СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская душа-это...(по повести Н.С.Лескова "Левша" )

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по повести Н.С.Лескова "Левша"

Просмотр содержимого документа
«Русская душа-это...(по повести Н.С.Лескова "Левша" )»

Тема урока литературы в 7 классе: «Русская душа – это …». (по произведению Лескова «Левша»)

Цели:

Обучающие:

— помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа,

подвести к основной идее автора — патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение

властей;

— увидеть авторское отношение к персонажу произведения;

— раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;

— учить школьников анализу литературного

произведения;

— выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством;

— вырабатывать навыки комментированного чтения.

Развивающие:

— развивать навыки аналитического чтения произведения;

— развивать умение выделять главное в

художественном произведении;

— развивать творческие способности учащихся и устную речь;

— развивать умение анализировать текст с позиции литературных ролей: литературоведы, исследователи, историки;

— развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;

— расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.

Воспитывающие:

— воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;

— воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;

— воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Предметные цели: осмыслить вместе с учащимися идейно-художественное содержание сказа, определить основную идею сказа, выделить черты левши, присущие русскому народу, увидеть авторское отношение к герою, выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством

Метапредметные цели:

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, умение работать со справочной литературой, поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, основные виды речевой деятельности ( слушание, чтение, говорение)

Личностные УУД: воспитание умения оценивать ответы своих сверстников, привитие учащимся интереса к урокам литературы, любви к литературе, воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: урок-анализ лиро-эпического произведения.

Методы: беседа по вопросам; аналитическое чтение; объяснительно-иллюстративный; эвристический частично-поисковый.

Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, со словарными статьями, с иллюстрациями художников, поиск художественных деталей портрета.

Виды контроля знаний и обратной связи: форм организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, характеристика героя, художественный пересказ, сообщения учащихся, индивидуальные задания.

Эпиграфы:

«Левша – 2. Об очень искусном мастере, умельце. (по имени героя произведения Лескова «Левша»)»

(Толковый словарь Кузнецова)


«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»

(Н. С. Лесков)

Сценарий урока:

1.Организационный этап.

2.Мотивация учебной деятельности:

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Слово учителя.

-Ребята, перед вами иллюстрация русской природы. Эта живописная картина Орловской губернии, сейчас области. Именно здесь родился и вырос замечательный русский писатель Н.С. Лесков, о творчестве которого мы сегодня поговорим.

Обратите внимание, какие природные явления изображены на иллюстрации. Идет дождь, небо покрыли тучи. Но представьте себе, что дождь закончился, ветер разогнал тучи, и чего тогда будет не хватать на иллюстрации? Конечно, солнышка. Предлагаю взять ручки в левую руку и в своих рабочих тетрадях нарисовать солнце, можно рядом облака. Есть среди вас те, у кого это задание вызвало неудобство? Почему? (ответы)

Но, тем не менее, солнце на нашей картине засияло!

Как вы думаете, почему сегодняшнюю работу мы начали с такого задания?

(ответы)

Конечно, вы правы: сегодня мы продолжим разговор о ранее изученном произведении Н. Лескова «Левша».

3. Работа с культурно-историческими аналогами. (А.В. Хуторской).

Давайте познакомимся с определением слова левша. … получила предварительное домашнее задание и нашла определение в толковом словаре Ушакова.

(Левша — левши, р. мн. левшей, м. и ж. Мужчина или женщина, владеющие левой рукой лучше, чем правой. Пишет левой рукой.)

Отношение к левше всегда было неоднозначным.

В средние века левшу считали порождением дьявола. В исламе есть левой рукой считается нежелательным и даже запретным. Исторически сложилось, что быть правшой означает «быть квалифицированным, умелым, ловким»: латинское слово «dexter» («правый») обозначает правшу как ловкого. На ирландском языке «deas» означает «правильную сторону» и «хороший», а слово «ciotóg», левая рука, связано со словом «ciotach», «неуклюжий, неловкий, неудобный».

Российский император Петр Первый запретил левшам свидетельствовать в суде. А в советских школах детей-левшей старались переучить. Преподаватели часто ставили плохие отметки за правописание таким ученикам, некоторые заставляли школьников привязывать левую руку к телу, чтобы лишить их соблазна воспользоваться.

К счастью, в наши дни левшей не воспринимают как изгоев. Они вполне комфортно живут, несмотря на то, что их «рабочая» рука – левая, а не правая.



А теперь обратимся к первому эпиграфу. Посмотрим, как определение слову «Левша» дает толковый словарь Кузнецова.

(прочитали, записали)

Итак, благодаря произведению Лескова, слово левша стало нарицательным.

