Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска
«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»
Протокол № 1 на заседании МС директор школы
от «____»_____2021г. от «____»_____2021г. О.И. Елозина _____
Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
Учитель: Филатова С.Н.
Класс: 6
Учебный год 2021-2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования 2010 г., программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска на 2020-2021 учебный год. Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2016.
На изучение русского языка в 6 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 210 часов в год из расчета 6 часов в неделю (на 35 учебных недель).
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание курса русского языка направлено на реализацию следующих целей и задач изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и Т.Д.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык»:
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности:
Содержание учебного предмета
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Общие сведения о языке
Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..
Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.
Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Морфемный словарь
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Морфология
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.
Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.
Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
4. Тематическое планирование уроков русского языка 6 А класса
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Повторение изученного в 5 классе (6 часов + 1 контрольная работа) |
1 | Повторение изученного в V классе. Фонетика. Графика. Орфография | 1 | | |
2 | Повторение изученного в V классе. Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 | | |
3 | Повторение изученного в V классе. Лексика. | 1 | | |
4 | Повторение изученного в V классе. Морфология. | 1 | | |
5 | Повторение изученного в V классе. Синтаксис и пунктуация | 1 | | |
6 | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
7 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
Введение (2 часа + 4 развития речи) |
8 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. §1 | 1 | | |
9 | Понятие о функциональных разновидностях языка. §2 | 1 | | |
10 | РР Текст и его признаки. §3 | 1 | | |
11 | РР Текст и его признаки. | 1 | | |
12 | РР Орфоэпические нормы. §4 | 1 | | |
13 | РР Орфоэпические нормы. | 1 | | |
Морфемика, словообразование, орфография (15 часов + 3 развитие речи + 2 контрольные работы). |
14 | Состав слова. §5 | 1 | | |
15 | Состав слова. | 1 | | |
16 | РР Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.33, 34). | 1 | | |
17 | Основные способы образования слов в русском языке. §6 | 1 | | |
18 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | | |
19 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | | |
20 | Сложные и сложносокращённые слова. §7 | 1 | | |
21 | Сложные и сложносокращённые слова. | 1 | | |
22 | РР Понятие об этимологии. §8 | 1 | | |
23 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. §9 | 1 | | |
24 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | | |
25 | РР Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | | |
26 | Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-. §10 | 1 | | |
27 | Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-. | 1 | | |
28 | Правописание приставок пре-/при- . §11 | 1 | | |
29 | Правописание приставок пре-/при- . | 1 | | |
30 | Правописание приставок пре-/при- . | 1 | | |
31 | Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | |
32 | Тестирование по теме. Стартовый контроль. | 1 | | |
33 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
34 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Лексикология, орфография, культура речи (32 часа + 5 развитие речи + 1 контрольная работа). |
35 | Повторение изученного в V классе. §13 | 1 | | |
36 | Повторение изученного в V классе. | 1 | | |
37 | РР Подготовка к сочинению-рассказа о народном промысле. | 1 | | |
38 | РР Написание сочинения-рассказа о народном промысле. | 1 | | |
39 | Метафора. §14 | 1 | | |
40 | Метафора. | 1 | | |
41 | Лексические выразительные средства. §15 | 1 | | |
42 | Лексические выразительные средства. | 1 | | |
43 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | 1 | | |
44 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. §16 | 1 | | |
45 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | 1 | | |
46 | Исконно русские слова. §17 | 1 | | |
47 | Исконно русские слова. | 1 | | |
48 | Заимствованные слова. §18 | 1 | | |
49 | Заимствованные слова. | 1 | | |
50 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. §19 | 1 | | |
