СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская культура во второй половине XIX века.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

  • Углубить знания учащихся о культуре России второй половины XIX века.
  • Выявить противоречия между духовным содержанием российской культуры и общественно-политической средой, в которой она существовала.
  • Показать актуальность произведений литературы, поэзии, музыки, драматургии, изобразительного искусства второй половины XIX века.

Оборудование урока:

  1. выставка художественных произведений писателей – классиков русской литературы второй половины XIX века.
  2. Галерея портретов деятелей культуры России, имеющих мировое признание.
  3. иллюстрации произведений художников – передвижников.

Просмотр содержимого документа
«Русская культура 19 века»

Урок истории в 10 классе.

Учитель МОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»

Полозов Валентин Зиновьевич.

Русская культура во второй половине XIX века. (2 часа)


Задачи урока:

  • Углубить знания учащихся о культуре России второй половины XIX века.

  • Выявить противоречия между духовным содержанием российской культуры и общественно-политической средой, в которой она существовала.

  • Показать актуальность произведений литературы, поэзии, музыки, драматургии, изобразительного искусства второй половины XIX века.


Оборудование урока:

    1. выставка художественных произведений писателей – классиков русской литературы второй половины XIX века.

    2. Галерея портретов деятелей культуры России, имеющих мировое признание.

    3. иллюстрации произведений художников – передвижников.


Ход урока:

Вторая половина XIX века стала периодом, когда русская культура уверенно и навсегда заняла видное место в культурном ареале достижений человечества. Русская живопись, русский театр, русская философия, русская литература утвердили свои мировые позиции. Без них культурный багаж человечества был бы заметно беднее.


Слайд «Факторы, способствовавшие развитию культуры»

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой – российская интеллигенция, для которой стала характерна не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служить обществу и народу


В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около десяти процентов государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую

Помощь и социальное призрение. Вторая линия была направлена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.


Просвещение и образование. Сообщение ученика.


Во второй половине XIX века углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток


Наука. Сообщение ученика. По ходу сообщения учащиеся самостоятеньно составляют таблицу:



Отрасли науки

Имена ученых

Достижения:

идеи, открытия, внедрение


Работа с учебником. Конспект «Важнейшие составляющие отечественной культуры». Стр.438 – 439. Начать со слов: «Правильно понять важнейшие составляющие отечественного культурного процесса невозможно, если при рассмотрении игнорировать базовый духовный элемент».


Слайд «Художественная литература России во второй половине XIX века».

Вторая половина XIX века – новый этап развития реализма в русской художественной культуре. Он связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни. Произведениям искусства, созданным в это время свойственен гуманистический пафос, высокие нравственные и эстетические идеалы.


Литература.

Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание вскрыть причины социального зла. Главной темой произведений литературы и, шире, произведений русской художественной культуры становится в это время тема народа, её острый социально-политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков – праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества. «Диалектика души» стала важным открытием русской литературы этого периода. Наряду с появлением «великого романа» в русской литературе появляются малые повествовательные формы великих русских писателей, произведения А. Н. Островского и А.П. Чехова.


Сообщения учащихся о творчестве писателя.


Слайд «Изобразительное искусство России во второй половине XIX века».

Изобразительное искусство. Острое чувство гражданственности стало свойственно не только произведениям литературы, но и было характерной чертой изобразительного искусства пореформенной России. Самым ярким явлением второй половины XIX века стало создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников. Их произведения отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических, построенных по принципу социального контраста, до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека. Передвижники продолжили традиции русских художников середины XIX века П. А. Федотова и А. А. Иванова.


В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как более доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. Тема народных страданий находит своё место в искусстве русского художника В. Г. Перова («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»). В его произведениях обнажённая правда жизни сочетается с проникновением личностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов. В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчёркивающий настроение героев полотен Перова.


Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя – разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля. Среди работ Перова хочется отметить портреты драматурга А. Н. Островского и писателя Ф. М. Достоевского, в которых художник проникает в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской литературы.


Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И. Н. Крамского. Он навсегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными являются портреты Л. Н. Толстого и П. М. Третьякова, на которых он запечатлел сложность духовной жизни, глубину характеров.


Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности. Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова «Утро стрелецкой казни», которую художник трактует как народную трагедию.


В другом историческом полотне («Боярыня Морозова») Суриков создаёт сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы.


Заметным историческим полотном является произведение И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», замысел которого возник как отклик на событие современности – казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи.


Глубиной характеристик отличаются портреты М. П. Мусоргского, П. Стрепетовой, Л. Н. Толстого, В. Стасова, принадлежащих кисти Репина.


Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. В это время идёт становление реалистического пейзажа (А. Саврасов «Грачи прилетели», Ф. А. Васильев «Оттепель», Н. Н. Шишкин «Рожь»), лирического и задушевного (И. И. Левитан «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода»), социально – философского (Левитан «Владимирка», «Над вечным покоем»).


Сообщения учащихся. Рассказ о творчестве художника.


Слайд «Музыкальное искусство России во второй половине XIX века».

Музыка. В русской музыке второй половины XIX века прослеживается связь с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, Другой – в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название «Могучая кучка». Московский центр музыкального искусства был представлен произведениями П.И. Чайковского.


