Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Зерноградская специальная школа – интернат»
(ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа – интернат»
________________ Л. Ю. Решетняк
МП
Приказ от 31.08.2023 №467
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»
на 2023-2024 учебный год
4 «А» класс
Количество часов: 164
Учитель: Каракозян Виктория Вадимовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главной целью изучения курса русского языка является коррекция недостатков речевого развития, создание предпосылок для овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Курс русского языка, включенный в АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2), предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирует языковое обобщение, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.
Личностная значимость курса для обучающихся определяется характером и структурой речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем другим предметам.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: радирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Учебный предмет «Русский язык» в начальном общем образовании включает следующие разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика» и «Орфоэпика», «Графика», «Состав слова (морфемика)», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи», что соответствует программе по русскому языку общеобразовательной организации и обеспечивает возможность перехода обучающихся с ТНР в общеобразовательную организацию. На всех уроках обучения русскому языку ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи.
Основные задачи учебного предмета «Русский язык»:
а) повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
б) осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
в) закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
г) сформировать фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил функционирования языковых единиц;
д) формировать «чувство» языка, умение отличать правильные языковые формы от неправильных;
е) выработать навыки правильного, аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
ж) развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
з) обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции нарушений письменной речи.
Цели и задачи изучения русского языка на уровне начального общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Русский язык» реализуется за счет обязательной части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
В рамках адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР в рамках реализации ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ на изучение русского языка в 4 классе отводится 5 часов в неделю, из расчёта 34 учебные недели в год, 168 часов.
Программа будет полностью реализована за 164 ч. (4 ч. – 23.02.2024, 08.03.2024, 01.05.2024, 09.05.2024)
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 24.09.2022 №371-ФЗ;
«Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(вариант 5.2) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023);
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» в соответствии с ФАОП НОО 2022 (№1023) (вариант 5.2), в соответствии с ФГОСС НОО 2021 (№287);
Приказа Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
Приказа ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» от 31.08.2023 №468 «Об утверждении перечня учебников на 2023-2024 учебный год»;
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.№28 (далее СанПиН 1.2.3648-20);
Санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.№2 (далее СанПиН 1.2.3685-21).
Учебники и учебные пособия:
Русский язык 4 класс: учебник: В.П. Канакина. Русский язык. Учебник. 4 класс. М.: «Просвещение». 2017 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты.
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей родине России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка российской федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение); устанавливать аналогии языковых единиц по заданному алгоритму;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного педагогическим работником алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
базовые исследовательские действия:
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью педагогического работника вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей на доступном уровне с учетом структуры дефекта и степени его выраженности;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде на доступном уровне с учетом структуры дефекта и степени его выраженности;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
на доступном уровне корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей на доступном уровне с учетом структуры и степени выраженности речевого дефекта;
на доступном уровне с учетом структуры и степени выраженности речевого дефекта создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
над руководством педагогического работника готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и подгрупповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
на основе заданного алгоритма планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха и неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного педагогическим работником формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.
Особенности оценивания:
1. Учет ошибок в диктанте:
повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, обучающийся дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и");
ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, обучающийся написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").
Специфические дисграфические ошибки оцениваются следующим образом: три однотипные ошибки (акустические, фонологические, моторные, ошибки языкового анализа и другие) расцениваются как одна.
2. Ошибкой считается:
нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
3. При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал обучающийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы педагогический работник принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Контрольный словарный диктант проводится 1 раз в две недели в тетрадях для контрольных работ.
Объем текстов изложений должен быть на 15 - 20 слов больше объема диктантов. Примерный объем текстов для изложений:
| Количество слов на начало года | Количество слов на конец года |
3 класс | 45 - 55 | 65 - 70 |
4 класс | 70 - 75 | 85 - 100 |
На изложение отводится не менее одного часа.