51 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. | 1 | | |
52 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. §20 | 1 | | |
53 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. | 1 | | |
54 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. §21 | 1 | | |
55 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. | 1 | | |
56 | Профессионализмы. §22 | 1 | | |
57 | Профессионализмы. | 1 | | |
58 | Жаргонизмы. §23 | 1 | | |
59 | Стилистически нейтральная и книжная лексика. §24 | 1 | | |
60 | Стилистически нейтральная и книжная лексика. | 1 | | |
61 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. §25 | 1 | | |
62 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. | 1 | | |
63 | РР Сочинение-рассуждение. | 1 | | |
64 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.§26 | 1 | | |
65 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | 1 | | |
66 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | 1 | | |
67 | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. §27 | 1 | | |
68 | РР Подготовка к сжатому изложению. | 1 | | |
69 | РР Написание сжатого изложения. | 1 | | |
70 | Повторение темы «Лексикология». | 1 | | |
71 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
72 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи. (99 часов + 17 развитие речи + 6 контрольных работ) |
| Имя существительное | | | |
73 | Части речи в русском языке. §29 | 1 | | |
74 | Имя существительное как часть речи. §30 | 1 | | |
75 | Имя существительное как часть речи. | 1 | | |
76 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. §31 | 1 | | |
77 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. | 1 | | |
78 | Имена существительные общего рода. §32 | 1 | | |
79 | Морфологический разбор имени существительного. §33 | 1 | | |
80 | РР Стиль текста( упр.253, 254). | 1 | | |
81 | Словообразование имён существительных. §34 | 1 | | |
82 | Словообразование имён существительных. | 1 | | |
83 | Словообразование имён существительных. | 1 | | |
84 | Сложносокращённые имена существительные. §35 | 1 | | |
85 | Сложносокращённые имена существительные. | 1 | | |
86 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. §36 | 1 | | |
87 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. | 1 | | |
88 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. | 1 | | |
89 | Повторение темы «Имя существительное». §37 | 1 | | |
90 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
91 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Имя прилагательное | | | |
92 | Имя прилагательное как часть речи. §38 | 1 | | |
93 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
94 | Особенности строения текста-описания. §38 (упр.286-287). | 1 | | |
95 | Особенности строения текста-описания. | 1 | | |
96 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. §39 | 1 | | |
97 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. | 1 | | |
98 | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. §40 | 1 | | |
99 | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. | 1 | | |
100 | РР Сжатое изложение (упр.303-304). | 1 | | |
101 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. §41 | 1 | | |
102 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 | | |
103 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. §42 | 1 | | |
104 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. | 1 | | |
105 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. §43 | 1 | | |
106 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. | 1 | | |
107 | Морфологический разбор имени прилагательного. §44 | 1 | | |
108 | Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. §45 | 1 | | |
109 | Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 1 | | |
110 | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. §46 | 1 | | |
111 | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. | 1 | | |
112 | Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. §47 | 1 | | |
113 | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. §48 | 1 | | |
114 | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. | 1 | | |
115 | РР Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. §49 | 1 | | |
116 | Повторение темы «Имя прилагательное». §50 | 1 | | |
117 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
118 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Имя числительное | | | |
119 | Имя числительное как часть речи. §51 | 1 | | |
120 | Простые, сложные и составные числительные. §52 | 1 | | |
121 | Количественные и порядковые числительные. §53 | 1 | | |
122 | Количественные и порядковые числительные. | 1 | | |
123 | РР Роль числительных в тексте (упр.385). | 1 | | |
124 | Склонение числительных. §54 | 1 | | |