Сообщение учащихся о творчестве композиторов «Могучая кучка» и П.И. Чайковском.


Слайд- вывод «Основные черты культуры России во второй половине XIX века».

Если говорить в целом, то достижения русской культуры второй половины XIX века получили мировое призвание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.


Домашнее задание.

Сравните развитие культуры России первой и второй половины 19 века по предложенным вами критериям.

В чем проявилась преемственность культурного развития страны?

Какие культурные новации характерны для второй половины века?





Просмотр содержимого презентации
«Русская культура 19 века»

Русская культура второй половины XIX века.

Русская культура второй половины XIX века.

Факторы, способствовавшие развитию культуры России во второй половине XIX века. Освобождение крестьян  от крепостной зависимости Формирование демократической  интеллигенции Реформы 1860-1870-х гг. КУЛЬТУРА Капиталистическая  модернизация промышленности  и сельского хозяйства Подъем общественного  движения

Факторы, способствовавшие развитию культуры России во второй половине XIX века.

Освобождение крестьян

от крепостной зависимости

Формирование

демократической

интеллигенции

Реформы

1860-1870-х гг.

КУЛЬТУРА

Капиталистическая

модернизация

промышленности

и сельского хозяйства

Подъем общественного

движения

Художественная литература России во второй половине XIX века. Художественные методы. Модернизм Реализм Гражданственность, патриотизм, гуманизм, народность, эмоциональная насыщенность Новаторство: новые языковые формы и изобразительные средства, воспевание красоты, экзотики свободы личности, увлечения неожиданностью, сочностью и звучностью рифм Черты

Художественная литература России во второй половине XIX века.

Художественные

методы.

Модернизм

Реализм

Гражданственность,

патриотизм, гуманизм,

народность,

эмоциональная

насыщенность

Новаторство:

новые языковые формы

и изобразительные средства,

воспевание красоты,

экзотики свободы личности,

увлечения неожиданностью,

сочностью и звучностью

рифм

Черты

Изобразительное искусство России во второй половине XIX века. Художественно-эстетические Методы и принципы Академия художеств Принцип «высокого искусства» Жанры: мифологический библейский, античный, исторический Академизм Товарищество передвижных художественных выставок (1870 – 1923 гг. – 48 выставок): Принцип: художник должен откликаться  на актуальные общественные проблемы Жанры: в живописи – портретный  – И. Н. Крамской, В. А. Серов; исторический – В. И. Суриков, И. Е. Репин; бытовой  – И. Е. Репин, В. Г. Перов;  пейзажный – И. И. Шишкин, И. И. Левитан; в скульптуре – портретный – А. М. Опекушин; историко-портретный – М. О. Микешин;   Реализм

Изобразительное искусство России во второй половине XIX века.

Художественно-эстетические

Методы и принципы

Академия художеств

Принцип «высокого искусства»

Жанры: мифологический библейский,

античный, исторический

Академизм

Товарищество передвижных

художественных выставок

(1870 – 1923 гг. – 48 выставок):

Принцип: художник должен откликаться

на актуальные общественные проблемы

Жанры:

в живописи –

портретный – И. Н. Крамской, В. А. Серов;

исторический В. И. Суриков, И. Е. Репин;

бытовой – И. Е. Репин, В. Г. Перов;

пейзажный – И. И. Шишкин, И. И. Левитан;

в скульптуре –

портретный А. М. Опекушин;

историко-портретный М. О. Микешин;

Реализм

Музыкальное искусство России во второй половине XIX века. Характерная черта  периода Окончательно оформилась Русская национальная музыкальная школа Консерватории (Москва, Петербург,  Одесса, Киев) Театры (в Москве – Большой, в Петербурге – Мариинский) Музыкальные  центры Русское музыкальное  общество (основал в1859 г. А. Г. Рубинштейн ) «Могучая кучка» (основана в начале 1860-х гг.) Группа композиторов – М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков – Развивавшая национальные Музыкальные традиции

Музыкальное искусство России во второй половине XIX века.

Характерная черта

периода

Окончательно оформилась

Русская национальная музыкальная школа

Консерватории

(Москва, Петербург,

Одесса, Киев)

Театры

(в Москве – Большой,

в Петербурге –

Мариинский)

Музыкальные

центры

Русское музыкальное

общество

(основал в1859 г.

А. Г. Рубинштейн )

«Могучая кучка»

(основана в начале 1860-х гг.)

Группа композиторов –

М. А. Балакирев,

Ц. А. Кюи,

М. П. Мусоргский,

А. П. Бородин,

Н. А. Римский-Корсаков –

Развивавшая национальные

Музыкальные традиции

Основные черты культуры России во второй половине XIX века. Развитие в условиях капитализма. Основные Черты. Продолжение опоры на достижения Предшествовавшего времени. Усвоение художественных принципов первой половины века. Усиление влияния национальных традиций. Многонациональный характер. Взаимовлияние русской и  западноевропейской культуры

Основные черты культуры России во второй половине XIX века.

Развитие в условиях капитализма.

Основные

Черты.

Продолжение опоры на достижения

Предшествовавшего времени.

Усвоение художественных принципов

первой половины века.

Усиление влияния национальных традиций.

Многонациональный характер.

Взаимовлияние русской и

западноевропейской культуры


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!