СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Родной русский язык. 0,5 часа в неделю

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП Родной русский язык. 0,5 часа в неделю»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

Мамаева М.В,

« » августа 2019 г.

«Утверждаю»

Директор

Рускаков П.А.

Приказ № __________

от « » августа 2019 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу)

Родной (русский) язык

4 класс



Мамаева Е. А.

















с. Усть-Салда

2019 - 2020 уч.год.

Пояснительная записка


Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Нормативную правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03 августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на 17 часов (0,5 ч в неделю, 34 учебных недели). 



Планируемые результаты учебного предмета

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

  • приобщение к литературному наследию русского народа;

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

    • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

    • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

    • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

    • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

    • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

    • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

    • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

    • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).


2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

  • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

  • произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

  • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

  • соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

  • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

  • выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

  • редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

  • соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

  • употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

  • употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

  • выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

  • редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

  • соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

  • соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

  • соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

  • совершенствование умений пользоваться словарями:

  • использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

  • использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

  • использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

  • использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

  • использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

  • владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

  • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

  • умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

  • умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

  • уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

  • создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

  • создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

  • создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

  • оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

  • соблюдение основных норм русского речевого этикета:

  • соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

  • различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.


Содержание учебного предмета, курса.


Содержание программного материала

Количество часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).




1

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.


2

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литерату.

2


Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

2


Раздел 2. Язык в действии (3 часа)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

1

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

1

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

1



Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы

1

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

1

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

2

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

1

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

1

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

1







Тематическое планирование



Раздел (тема)

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ, диктантов, тестов

Количество уроков развития речи (или лабораторные, практические работы)

«Русский язык: прошлое и настоящее»

7 ч

1


«Язык в действии»

3 ч

1


«Секреты речи и текста»

7 ч

1

4



ИТОГО


17 ч


3


4







Календарно-тематическое планирование по предмету (курсу) родной (русский) язык 4 класс

п/п

Тема

Содержание

Вид деятельности учащихся

Русский язык: прошлое и настоящее (7ч.)

1-2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением

Работают с толковым словарем;

определяют жанр произведения;

находят в тексте фразеологизмы ; выразительно и осознанно читать текст ; отвечать на вопросы по содержанию произведения;

читают словарную статью, извлекая необходимую информацию; проектные задания.


3-4

Вся семья вместе, так и душа на месте

Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями

Работают с толковым словарем;

определяют жанр произведения;

находят в тексте родственные слова; выразительно и осознанно читают текст;

отвечают на вопросы по содержанию произведения;

читают словарную статью, извлекая необходимую информацию;

пишут текст на заданную тематику; объясняют значение пословиц;

знают историю возникновения слов: мама, папа, тятя


5

Красна сказка складом, а песня ладом

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный, доброжелательный, бескорыстный)

Работают с толковым словарем;

определяют жанр произведения;

находят в тексте эпитеты ;

подбирают синонимы к прилагательным; выразительно и осознанно читают текст;

отвечают на вопросы по содержанию произведения;

читают словарную статью, извлекая необходимую информацию;

пишут текст на заданную тематику; объясняют значение пословиц ; определяют тему текста и его основную мысль.


6

Красное словцо не ложь

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей

Работают с толковым словарем;

определяют жанр произведения;

находят в тексте эпитеты ;

находят в тексте фразеологизмы; выразительно и осознанно читают текст; отвечают на вопросы по содержанию произведения;

читают словарную статью, извлекая необходимую информацию;

пишут текст на заданную тематику; объясняют значение пословиц ;

определяют тему текста и его основную мысль;

группируют фразеологизмы с соответствующим значением.


7

Язык языку весть подает

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов

Работают с этимологическим словарем;

находят в тексте заимствованные слова; отвечать на вопросы по содержанию произведения;

читают словарную статью, извлекая необходимую информацию,

готовят сообщение на заданную тематику; объяснять значение интернациональных слов ;

группируют заимствованные слова в зависимости от значения.


Язык в действии (3ч)

8

Трудно ли образовывать формы глагола?

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне)

Находят в тексте неправильные формы глагола; составляют предложения,

используя глаголы в форме 1 лица ед.числа; записывают предложения , используя нужные формы глаголов класть и положить.


9

Можно ли об одном и том де сказать по-разному?

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне)

Расширяют знания о синонимических конструкциях; заменяют словосочетания синонимами;

умеют объяснить значение устойчивых выражений.


10

Как и когда появились знаки препинания?

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста

Знают историю появления знаков препинания;

умеют определить, где в тексте необходимо поставить точки; умеют сравнивать формулировки одного и того же правила пунктуации .


Секреты речи и текста (7ч.)

11

Задаем вопросы в диалоге

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы

Знают правила составления диалога; умеют придумать диалог соблюдая заданные условия.

12

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста

Особенности озаглавливания текста

Знают определения темы текста и его основной мысли;

умеют сравнивать названия рассказов и сказок;

подбирают заголовки к заданным текстам; умеют различать тему и основную мысль текста, самостоятельно строят текст на заданную тематику.

13-14

Учимся составлять план текста

Составление плана текста, не разделённого на абзацы

Знают определения плана текста ;

умеют различать тему и основную мысль текста; выделяют смысловые части в тексте; составляют план текста

15

Учимся пересказывать текст

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица, (на практическом уровне)

Знают определения плана текста ; умеют различать тему и основную мысль текста; выделяют смысловые части в тексте; составляют план текста; умеют пересказывать текст от первого лица и от третьего; умеют сравнивать тексты по заданным параметрам; умеют определять жанр текста.

16-17

Учимся оценивать и редактировать тексты

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста

Знают определения плана текста ; умеют различать тему и основную мысль текста; выделяют смысловые части в тексте; составляют план текста; умеют пересказывать текст от первого лица и от третьего; умеют сравнивать тексты по заданным параметрам; умеют определять жанр текста.


















12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!