125 | Склонение числительных. | 1 | | |
126 | Склонение числительных. | | | |
127 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55 | 1 | | |
128 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). | 1 | | |
129 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). | 1 | | |
130 | РР Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417). | 1 | | |
131 | Синтаксическая роль числительных в предложении. . §56 | 1 | | |
132 | Морфологический разбор числительного. §57 | 1 | | |
133 | Повторение темы «Имя числительное». §58 | 1 | | |
134 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
135 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Местоимение как часть речи. | | | |
136 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. §59 | 1 | | |
137 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. | 1 | | |
138 | Личные местоимения. §60 | 1 | | |
139 | Личные местоимения. | 1 | | |
140 | РР Приёмы сжатия текста. §60 | 1 | | |
141 | Возвратное местоимение себя. §61 | 1 | | |
142 | Притяжательные местоимения. §62 | 1 | | |
143 | Притяжательные местоимения. | 1 | | |
144 | РР Подготовка к сочинению-описанию картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз». (упр.450-451). | 1 | | |
145 | РР Написание сочинения-описания картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз». | 1 | | |
146 | Указательные местоимения. §63 | 1 | | |
147 | Определительные местоимения. §64 | 1 | | |
148 | РР Текст. Логика текста (упр.460). | 1 | | |
149 | Вопросительно-относительные местоимения. §65 | 1 | | |
150 | Вопросительно-относительные местоимения. | 1 | | |
151 | Неопределённые местоимения. §66 | 1 | | |
152 | Неопределённые местоимения. | 1 | | |
153 | Отрицательные местоимения. §67 | 1 | | |
154 | Отрицательные местоимения. | 1 | | |
155 | Морфологический разбор местоимения. §68 | 1 | | |
156 | РР Подготовка к домашнему сочинению-описанию картины А. Пластова «Жатва» (упр.488-491). | 1 | | |
157 | Повторение темы «Местоимение». §69 | 1 | | |
158 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
159 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Глагол | | | |
160 | Глагол. §70 | 1 | | |
161 | Глагол. | 1 | | |
162 | Совершенный и несовершенный вид глагола. §71 | 1 | | |
163 | Совершенный и несовершенный вид глагола. | | | |
164 | Разноспрягаемые глаголы. §72 | 1 | | |
165 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | | |
166 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. §73 | 1 | | |
167 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. | 1 | | |
168 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74 | 1 | | |
169 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 1 | | |
170 | Условное наклонение. §75 | 1 | | |
171 | Условное наклонение. | 1 | | |
172 | РР Сочинение-рассуждение. (упр. 540) | 1 | | |
173 | РР Сочинение-рассуждение. (упр. 540) | 1 | | |
174 | Повелительное наклонение. §76 | 1 | | |
175 | Повелительное наклонение. | 1 | | |
176 | Повелительное наклонение. | 1 | | |
177 | РР Создание текста-инструкции (упр. 550-552). | 1 | | |
178 | Употребление наклонений. §77 | 1 | | |
179 | Употребление наклонений. | 1 | | |
180 | Безличные глаголы. §78 | 1 | | |
181 | Безличные глаголы. | 1 | | |
182 | Морфологический разбор глагола. §79 | 1 | | |
183 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80 | 1 | | |
184 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 | | |
185 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 | | |
186 | РР Рассказ о событии. §81 | 1 | | |
187 | РР Рассказ о событии. | 1 | | |
188 | Повторение темы «Глагол». §82 | 1 | | |
189 | Повторение темы «Глагол». | 1 | | |
190 | Тестирование по теме. Стартовый контроль. | 1 | | |
191 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
192 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Синтаксис, пунктуация, культура речи. (14часов + 2 развития речи + 2 контрольные работы) |
193 | Основные единицы синтаксиса. §83 | 1 | | |
194 | Простое предложение.§84 | 1 | | |
195 | Простое предложение. | 1 | | |
196 | Порядок слов в предложении. §85 | 1 | | |
197 | Простое осложнённое предложение. §86 | 1 | | |
198 | Простое осложнённое предложение. | 1 | | |
199 | РР Сочинение-повествование (упр.605). | 1 | | |
200 | РР Рассуждение. §87 | 1 | | |
201 | Сложное предложение. §88 | 1 | | |
202 | Сложное предложение. | 1 | | |
203 | Сложное предложение. | 1 | | |
204 | Синтаксический разбор простого и сложного предложений. §89 | 1 | | |
205 | Синтаксический разбор простого и сложного предложений. | 1 | | |
206 | Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».§89 | 1 | | |
207 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
208 | Работа над ошибками. | 1 | | |
209 | Повторение изученного. | 1 | | |
