. 1440-1502)
русский иконописец, последователь школы Андрея Рублёва и самый талантливый его ученик, живший в XV веке.
Дионисий (ок. 1440-1502)
Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевском монастыре (1467—1477).
Дионисий (ок. 1440-1502)
Самые известные иконы написаны художником в Москве. «Митрополит Петр с житием» , «Митрополит Алексий с житием» (1481) – для Кремлевского Успенского монастыря
Ушаков Симон Фёдорович (1626—1686) — русский московский иконописец и график.
В серебряной палате Оружейного приказа обязанностями Ушакова было делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. Д.
Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причём приобрёл вскоре известность лучшего на Москве иконописца.
Образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почёте.
«Владимирская Богоматерь»
для церкви Троицы в Никитках.
Воздвижение Криста
М. В. Скопин - Шуйский
Использованные информационные ресурсы: http://pechatnyj-dvor.su https://www.arhitekto.ru/txt/2russ01.shtml http://www.ukoha.ru/article/hitor/kak_picali_ikony_na_ruci25.htm