СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Школьный медиацентр "Новости с задней парты"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП Школьный медиацентр "Новости с задней парты"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа»


Принята на заседании педагогического совета

пр. № 3 от 23.12.2022 г.

Согласовано__________

Зам.директора по УР Мамаева М.В.

Утверждаю____________

И.о.директора школы Смирнова О.В.

пр.№ от 23.12.2022 г.







Дополнительная образовательная программа


социально-гуманитарной направленности


Медиацентр «Новости с задней парты»


Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 13 – 17 лет






Разработчики:

Лила Вера Яновна,

Мамаева Екатерина Анатольевна,

учителя начальных классов















2022 год


  1. Пояснительная записка


1.1.Статус документа


Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Медиацентр «Новости с задней парты» создана на основе следующих документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)» с изменениями от 12.12.2020 г. № 39;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Устав МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»;

  • Положение о дополнительном образовании МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»;

  • Годовой календарный учебный график;

  • Положения о рабочей программе дополнительного образования детей МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»;

  • Учебный план дополнительного образования МКОУ «Усть-Салдинская СОШ»



1.2. Аннотация рабочей программы


Данная программа является предметным курсом и частью Основной образовательной программы дополнительного образования МКОУ «Усть-Салдинская СОШ». По времени реализации - долгосрочной (2 года).

Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить этому своих учеников - основная задача школы.



1.3. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) рабочей программы


Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание школьного Медиацентра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии. Здесь отрабатывается авторская позиция ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме, создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Школьный медиацентр — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И, конечно же, показать публично результаты своей работы.

Важная особенность работы состоит в том, что она является коллективной социально-значимой деятельностью. Трансляция с мероприятия, новостной блок, тематические видеоролики, медиастатья могут быть подготовлены только общими усилиями творческого коллектива. От этого зависит и успех, и зрительское внимание. Но с другой стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, участвующего в работе школьного медиацентра:

 жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения предлагаемых знаний: занятия в кружках и секциях, взаимоотношения в семье, уровень воспитанности.

 психологические особенности конкретного ребенка: умение общаться со сверстниками, стремление к самостоятельности, «взрослой» жизни, самоутверждению, повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своих действий. Учитываются умственное развитие ребенка, его поведение.

 потенциальную потребность в творческом самовыражении: стремление заслужить уважение сверстников, учителей, родителей, самопознание, любознательность, проявление интереса к новым видам деятельности.


Новизна данной программы заключается в использовании современных методик и технологий, возможности более углубленного изучения гуманитарных и технических наук, овладение новыми информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу - это еще один из элементов новизны данной программы.


Практическая значимость

Одна из особенностей программы «Школьный медиацентр» - ее практико-ориентированный характер. Обучающиеся проходят обучение в процессе работы над реальным медиапродуктом – пополнение видео-, фотоархива со школьных и городских праздников и мероприятий, работа над созданием медиатекстов, видеоновостей о событиях в школе для официального сайта, мультимедийное сопровождение традиционных мероприятий, фестивалей, конкурсов. Главной задачей также является не только выпуск готовых медиапродуктов (передач, видеороликов) по запланированному графику, но и обучение воспитанников по данному направлению через тренинги, мастер-классы, участие в конференциях и конкурсах.

В процессе работы школьного художественно-творческого медиацентра создаются и постоянно пополняются видео-, фото-, и аудиоархивы, печатные медиатексты, непосредственно относящиеся к деятельности школы: 

- фотосъемка проводимых в школе мероприятий (семинаров, конференций и т.п.) с целью дальнейшего оформления в цифровой медиаресурс;
- видеосъемка, монтаж и выпуск готовых цифровых медиапродуктов, посвященных различным мероприятиям, проводимым на территории школы и вне ее, художественно-творческим, информационным школьным видеопроектам, медийное сопровождение школьных праздников, видеозапись и т.д.;
- проведение в школе видеоконференций через Интернет и по другим каналам связи (Icq, Skype, Sony Vegas, Adobe Premiere pro, Avid);


1.4. Цели и задачи рабочей программы
Цель:

Создание единого образовательного пространства для успешной социализации личности учащегося в условиях современных информационных технологий.

Создание условий для творческой самореализации учащихся через включение детей в процесс получения и обработки информации.


