Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска
«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»
Протокол № 1 на заседании МС директор школы
от «____»_____2020г. от «____»_____2020г. О.И. Елозина _____
Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
Учитель: Филькова Е.А.
Класс: 5
Учебный год 2020-2021
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования 2010 г., программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска на 2020-2021 учебный год. Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2018.
На изучение русского языка в 5 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 175 часов в год из расчета 5 часов в неделю (на 35 учебных недель).
Цели и задачи:
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции, и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Основными задачами преподавания русского языка являются:
образовательные: освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
воспитательные: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
развивающие: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
В тематическое планирование включены часы на проведение ВПР, промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности.
Содержание учебного предмета
Введение 7ч.
Язык и языкознание. Язык и общение. Текст.
Фонетика. Графика. Орфография – 17 ч.
Графика как раздел лингвистики. Фонетика. Звук как единица языка. Алфавит. Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение согласных звуков Непроизносимые согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я
Морфемика. Словообразование. Орфография – 14 ч.
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Лексикология – 40 ч.
Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Морфология – 58 ч.
Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Служебные части речи.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис и пунктуация – 39 ч.
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые.
Классификация сложных предложений. Способы передачи чужой речи.
Тематическое планирование уроков русского языка 5 класса (175 ч.)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
Введение (7ч) |
1ч. 1. | Язык и языкознание. | 1 | | |
2. | Язык и общение. | 1 | | |
3. | Язык и общение. | 1 | | |
4. | Текст. | 1 | | |
5. | Текст. | 1 | | |
6. | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
7. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
Фонетика, графика, орфография (17 ч) |
8. | Фонетика, графика, орфография как разделы лингвистики. Буква и звук. Алфавит. | 1 | | |
9. | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. | 1 | | |
10. | Глухие и звонкие согласные. | 1 | | |
11. | Непроизносимые согласные | 1 | | |
12. | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | | |
13. | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | 1 | | |
14. | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | 1 | | |
15. | Слог и ударение. | 1 | | |
16. | Слог и ударение. | 1 | | |
17. | Р.р. Подготовка к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева «Масленица». упр.65 | 1 | | |
18. | Р.р. Написание сочинения-описания по картине Б. Кустодиева «Масленица». | 1 | | |
19. | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
20. | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
21. | Фонетический разбор. | 1 | | |
22. | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». | 1 | | |
23. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика, графика, орфография». | 1 | | |
24. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
Морфемика, словообразование, орфография (14 ч) |
25. | Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Корень слова. Родственные слова. | 1 | | |
26. | Окончание и основа слова. | 1 | | |
27. | Окончание и основа слова. | 1 | | |
28. | Р.р. Сочинение-рассуждение по данному началу стр.51 «Современная школа» | 1 | | |
29. | Р.р. Сочинение-рассуждение по данному началу. | 1 | | |
30. | Приставки. | 1 | | |
31. | Приставки. | 1 | | |
32. | Суффиксы. | 1 | | |
33. | Суффиксы. | 1 | | |
34. | Морфемный разбор. | 1 | | |
35. | Сложные слова. | 1 | | |
36. | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | |
37. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | |
38. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
Лексикология (40 ч) |
39. | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. | 1 | | |
40. | Лексическое значение слова. | 1 | | |
2ч. 41. | Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. | 1 | | |
42. | Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. | 1 | | |
43. | Толковые словари русского языка. | 1 | | |
44. | Толковые словари русского языка. | 1 | | |
45. | Текст и его основные признаки. | 1 | | |
46. | Подробное изложение текста. | 1 | | |
47. | Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. | 1 | | |
48. | Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. | 1 | | |
49. | Однозначные и многозначные слова. | 1 | | |
50. | Прямое и переносное значение слов. | 1 | | |
51. | Понятие о лексической сочетаемости. | 1 | | |
52. | Тематическая группа. | 1 | | |
53. | Тематическая группа. | 1 | | |
54. | Синонимы. | 1 | | |
55. | Антонимы. | 1 | | |
56. | Омонимы. Омонимы и многозначные слова. | 1 | | |
57. | Омонимы. Омонимы и многозначные слова. | 1 | | |
58. | Паронимы. | 1 | | |
59. | Р.р. Подготовка к подробному изложению (с продолжением текста с сохранением заданного стиля и типа речи). | 1 | | |
60. | Р.р. Написание подробного изложения (с продолжением текста с сохранением заданного стиля и типа речи). | 1 | | |
61. | Понятие о чередовании. | 1 | | |
62. | Чередование букв е//и в корнях. | 1 | | |
63. | Чередование букв а//о в корнях. | 1 | | |
64. | Чередование букв а//о в корнях. | 1 | | |
65. | Суффиксы -чик и -щик. | 1 | | |
66. | Суффиксы -чик и -щик. | 1 | | |
67. | Буквы И и Ы после приставок на согласные. | 1 | | |
68. | Буквы И и Ы после приставок на согласные. | 1 | | |
69. | Особенности написания приставок на з/с. | 1 | | |
70. | Особенности написания приставок на з/с. | 1 | | |
71. | Р.р. Сочинение-повествование. стр.42 «Современная школа» | 1 | | |
72. | Р.р. Сочинение-повествование. | 1 | | |
73 | Фразеологизмы. | 1 | | |
74. | Фразеологизмы. | 1 | | |
75. | Крылатые слова. | 1 | | |
76. | Повторение по теме: «Лексикология». | 1 | | |
77. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексикология». | 1 | | |
78. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
Морфология (58 ч) |
79. | Морфология как раздел лингвистики. Части речи. | 1 | | |
80. | Части речи. | 1 | | |
3ч. 81. | Имя существительное как часть речи. | 1 | | |
82. | Имя существительное как часть речи. | 1 | | |
