МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол № 01 от «28» августа 2018 г. руководитель МО _________Ф. К. Хашимова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______ А. А. Идрисова «31» августа 2018г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом от 31.08.2018г. № 451 Директор _______ Е.Ю. Терентьева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатив | Экология и охрана природы |
Класс | 6 класс |
Уровень образования | основного общее образование в соответствии с ФГОС ООО |
Программа составлена на основе | Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО ФГОС МОУ «Средняя школа № 4», Программы факультатива "Экология и охрана природы" Радина С.В., М. "Дрофа". 2015, с учётом учебного плана МОУ «Средняя школа № 4» на 2018/2019 учебный год. |
Количество часов в год | 34 |
Количество часов в неделю | 1 час |
Срок реализации рабочей программы | 1 год 2018/2019 учебный год |
Составитель: Тучин Дмитрий Викторович,
учитель химии, специалист.
2018 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВА
Личностные результаты
- проявлять
● познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;
● бережное отношение к природе;
● творческую активность к познанию окружающего мира;
● духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Метапредметные результаты
● оценивать экологическую ситуацию;
● выполнять правила поведения в природе;
● ухаживать за комнатными растениями;
● наблюдать за погодой, явлениями природы;
● составлять температурные графики;
● составлять карту местности;
● оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
● правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;
● участвовать в природоохранных акциях;
● изготовлять поделки из природных материалов;
● работать с научной литературой;
● самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Предметные результаты
- знать
● что такое природа;
● правила поведения в природе;
● что такое охрана природы;
● основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
● глобальные экологические проблемы;
● экологическую ситуацию родного села, района и области;
● разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;
● съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
● особенности растительного и животного мира Республики Крым, Джанкойского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;
● основы здорового образа жизни;
● влияние вредных факторов на здоровье человека;
● основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;
● способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА
Тема 1. Введение (1 час)
Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.
Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов)
Растения – необходимое условие здоровья человека. Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»
Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)
Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»
Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)
Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Орловской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»
Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)
Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц Джанкойского района. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Джанкойского района Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Зеленый пояс Земли. | 7 |
3 | Жизнь под землей. | 4 |
4 | Разнообразие цветковых растений | 7 |
5 | Удивительный мир животных. | 14 |
| Итоговое занятие | 1 |
| Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
Тема 1. Введение (1 час) |
-
| Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств. | 1 | 03.09.2018 | |
Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов) |
-
| Растения – необходимое условие здоровья человека. | 1 | 10.09.2018 | |
-
| Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. | 1 | 17.09.2018 | |
-
| Заочная экскурсия в лес | 1 | 24.09.2018 | |
-
| Лесные этажи – ярусы лиственного леса. | 1 | 01.10.2018 | |
-
| Зеленая аптека - лекарственные растения. | 1 | 08.10.2018 | |
-
| Растения под охраной | 1 | 15.10.2018 | |
-
| Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» | 1 | 22.10.2018 | |
Тема 3. Жизнь под землей (4 часа) |
-
| Почва – среда жизни растений и организмов. | 1 | 12.11.2018 | |
-
| Состав и структура почвы. Плодородие почвы. | 1 | 19.11.2018 | |
-
| Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. | 1 | 26.11.2018 | |
-
| Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности» | 1 | 03.12.2018 | |
Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов) |
-
| Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. | 1 | 10.12.2018 | |
-
| Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. | 1 | 17.12.2018 | |
-
| Сорняки и их значение. | 1 | 24.12.2018 | |
-
| Роль цветковых растений в природе и жизни человека. | 1 | 14.01.2019 | |
-
| «Красная книга Республики Крым». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. | 1 | 21.01.2019 | |
-
| Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» | 1 | 28.01.2019 | |
-
| Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» | 1 | 04.02.2019 | |
Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов) |
-
| Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. | 1 | 11.02.2019 | |
-
| Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) | 1 | 18.02.2019 | |
-
| Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. | 1 | 25.02.2019 | |
-
| Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. | 1 | 04.03.2019 | |
-
| Видовой состав и разнообразие птиц Джанкойского района | 1 | 11.03.2019 | |
-
| Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. | 1 | 18.03.2019 | |
-
| Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. | 1 | 01.04.2019 | |
-
| Изучение видового состава зимующих птиц. | 1 | 08.04.2019 | |
-
| Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. | 1 | 15.04.2019 | |
-
| Видовое многообразие млекопитающих Джанкойского района | 1 | 22.04.2019 | |
-
| Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? | 1 | 29.04.2019 | |
-
| Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. | 1 | 06.05.2019 | |
-
| Практическая работа «По следам животных и птиц». | 1 | 13.05.2019 | |
-
| Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц. | 1 | 20.05.2019 | |
-
| Итоговое занятие | 1 | 27.05.2019 | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
По рабочей программе | Корректировка | Отметка о согласовании с зам. директора |
Дата занятия | Тема занятия | Дата занятия | Причина коррекции | Способ коррекции | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |