СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Russischunterricht. Уроки в немецкой гимназии. Урок по рассказу Бунина СОЛНЕЧНЫЙ УДАР. На русском и немецком языках.Тема любви в русской литературе ( Das Thema der Liebe in der russischen Literatur ) Бунин ‘”Солнечный удар” (Bunin . Der Sonnentempel ).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Russischunterricht. Уроки в немецкой гимназии. Урок по рассказу Бунина СОЛНЕЧНЫЙ УДАР. На русском и немецком языках.

Философия любви в  рассказе СОЛНЕЧНЫЙ УДАР импрессиониста Бунина.

 

  ( Das Thema der Liebe in der russischen Literatur )  Бунин ‘”Солнечный удар” (Bunin  Der Sonnentempel ). 

 

 

 

Прочитайте отрывок из рассказа Ивана Бунина ‘”Солнечный удар” (Der Sonnentempel ). Речь в отрывке  идет о том, что молодые мужчина и женщина только 

что познакомились на палубе корабля.

После обеда они вышли на палубу и остановились. Она засмеялась простым, прелестным смехом, - все было прелестно в этой маленькой женщине, - и 

сказала:    -Я совсем пьяна... Вообще я совсем с ума сошла. Три часа тому назад я даже не подозревала о вашем существовании. Но все равно, вы милый. Это у меня 

голова кружится, или мы куда-то поворачиваем? Пароход подбегал к небольшой пристани. Поручик пробормотал:   - Сойдем...    -Куда? - спросила она удивленно.    -На этой пристани.    -Сумасшедший... Ах, да делайте, как хотите, - сказала она, отворачиваясь. Через минуту они вышли и молча сели в карету. Извозчик становился возле освещенного подъезда. Они вошли в большой номер, - и как только вошли и 

лакей затворил дверь, оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю 

жизнь ни тот, ни другой. В десять часов утра, солнечного, жаркого, счастливого, она, эта маленькая безыменная женщина, так и не сказавшая своего имени, шутя называвшая себя 

прекрасной незнакомкой, уехала. Утром она была свежа, как в семнадцать лет.  Смущена ли была она? Нет, очень немного. По-прежнему была проста, весела и - уже рассудительна. -Нет, нет, милый, - сказала она в ответ на его просьбу ехать дальше вместе, - нет, вы должны остаться до следующего парохода. Если поедем вместе, все будет 

испорчено. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не 

было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара... И он  как-то легко согласился с нею. Легко, беззаботно довёз он её до пристани и возвратился в гостиницу. Однако номер без нее показался каким-то совсем 

другим, чем был при ней. Он был еще полон ею - и пуст. Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стояла на подносе ее недопитая чашка, а ее уже 

не было...  -Странное приключение! - сказал он вслух, смеясь и чувствуя, что на глаза его навертываются слезы. -Не могу же я, -  подумал он ,- ни с того, ни с сего приехать в этот город, где ее муж, ее трехлетняя девочка,  вообще,  вся ее семья и вся ее обычная жизнь!  И 

 мысль о том, что она так и будет жить  своей одинокой жизнью, часто, может быть, вспоминая его, вспоминая их случайную, такую мимолетную встречу, а 

он уже никогда не увидит ее, мысль эта изумила и поразила его. Нет, этого не может быть! Это было бы слишком дико, неестественно, неправдоподобно! - И 

он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние. -Да что же это такое со мной? - подумал он.  - Да что в ней особенного и что собственно случилось? В самом деле, точно какой-то солнечный удар! Нужно было спасаться, чем-нибудь  отвлечь себя, куда-нибудь идти. Но во всем этом незнакомом городишке и в этой старой уездной гостинице была она, эта 

радость, а вместе с тем сердце просто разрывалось на части. Он знал город, где она живет, знал, что у нее есть муж и трехлетняя дочка, но не знал ни 

фамилии, ни имени ее! Он несколько раз спрашивал ее об этом вчера за обедом и в гостинице, и каждый раз она смеялась и говорила: -А зачем вам нужно знать, кто я? Я заморская царевна... Разве недостаточно с вас этого? Как дико, как нелепо, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено, - да, поражено, он теперь понимал это, - этим страшным - солнечным ударом 

. Он вышел на улицу. Извозчик довёз его до пристани, где остановился корабль. Потом он сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять 

лет.    1925

 

 

Aufgabenstellung:

 

 

1)      Кратко передайте содержание этого текста своими словами. Что происходит с героями в этом отрывке?

2)      Что испытывает герой, когда теряет свою любовь после неземного счастья?           Какие чувства владеют им? 

3)      Объясните  название рассказа. Расскажите об особенностях концепции любви у Бунина?

4)       Какие еще произведения о любви русских авторов вы читали?

5)      Объясните в следующем предложении расстановку знаков препинания:

          Это было бы слишком дико, неестественно, неправдоподобно!

                     

Erwartungshorizont

 

Thema: Тема любви в русской литературе  ( Das Thema der Liebe in der russischen Literatur )

 

 

 

 

 

Aufgabe 1: Кратко передайте содержание этого текста своими словами. Что происходит с героями в этом отрывке?

 

Это рассказ о любви с первого взгляда, о мимолетном увлечении, о силе страсти и горечи расставания. Два молодых человека встречаются на пароходе, 

влюбляются, проводят вместе время, которое они не забудут никогда. Герои расстаются, словно проснувшись после сладкого любовного сна. Они никогда 

больше не встретятся -у женщины есть семья, дочь …Она даже не сообщает своего имени, так не хочет доставлять молодому человеку лишнюю боль. 

Молодой человек понимает, как важна была эта встреча для него и неё. Но он и понимает, что продолжения отношений не будет никогда. Он чувствует горечь 

утраты и переживает очень остро расставание. За весьма банальным сюжетом  кроется внутренний конфликт - конфликт героя с самим собой, поэтому Бунин не  обращает особого внимания на события, он пишет о чувствах.

B

2.Что  испытывает герой, когда теряет свою любовь после неземного счастья?   Какие чувства владеют им? 

 

При ответе на второй вопрос ученики должны сообщить, что когда наступает время расставания, и маленькая безымянная женщина, шутливо называвшая 

себя прекрасной незнакомкой, уезжает, герой сразу не  понимает, что любовь уходит от него. В легком, счастливом состоянии духа он довозит

 ее до пристани, целует и  и беззаботно возвращается  в гостиницу. Его душа была еще полна ею -и пуста, как пустой  номер гостиницы. Аромат ее одеколона, 

ее недопитая чашка лишь усиливали одиночество.

 Иногда случается, что мы понимаем, с каким прекрасным человеком свела нас судьба, лишь в тот момент, когда его уже нет рядом. В гостиничном номере 

еще все напоминало о ней. От одного взгляда на обстановку номера усиливается и без того невыносимая тоска. Где-то там, за открытыми окнами, уплывал от 

него пароход с таинственной незнакомкой. Поручик на мгновение попробовал представить, что чувствует таинственная незнакомка, ощутить себя на ее месте. 

Вероятно, она тоже вспоминает их встречу. А его мучает одиночество, раздражает окружающая бурная жизнь.

Только благодаря таким мимолетным встречам люди забывают про скучные каждодневные дела, а расставание вселяет надежду на новую встречу. Но где же 

сможет встретить поручик свою возлюбленную в большом городе? К тому же у нее семья, трехлетняя дочка. Поручик одинок в этом городе. Он рассчитывал 

найти сочувствие к себе со стороны окружающих. Но улица лишь усилила тяжкие воспоминания. Герой не мог понять, как можно быть беспечным, 

равнодушным. Ему захотелось узнать, один ли он так страшно несчастен во всем этом городе.

 Герою так хотелось избавиться от этой любви, и вместе с тем он мечтал встретиться вновь с ней. В его памяти только воспоминания о вчерашнем дне. В 

конце он возвращается на пароход, где познакомился с прекрасной женщиной. В действии наступила развязка, но в самом конце рассказа И. А. Бунин ставит 

последний штрих: за несколько дней поручик постарел на десять лет. Эта деталь усиливает ощущение накала чувства, показывает, что человек, когда теряет 

свою любовь,  может постареть  на десять лет

 

Aufgabe 3: Объясните  название рассказа. Расскажите об особенностях концепции любви у Бунина?

Большинство литературных героев русской литературы  проходили "испытание любовью". Многие писатели XIX столетия пытались дать ответы на вопросы: 

губительна или спасительна любовь? Можно ли пронести ее через всю жизнь? А как эта тема раскрывается  в произведениях Бунина?

 Ни в одном рассказе он не даст своим героям возможности  опошлиться, смешать любовь и быт. Писатель  все больше говорит о катастрофичности 

человеческой жизни вообще. Отсюда и особое изображение любви в бунинских рассказах. Бунин рисует переживания героя, в жизни которого встретилось 

большое чувство. Мы сочувствуем герою  потому, что герой заставил нас задуматься над смыслом бытия. Почему герои остаются несчастливыми? Почему 

Бунин не дает им права обрести счастье? Почему, пережив такие прекрасные мгновения, они расстаются?

Рассказ назван "Солнечный удар". Что же это название может означать? Создается ощущение чего-то мгновенного, внезапно поражающего, а здесь - и 

влекущего за собой опустошение души, страдание. У бунинских героев будущего нет вообще, любовь для них - это мгновение, удар. Возможно, эту любовь 

можно сравнить со вспышкой чудесного света, озаряющего жизнь людей. Герой проходит путь от низменного влечения к высшему чувству, но, когда он это 

поймет, будет уже поздно. Здесь всё решает "миг", решающее мгновение жизни героев. В "миге" любовной близости поручика и его спутницы 

перекидывается мост сразу между тремя временными измерениями: мгновением настоящего, памятью о прошлом и интуицией о последующем.

 В прозе Бунина этот "миг" телесного сближения, одухотворенного и душевным чувством, становится кульминацией рассказа, от него тянется нить к 

внутреннему самопознанию героя, его прозрениям о сущности любви. От телесного упоения герой рассказа постепенно приходит к "запоздалому" осознанию 

"того странного, непонятного чувства, которого совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить в себе не мог…"  Любовное 

переживание приоткрывает поручику подлинную "цену" всего прожитого и пережитого и преломляется в новом видении героем внешнего мира. Это то 

"счастливое", бесконечно дорогое, что начинает распознавать он в звуках и запахах уездного волжского города, то "безмерное счастье", которое его 

преображенная душа ощущает "даже в этом зное и во всех базарных запахах". В данном прозрении персонажа – сердцевина трагедийной бунинской 

концепции любви – чувства, приобщающего человека к вечности . 

 

 

Aufgabe 4: Какие еще произведения о любви русских писателей Вы читали?

Они читали на уроках такие произведения о любви , как “ О любви ” Чехова, 

“Станционный смотритель”  А. Пушкина, “ Мастер и Маргарита ”М. Булгакова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!