А сейчас давайте подберем синонимы к нарицательному слову левша:

(в тетрадях)

мастер

кузнец

умелец

творец

чудотворец …

самородок

Почему писатель выбрал для своего талантливого героя, умельца такое прозвище? (ответ)

Скажите, что значит талант? Кого мы называем талантливыми людьми? (ответ)

- Как вы относитесь к талантливым людям?

- Как вы считаете, талантливые умелые люди имеют право рассчитывать на успешность, на признание? (да)

Нужны ли они обществу, государству? Если да, то почему? (ответ)

- Скажите, а какими должны быть по идее в жизни талантливые люди? Они могут быть самоуверенными, самодостаточными, обеспеченными, востребованными? (да)

-А обладает ли всеми этими качествами герой произведения Лескова? (нет)

Вторым эпиграфом сегодняшнего урока будет цитата из произведения Лескова: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Вспомните, кому принадлежит эта фраза? (полшкиперу)

Как вы понимаете эту фразу? (Человек может быть очень беден, скромен ( "шуба овечкина"), но в то же время иметь добрый, человечный (отзывчивый) характер ("душа человечкина").

А сейчас внимание на экран:

(«Видом пышный, а нутром никудышный»

«Некрасив собою, зато честен душою»

«Криво дерево, да яблоки сладки»

«Встречают по платью, а провожают по уму»»Не будь пригож, а будь пригоден»

«Неказисто дерево, да вкусен плод»)

- Что мы прочитали? (русские пословицы)

_ Какая мысль объединяет эти пословицы с цитатой из произведения Лескова?

(Человека судят не по внешности, а по делам).

(закрыть пректор)

- Верно. А ведь эти пословицы создал русский народ. Значит, таким всегда было представление наших предков о русской душе.

4. Определение темы и цели урока.

Мы подошли к определению темы нашего урока. Она записана на доске.( Русская душа – это …). Но, как видите, предложение не закончено. Это мы сделаем вместе с вами в конце урока.

- Как вы думаете, какие перед нами должны стоять цели, для того чтобы закончить это предложение?

(выяснить, в чем своеобразие русской души левши, какими чертами характера обладает левша, выделить в главном герое черты, типичные для русского народа, выявить позицию автора произведения.)

Иными словами, мы должны раскрыть идею произведения – изображение русской души.

Как вы уже знаете, раскрыть идею художественного произведения помогают и выбор жанра, и особенности композиции, и система образов. (на слайде)

- Прежде чем мы начнем анализировать образ главного персонажа, давайте вспомним, в каком жанре написано произведение? (сказ)

- Что такое сказ? Дайте определение этому жанру. (Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды.) В чем отличие сказа от сказки? (ответ)

С какой целью автор выбрал жанр сказа? (жанр сказа помогает писателю рассказать о своем герое языком человека из народа, понимающего и знающего простых людей)

Возвращаемся к предыдущему слайду. Выбираем «композиция»

Восстановите хронологию событий сказа:

1)левша в Англии - 5

2)англичане дарят русскому императору блоху - 1

3)возвращение левши в Петербург и его бесславная смерть - 6

4)Николай Павлович посылает Платова в Тулу - 2

5)работа тульских мастеров - 3

6)левша на царском приеме – 4

(выполняют в тетради, один на доске)

Проверили)

- Таким образом, мы восстановили хронологию событий произведения. Именно так знакомит нас автор с историей своего героя.

Возвращаемся на слайд «Система образов»

- Назовите героев сказа. (………. Рассказчик! Автор!)

- Интересен тот факт, что в произведении действия присходят на фоне исторических событий, поэтому в сказе наряду с вымышленными персонажами присутствуют исторические лица. Назовите их. (два русских императора – Александр I и Николай I, Атаман Платов. Матвей Иванович Платов (1751-1818) генерал кавалерии, соратник А.В.Суворова и М.И.Кутузова . В 1790г. командовал колонной при штурме Измаила. В Отечественной войне 1812 года командовал конным корпусом. Отличился военным умением в Бородинском сражении. )

- Какую роль играют исторические факты и исторические персонажи? (подчеркнуть достоверность)

Закрываем проектор.

4.Групповая работа по методике проживания образа персонажа.

—Сейчас вы разделитесь на три группы.
Теперь наша задача будет шаг за шагом пролить
свет на вопрос урока: Познание характера
русского человека (а значит, народа). В чём оно? Какова суть
характера русского человека по сказу Н.С. Лескова
“Левша”?

1 группа «Атаман Платов».