В качестве контрольного проводится одно изложение в конце года.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
1.В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык», которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
2. Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
3. Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
4. Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» во втором классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
По заданному алгоритму сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы; однокоренные (родственные) слова и слова с омонимичными корнями;
сравнивать значение однокоренных (родственных) слов;
сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов;
по заданному алгоритму или с внешними опорами устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;
характеризовать звуки по заданным параметрам;
определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;
под руководством педагогического работника находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами;
ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст); соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
по предложенному плану проводить наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение, текст);
формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова
являются или не являются однокоренными (родственными) на доступном уровне в соответствии с характером и степенью выраженности речевого дефекта.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь учебника для получения информации;
устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; «читать» информацию, представленную в схеме, таблице;
с помощью педагогического работника на уроках русского языка создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и по заданному алгоритму формулировать суждения о языковых единицах;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
корректно и аргументированно на доступном уровне высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами с учетом специфики проявления речевого нарушения;
строить устное диалогическое выказывание;
устно на основе плана формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
с помощью педагогического работника планировать действия по решению орфографической задачи;
по заданному алгоритму выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать с помощью педагогического работника причины успеха или неудач при выполнении заданий по русскому языку;
корректировать под руководством педагогического работника свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при списывании текстов и записи под диктовку.
Совместная деятельность:
строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных и подгрупповых заданий на уроках русского языка: распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с небольшой помощью педагогического работника);
совместно обсуждать процесс и результат работы;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На всех уроках обучения русскому языку ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи. Для обеспечения системности в обучении разделы программы по грамматике и правописанию (по содержанию, последовательности изучения тем) тесно связаны с содержанием коррекционных курсов «Развитие речи», «Произношение», «Индивидуальными и подгрупповыми логопедическими занятиями», а также с учебным курсом «Литературное чтение» и достигается за счет:
разгрузки учебного материала путем выделения обязательного и достаточного минимума умений,
увеличения количества учебного времени, отводимого на актуализацию и коррекцию опорных знаний, обучающихся;
целенаправленного формирования мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация) и процессов (дедукция, сравнение, абстрагирование);
развития внимания, памяти (освоение массива новых терминов и понятий), воображения (преобразование символических форм);
развития коммуникативных умений: участвовать в дискуссии (умение грамотно поставить вопрос выразить и донести свою мысль до собеседника); кратко и точно отвечать на вопросы;
использования методов дифференцированной работы с обучающимися: повторение, анализ и устранение ошибок, разработка и выполнение необходимого минимума заданий для ликвидации индивидуальных пробелов, систематизация индивидуальных заданий и развивающих упражнений;
стимулирование учебной деятельности: поощрение, ситуация успеха, побуждение к активному труду, эмоциональный комфорт, доброжелательность на уроке;
использования специальных приемов и средств обучения, приемов анализа и презентации текстового материала, обеспечивающих реализацию метода «обходных путей», коррекционного воздействия на речевую деятельность, повышение контроля за устной и письменной речью.
Учитывая особенности обучающихся с ТНР, на каждом уроке необходимо выделять время для проведения звуко-буквенного анализа и для чистописания. Для совершенствования навыков звуко-буквенного анализа отводится до 5-10 минут от времени урока в зависимости от темы урока, а также характера и степени выраженности речевого недоразвития контингента обучающихся. На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в I (дополнительном), I классах ‒ 5 минут урока три раза в неделю, во II-IV классах ‒ 5 минут на каждом уроке русского языка.
Каждый раздел программы включает перечень тем, расположенных в определенной логической последовательности, охватывает круг основных грамматических понятий, умений, орфографических и пунктуационных правил и навыков. Система подачи материала предусматривает возможность создания условий, способствующих осознанию языковых закономерностей и формирования языковой системы у обучающихся с ТНР.
На всех уроках обучения русскому языку ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи.
Распределение количества часов по разделам и темам в каждом классе осуществляется педагогическим работником самостоятельно с учетом коррекционно-развивающих задач, уровня речевого развития и подготовленности обучающихся с ТНР к усвоению ФАОП НОО.