210 | Итоговый заключительный урок. Подведение итогов за год. | 1 | | |
4. Тематическое планирование уроков русского языка 6 «Б» класса
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Повторение изученного в 5 классе (6 часов + 1 контрольная работа) |
1ч(48) 1 | Повторение изученного в V классе. Фонетика. Графика. Орфография | 1 | | |
2 | Повторение изученного в V классе. Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 | | |
3 | Повторение изученного в V классе. Лексика. | 1 | | |
4 | Повторение изученного в V классе. Морфология. | 1 | | |
5 | Повторение изученного в V классе. Синтаксис и пунктуация | 1 | | |
6 | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
7 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
Введение (2 часа + 4 развития речи) |
8 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. §1 | 1 | | |
9 | Понятие о функциональных разновидностях языка. §2 | 1 | | |
10 | РР Текст и его признаки. §3 | 1 | | |
11 | РР Текст и его признаки. | 1 | | |
12 | РР Орфоэпические нормы. §4 | 1 | | |
13 | РР Орфоэпические нормы. | 1 | | |
Морфемика, словообразование, орфография (15 часов + 3 развитие речи + 2 контрольные работы). |
14 | Состав слова. §5 | 1 | | |
15 | Состав слова. | 1 | | |
16 | РР Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.33, 34). | 1 | | |
17 | Основные способы образования слов в русском языке. §6 | 1 | | |
18 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | | |
19 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | | |
20 | Сложные и сложносокращённые слова. §7 | 1 | | |
21 | Сложные и сложносокращённые слова. | 1 | | |
22 | РР Понятие об этимологии. §8 | 1 | | |
23 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. §9 | 1 | | |
24 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | | |
25 | РР Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | | |
26 | Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-. §10 | 1 | | |
27 | Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-. | 1 | | |
28 | Правописание приставок пре-/при- . §11 | 1 | | |
29 | Правописание приставок пре-/при- . | 1 | | |
30 | Правописание приставок пре-/при- . | 1 | | |
31 | Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | |
32 | Тестирование по теме. Стартовый контроль. | 1 | | |
33 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
34 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Лексикология, орфография, культура речи (32 часа + 5 развитие речи + 1 контрольная работа). |
35 | Повторение изученного в V классе. §13 | 1 | | |
36 | Повторение изученного в V классе. | 1 | | |
37 | РР Подготовка к сочинению-рассказа о народном промысле. | 1 | | |
38 | РР Написание сочинения-рассказа о народном промысле. | 1 | | |
39 | Метафора. §14 | 1 | | |
40 | Метафора. | 1 | | |
41 | Лексические выразительные средства. §15 | 1 | | |
42 | Лексические выразительные средства. | 1 | | |
43 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | 1 | | |
44 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. §16 | 1 | | |
45 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | 1 | | |
46 | Исконно русские слова. §17 | 1 | | |
47 | Исконно русские слова. | 1 | | |
48 | Заимствованные слова. §18 | 1 | | |
2ч(48) 49 | Заимствованные слова. | 1 | | |
50 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. §19 | 1 | | |
51 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. | 1 | | |
52 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. §20 | 1 | | |
53 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. | 1 | | |
54 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. §21 | 1 | | |
55 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. | 1 | | |
56 | Профессионализмы. §22 | 1 | | |
57 | Профессионализмы. | 1 | | |
58 | Жаргонизмы. §23 | 1 | | |
59 | Стилистически нейтральная и книжная лексика. §24 | 1 | | |
60 | Стилистически нейтральная и книжная лексика. | 1 | | |
61 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. §25 | 1 | | |
62 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. | 1 | | |
63 | РР Сочинение-рассуждение. | 1 | | |
64 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.§26 | 1 | | |
65 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | 1 | | |
66 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | 1 | | |
67 | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. §27 | 1 | | |
68 | РР Подготовка к сжатому изложению. | 1 | | |
69 | РР Написание сжатого изложения. | 1 | | |
70 | Повторение темы «Лексикология». | 1 | | |
71 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
72 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи. (99 часов + 17 развитие речи + 6 контрольных работ) |
| Имя существительное | | | |