1.Вы сопровождаете царя Александра 1 в Англию. Скажите, как наш Царь ведет себя за границей? Выразите свое отношение ко всему заграничному. Для чего отворачиваете замок у английского пистолета?

2. Ваше отношение к простому русскому мастеровому народу.

3. Как вы относитесь к левше?

Вновь отметим, что в Европе не в пример лучше относятся к рабочим людям. Именно недоверие Платова к Левше (в отличие от государя Николая Первого, который в своих людей верил) и вызвало в итоге гибель мастера. Торопливый и гневный Платов увез Левшу в Петербург без паспорта, что предопределило его судьбу.

4. Почему вы приносите свои извинения левше?

5. Вы единственный человек, который пытался помочь левше , когда он попадает в больницу. Почему вы проявляете к нему неравнодушие?

2 группа «Левша».

1. Дайте портретную характеристику левши, опишите его внешность.

(косой, левша, на щеке пятно, волосья выдраны)

То есть внешне он невзрачный, убогий.

«в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван», который в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в Англию. Его напоили, накормили, наградили, приодели. И вот он в Лондоне

2.Что мешает вам быть успешным в жизни?

3. Охарактеризуйте речь левши, какую роль она играет в создании портрета? о его простоте)

4.Почему именно вам поручили подковать блоху, ведь вы являетесь оружейным мастером?

5. Объясните, почему блоха перестала танцевать?

Левша — мастер-искусник, подковавший блоху, является олицетворением всего талантливого русского народа. Но подкованная блоха перестает танцевать, ведь несмотря на смекалку, русские умельцы не получили самых простых технических знаний, которыми владеет любой английский мастер, нарушили математический расчет.

5. Для чего перед тем, как взяться за работу, вы отправились в церковь?

В сказе часто говорится о вере в Бога. Верует ли в Него Левша? (перед началом работы над блохой тульские мастера идут на поклон к «камнесечённой статуе Николая угодника»; а когда англичане безуспешно пытались Левшу «сбить, чтобы он на их жизнь польстился», для него важным было и то, что дома можно «в свой приход в церковь сходить», как делали его родители).

5 Как вы ведете себя с властями, за границей? (без страха, естественно, не пытается показаться лучше, чем он есть).Внутренне левша свободен, естественен, искренен.

6 Почему вы не остались в Англии?

Именно в Лондоне проявляется истинно русский национальный характер левши. Он очень любит Россию – свою Родину – и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины. Левша бескорыстен и неподкупен. Он отказывается от выгодных предложений англичан, по достоинству оценивших талант русского мастерового, его душа рвется на родину, ведь он узнал важный «секрет», который нужно донести аж до самого государя. Он патриот, верен православию. Что он хочет сказать государю перед смертью? (нельзя чистить оружие кирпичом)

До последней минуты левша думает о своей стране.

3 группа. «Англичане».

1. Объясните свой интерес к бедному русскому мастеру.

Англичане относятся к левше с уважением, видят в нем талантливого мастера. (мастерство восхитило, но удивило, что он нигде не учился, что он талантливый самородок, в котором искра Божия)

2. Как вы пытались подкупить левшу?

3. Как вы восприняли отказ левши остаться в Англии?

Патриотическое чувство выражено прежде всего созданием образа левши. Автор видит талантливость русского человека, высокого профессионала и скорбит о том, что в других странах для рабочих созданы значительно лучшие условия жизни. Левша — плоть от плоти русский человек, патриот, который не променяет жизненные блага на возможность служить России. Он любит свою землю, родителей, русские традиции, в том числе и свадебные. Он приверженец православной веры, которую не согласен менять на другую, дажеблизкую.


4. Может ли левша олицетворять для вас образ русского человека? Назовите качества русской души?

Главная черта характера левши — трудолюбие. Кроме того, он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит, он должен его выполнить во что бы то ни стало. Ещё левше свойственны увлечённость, гениальность, талант.

5. Какое будущее ждало бы левшу, если бы он остался?

- Судя по вашей работе, можно сделать вывод, что герои произведения не оставили вас равнодушными. Надо сказать, что сказ «Левша» всегда вызывал интерес и у художников, и у драматургов, и у поэтов. По мотивам этого произведения режиссером-мультипликатором Иваном Ивановым-Вано в 1964г. создан замечательный советский мультфильм «Левша». Предлагаю вам посмотреть заключительный фрагмент этого мультфильма.

(посмотрели)

Закрыть пректор

- Какие чувства вызывает у вас финал произведения? (ответы).

- В чем же, на ваш взгляд, трагедия левши? (ответы)

- Действительно, жертвы оказались напрасными. Левшу не услышали, секрет, привезенный из Англии, оказался невостребованным, как и сам талантливый мастер.