Задачи программы:

Образовательные:

1. Организовать деятельность школьного Медиацентра - одного из

инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся.

2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.

3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.

4. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений.

5. Создать живую, активно работающую информационную среду.

Развивающие:

  1. Способствовать повышению работоспособности учащихся.

2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;

  2. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными источниками информации.

  3. Воспитывать дисциплинированность.

  4. Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам колектива  в достижении общей цели.



1.5. Общая характеристика деятельности


Программа рассчитана на детей от 13 до 17 лет. Срок реализации программы – 2 года.

1 год обучения – 13-16 лет.

2 год обучения – 14-17 лет.



1.6. Общая характеристика учебного процесса


Формы обучения - очная форма.

Особенности организации образовательного процесса - группы учащихся разных возрастов, состав группы постоянный. По форме организации программа является кружковой. Занятия могут проводиться в группах, подгруппах, в парах, индивидуально. Состав группы постоянно-переменный.

На занятиях используются эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие работу с одаренными детьми:

- творческие проекты;

- круглые столы;

- тренинги «Берем интервью»;

- регулярный выпуск новостей в школьной группе в социальной сети и видеороликов;

- конкурс анонсов, афиш;

- конкурс видеороликов;

- мастер-классы, дискуссии для юных журналистов;

- контрольные: прием видеороликов и другой медиапродукции


График работы

Занятия проходят еженедельно по четвергам с 16:00 до 16:40


Наполняемость объединения



Нормативная наполняемость группы – 12 человек

Фактическая наполняемость группы – 6 человек



Планируемые результаты изучения курса


К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:

Личностные результаты программы по социально-педагогическому направлению «Школьный медиацентр «Новости с задней парты»:

- развитие таких важных личностных качеств, как коммуникабельность, общая эрудиция, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело;

-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

-проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;

- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;

- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;

- получить ориентацию на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности, уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре, реализации творческого проекта и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор, корреспондент, фотограф, монтажер и др.).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.


Предметные результаты:

Первостепенным результатом реализации программы будет создание максимальной возможности проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности, создать условия для профессионального самоопределения и подготовки будущих корреспондентов, дикторов, операторов, монтажеров.

Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности (качества) в любой ситуации.

Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиапродукта , умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.

В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны коммуникации, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: лидерство, творческий подход к труду, товарищество, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление реализовать себя в профессиональном плане.





Основное содержание курса
1 год обучения



1.Введение. Я и медиапространство (2 часа)

Вводное занятие. Знакомство. Откуда люди узнают о том, что происходит в их городе, стране, в мире.

Интерактивная игра: Что Я хочу узнать и чему научиться. Цели и задачи. Позволит выявить основные интересы и мотивы ребенка, построить индивидуальную целеполаганию.

Новостная редакция. Кто есть кто? Знакомит с составом редакции, функционалом. Мини-тест на выявление наклонности к той или иной направленности.

Интерактивная игра: Строим ньюс-рум. Выбираем главных редакторов групп.

Что такое ньюс-рум. Как правильно организовать рабочее пространство, помогающее задействовать все ресурсы. Самые главные отделы редакции и их редакторы.

Работа редакции новостей. Игра «Ищи и найди».

Интерактивная игра: «У каждого своя елка». Пример описания места событий. Отработка в парах приема описания события в форме тренинга.

«Инфотеймент». Что это такое? Принцип «Информируем, развлекая». Игра-презентация своего коллектива.

Текущий контроль: задание на дом: снимаем ролик-презентацию по предложенной теме.


2.Информационные и мультимедийные технологии (6 часов)

Классификация технологий по типам телевещания. По типу информации это могут быть: · текстовые, табличные, графические, звуковые, видео и мультимедийные данные. Особенности каждого типа, как источника передачи информации. Работа с таблицей.

Форматы. История смены формата. Исследователи медиа Альберт Моран и Джастин Мэльбон. Корень формата. Формула определения возраста аудитории и работа в парах.

«Обертка» формата. Стиль и содержание.

Целевая аудитория. Работа со статистикой. Выявление интересующих тем для дальнейшего планирования работы выидеогруппы.

Информационные поводы

Ньюсмейкерство – целенаправленная деятельность по превращению любого события в жизни фирмы в элемент паблисити, бесплатно распространяемой о фирме интересной (и, безусловно, правдивой) информации. Концепция государственной информационной политики . Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. 6 основных вопросов для новостей. Мониторинг - это отслеживание публикаций по конкретной тематике в СМИ. Две основные составляющие мониторинга - контекст (список ключевых слов) и база СМИ (список источников).

Топ-лайн. Head-line – заголовок, привлекающий внимание. Тренинг по созданию ярких заголовков. Конвейер новостей, что это такое.

Текущий контроль: пишем медиастатью по заданной теме. Ребятам дается индивидуальное контрольное задание, по итогам которого они должны предоставить новостную статью.


3.Медиапрограммы (6 часов)

Новостные сюжеты и аналитические программы – как разновидность программ телевещания. Этапы создания телепередач. Телевизионные жанры. Специфика регионального телевидения. Особенности детской тележурналистики. Дать определению понятия «Развлекательная программа», их разновидности, особенности. Принцип построения ток-шоу. Драматургия ток-шоу. Герои ток-шоу. Работа с аудиторией ток-шоу. Ведущий ток-шоу: требования и особенности работы.

Жанры журналистики: репортаж, интервью. Краткая характеристика информационных жанров. Алгоритм построения статьи в жанре «интервью», «репортаж». Эффект присутствия.

Интерактивная игра «Спроси звезду о главном…». Погружение ребят в роль репортера в поисках сенсации, отработка навыка создавать репортаж и брать интервью.

Интерактивная игра студии «ФрешМедиа», позволяющая погрузиться в роли редакторов студии и рядовых работников. Игра построена на основе тимбилдинга.

Новостной проект (ищем героев). Работа в паре, где каждому дано задание, нацеленное на поиск информации, ее обработке, фотоиллюстрировании и создании черновика статьи.

Задание на дом: проектная работа «Мой герой». Оформление черновика в готовую работу.

Текущий контроль: презентация проекта «Мой герой» - контрольное задание в форме публичного выступления. Работа выполняется с учетом пройденного материала.


4.Источники информации (7 часов)

Запись выпусков новостей. Новостные сюжеты. Критерии отбора новостей. Вѐрстка новостного выпуска. «Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей. 

Репортажи. Цели и особенности. Активное слушание. Коммуникативные техники. Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при съѐмке репортажа.

Монтажные программы «CoolEditPro» и «SoundForge» - знакомство с программой для диджеев, саунд продюссеров и всех тех, кто работает с музыкой. В программу входят набор утилит, предназначенных для работы со звуком, большое количество фильтров, эффектов, а также мультиформатный конвертер.

Тренажеры репортажей. Создание титров и заставок. Эффекты перехода, использование функций. Видеофильтры.

Съемка новостного сюжета, озвучание, монтаж (face to faсe). Выбор плана при съѐмке человека. Монтаж по крупности. Обрезка, «воздух». Съѐмка взаимодействующих объектов. Съѐмки диалога. «Правило восьмѐрки».  Панорама. Переход фокуса. Движение камеры. Монтажная фраза.

Композиция кадра. Импортирование видеофайлов на компьютер. Основные правила и меры безопасности при обращении с компьютером. Работа с видеофайлами на компьютере. Программы для обработки и просмотра видеофайлов. Требования к компьютеру для видеомонтажа. Технология нелинейного видеомонтажа. Работа с программой видеомонтажа. Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета. Запись закадрового текста. Основные инструменты программы видеомонтажа. Интерфейс программы. Форматы видеофайлов. Настройки программы для начала работы.

Групповая работа: Репортаж «Один день из жизни школы». Видеосъемка готового материала. Монтаж, работа с видеоархивом

Текущий контроль: Защита групповых работ в форме публичного выступления с использованием медиасопровождения.


5.Практика речи (6 часов)

Упражнения для каждого участника группы. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Составление рассказа от имени главного героя или второстепенного персонажа; медиатекста с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. («идентификация», «сопереживание», «сотворчество»); перенесение персонажа медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.); составление рассказа от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, с изменением ракурса повествования в парадоксальную, фантастико-эксцентрическую сторону;

Учимся говорить грамотно, а писать правильно. Практическая игра: составление рассказа от имени главного героя или второстепенного персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. («идентификация», «сопереживание», «сотворчество»); перенесение персонажа медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.); составление рассказа от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, с изменением ракурса повествования в парадоксальную, фантастико-эксцентрическую сторону; составление монологов (воображаемых «писем» в редакции газет и журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия.

Личный список слов-ошибок – тренинг по выявлению речевых и стилистических ошибок в устной и письменной речи.

Интерактивная игра «Как не делать репортаж» - чередования эпизодов, вызывающих положительные (радостные, веселые) и отрицательные (шоковые, грустные) эмоции у аудитории, то есть опора на психофизиологическую сторону восприятия на примере конкретного медиатекста массовой (популярной) культуры;

Дресс-код стендапов. «Говорящий фон». Съѐмка «стенд-апа». Звуковые эффекты

Текущий контроль: тестирование «Речевая грамотность» - контрольное задание


6.Жанровое разнообразие (3 часа)

Основы операторского мастерства. Основы современной ТВ-ой и видео продукции, механизмы ее производства. Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи. «Картинка» - основа телесюжета. Алгоритм работы оператора при съѐмке телесюжета. Съѐмки в особых условиях освещенности.

Как делать телеэссе, зарисовку, телепутешествие. Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками». Композиция телевизионного сюжета. Типы и элементы телевизионных сюжетов. Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап».

Взаимодействие в команде. Как снять то, что хочешь, а не то, что получилось. Тимбилдинг.

Основы работы с видео камерой. Устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой. Функциональное назначение элементов управления видеокамерой и их грамотное применение. Техника безопасности при работе с видеокамерой. Требования к видеоряду. Основные правила видеосъѐмки. Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали. Устойчивость камеры при съѐмках без штатива. Обработка полученного материала. Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр. Использование «перебивок», деталей.

Текущий контроль: Игра-соревнование «Все, что вы хотели спросить», проверяющая знания по данному разделу.


7.«Медиаобразование на материале рекламы» (3 часа)

История возникновения и развития рекламы.

1) Возникновение рекламы в России. Первые рекламные ролики. Что способствовало возникновению и развитию рекламы.

Реклама: понятие, функции, цели и виды.

Виды рекламы, способ воздействия рекламы, способ выражения рекламы, рациональная реклама, эмоциональная реклама, «жесткая» и «мягкая» реклама, имиджевая реклама, стимулирующая реклама, реклама стабильности, внутрифирменная реклама, реклама в целях расширения сбыта продукции, увещевательная реклама, сравнительная, подкрепляющая, превентивная, информирующая реклама.

Классификация рекламы.

Три основные классификации рекламы (визуальная, аудиальная, аудиовизуальная). Данные классификации позволят учащимся определить рекламу как особый жанр публицистики.

Особенности функционального назначения рекламных текстов.

Основная цель рекламы. Две основные функции: а) инфармативную (информирует или сообщает о том или ином товаре или услуге); б) воздействующую (побуждает воспользоваться данной услугой или приобрести данный товар).

Лингвистические особенности рекламных текстов: лаконичность, необычность, оригинальность, экспрессивность, сигнальный характер, языковое наполнение текста.

Структура рекламного текста.

Компоненты рекламного текста: заголовок, лозунг, зачин, информационный блок, справочная информация, лозунг 2 (девиз).

Содержание композиционной части рекламного текста.

Целевое назначение структурного элемента.

Специфика отбора языковых средств для рекламных текстов.

Языковые средства: с отклонениями от норм: сочетание латиницы с кириллицей, соблюдение норм дореволюционной орфографии, игра слов, каламбур, окказионализмы, персонификация, фонетические повторы, дефразеологизация. Без отклонения от норм: глагольные формы, конкретные существительные, специальная терминология, риторический вопрос, инверсия, повторы.

Текущий контроль: создание рекламного текста по заданной теме.


8.Промежуточный контроль (1 час)

Творческий синтез - командная работа по самостоятельно выбранному типу творческого проекта.

Промежуточный контроль – защита проекта.

Тематический план 1 года обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Введение. Я и медиапространство

2

1

1

ролик-презентация

2.

Информационные и мультимедийные технологии

6

2

4

медиастатья

3

Медиапрограммы

6

1

5

презентация проекта «Мой герой»

4.

Источники информации

7

2

5

Защита групповых работ

5.

Практика речи

6

1

5

тестирование «Речевая грамотность»

6.

Жанровое разнообразие

3

1

2

Игра-соревнование «Все, что вы хотели спросить»

7

«Медиаобразование на материале рекламы»

3

1

2

создание рекламного текста

8

Промежуточный контроль

1

0

1

защита проекта


Итого:

34

9

22




2 год обучения


1. Введение. Модели медиаобразования (2 часа)

Вводное занятие. Примерные модели медиаобразования: образовательно-информационные (изучение теории и истории, языка медиакультуры и т.д.); воспитательно-этические (рассмотрение моральных, философских проблем на материале медиа); практико-утилитарные (изучение различной медиатехники с целью последующих фото/видеосъемок, создания интернетных сайтов и т.д.); эстетические (ориентированные прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры).

Основы медиаобразовательных технологий. Развитие полноценного восприятия на материале медиакультуры (модель, методические приемы и т.д.), критерии развития аудитории в области медиакультуры. Модульность медиаобразовательных технологий.

Изучение «литературно-имитационных» медиаобразовательных занятий. Технология организации и проведения. Написание оригинального минисценария произведения медиакультуры (например, рассчитанного на 3-5 минут экранного действия, осуществимого в практике учебной видеосъемки);

Изучение «театрализованно-ситуативных» медиаобразовательных занятий. Технология ролевой (деловой) «театрализованно-ситуативной» игры: распределение между учащимися ролей «журналистов», «режиссеров», «операторов», «дизайнеров», «актеров» минисценариев и сценарных эпизодов, ведущих и участников «телепередач» и пр.; репетиционный период и практическое создание медиатекста. Сравнение и обсуждение полученных у «команд» результатов.

Изучение интегрированных медиаобразовательных занятий. Типы творческих «изобразительно-имитационных» заданий: создание рекламных афиш собственного медиатекста (вариант: афиши к профессиональным медиатекстам) с помощью фотоколлажа с дорисовками, либо основанных на оригинальных собственных рисунках; создание рисунков и коллажей на тему российских произведений медиакультуры; создание рисованных «комиксов» по мотивам тех или иных медиатекстов, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию.

Текущий контроль: проведение медиаобразовательных занятий в 1-5 классах. Возможности использования ролевых игр, эвристических и проблемных подходов в дисциплины обязательного цикла (таких как история, литература, география, биология, музыка).


2. Фотография (10 часов)

Для чего люди снимают фотографии? О чем может рассказать фотография. Фотографии – застывшее мгновение.

Какие бывают фотографии. Фотографии семейные и фотографии в газетах, журналах, книгах - чем они отличаются. Особенности фотожанров.

Фотография и картина - чем они отличаются. Сравнительный анализ репродукций портретов и фотопортрета. Составление таблицы сравнений. Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. Практическое занятие по теме портрет.

Работа с фотографией. Из чего состоит фотоаппарат и как он работает? Правила фотосъемки. Фокусировка. Экспозиция. Выдержка. Диафрагма. Обращение с фотокамерой, техника при работе с фотокамерой. Практическое задание: предметная фотосъемка - Съемка еды

Программы по обработке фотографий. Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий. Тренинг Редактирование фотографий-пробников.

Задание на дом: создание фоторепортажа. Жанр “Репортаж”. Практическое занятие по теме репортаж. Подготовка фотографий к фотовыставке.

Текущий контроль: выставка фотопроектов.


3. Компьютерная графика (8 часов)

Назначение графических редакторов. Растровая графика. В чем различия между растровыми редакторами Corel Photo-Paint и Adobe Photoshop? Объекты растрового редактора.

Инструменты графического редактора Paint.Net: Панель Инструменты, Панель Палитра, Панель Слои, Панель Журнал; объекты растрового редактора (точка, линия, замкнутая область, изображение). Основные действия с объектами. И возможности инструментов графического редактора.

Создание и редактирование рисунка с текстом. Как сделать фигуру привлекательной. Цветовое решение. Масштабирование. Практикум по созданию Афиши, анонса.

Назначение графических редакторов. Векторная графика. Объекты векторного редактора. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.

Изучение программ Picture Manager, Paint.NET, Movavi Photo Editor и др. Практикум. Сканирование рисунков, фотографий. Обработка изображений с помощью программ.

