СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рпкууфдпоушещшнещнщешнешкну

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рпкууфдпоушещшнещнщешнешкну»

Урок 12


СКОЛЬКО ЛЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕКУ


Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели и задачи: познакомить обучающихся с понятием «старение», его видами и причинами возникновения; обсудить способы продления жизни.

Учебно-наглядный комплекс: учебник; дополнительные источники информации, в том числе материал Интернета.


Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания.


Ученики зачитывают свои сообщения на тему «Опасная флора и фауна нашей местности». Учитель комментирует их, оценивает.


  1. Изучение новой темы.


  1. Рассказ учителя.


Старением называется возрастная вероятность смерти. Считается, что минимальная смертность зафиксирована в 12-летнем возрасте. Отсюда вывод, что после 12 лет начинается старение, т. е. вероятность смертельного исхода у человека возрастает. Однако смерть наступает не только от старости, она зависит от двух причин: «фоновая» - от случайных факторов; биологическая продолжительность жизни.

Разные источники называют разную продолжительность: от 115 до 150 и выше лет. Средняя продолжительность жизни изменялась следующим образом:


Время

Продолжительность жизни

1

2

Древняя Греция IV в. до н. э.

Не более 20 лет

Европа XIII-XVIII вв.

20-35 лет

1850 г.

38 лет

1910 г .

50 лет

1960 г.

66 лет

2000 г.

73 г.

2050 г. (прогноз)

76 лет


  1. Самостоятельная работа.


  1. Задание. Сравните данные о средней продолжительности жизни в разных странах мира и сделайте вывод о такой зависимости.

Ученики делают вывод: продолжительность жизни зависит от экономико-социальных условий развития государства.

  1. На рисунке показан график глобальных причин смерти. Проанализируйте его и сделайте вывод о причинах смерти.


  1. Рассказ учителя о причинах старения.


Справка. Мечников Илья Ильич (1845-1916), российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, создатель научной школы, член-корреспондент (1883), почётный член (1902) Петербургской АН, лауреат Нобелевской премии (1908, совместно с П. Эрлихом).

И. И. Мечников говорил о необходимости лечения старости как любой другой болезни. Илья Ильич показал пользу молочнокислых бактерий: они убивают гнилостные микроорганизмы в толстом кишечнике.

Механизм старения организма состоит в том, что цитоплазма клетки утрачивает способность к непрерывному самообновлению. Из-за этого нарушается структура белков, и распад превышает их образование. Падает активность клеток и тканей. Причина старения в инволюции (обратном развитии) всех функций организма. Основные изменения происходят в нервной, сердечно-сосудистой системах.

С проблемой продления жизни люди столкнулись давно и предлагались различные методы и способы. И. И. Мечников предложил теорию ортобиоза – правильной жизни. Вот некоторые подробности этой теории.

На первое место ставится правильное питание, а точнее ограниченная диета. Она заключается в том, что пища должна быть качественной, полноценной, но с низкой калорийностью. Каждый килограмм избыточного веса уменьшает продолжительность жизни на 2%.

На втором месте стоит активный двигательный режим, проще говоря, занятия физической культурой. Причём, нагрузки должны быть оптимальны, то есть такие, чтобы организм смог бы быстро восстановиться.

Следующим пунктом обозначены стрессы, а вернее их отсутствие. «Злые люди долго не живут».

И ещё один немаловажный пункт в этой теории – высокий уровень образования.

Итак, перед вами краткий путеводитель в мир долгой и здоровой жизни. Пойдёте вы по нему или нет, это зависит от вас.

«Предупреждён значит защищён!» - так говорится в правилах безопасности жизнедеятельности.


  1. Работа с дополнительными источниками.


Учитель предлагает ученикам самостоятельно познакомиться с современными теориями продления жизни (дополнительный материал учебника, сведения из Интернета, сообщения СМИ).


  1. Материал учебника.


СКОЛЬКО ЛЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕКУ


Что такое старение и как изменялась продолжительность человеческой жизни


Сложен путь каждого человека от рождения до смерти, многообразны возрастные изменения в организме. Первоначально происходит бурный рост, развитие организма, его жизненные проявления активны, затем процессы уравновешиваются, и, наконец, наступает постепенное затухание функций, ограниченность движений, старение и смерть.