83. | Род имён существительных. | 1 | | |
84. | Род имён существительных. | 1 | | |
85. | Р.р. Выборочное изложение по фрагменту повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». упр.284 | 1 | | |
86. | Склонение существительных. Падеж. Число. | 1 | | |
87. | Склонение существительных. Падеж. Число. | 1 | | |
88. | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | |
89. | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. | 1 | | |
90. | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. | 1 | | |
91. | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных | 1 | | |
92. | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных | 1 | | |
93. | Правописание НЕ с именами существительными. | 1 | | |
94. | Правописание НЕ с именами существительными. | 1 | | |
95. | Правильное употребление имен существительных в речи. | 1 | | |
96. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное». | 1 | | |
97. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное». | 1 | | |
98. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | 1 | | |
99. | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
100. | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
101. | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
102. | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
103. | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
104. | Краткие прилагательные. | 1 | | |
105. | Краткие прилагательные. | 1 | | |
106. | НЕ с именами прилагательными. | 1 | | |
107. | НЕ с именами прилагательными. | 1 | | |
108. | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | |
109. | Правильное употребление имен прилагательных в речи. | 1 | | |
110. | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
111. | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине Ф. Васильева «Мокрый луг». упр.350 | 1 | | |
112. | Р.р. Написание сочинения по картине Ф.Васильева «Мокрый луг». | 1 | | |
113. | Имя числительное как часть речи. | 1 | | |
114. | Имя числительное как часть речи. | 1 | | |
115. | Морфологический разбор имени числительного. | 1 | | |
116. | Местоимение как часть речи. | 1 | | |
117. | Местоимение как часть речи. | 1 | | |
118. | Морфологический разбор местоимения. | 1 | | |
119. | Проверочная работа по теме «Имя числительное. Местоимение». | 1 | | |
120. | Глагол как часть речи | 1 | | |
121. | Инфинитив — словарная форма глагола. | 1 | | |
122. | Время глагола. | 1 | | |
123. | Время глагола. | 1 | | |
124. | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. | 1 | | |
125. | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. | 1 | | |
126. | Морфологический разбор глагола. | 1 | | |
127. | Правописание окончаний глаголов. | 1 | | |
128. | Правописание окончаний глаголов. | 1 | | |
129. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология». | 1 | | |
130. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
4ч. 131. | Наречие как часть речи. | 1 | | |
132. | Правописание о(е) после шипящих в суффиксах наречий. | 1 | | |
133. | Ь после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
134. | Служебные части речи. | 1 | | |
135. | Служебные части речи. | 1 | | |
136. | Повторение по теме: «Морфология». | 1 | | |
Синтаксис и пунктуация (39 ч) |
137. | Что изучает синтаксис? | 1 | | |
138. | Словосочетание. | 1 | | |
139. | Словосочетание. | 1 | | |
140. | Предложение — основная единица речевого общения. | 1 | | |
141. | Предложение — основная единица речевого общения. | 1 | | |
142. | Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении. | 1 | | |
143. | Наши эмоции и их отражение в предложении. | 1 | | |
144. | Р.р. Сочинение-отзыв. упр.476 | 1 | | |
145. | Что такое грамматическая основа предложения. | 1 | | |
146. | Подлежащее и средства его выражения. | 1 | | |
147. | Сказуемое и средства его выражения. | 1 | | |
148. | Сказуемое и средства его выражения. | 1 | | |
149. | Второстепенные члены, их роль в предложении. | 1 | | |
150. | Второстепенные члены, их роль в предложении. | 1 | | |
151. | Определение. | 1 | | |
152. | Дополнение. | 1 | | |
153. | Обстоятельство. | 1 | | |
154. | Однородные члены предложения. | 1 | | |
155. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | |
156. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | |
157. | Обращение. | 1 | | |
158. | Обращение. | 1 | | |
159. | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | | |
160. | Прямая речь. | 1 | | |
161. | Прямая речь. | 1 | | |
162. | Сложное предложение. | 1 | | |
163. | Сложное предложение. | 1 | | |
164. | Сложное предложение. | 1 | | |
165. | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | | |
166. | Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Значение труда в жизни человека». | 1 | | |
167. | Р.р. Написание сочинения-рассуждения на тему «Значение труда в жизни человека». с.51 «Современная школа». | 1 | | |
168. | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | | |
169. | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | 2 | | | | 1 | | |
170. | Анализ итогового контрольного диктанта. | 1 | | |
171. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика, графика, орфография». | 1 | | |
172. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | |
173. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексикология». | 1 | | |
174. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфология». | 1 | | |
175. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | | |
Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5 класса (авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.)
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС 2010 г., Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин) основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ №28 г. Брянска. Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2016.
На изучение русского языка в 5 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 175 часов в год из расчета 5 часов в неделю (на 35 учебных недель).
Цели и задачи:
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции, и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Основными задачами преподавания русского языка являются:
образовательные: освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
воспитательные: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
развивающие: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
В тематическое планирование включены часы на проведение ВПР, промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочая программа содержит следующие разделы:
Введение – 7 ч.
Фонетика. Графика. Орфография – 17 ч.
Морфемика. Словообразование. Орфография – 14 ч.
Лексикология – 40 ч.
Морфология – 58 ч.
Синтаксис и пунктуация – 39 ч.