Единицей учебного процесса является урок. При планировании уроков необходимо предусматривать рациональное чередование устных и письменных видов работ, соблюдение гигиенических требований к длительности непрерывного письма в I (дополнительном), I классах ‒ до 5 минут, во II классе ‒ до 8 минут, в III классе ‒ до 12 минут, в IV классе ‒ до 15 минут
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронно- образовательные ресурсы | Воспитательный потенциал урока(занятия) |
1 | Повторение. Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. | 11 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 | установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе - группе; применение на уроке и занятиях интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок, в занятия - игровых форм, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе - группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками во время самоподготовки, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; организация и поддержка исследовательской деятельности школьников, в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, точки зрения. |
2 | Предложение. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. | 9 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
3 | Слово в языке и речи. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | 20 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
4 | Имя существительное . Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе. | 39 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
5 | Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Повторение сведений об имени прилагательном как части речи. Склонение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 38 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
6 | Глагол. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. | 34 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
7 | Повторение. Язык. Речь. Текст. Лексическое значение слова. Части речи. Правописание слов разных частей речи. Звуки и буквы . | 18 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 164 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока |
I четверть (40 часов) КД-4, ИЗЛ-2, СОЧ-1 |
Повторение (11 ч.) |
Наша речь и наш язык (2 ч.) |
1 | 04.09. | | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык |
2 | 05.09. | | Язык и речь. Формулы вежливости |
Текст (3 ч.) |
3 | 06.09. | | Текст и его план |
4 | 07.09. | | Текст. Обучающее изложение по тексту «Первая вахта» Е. Пермяка |
5 | 08.09. | | Анализ изложения. Текст. Типы текстов |
Предложение и словосочетание (6 ч.) |
6 | 11.09. | | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания |
7 | 12.09. | | Виды предложений по интонации |
8 | 13.09. | | Диалог. Обращение |
9 | 14.09. | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения |
10 | 15.09. | | Диагностический контрольный диктант по теме «Повторение» |
11 | 18.09. | | Анализ контрольного диктанта. Словосочетания |
Предложение (9 ч.) |
Однородные члены предложения (5 ч.) |
12 | 19.09. | | Однородные члены предложения (общие понятия) |
13 | 20.09. | | Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов |
14 | 21.09. | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
15 | 22.09. | | Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» |
16 | 25.09. | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Проект «Похвальное слово знакам препинания» |
Простые и сложные предложения (4 ч.) |
17 | 26.09. | | Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями, входящими в составе сложного |
18 | 27.09. | | Сложное предложение с однородными членами |
19 | 28.09. | | Обучающее изложение по тексту Е. Чарушина |
20 | 29.09. | | Контрольный диктант по теме «Предложение» |
Слово в языке и речи (20 ч.) |
21 | 02.10. | | Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение |
22 | 03.10. | | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова |
23 | 04.10. | | Синонимы, антонимы, омонимы |
24 | 05.10. | | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов |
25 | 06.10. | | Состав слова. Значимые части слова (повторение) |
26 | 09.10. | | Состав слова. Роль окончания в слове |
27 | 10.10. | | Состав слова. Приставки и суффиксы |
28 | 11.10. | | Правописание гласных и согласных в корнях слов |
29 | 12.10. | | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов. Правописание слов с удвоенными согласными |
30 | 13.10. | | Упражнение в написании приставок и суффиксов |
31 | 16.10. | | Разделительные ъ и ь |
32 | 17.10. | | Контрольный диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слова» |
33 | 18.10. | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение и уточнение представлений о частях речи |
34 | 19.10. | | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение и глагол (повторение) |
35 | 20.10. | | Итоговый контрольный диктант за I четверть |
36 | 23.10. | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте |
37 | 24.10. | | Части речи: глагол, имя числительное |
38 | 25.10. | | Наречие как часть речи |
39 | 26.10. | | Образование и употребление наречия |
40 | 27.10. | | Распознавание падежей имен существительных |
II четверть (39 часов) КД-2, ИЗЛ-1, СОЧ-1 |
Имя существительное (39 ч.) |
41 | 07.11. | | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей |
42 | 08.11. | | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном, винительном и дательном падеже |
43 | 09.11. | | Упражнение в распознавании имен существительных в и творительном и предложном падежах. Несклоняемые имена существительные |