Работа с программой Adobe Photoshop. Знакомство с Adobe Photoshop: Изучение строки меню и меню файл и редактирование. Общая коррекция изображений. Редактирование фотографий-пробников. Наложение слоёв на фотографии-пробники. 

Основы оформительской работы. Понятие о коллаже. Цифровой фотомонтаж изображений.

Текущий контроль: создание афиши или трейлера для школьного мероприятия.


  1. Звукозапись (8 часов)

Где используется звукозапись? Что называется информацией? Работа с понятиями: текстовая информация, графическая информация, числовая информация, звуковая информация, видеоинформация. Прослушивание в звукозаписи стихов, сказок, песен для детей, музыки из мультипликационных фильмов.

Игра-драматизация под звукозапись. Сочинение сказки методом «Сказка переехала» «Старая сказка с новым концом». Придумывание истории или сказки по сюжетным картинкам. Инсценировки детских сочинений. Собственные действия исполнителя роли. Использование разных видов театра. Слушание радиопередач для детей.

Развитие внимания к звуковой среде. Звук как слагаемое художественного образа на экране. Модификация системы Dolby Digital. Основные системы звука, область применения и их принципиальные отличия. Место и значение звука при создании экранного произведения. Искусственное создание естественного звука.

Внутрикадровая и закадровая музыка – в чем разница и особенности. Единство музыкального решения. Единство стиля музыкального решения.

Практика: Анализ музыкального решения просмотренной передачи по таблице критериев.

Шумы в фонограмме передач. Шумы, помимо иллюстрации звуковой предметности кадра, выполняют сюжетно-драматургическую функцию, активно уча­ствуя в формировании атмосферы фильма. Звуковые планы. Акустическая атмосфера. Звуковые эффекты в Sony Vegas.

Практика: озвучение видеоматериалов. Компьютерная обработка звука на компьютере.

Задание на дом: собственная творческая деятельность (записать радиопередачи, озвучивание видеофрагмента, запись интервью – на выбор).

Текущий контроль: круглый стол по разбору ошибок в творческих работах.


  1. «Медиаобразование на материале рекламы» (3 часа)

Жанровая и методологическая особенность рекламы. Жанры рекламы и их разновидность. Методы: внушение, убеждение, повторяемость.

Коммуникативный эффект рекламного текста. Понятие «коммуникация». Реклама как способ сообщения различной информации. Какая информация передается с помощью рекламы и как на нее реагировать? Телевидение – средство передачи информации. Можно или нет смотреть телевизор людям?

Реклама в жизни современных школьников. Анализ различных рекламных текстов и их воздействие на жизнь, досуг, обучение, развитие современных школьников.

Взаимодействие рекламы и культуры. Разнообразие рекламных роликов, их доступность, содержание. Понятие культуры рекламного текста. Требования к содержанию текста рекламы. Понятие «возрастная реклама». Формирование возрастных групп для просмотра и создания рекламного медиатекста.

Понятие, сущность и характеристика информационного и манипулятивного воздействия, психологических манипуляций. Социально-экономические и политические факторы, определяющие массовое распространение психологических манипуляций (исторический и современный аспекты).

Информационно-психологическая безопасность личности.

Понятие, сущность и характеристика информационно-психологического воздействия, информационно-психологической безопасности личности и других социальных субъектов, их взаимосвязь.

Междисциплинарный характер проблемы информационно-психологической безопасности личности, предпосылки актуализации проблемы. Угрозы информационно-психологической безопасности личности и их основные источники.

Текущий контроль: создание рекламного ролика.


  1. Интернет-среда. Современные СМИ (2 часа)

Отличие интернет-изданий от прочих. Понятие WEB 2.0. Примеры рубрик веб-газеты

Ytube, VK, Facebook особенности этих ресурсов. Коллективное взаимодействие в современных информационных системах. Инструменты создания информационных объектов для Интернета.

Публичное лицо – минусы и плюсы. Стиль и манера поведения на публике. Анализ поведения известных личностей.

Профессия – блоггер. Кто это? Оригинальность и полезность. Разработка концепции и названия канала на YouTub. Основные этапы производства видеопродукта 

Проектная деятельность. Сбор материала. Посещение общешкольного мероприятия в качестве спецкоров. Создание поста для ВК

Написание интернет-статьи. Сколько задач может решать одна-единственная статья. Актуален ли для статей принцип "слоеного пирога". Заголовок и вводный абзац - как написать? 11 способов начать статью. Корректировка текста. Газетный стиль, его специфика.