Старение определяется как увеличение вероятности смерти. Поскольку минимальная смертность фиксируется в 12 лет, то считается, что после 12 лет и начинается старение (увеличивается вероятность смерти).

Смертность зависит от двух причин: от «фоновой» смертности – смертности от случайных факторов и от биологической продолжительности жизни. Максимальная её продолжительность оценивается по-разному: от 115 до 150 и более лет. На протяжении истории человечества увеличение продолжительности жизни шло за счёт падения доли смертности от случайных факторов.

В целом, до XVIII в. смертность в человеческих популяциях была очень высокой, а средняя продолжительность жизни – короткой. Так, в Древней Греции в IV в. до н. э. средняя продолжительность жизни составляла не более 20 лет, в различных европейских странах в XIII-XVIII вв. она варьировала от 20 до 35 лет. С середины XIX в. происходит радикальное снижение смертности и рост продолжительности жизни: в 1850 г. – 38 лет, в 1910 – 50 лет, в 1960 – 66,6 лет, в 2000 – 73 года, в 2050 г. предположительно – 76 лет. Однако сроки наступления старости могут резко отклоняться от средней статистической цифры. Например, Людвиг II Венгерский умер в 20 лет со всеми признаками глубокой старости. С другой стороны, известно много людей, проживших 150 лет и больше, сохранив физические и умственные силы. Сравните среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в некоторых странах в 1998 г. (табл. 8).



Таблица 8


Средняя продолжительность жизни


Страны

Мужчины

Женщины

Япония

76,9

83,0

Франция

74,4

82,1

Греция

75,7

80,8

Германия

74,1

80,3

США

73,5

80,2

Армения

70,9

78,1

Чехия

70,6

77,7

Польша

68,4

77,1

Венгрия

67,1

75,1

Белоруссия

62,2

73,9

Вьетнам

65,3

70,0

Россия

61,3

72,9

Для сравнения: средняя продолжительность жизни в России в 1988 г. была: 68,4 3 мужчин и 74,4 у женщин; в 2000 г. – 59,0 у мужчин и 72,2 у женщин.


На рис. 18 показаны основные причины смертности в мире по данным ВОЗ.



Прежде чем рассказать о причинах старения и методах, помогающих отодвинуть этот процесс, приведём любопытный блицтест, опубликованный в одном из зарубежных журналов. Не глядя в ответы, вам нужно оценить истинность следующих утверждений словами «верно» или «неверно». После того как вы закончите тестирование, проверьте, насколько ваши представления соответствуют действительности.

  1. Достижения медицины могут сделать больше, чем изменение образа жизни.

  2. Во всём мире женщины живут дольше, чем мужчины.

  3. Бездетные женщины живут дольше матерей.

  4. Когда врачи бастуют, смертность увеличивается.

  5. Практически никто не умирает от старости. Люди становятся жертвой различных заболеваний.

  6. Люди низкого роста живут дольше высоких.

  7. Домашние питомцы – кошки, собаки и другие – помогают людям увеличить продолжительность жизни.


А вот правильные ответы:

  1. Неверно. Здоровый образ жизни гораздо полезнее для долголетия, чем достижения медицины.

  2. Неверно. Например, в Индии мужчины живут дольше женщин.

  3. Неверно. У женщин, имеющих детей, средняя продолжительность жизни больше.

  4. Неверно. На самом деле смертность падает, когда врачи бастуют. Причины – меньше ненужных операций, отсутствие небрежности со стороны врачей.

  5. Неверно. Американские учёные исследовали 200 человек, умерших в возрасте свыше 85 лет. У 30% из них не обнаружено никаких иных причин смерти, кроме старости.

  6. Верно. Низкорослые люди живут дольше высоких, разница в средней продолжительности их жизни достигает 10%.

  7. Верно. Исследования показывают, что люди, страдающие острыми сердечными кризисами, живут дольше, если имеют домашних животных.


О причинах старения


Некоторые учёные сравнивают старость с болезнью. Отцом геронтологии – науки о старении – является И. И. Мечников. Он говорил о необходимости лечения старости, как и любой болезни, и придавал решающее значение в процессах старения бактериям кишечника, которые выделяют яды. И. И. Мечников показал пользу молочнокислых бактерий для здоровья: они убивают многие гнилостные микроорганизмы в толстом кишечнике, в этой «фабрике ядов».

Современная наука даёт объяснение механизма старения на основе понятия об обмене веществ. Цитоплазма клетки утрачивает способность к непрерывному самообновлению, нарушается структура белков. В старости распад белков превышает их образование, падает активность клеток и тканей. Таким образом, причиной старения является обратное развитие (инволюция) всех функций организма.

Главное значение в старении имеют изменения в нервной, сердечно-сосудистой системах и в работе желез внутренней секреции.

С седой древности народы верили в примеры, искали средства, которые помогли бы продлить жизнь, о скоротечности которой скорбели во все времена.

В Древнем Египте жрецы советовали два раза в месяц потеть и применять рвотное. Китайцы для омолаживания пили женское молоко, настойку из пантов оленей, корня женьшеня. В средние века считалось полезным кровопускание и очищение желудка. Мечта о вечной жизни отразилась во многих сказаниях и легендах. Народ искал тайну долголетия в «живой» и «мёртвой» воде, в каплях «жизненного эликсира». Человек верил, что на склоне лет можно вновь обрести молодость, подобно Фаусту, пережить ещё раз весну человеческой жизни.

Не так уж коротка наша жизнь, но мы её нередко укорачиваем сами.

И. П. Павлов на склоне жизни писал, что мы сами сокращаем свою жизнь невоздержанностью, беспорядочностью, неуважительным отношением к потребностям собственного организма.

Задачу создания «правильно устроенной», счастливой жизни выдвигал И. И. Мечников, посвятивший 15 лет своей жизни проблеме старения. Он обосновал оптимистическую теорию ортобиоза – правильной жизни.

Как же продлить свою жизнь?


Доступные каждому пути продления жизни


Наиболее эффективным методом увеличения продолжительности жизни считается ограниченная диета: пища должна быть качественной, полноценной, но с низкой калорийностью. Такая диета влияет не на одно звено в сложном механизме старения, а на весь ход возрастного развития. Прежде всего, ограниченная диета переводит обмен веществ на менее интенсивный режим. Тучные люди живут на 10-12 лет меньше, чем люди нормальной упитанности. Каждый килограмм избыточной массы уменьшает продолжительность жизни на 2%. Уменьшение калорийности рациона снижает риск раковых заболеваний, благоприятно влияет на иммунитет, обмен белков и липидов, замедляет развитие изменений в дезоксирибонуклеиновой кислоте (ДНК) – носителе генетической информации, активизирует деятельность желез внутренней секреции.

Совершенно оправданно в образе жизни современного человека всё большее место занимает активный двигательный режим, физическая культура как мощное средство профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Речь идёт об оптимальных нагрузках, т. е. о таких, после которых организм успевает восстановиться за время отдыха. Если же усталость будет накапливаться, то это приведёт к грубым нарушениям в организме. Рост продолжительности жизни при оптимальных физических нагрузках происходит за счёт снижения основного и энергетического обмена, более экономного осуществления функций органов и систем.

В механизмах старения большое значение имеют стрессы. Стрессовые воздействия большой силы и частоты укорачивают жизнь, тогда как умеренные и регулярные раздражения постоянно поддерживают тонус, а потому могут продлевать жизнь.

Среди долгожителей нет угрюмых, чёрствых людей. Обычно это приветливые, открытые люди. В народе говорят: «Злые люди долго не живут».

Существенно увеличивает продолжительность жизни высокий уровень образования.


Современные теории продления жизни


Учёные всего мира плодотворно работают над проблемой продления жизни человека. Ниже приводятся основные современные теории продления жизни.

Свободнорадикальная теория. Существо старения состоит в том, что в процессе обмена веществ возникают свободные радикалы – высокоактивные химические группы, имеющие неспаренный электрон. Свободные радикалы могут повреждать структуру нуклеиновых кислот, белков, нарушая деятельность клеток. Кстати, низкокалорийная диета уменьшает выработку свободных радикалов. Антиоксиданты – это вещества, которые обезвреживают действие свободных радикалов, не давая им воздействовать на генетический аппарат клетки. Антиоксиданты вырабатываются клетками организма, однако с возрастом их активность падает. Поэтому возникла идея введения в организм антиоксидантов извне, и сегодня продолжается активный поиск таких веществ.

Предлагаем вам список антиоксидантов и продуктов, в которых они содержатся.

  1. Продукты, богатые бета-каротином: морковь, зелёный лук, листовая капуста, шпинат, салат, красный перец, чёрная смородина, черника, абрикосы, персики, тыква, облепиха, томаты.

  2. Источники биофлавоноидов: яблоки и другие фрукты, плоды рябины, чёрная смородина, черника, земляника, калина, лук, кожура цитрусовых, шиповник, чай (особенно зелёный).

  3. Источники витамина С: чёрная смородина, шиповник, болгарский перец, клубника, апельсины, лимоны, грейпфруты, горький перец, цветная капуста, капуста брокколи, листовая капуста, кочанная капуста, картофель, молодая крапива, томаты, хвоя сосны.

  4. Источники витамина Е: кукурузное масло, семечки подсолнуха, нерафинированное подсолнечное масло, миндаль, арахис, спаржа, шпинат, свёкла, неочищенный рис, зелёные части растений, молодые ростки злаковых.

  5. Источники витамина В6: овсяная мука, горох, соя, печень, яичный желток, рыба, дрожжи, бананы, кукуруза, изюм, арбуз, картофель, зародыши пшеницы.

Теория низких температур. Большие надежды исследователи связывают с разработкой средств управлением температурой тела. Существуют расчёты, показывающие, что снижение температуры на 2-30 может почти удвоить продолжительность жизни. Речь идёт о снижении именно постоянной температуры тела, т. е. о переводе её на более низкий, но тоже стабильный уровень.

Теория энтерсорбции. Энтерсорбция – это процесс поглощения и удаления из организма токсичных веществ, накопление которых вызывает старение, с помощью добавления в пищу особых веществ – сорбентов.

Роль сорбентов выполняют пищевые волокна – неусваиваемые углеводы (клетчатка, целлюлоза), которыми богаты многие овощи и фрукты (морковь, свёкла, яблоки, капуста и др.).

Теория теломеразы. Многие учёные полагают, что в основе клеточного старения лежит процесс укорочения ДНК, происходящий с каждым последующим делением большинства клеток. Наряду с такими клетками у нас в организме существуют практически бессмертные клетки, которые могут делиться неограниченное число раз, поскольку укорочения ДНК у них не происходит. Это клетки кишечного эпителия, красного костного мозга, раковые клетки. Следовательно, у нас в организме есть ген, ответственный за восстановление ДНК. Этот ген отвечает за синтез фермента – теломеразы, который восстанавливает ДНК после каждого деления клеток. Если активизировать этот ген, то организм человека можно сделать практически бессмертным. Это научное направление считается сегодня наиболее близким к разгадке тайны старения.

Долголетие – это реальная перспектива ближайшего будущего. Однако в заключение приведём точку зрения учёных, представляющих ВОЗ, с которой нельзя не согласиться: «В течение последнего десятилетия на всём земном шаре возросла средняя продолжительность предстоящей жизни. Однако, празднуя свои дополнительные годы жизни, мы должны осознать, что увеличение долгожительства без обеспечения качества жизни – тщетная награда, т. е. ожидаемое состояние здоровья людей гораздо важнее, чем ожидаемая продолжительность жизни».


Вопросы


  1. Почему, на ваш взгляд, ещё не сложилось единой теории старения человека?

  2. Какие факторы в наибольшей степени влияют на продолжительность жизни современного человека?

  3. Как бы вы организовали свою жизнь, чтобы поговорка «Старость – не радость» потеряла бы для вас всякий смысл?


Задание


Составьте схему своей родословной – древо жизни вашей семьи, где укажите сроки жизни ваших предков. По собранным данным определите предполагаемый срок вашей жизни.


Что будет, если…


человек XXI в. овладеет доступными путями продления жизни?


  1. Итог урока.


  • Скажите о своём отношении к проблеме урока. Насколько урок интересен для вас?


Учитель. Многие поколения людей черпают в нравоучительных высказываниях радость и вдохновение, находят в них поддержку и опору. Прикоснитесь ещё раз к народной мудрости. Один врач сказал: «Природа помогает душе создать для неё оболочку – тело и приготовляет пищу для его поддержания. Природа удаляет из тела бесполезные излишки и снабжает его всем необходимым».


Домашнее задание: подготовиться к итоговому уроку по теме «Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!