Три склонения имен существительных (10 ч.) |
44 | 10.11. | | Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных |
45 | 13.11. | | Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения |
46 | 14.11. | | Сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег» |
47 | 15.11. | | Анализ сочинения. Второе склонение имен существительных |
48 | 16.11. | | Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения |
49 | 17.11. | | Третье склонение имен существительных |
50 | 20.11. | | Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения |
51 | 21.11. | | Обобщение знаний о типах склонения |
52 | 22.11. | | Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова |
53 | 23.11. | | Анализ изложения. Обобщение знаний об именах существительных трех склонений |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе (15 ч.) |
54 | 24.11. | | Именительный и винительный падежи |
55 | 27.11. | | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеж |
56 | 28.11. | | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных |
57 | 29.11. | | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже |
58 | 30.11. | | Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах |
59 | 01.12. | | Упражнение в правописании имен существительных в родительном и дательном падежах |
60 | 04.12. | | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеж |
61 | 05.12. | | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже |
62 | 06.12. | | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже |
63 | 07.12. | | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в предложном падеже |
64 | 08.12. | | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах |
65 | 11.12. | | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных |
66 | 12.12. | | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных |
67 | 13.12. | | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» |
68 | 14.12. | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница» |
Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (11 ч.) |
69 | 15.12. | | Склонение имен существительных множественного числа |
70 | 18.12. | | Именительный падеж имен существительных множественного числа |
71 | 19.12. | | Родительный падеж имен существительных множественного числа |
72 | 20.12. | | Родительный и винительный падеж имен существительных множественного числа |
73 | 21.12. | | Контрольный диктант за II четверть |
74 | 22.12. | | Анализ контрольного диктанта за II четверть |
75 | 25.12. | | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. «Проект говорите правильно» |
76 | 26.12. | | Обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева |
Имя прилагательное (38 ч.) |
77 | 27.12. | | Имя прилагательное как часть речи |
78 | 28.12 | | Род и число имен прилагательных |
79 | 29.12. | | Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» |
III четверть (47 час) КД-4, ИЗЛ-3, СОЧ-3 |
Склонение имен прилагательных (2 ч.) |
80 | 09.01. | | Анализ текста-описания. Склонение имен прилагательных |
81 | 10.01. | | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина картины В. А. Серова «Мика Морозов» |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (33 ч.) |
82 | 11.01. | | Анализ сочинения. Склонение имен прилагательных мужского и в единственном числе |
83 | 12.01. | | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже |
84 | 15.01. | | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном |
85 | 16.01. | | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже |
86 | 17.01. | | Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных |
87 | 18.01. | | Творительный и предложный падежи имен прилагательных |
88 | 19.01. | | Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода |
89 | 22.01. | | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» |
90 | 23.01. | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение имен прилагательных в женском роде |
91 | 24.01. | | Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода |
92 | 25.01. | | Родительный, дательный, творительный и предложный падеж имен прилагательных женского рода |
93 | 26.01. | | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода |
94 | 29.01. | | Упражнение в правописании имен прилагательных женского рода в единственном числе |
95 | 30.01. | | Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого |
96 | 31.01. | | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе» |
97 | 01.02. | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение имен прилагательных во множественном числе |
98 | 02.02. | | Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости |
99 | 05.02. | | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа |
100 | 06.02. | | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа |
101 | 07.02. | | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа |
102 | 08.02. | | Обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева |
103 | 09.02. | | Обобщение по теме «Имя прилагательное» |
104 | 12.02. | | Сочинение–отзыв по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь |
105 | 13.02. | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
106 | 14.02. | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя |
107 | 15.02. | | Личные местоимения. Роль местоимений в речи |
108 | 16.02. | | Повторение. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица |
109 | 19.02. | | Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений |
110 | 20.02. | | Правописание местоимений с предлогами |
111 | 21.02. | | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам |
112 | 22.02. | | Изменение личных местоимений по падежам |
113 | 26.02. | | Обучающее изложение по тексту В. Железникова |
114 | 27.02. | | Анализ изложения по тексту В. Железникова |
Глагол (34 ч.) |
115 | 28.02. | | Повторение. Роль глаголов в языке и речи |
116 | 29.02. | | Изменение глаголов по временам |
Неопределенная форма глагола (10 ч.) |
117 | 01.03. | | Неопределенная форма глаголов |
118 | 04.03. | | Неопределенная форма глаголов. Образование временных форм от глаголов неопределённой формы |
119 | 05.03. | | Изменение глаголов по временам |
120 | 06.03. | | Обучающее изложение по тексту В. Бочарникова |
121 | 07.03. | | Анализ изложения. Составление текста из деформированных предложений |
122 | 11.03. | | Обобщающий урок по теме «Глагол» |
123 | 12.03. | | Спряжение глаголов |
124 | 13.03. | | Контрольный диктант за III четверть |
125 | 14.03. | | Анализ контрольного диктанта за III четверть |
126 | 15.03. | | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. |
IV четверть (40 часов) КД- 3, ИЗЛ-2, СОЧ-2 |
127 | 25.03. | | 2-е лицо единственного числа глаголов в настоящем и будущем времени |
128 | 26.03. | | Сочинение по репродукции И. И. Левитана «Весна. Большая вода» |
129 | 27.03. | | I и II спряжения глаголов в настоящем и будущем времени |
130 | 28.03. | | Спряжение глаголов в будущем времени |
131 | 29.03. | | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени |
132 | 01.04. | | Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов с безударными личными окончаниями |
133 | 02.04. | | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени |
134 | 03.04. | | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени |
135 | 04.04. | | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени |
136 | 05.04. | | Повторение. Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени (стр. 101) |
137 | 08.04. | | Возвратные глаголы (общее представление) |
138 | 09.04. | | Правописание –тся, -ться возвратных глаголов |
139 | 10.04. | | Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени |
140 | 11.04. | | Составление рассказа по серии картинок |
141 | 12.04. | | Закрепление. Правописание глаголов в настоящем и будущем времени |
142 | 15.04. | | Правописание глаголов в прошедшем времени |
143 | 16.04. | | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени |
144 | 17.04. | | Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени |
145 | 18.04. | | Изложение повествовательного по тексту Дж. Родари по вопросам |
146 | 19.04. | | Общение изученного по теме «Глагол» |
147 | 22.04. | | Контрольный диктант по теме «Глагол» |
148 | 23.04. | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя» |
Повторение (18 ч.) |
149 | 24.04. | | Язык. Речь. Текст |
150 | 25.04. | | Повторение. Предложение и словосочетание |
151 | 26.04. | | Закрепление. Предложение и словосочетание |
152 | 29.04. | | Обобщение. Предложение и словосочетание |
153 | 30.04. | | Лексическое значение слова |
154 | 02.05. | | Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь» |
155 | 03.05. | | Правописание орфограмм в значимых частях слова |
156 | 06.05. | | Контрольный диктант за IV четверть |
157 | 07.05. | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
158 | 08.05. | | Состав слова. Правописание значимых частей слова |
159 | 10.05. | | Повторение. Части речи. Признаки частей речи |
160 | 13.05. | | Закрепление. Части речи. Признаки частей речи. |
161 | 14.05. | | Правописание слов разных частей речи. Обобщение. Части речи. Правописание слов разных частей речи |
162 | 15.05. | | Контрольный диктант за учебный год |
163 | 16.05. | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Звуки и буквы |
164 | 17.05. | | Изложение рассказа К. Паустовского. Конкурс знатоков родного языка |
ГРАФИК ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Наименование темы контрольной, проверочной работы | Форма контроля | Номер приложения к оценочным материалам |
1 | 15.09. | | Диагностический контрольный диктант по теме «Повторение» | Контрольный диктант | Приложение №1 |
2 | 29.09. | | Контрольный диктант по теме «Предложение» | Контрольный диктант | Приложение №2 |
3 | 17.10. | | Контрольный диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слова» | Контрольный диктант | Приложение №3 |
4 | 20.10. | | Итоговый контрольный диктант за I четверть | Контрольный диктант | Приложение №4 |
5 | 13.12. | | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | Контрольный диктант | Приложение №5 |
6 | 21.12. | | Контрольный диктант за II четверть | Контрольный диктант | Приложение №6 |
7 | 22.01. | | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» | Контрольный диктант | Приложение №7 |
8 | 31.01. | | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе» | Контрольный диктант | Приложение №8 |
9 | 13.02. | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Контрольный диктант | Приложение №9 |
10 | 13.03. | | Контрольный диктант за III четверть | Контрольный диктант | Приложение №10 |
11 | 22.04. | | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Контрольный диктант | Приложение №11 |
12 | 06.05. | | Контрольный диктант за IV четверть | Контрольный диктант | Приложение №12 |
13 | 15.05. | | Контрольный диктант за учебный год | Контрольный диктант | Приложение №13 |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от 31.08.2023 г. № 07 Руководитель МО ________ /_Каракозян Ю.М./ (подпись) (ФИО) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по КР ____________ /Ханова Т.В./ (подпись) (ФИО) 31 августа 2023 г. |