73 | Части речи в русском языке. §29 | 1 | | |
74 | Имя существительное как часть речи. §30 | 1 | | |
75 | Имя существительное как часть речи. | 1 | | |
76 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. §31 | 1 | | |
77 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. | 1 | | |
78 | Имена существительные общего рода. §32 | 1 | | |
79 | Морфологический разбор имени существительного. §33 | 1 | | |
80 | РР Стиль текста( упр.253, 254). | 1 | | |
81 | Словообразование имён существительных. §34 | 1 | | |
82 | Словообразование имён существительных. | 1 | | |
83 | Словообразование имён существительных. | 1 | | |
84 | Сложносокращённые имена существительные. §35 | 1 | | |
85 | Сложносокращённые имена существительные. | 1 | | |
86 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. §36 | 1 | | |
87 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. | 1 | | |
88 | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. | 1 | | |
89 | Повторение темы «Имя существительное». §37 | 1 | | |
90 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
91 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Имя прилагательное | | | |
92 | Имя прилагательное как часть речи. §38 | 1 | | |
93 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
94 | Особенности строения текста-описания. §38 (упр.286-287). | 1 | | |
95 | Особенности строения текста-описания. | 1 | | |
96 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. §39 | 1 | | |
3ч(60) 97 | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. | 1 | | |
98 | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. §40 | 1 | | |
99 | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. | 1 | | |
100 | РР Сжатое изложение (упр.303-304). | 1 | | |
101 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. §41 | 1 | | |
102 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 | | |
103 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. §42 | 1 | | |
104 | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. | 1 | | |
105 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. §43 | 1 | | |
106 | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. | 1 | | |
107 | Морфологический разбор имени прилагательного. §44 | 1 | | |
108 | Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. §45 | 1 | | |
109 | Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 1 | | |
110 | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. §46 | 1 | | |
111 | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. | 1 | | |
112 | Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. §47 | 1 | | |
113 | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. §48 | 1 | | |
114 | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. | 1 | | |
115 | РР Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. §49 | 1 | | |
116 | Повторение темы «Имя прилагательное». §50 | 1 | | |
117 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
118 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Имя числительное | | | |
119 | Имя числительное как часть речи. §51 | 1 | | |
120 | Простые, сложные и составные числительные. §52 | 1 | | |
121 | Количественные и порядковые числительные. §53 | 1 | | |
122 | Количественные и порядковые числительные. | 1 | | |
123 | РР Роль числительных в тексте (упр.385). | 1 | | |
124 | Склонение числительных. §54 | 1 | | |
125 | Склонение числительных. | 1 | | |
126 | Склонение числительных. | | | |
127 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55 | 1 | | |
128 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). | 1 | | |
129 | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). | 1 | | |
130 | РР Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417). | 1 | | |
131 | Синтаксическая роль числительных в предложении. . §56 | 1 | | |
132 | Морфологический разбор числительного §57 | 1 | | |
133 | Повторение темы «Имя числительное». §58 | 1 | | |
134 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
135 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Местоимение как часть речи. | | | |
136 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. §59 | 1 | | |
137 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. | 1 | | |
138 | Личные местоимения. §60 | 1 | | |
139 | Личные местоимения. | 1 | | |
140 | РР Приёмы сжатия текста. §60 | 1 | | |
141 | Возвратное местоимение себя. §61 | 1 | | |
142 | Притяжательные местоимения. §62 | 1 | | |
143 | Притяжательные местоимения. | 1 | | |
144 | РР Подготовка к сочинению-описанию картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз». (упр.450-451). | 1 | | |
145 | РР Написание сочинения-описания картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз». | 1 | | |
146 | Указательные местоимения. §63 | 1 | | |