А почему левшу так беспокоило состояние русских ружей? (Россия была накануне Крымской войны.)

Вспомните, чем закончилась для нашей страны эта война? (поражением)

А тайна, привезенная левшой, будь она воспринята, могла бы изменить результаты Крымской войны в нашу пользу.

Но глава о смерти героя не последняя в произведении. Откройте 20 главу.

Чем отличается эта глава по стилю, лексике от остальных глав?

(ответы)

Да, повествование в 20 главе ведется от лица автора, в отличие от рассказчика, грамотного, образованного человека. Вы видите портрет Н. С. Лескова.

На слайде портрет Лескова

Найдите и зачитайте в этой главе слова, в которых сформулирована главная проблема сказа – проблема невостребованности русских талантов. (зачитывают)

К сожалению, у представителей власти дальше слов о гордости за свой народ дело не заходило, образования не было, а если и было, то только для богатых; гении умирали в бедноте, так и не использовав дарованный им свыше талант... В других государствах, например, в Англии, все наоборот. Мастеров было не так много, но заботились о них очень усердно: и учеба, и работа, и прекрасные условия для творчества...

- Итак, какие вы можете сделать выводы о характере левши?

(талантливый, трудолюбивый, скромный, бескорыстный……)

Скажите, со всем ли в поведении и характере героя согласны? Нет ли каких-то моментов, с которыми бы вам хотелось поспорить?

(терпит обиды, никак не отвечает на них …).

Действительно, смиренность, покорность – одна из особенностей русской души.

Но, смотрите, как интересно получается: с одной стороны, нам обидно за главного героя, нам трудно понять, как можно безропотно сносить незаслуженные наказания. Но, с другой стороны, на Руси всегда ценились незлобивые, безответные люди, не умеющие огорчить ближнего, не осуждающие врага. Таких людей в старину называли праведниками.



Таким образом, «Левша» — сложное произведение о русском человеке, который сильно отличается от европейца, и о России, которая сильно отличается от Европы. Европеец учен, рационален и предсказуем, русский же несведущ, противоречив, действует по наитию и уповает на Бога. Европа значительно лучше, чем Россия, заботится о своих гражданах, но русского человека всегда тянет на Родину, которая отнюдь не всегда ласкова к нему, но зато столь же непредсказуема, как и он сам, тоже уповает на Бога — и, как видно, не зря.

Левша - вымышленный персонаж. Но в русской истории очень много примеров живых существующих лиц, талантливых изобретателей, ученых, выходцев из народа, не востребованных, не оцененных.

Изобретения последних лет.

(презентация).

Выключить!!!!

Как видите, на Руси были, есть и будут великие умельцы, мастера, изобретатели.

Левша - настоящий русский человек, патриот, ведь даже в последний момент жизни он думает о родине. Автор не идеализирует своего героя, но все рано он вызывает уважение, так как дал понять всему миру то, что именно в России живут люди, которые способны сотворить на первый взгляд невозможные вещи. Поэтому не случайно имя героя стало нарицательным в русской среде, и обозначает человека с золотыми руками, великолепного мастера, равных которому нет (что нашло отражение в словаре Кузнецова, с которым мы сегодня познакомились).

РЕФЛЕКСИЯ

Я думаю, что мы уже готовы закончить предложение и сформулировать до конца тему урока.

Перед вами чистые листочки. Сгруппируйтесь по 4 человека, и запишите качество, характерное во все времена для души именно русского человека.

(доброта, терпение, трудолюбие, скромность, умение прощать).

Теперь по одному человеку от группы прикрепите ваши листочки на доску.

Итак, тема сформулирована. Запишем ее.

Как вы считаете, достигнуты наши цели? (Да!!!)

Чему же учит нас произведение Лескова? Актуально ли оно в наши дни?

Произведение Лескова "Левша" учит нас быть добрее к людям. Образ левши показан писателем как собирательный образ всего русского народа. Лесков стремится открыть нам, что духовная ценность человека заключается в его связи с родной землей, национальными традициями, природой отчего края, то есть всего того, что зовется Родиной. Эта мысль хорошо отражена в стихотворении:

Из года в год:

От старины глубокой

До наших дней,

Уж как тут не крути,

Героями Руси огромной

Являются, конечно же, левши.

Для них не важен социальный статус,

Нет зависти к надутым богачам.

Их смысл жизни — это лишь работа,

Которая приносит радость им и нам.

Их руки называют “золотыми”,

А сердце доброе, открытая душа.

Такие люди и творят историю,

И носят званье гордое – “левша”!











Д.з.



















11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!