Работа на ПК. Назначение специальных систем для работы в глобальной сети. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU и ее возможности). Просмотр материалов.

Заметка на дискуссионную тему. Формирование умения работать с текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей. Создание Интернет-опроса.

Задание на дом: публикация на своей соц-странице поста. Анализ охвата аудитории, популярности информации

Текущий контроль: собственный медиапродукт на личной странице в «ВКонтакте».


7.Итоговый контроль (1 час)

Творческий проект. Индивидуальные консультации по авторской работе. Подведение итогов занятия за год.

Итоговый контроль: Защита проектных работ.



Тематический план 2 года обучения


№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля





Всего

Теория

Практика

1

Введение. Модели медиаобразования

2

2

0

Проведение медиаобразовательного занятия в 1-5 классах

2

Фотография

10

2

8

выставка фотопроектов

3.

Компьютерная графика

8

1

7

создание афиши или трейлера для школьного мероприятия

4.

Звукозапись

8

2

6

создание рекламного ролика

5.

«Медиаобразование на материале рекламы»

3

1

2

любой медиапродукт на своей странице в «ВКонтакте»

6.

Интернет-среда. Современные СМИ

2

1

1

собственный медиапродукт на личной странице в «ВКонтакте»

7.

Итоговый контроль

1

0

1

Защита проектных работ


Итого:

34

9

23



Материально-техническая база


- канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, текстовыделители, маркеры)

- блокнот

- планшет

- фотоаппарат

- смартфон с выходом в интернет

- ноутбук

- акустическая система

- принтер

- методическая литература



Список литературы


Для учащихся:

Агафонов А.В. , Пожарская С.Г. // Фотобукварь. М. , 1993, - 200с.

Андерес Г.Ф., Панфилов Н.Д.. «Справочная книга кинолюбителя» (под общей редакцией Д.Н. Шемякина) – Лениздат, 1977 г.

Бабкин Е.В., Баканова А.И. //Фото и видео. М.,Дрофа, 1995, - 380с.

Гурский Ю., Корабельникова Г. Photoshop7.0. Трюки и эффекты - Спб.: Питер, 2002

Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996.

Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. //Иллюстрированное пособие по обучению

фотосъемке. Практическое пособие. М., Высшая школа, 1991, - 160 с.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

Для педагога:

Бондаренко Е.А. Творческий проект как элективный курс Образовательные технологии XXI века ОТ’07 / под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М., 2007 С. 188-194.

Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков как фактор развития информационной образовательной среды // Образовательные технологии XXI века / ред. С.И. Гудилина.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 2002 – 144 с.

Медиакультура. Программа для 1-11 кл. // Основы экранной культуры. Медиакультура: сб. программ / под ред. Ю.Н. Усова. М., МИПКРО, 1996.

Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы. Таганрог: Изд-во Ю.Д. Кучма, 2006 200 c.

Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры», Арт-Родник, 2006 г.

Поличко Г.А. Изучение монтажа на медиаобразовательных занятиях // Медиаобразование. 2005, № 4 С.40-48.

СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М,, Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с.

Для родителей, посвященные психологии воспитания:

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 2002 – 144 с.

http://ya-roditel.ru/  - Портал " Я-родитель" рекомендован Министерством образования РФ для всех родителей, кому интересны вопросы воспитания и психологии их детей, очень много полезной и интересной информации: видеоуроки, консультации психологов, книги, тесты и многое другое.

http://www.umka.by  на данном ресурсе размещено много полезной и интересной литературы и информации для родителей по вопросам воспитания ребенка.

http://www.child-psy.ru/   - сайт о детской психологии, здесь вы сможете узнать ответы на многие интересующие родителей вопросы воспитания и развития вашего ребенка.

Дополнительная литература:

Тихомирова К.М., Рудакова Д.Т.: М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004 С. 89-92.

Хилько Н.Ф. Аудиовизуальное творчество как художественно-эстетическая деятельность // Искусство и образование. 2006 № 1 С. 59-71.

Фоминова М.А. Экранная культура в системе работы учителя мировой художественной культуры // Искусство в школе. 2003 № 5 С. 44-48.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!