147 | Определительные местоимения. §64 | 1 | | |
148 | РР Текст. Логика текста (упр.460). | 1 | | |
149 | Вопросительно-относительные местоимения. §65 | 1 | | |
150 | Вопросительно-относительные местоимения. | 1 | | |
151 | Неопределённые местоимения. §66 | 1 | | |
152 | Неопределённые местоимения. | 1 | | |
153 | Отрицательные местоимения. §67 | 1 | | |
154 | Отрицательные местоимения. | 1 | | |
155 | Морфологический разбор местоимения. §68 | 1 | | |
156 | РР Подготовка к домашнему сочинению-описанию картины А. Пластова «Жатва» (упр.488-491). | 1 | | |
4ч(54) 157 | Повторение темы «Местоимение». §69 | 1 | | |
158 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
159 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Глагол | | | |
160 | Глагол. §70 | 1 | | |
161 | Глагол. | 1 | | |
162 | Совершенный и несовершенный вид глагола. §71 | 1 | | |
163 | Совершенный и несовершенный вид глагола. | | | |
164 | Разноспрягаемые глаголы. §72 | 1 | | |
165 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | | |
166 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. §73 | 1 | | |
167 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. | 1 | | |
168 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74 | 1 | | |
169 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 1 | | |
170 | Условное наклонение. §75 | 1 | | |
171 | Условное наклонение. | 1 | | |
172 | РР Сочинение-рассуждение. (упр. 540) | 1 | | |
173 | РР Сочинение-рассуждение. (упр. 540) | 1 | | |
174 | Повелительное наклонение. §76 | 1 | | |
175 | Повелительное наклонение. | 1 | | |
176 | Повелительное наклонение. | 1 | | |
177 | РР Создание текста-инструкции (упр. 550-552). | 1 | | |
178 | Употребление наклонений. §77 | 1 | | |
179 | Употребление наклонений. | 1 | | |
180 | Безличные глаголы. §78 | 1 | | |
181 | Безличные глаголы. | 1 | | |
182 | Морфологический разбор глагола. §79 | 1 | | |
183 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80 | 1 | | |
184 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 | | |
185 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 | | |
186 | РР Рассказ о событии. §81 | 1 | | |
187 | РР Рассказ о событии. | 1 | | |
188 | Повторение темы «Глагол». §82 | 1 | | |
189 | Повторение темы «Глагол». | 1 | | |
190 | Тестирование по теме. Стартовый контроль. | 1 | | |
191 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
192 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Синтаксис, пунктуация, культура речи. (14часов + 2 развития речи + 2 контрольные работы) |
193 | Основные единицы синтаксиса. §83 | 1 | | |
194 | Простое предложение.§84 | 1 | | |
195 | Простое предложение. | 1 | | |
196 | Порядок слов в предложении. §85 | 1 | | |
197 | Простое осложнённое предложение. §86 | 1 | | |
198 | Простое осложнённое предложение. | 1 | | |
199 | РР Сочинение-повествование (упр.605). | 1 | | |
200 | РР Рассуждение. §87 | 1 | | |
201 | Сложное предложение. §88 | 1 | | |
202 | Сложное предложение. | 1 | | |
203 | Сложное предложение. | 1 | | |
204 | Синтаксический разбор простого и сложного предложений. §89 | 1 | | |
205 | Синтаксический разбор простого и сложного предложений. | 1 | | |
206 | Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».§89 | 1 | | |
207 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
208 | Работа над ошибками. | 1 | | |
209 | Повторение изученного. | 1 | | |
210 | Итоговый заключительный урок. Подведение итогов за год. | 1 | | |
Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 6 класса
(авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.)
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС 2010 г., Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ №28 г. Брянска. Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2016.
На изучение русского языка в 6 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 210 часов в год из расчета 6 часов в неделю (на 35 учебных недель).
Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 6 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Задачи:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
овладение нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.
воспитание учащихся средствами данного предмета;
развитие их логического мышления;
обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение ).
В тематическое планирование включены часы на проведение ВПР, промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочая программа содержит следующие разделы:
Повторение изученного в 5 классе 7ч.
Введение 6 ч.
Морфемика, словообразование, орфография 21 ч.
Лексикология, орфография. Культура речи 38 ч.
Имя существительное 19 ч.
Имя прилагательное 27 ч.
Имя числительное 17 ч.
Местоимение 24 ч.
Глагол 33 ч.
Синтаксис, пунктуация, культура речи. 18 ч.