СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Родной русский язык 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП Родной русский язык 2 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 3 им. Ю. А. Гарнаева г. Феодосии Республики Крым»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №__ от_______20__г.

Руководитель МО

____________Османова М. С.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

по УВР

___________Рашковская Н. И.

«__»____________20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

От_________№___________










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного курса «Родной русский язык»





Класс: 2

Уровень образования: начальное общее

Срок реализации: 2021 – 2022 гг.

Количество часов по учебному плану:

Всего – 34 часа/год, 1 ч/неделю

Составители:

Юдина З. П.









2021/2022 учебный год

1. Пояснительная записка

      Программа по русскому родному языку предназначена для учащихся 2 класса, изучающих предмет русский родной язык.

Данная рабочая программа создана с целью планирования, организации и управления образовательным процессом по русскому родному языку в рамках выполнения требований Стандарта.

Программа учебного предмета русский язык для уровня начального общего образования разработана на основе следующих документов:

·         Федеральный  закон  от  29  декабря  2012  г.  №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании);

·         Федеральный  закон  от  3  августа  2018  г.  №  317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Закон  Российской  Федерации  от  25  октября  1991  г. № 1807-I  «О  языках  народов  Российской   Федерации»  (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

·         приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской    Федерации    от    6    октября    2009    г.    №  373    «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего   образования»   (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015  г.  №  1576);

·         приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   17   декабря   2010   г.   №  1897   «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015  г.  №  1577);

·         Основная образовательная программы начального общего образования.

 

Программа по русскому родному языку для второго класса, разработана на основе авторской программы О. М.  Александровой, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования к  результатам  освоения  основной  образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

• расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него —    к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

•  формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

• совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

•      совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

•    совершенствование коммуникативных    умений    и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя  речи;  развитие  потребности  к  речевому  самосовершенствованию;

• приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

2. Общая характеристика курса

              Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им — могучее средство при- общения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

 Родной  язык,  выполняя  свои  базовые  функции  общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и  мировоззрения  личности,  является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных   текстов.   Как   средство   познания   действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В  содержании  курса  «Русский  родной  язык»  предусматривается расширение  сведений,  имеющих   отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой  истории  в  связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников  о  сходстве  и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных   ценностей,   поведенческих   стереотипов   и   т.   п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

Программой предусматривается расширение меж- предметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.

 

3. Место курса «Русский родной язык» в учебном плане

           Программа  «Русский родной язык» в начальной школе  во 2 классе рассчитана на 17 учебных часов в год (0,5 часа в неделю).

 

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Изучение предмета «Русский родной язык» во 2 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» во 2 классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

•      при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать   значение   фразеологических   оборотов,   связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

•      при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

• при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного  текста:  отделять  главные  факты  от  второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

5. Содержание учебного предмета

 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее ()

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки,  салочки,  салазки,  санки,  волчок,  свистулька).

Слова, называющие  предметы  традиционного  русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например,  тюря,  полба,  каша,  щи,  похлёбка,  бублик,  ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

Проектное задание. Почему это так называется?

Раздел 2. Язык в действии ()

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по  предупреждению  ошибок  в  произношении  слов   в речи).

Смыслоразличительная   роль   ударения.   Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

 

Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и

ударением.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

 

Раздел 3. Секреты речи и текста ()

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала  и  др.,  сохранение  инициативы  в  диалоге,  уклонение от инициативы,

завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

          Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные     выражения     в     учебно-научной   коммуникации: формы обращения; использование обращений ты и вы.

         Устный   ответ   как   жанр   монологической   устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ,  ответ-добавление  (на  практическом  уровне).

         Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

         Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

         Создание текста-инструкции с опорой на предложенный   текст.  

         Создание   текстов-повествований:   заметки   о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

6. Тематическое планирование по РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

во 2 классе на 2020-2021 учебный год

 

Название раздела

Тема урока

Количество

часов

Примечание

Русский язык: прошлое и настоящее



Язык в действии 



Секреты речи и текста



Всего

34 часа


 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!