Муниципальное общеобразовательное учреждение Каменская средняя общеобразовательная школа №2 Дмитровского района Московской области |
| | |
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО __________ / М.В. Киселева 30 августа 2021 года Протокол №1 от 30 августа 2021 года | Согласовано Заместитель директора по УВР __________/ Е.Н. Любогощинская 31 августа 2021 года | Утверждаю Директор школы ______________ /Л.П. Савкевич 01 сентября 2021 года Приказ № 117-1 от 01 сентября 2021 года |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по Информатике
«Программирование на разных языках программирования. Pascal»
8аб класс
2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Программирование на разных языках программирования. Pascal» для 8 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Основной образовательной программы среднего общего образования;
Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7–9 классы. Информатика. Математика. Цветкова М.С., Богомолова О. Б., Самылкина Н. Н. М.: Бином. Лаборатория знаний (Серия: Программы и планирование). 2019 г.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты.
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
формирование способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности).
Содержание программы, формы организации учебных занятий,
основные виды учебной деятельности.
Содержание программы.
Введение в Pascal (6 часов)
Введение в Pascal. Структура программы на языке Pascal. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка. Типы данных. Константы. Переменные. Организация ввода-вывода. Оператор присваивания. Общий вид программы на языке Pascal. Стандартные функции. Простейшая программа. Арифметические выражения. Правила записи арифметических выражений.
Практические работы:
Вычисление площади круга
Вычисление A8
Вычисление расстояния между двумя точками на прямой
Вычисление гипотенузы по катетам
Обмен значений двух переменных с использованием третьей
Бросание кубиков
Выделение цифр из двузначного числа
Алгоритмические структуры (10 часов)
Организация программ разветвляющейся структуры. Условный оператор. Ветвление алгоритма на три рукава и более. Виды операторов цикла. Вложенные циклы.
Практические работы:
Минимум из двух значений
Определение четности числа
Состоит ли двузначное число из одинаковых цифр
Упорядочение двух значений по возрастанию
Проверка числа на двузначность
Наименование сезона по номеру месяца
Определение четверти, в которой находится точка
Нахождение корней квадратного уравнения
Вывод последовательности 1 3 5 7 9
Сумма и произведение введенных чисел
Вычисление n!
Вычисление An
Вывод цифр числа
Вывод букв английского алфавита
Минимум из введенных
Алгоритм Евклида поиска НОД
Вывод таблицы умножения
Подпрограммы (4 часа)
Подпрограммы (процедуры и функции), их описание и вызов в программе. Решение задач с математическим содержанием на использование подпрограмм. Файловые переменные. Ввод и вывод данных с использованием текстовых файлов.
Практические работы:
Функция вычисления an
Функция вычисления n!
Функция, преобразующая цифру к ее словесному наименованию
Функция проверки числа на четность
Функция определения НОД числа
Процедура вывода таблицы умножения
Массивы (10 часов)
Массивы (одномерные (линейные) и двумерные), различные способы их описания в программе. Обработка массивов (ввод и вывод элементов массива; поиск элементов в массиве; проведение математических операций с элементами массива; замена, удаление и вставка элементов в массиве; сортировка). Одномерные массивы: описание и ввод элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. Понятие двумерного массива: описание и ввод элементов. Обработка элементов двумерных массивов. Сортировка массива. Способы сортировки.
Практические работы:
Ввод и вывод
Заполнение случайными числами
Заполнение арифметической прогрессией
Заполнение степенями двойки
Минимальный элемент в массиве и его индекс
Минимальный четный элемент и его индекс
Запись четных элементов массива в новый массив
Сдвиг элементов влево
Сдвиг элементов вправо
Удаление элемента
Вставка элемента
массива случайными числами и вывод
Работа с графикой (4 часа)
Графический режим. Примитивы в графическом режиме. Рисование с помощью примитивов.
Практические работы:
Знакомство
Простейшие фигуры
Дублирование фигур
Формы организации учебных занятий:
кейс-обучение,
дискуссии,
самостоятельная работа обучающихся с материалами по теме занятий,
консультации,
доклады, выступления, презентации.
Основные виды учебной деятельности:
Аналитическая деятельность
Практическая деятельность
проблемно-ценностное общение
познавательная деятельность
досуговое общение
художественное творчество
социальное творчество
Календарно-тематическое планирование
| № урока п/п | № урока по разделу п/п | Наименование разделов и тем | Дата проведения |
| 8а | 8б |
| план | факт | план | факт |
| | | Введение в Pascal (6 часов) | | | | |
| 1 | 1 | ТБ при работе на компьютере. Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка | | | | |
| 2 | 2 | Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные | | | | |
| 3 | 3 | Организация ввода-вывода. Оператор присваивания | | | | |
| 4 | 4 | Стандартные функции. Простейшая программа | | | | |
| 5 | 5 | Арифметические выражения. Правила записи арифметических выражений | | | | |
| 6 | 6 | Решение нестандартных задач | | | | |
| | | Алгоритмические структуры (10 часов) | | | | |
| 7 | 1 | Организация ветвлений в программах. Полное и неполное ветвление. Условный оператор. | | | | |
| 8 | 2 | Ветвление алгоритма на три рукава и более | | | | |
| 9 | 3 | Решение нестандартных задач | | | | |
| 10 | 4 | Виды операторов цикла. Цикл с предусловием | | | | |
| 11 | 5 | Цикл с постусловием | | | | |
| 12 | 6 | Решение задач с использованием циклов с пост- и предусловиями | | | | |
| 13 | 7 | Цикл с параметром | | | | |
| 14 | 8 | Решение задач с использованием циклов с параметрами и ветвлением | | | | |
| 15 | 9 | Вложенные циклы | | | | |
| 16 | 10 | Решение задач с использованием вложенных циклов | | | | |
| | | Подпрограммы (4 часа) | | | | |
| 17 | 1 | Подпрограммы (процедуры и функции), их описание и вызов в программе | | | | |
| 18 | 2 | Решение задач с математическим содержанием на использование подпрограмм | | | | |
| 19 | | Файловые переменные. Ввод и вывод данных с использованием текстовых файлов. | | | | |
| 20 | | Решение задач с использованием файловых переменных | | | | |
| | | Массивы (10 часов) | | | | |
| 21 | 1 | Массивы (одномерные (линейные) и двумерные), различные способы их описания в программе | | | | |
| 22 | 2 | Одномерные массивы: описание и ввод элементов, действия над ними | | | | |
| 23 | 3 | Ввод и вывод элементов массива | | | | |
| 24 | 4 | Поиск элементов в массиве | | | | |
| 25 | 5 | Проведение математических операций с элементами массива | | | | |
| 26 | 6 | Замена, удаление и вставка элементов в массиве | | | | |
| 27 | 7 | Сортировка элементов массива. Способы сортировки | | | | |
| 28 | 8 | Понятие двумерного массива: описание и ввод элементов. Обработка элементов двумерных массивов | | | | |
| 29 | 9 | Сортировка массива. Способы сортировки | | | | |
| 30 | 10 | Решение нестандартных задач с использованием массивов | | | | |
| | | Работа с графикой (4 часа) | | | | |
| 31 | 1 | Графический режим | | | | |
| 32 | 2 | Примитивы в графическом режиме | | | | |
| 33 | 3 | Рисование с помощью примитивов | | | | |
| 34 | 4 | Выполнение итогового проекта | | | | |
| | | | | | |