«Традиционные русские праздники.
Русальная неделя»
До принятия христианства на Руси древние славяне, начиная с XII века, отмечали языческий праздник Русалии, во время которого народ надевал маски животных, играл на гуслях и «сопелях», пел песни и плясал. Отмечались Русалии несколько раз в году: накануне Рождества Христова и Богоявления; на неделе после Троицы или на Ивана Купала. Начиная с XVIII века практически повсеместно славяне начали праздновать Русальную неделю. Связывали её с периодом, который предшествует Троице, или следующим за ним.
Слово «русалии» восходит к латинскому названию античного праздника роз, именуемому «розалии». Отмечался он в период цветения роз и заключался в поминовении рано умерших, на могилы которых приносили венки из роз.
У славян существовало поверье, что в первый день Русальной недели души девушек, умерших до брака (русалок), появляются на земле, а в последний день троицко-русального периода возвращаются на «тот свет». Встретить их можно у воды, на ржаном поле, в лесу, на деревьях, на перекрестках дорог, на кладбище и на мосту. Русалки появлялись из «мира мертвых»:
– выходили из воды, из-под земли или из могил;
– спускались с деревьев;
– слетали с неба.
В течение Русальной недели они находились на земле, а потом опять возвращались на своё место: в воду, на кладбище, в ирей, по деревьям поднимались на небо и т.п. Наиболее традиционные места их пребывания – деревья и вода – в народной культуре осмысляются как пути перехода из мира мертвых на землю и обратно.
К появлению на земле русалок приурочен период цветения злаков. Верили, что русалки, находящиеся в ржаном или конопляном поле, содействуют цветению и урожаю, а также защищают посевы. Но хозяевам, нарушившим запрет в их праздник, они могут и навредить, например, вытоптать или высушить посевы.
По ночам эти мифические существа плещутся в воде, около водоемов расчесывают свои длинные волосы, катаются на ветвях деревьев, а днем их можно встретить в поле, где они вьют венки, играют, поют и хохочут.
По поводу того, насколько опасны русалки, мнения людей разделились. Одни утверждали, что русалки не причинят человеку никакого вреда, а могут только подшутить или напугать. Другие же считали их опасными духами, преследующими людей и сбивающими их с пути. По поверьям, русалки способны задушить или защекотать до смерти человека, заманить его в воду и утопить, превратить в животное или в другой предмет. По некоторым легендам, русалки похищают и портят нитки и пряжу и даже могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже.
Опасаясь этих духов водоёмов, люди старались правильно себя вести, чтобы не вызвать их гнев и мщение. На Троицкой неделе всячески старались их задобрить. Запрещалось стирать, чтобы не забрызгать русалок грязной водой, шить, чтобы не зашить русалке глаза или не пришить её к одежде. Чтобы защититься на Троицкой неделе, многие люди под мышки подвязывали полынь. Даже само слово «полынь» является от них оберегом, как и осина с крапивой.
Девушки в Русальную неделю гадали на свою судьбу и замужество. Ночью, в один из дней этого периода, девицы, страдающие от неразделенной любви, отправлялись на берег реки, где оставляли своеобразный сигнал о помощи в любовных делах. В качестве платы за услугу в красную тряпицу заворачивали новую ленту, бусы или монетку, а под узелок клали прядь своих волос. Верили, что русалка сама догадается, что нужно сделать.
У восточных славян к Русальной неделе был приурочен обряд «проводы русалки».
Из группы девушек выбирали русалку, которая надевала на голову один или несколько венков, а порой и всю голову увешивала зеленью. Поздно вечером в последний день Русальной неделе, или в понедельник Петрова поста, избранную русалку выводили за село в ржаное поле, или к реке, иногда на кладбище, где с «русалки» срывали венки и бросали их в реку, костер или за ограду кладбища. Проведя этот ритуал, участники разбегались с места проводов, чтобы русалки не догнали и не навредили.
В некоторых селениях «проводы русалки» устраивали в Духов день – понедельник, наступивший после Троицы. Проводы русалки одновременно понимались как и проводы весны. Люди собирались на площади в центре села. Один из участников рядился лошадью, кто-то козлом и свиньей. Под шею ряженому в лошадь подвешивали колокольчик, а верхом садили мальчика. Один или двое мужчин под уздцы «лошадь» ведут в поле, а позади с громкими песнями их провожают остальные участники. Придя в поле народ с разными играми разорял ряженую лошадь.
Могли лошадью и не рядиться, а на длинную палку насаживали лошадиный череп. Саму палку окручивали тканью и веревкой. Один конец веревки оставляли свободным. За этот повод уздечки брался ловкий парень, изображающий вожака. Он руководил скачками и пляской норовистой и упрямой лошади. Народ приносил с собой все имеющиеся музыкальные инструменты и под громкие звуки, с песнями лошадь провожали за деревню, где лошадиную голову бросали в яму до следующего года.