Урок математики. 2 класс.
Тема: Единицы стоимости. Рубль. Копейка
Цели: познакомить с единицами стоимости — рублем и копейкой; учить проводить расчет монетами разного достоинства, выполнять преобразования величин; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить копейку и рубль; выражать стоимость в рублях и копейках; рассуждать и делать выводы; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу' и ее результат.
Ход урока
Ι. Организационный момент
ΙΙ. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
В сборочный цех поступило 40 ведер и 50 ручек к ним. Сколько готовых ведер можно из них сделать? (40.)
В ящике было 3 красных и 3 синих шарика. Из него достали и положили на стол сначала красный, потом синий, потом красный шарик. Потом из ящика решили достать сразу два шарика. Могут ли эти шарики оказаться:
а) оба синими;
б) оба красными;
в) красным и синим?
(После того как достали первые три шарика, в коробке остались 2 синих и 1 красный шарик. Поэтому красными оба шарика быть не могут. Можно достать 2 синих шарика или синий с красным.)
= На сколько самое большое двузначное число меньше самого маленького трехзначного? (100 - 99 = 1.)
Индивидуальная работа по карточкам Карточка 1
Карточка 5 Реши задачу.
Брату 10 лет, а сестре — 8. На сколько лет сестра младше брата?
Карточка 6
Замени суммой разрядных слагаемых числа 43, 70, 95.
Карточка 7
Используя цифры 2, 6, 8, запиши в порядке убывания все возможные двузначные числа.
Устный счет
Игра «Молчанка»
(Учитель показывает число, учащиеся — карточку с ответом.)
Игра «Кто быстрее?»
(На доске записаны примеры. Два ученика стоят у доски спиной к ней. Учитель вразброс показывает примеры, учащиеся, синящие на местах, решают и говорят ответ. По команде учителя ученики, стоящие у доски, поворачиваются к примерам, находят мри мер с нужным ответом. Записывает ответ тот, кто первым нашел нужный пример. Побеждает тот, кто запишет больше ответов. Лучше использовать мелки разных цветов.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны числа и приведена таблица.) 76,48,71,62, 24.
= Узнать, куда мы сегодня отправимся, вы сможете, если расшифруете слово. Для этого вам нужно разложить каждое из чисел, которые записаны на доске, на разрядные слагаемые. Затем найти в крайнем правом столбце число, обозначающее количество десятков в данном числе, а в верхней строке — число, обозначающее количество единиц в данном числе, и записать букву, находящуюся на пересечении этих чисел.
= Какое слово у вас получилось? (Буфет.)
= Что нужно взять с собой, отправляясь в буфет? (Деньги.)
(Учитель берет кошелек с деньгами.)
Математика — королева наук!
Без нее даже хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
= Кто догадался, чему нас сегодня научит Математик? (Считать деньги.)
ΙV. Работа по теме урока
(Учитель открывает кошелек и высыпает содержимое на стол. В кошельке монеты достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб. и купюра достоинством 10 руб.)
(Игра «Буфет». Выбирается продавец. Учитель закрепляет на доске картинки с изображением различных продуктов и записывает цены: 3 руб. 40 коп., 12 руб. 43 коп., 17 руб. 80 коп., 4 руб. 17 коп. и т. д. Выходит один ученик — покупатель. Выбирает товар, платит демонстрационные деньги. Возникает затруднение, связанное с необходимостью дать сдачу.)
Каких знаний нам не хватает? (Мы не знаем, сколько копеек в 1 руб.)
Кто знает, сколько в 1 руб. копеек? (Ответы детей.)
Как можно получить 1 руб. монетами по 50 коп., по 10 коп., по 5 коп., по 1 коп.?
(Все варианты проверяются практически, делается общий вывод. Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях.) 1 руб. = 100 коп.
(Далее с целью закрепления можно продолжить игру «Буфет».)
Физкультминутка
Руку правую вперед,
А потом ее назад,
А потом ее вперед
И немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем Вот так.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику № 1 (с. 16).
Прочитайте задачу.
Сколько стоила марка? (1 руб.)
Как вы узнали? (50коп. + 50коп. = 100коп. 100коп. = 1 руб.) № 3 (с. 16).
Сколько денег в первом кошельке? (50 коп. + 5 коп. = = 55 коп.)
Сколько денег во втором кошельке? (50 коп. + 10 коп. + + 1 коп. = 61 коп.)
№ 3 (с. 17).
(Устное выполнение. Перебор всех возможных вариантов.)
= Прочитайте задачу.
= Что известно в задаче? Что нужно узнать?
= Составьте краткую запись задачи.
(Один ученик работает у доски.)
Было — ?, 5 руб. и 2 руб.
Израсходовала — 6 руб.
Осталось — ?
= Что значит «израсходовала»? (Истратила. Денег стало меньше.)
= Решите задачу самостоятельно.
(Для слабоуспевающих учащихся нужно выполнить схематический чертеж.)
= Как записать решение задачи одним выражением? (5 + 2 - 6=1 (руб.).)
№5 (с. 16).
= Прочитайте задачу.
= Назовите условие задачи.
= Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.
= Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.
= Выберите любой вопрос и решите задачу самостоятельно. (Два ученика, решившие задачи первыми, записывают решения и ответы на доске. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить изменить условие задачи так, чтобы первым действием было сложение.)
№2 (с. 17).
= Прочитайте условие задачи.
= Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась сложением. Прочитайте задачу целиком.
= Составьте краткую запись. Запишите решение и ответ. (Один ученик работает на откидной доске.)
С.-10 руб. 1 ,
В. - 20 руб. _Г '
Решение: 10 + 20 = 30 (руб.).
Ответ: всего у мальчиков было 30 руб.
= Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием. Прочитайте задачу целиком.
= Составьте краткую запись. Запишите решение и ответ. (Один ученик работает на откидной доске.)
Решение: 20 — 10 = 10 (руб.).
Ответ: у Вани было на 10 руб. больше, чем у Саши.
№4 (с. 17).
= Прочитайте задачу.
= Какие вопросы можно поставить к задаче?
= Выберите любой вопрос и решите задачу самостоятельно. (Проверка.)
= Оцените свое умение решать задачи.
№8 (с. 16).
(Устное выполнение по цепочке.)
= Посмотрите на следующее задание. Выполните его в парах. Кто из вас быстрее доберется до верхней ступени?
= Оцените своего товарища. Скажите ему:
VΙΙ. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 16—17). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
= Оцените свою работу на уроке.
VΙΙΙ. Подведение итогов урока
= Что нового вы узнали на уроке?
= Где пригодятся эти знания?
= Кто считает, что он очень хорошо понял новую тему?
Домашнее задание
Учебник: № 6 (с. 16).
Тетрадь с печатной основой: № 44, 45 (с. 18).