Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа Экодолье»
Оренбургского района
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО Методическим советом МАОУ «Школа Экодолье» Протокол № ____ от _____________ | УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МАОУ «Школа Экодолье» ____________ Г.А. Николаенко Протокол № ____ от _____________ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Научно-технической направленности
«Основы программирования. Python»
Возраст учащихся: 13-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Дридгер Александр Евгеньевич,
педагог дополнительного образования
Оренбургский район, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел №1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка | 3 3 |
направленность программы | 3 |
уровень освоения | 3 |
актуальность программы | 3 |
педагогическая целесообразность | 4 |
отличительные особенности программы | 4 |
адресат программы | 4 |
объем и сроки освоения программы | 4 |
формы обучения | 5 |
формы организации образовательного процесса | 5 |
режим занятий | 5 |
Цель и задачи программы | 5 |
цель | 5 |
задачи: воспитательные, развивающие, образовательные | 6 |
Содержание программы | 7 |
учебный план | 7 |
содержание учебного плана | 7 |
Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные | 7 |
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий | 9 |
Календарно-учебный график | 9 |
Условия реализации программы: материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение | 13 |
Формы аттестации | 13 |
Оценочные материалы | 13 |
Методические материалы | 13 |
Список литературы | 14 |
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы программирования. Python» - это программа технической направленности.
Дополнительная общеобразовательная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).
Приказом министерства образования и науки №1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р).
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14).
Уровень освоения программы - общекультурный.
Программа представляет особый интерес в связи с широким распространением цифровой техники в обществе, в связи с возрастающей потребностью обучающихся в освоении цифровых технологий и повышением их интереса к современным языкам программирования.
Содержание программы предусматривает ознакомление воспитанников с основами работы в интегрированной среде программирования и основными возможностями языка программирования Python. Программа позволяет освоить практически все операторные конструкции и познакомиться с основными функционального и объектного программирования.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков.
Воспитанники, прошедшие обучение по данной программе, получают знания, умения и навыки, необходимые для сознательного выбора в будущем профессии, связанной с программированием. Программа позволяет школьникам познакомиться и понять тонкости профессии программист и профессий связанных с разработкой IT-приложений, оценить себя в этих профессиях, выработать профессионально важные качества.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в современном мире. В процессе программирования дети получат дополнительное образование в области алгебры, геометрии и информатики.
Отличительные особенности программы.
Особенностью программы является её направленность на формировании у воспитанников потребности в инженерном образовании научном исследовании. Инновационной является авторская методика, позволяющая сочетать изучение достаточно сложного языка программирования с исследовательской деятельностью и разработкой проектов самых разнообразных по содержанию, позволяющая ребенку в конце курса обучения почувствовать себя настоящим профессионалом.
Адресат программы. Программа рассчитана для детей от 11 до 17 лет. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.
Обучающиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет 10-16 человек.
Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения - 1 раз в неделю по 2 академических часа, итого 68 часов.
Занятия проводятся в компьютерном классе, оснащенном индивидуальными стационарными компьютерами и оборудованием для презентаций. В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая, практическая и исследовательская.
Учебные часы условно делятся на теорию и практику. Однако, теория включает в себя не только разбор конструкция языка программирования, алгоритмических приёмов, технологии решения задач, но и практические задания, выполнение которых непосредственно не связано с работой на персональном компьютере. На теории организуется обсуждение с учащимися сложных вопросов, проектных решений, применение тех или иных методов в различных профессиях.
Практические занятия проводятся непосредственно на персональном компьютере, и предполагают работу в интегрированной среде программирования Python с 10 минутным перерывом, во время которого учащиеся выполняют упражнений для снятия зрительного напряжения и снятия напряжения с костно-мышечного аппарата.
Исследовательская часть предполагает всестороннее изучение возможностей отдельных конструкций языка программирования Python и возможность их применения при решении нестандартных задач прикладного характера, разработку оптимальных нестандартных алгоритмов, создание компактного программного кода. Обучающиеся могут предложить собственный алгоритм решения задачи и протестировать работу соответствующей программы.
Формы обучения:
теоретическая форма, в которой преподаватель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
практическая форма, в которой обучающиеся после занятий самостоятельно выполняют на компьютере практические задания.
Формы организации образовательного процесса: лекция, беседа, демонстрация, практические занятия, творческая работа; проектная деятельность.
Режим занятий
Занятия проходят 1 раза в неделю по 2 академических часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для достижения обучающимися результатов развития в личностном, предметном, метапредметном направлениях, обеспечивающих их социальную адаптацию в области программирования, ИКТ на профессиональном уровне.
Развить личность обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами программирования на одном из самых востребованных языков программирования Python.
Понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации; научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их в виде программы, написанной на языке программирования Python.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с возможностями и особенностями современного языка программирования Python;
Сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Python;
Изучить основные конструкции языка программирования Python, позволяющие работать с простыми и составными типами данных (строками, списками, кортежами, словарями, множествами); научить применять функции при написании программ на языке программирования Python;
Научить отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.
Сформировать систему знаний, умений и навыков, необходимых в работе программиста;
Обучить технологии работы со справочниками по языку программирования и поиску нужной информации на сайтах разработчиков программного обеспечения;
Обучить приёмам предъявления результатов проделанной работы на конференциях и, конкурсах;
Обучить коммуникативным навыкам при совместной работе над проектом.
Развивающие:
Развить познавательные потребности и способности школьников
Развивать творческие способности, алгоритмическое и логическое мышление;
Развивать представления о возможностях применения современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности;
Развивать внимательность и наблюдательность, прививать навыки аккуратности и точности в работе;
Повысить интеллектуальный уровень и расширить интеллектуальные навыки;
Создать мотивацию к постоянному самообразованию.
Воспитательные:
Воспитывать навыки взаимодействия при командной работе над проектом;
Воспитывать чувство ответственности за результаты деятельности;
Способствовать формированию культуры программирования;
Способствовать формированию у воспитанников культуры создания и этики представления проектов на конференциях и в Интернете;
Сформировать осознанное отношение к выбору будущей профессии.
1.3. Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела | Тема занятий | Всего | Количество часов |
теория | практика |
1 | Основы охраны труда. Организация рабочего места. | 2 | 1 | 1 |
2 | Знакомство с языком Python. | 2 | 1 | 1 |
3 | Установка программы Python. | 2 | 1 | 1 |
4 | Переменные и выражения. Организация ввода и вывода данных. Операции. | 6 | 2 | 4 |
5 | Программирование ветвящихся алгоритмов. | 6 | 2 | 4 |
6 | Циклы | 8 | 3 | 5 |
7 | Функции | 8 | 3 | 5 |
8 | Модули | 4 | 2 | 2 |
9 | Структуры данных | 14 | 7 | 7 |
10 | Стиль программирования и отладка программ | 2 | 1 | 1 |
11 | Работа над проектами | 14 | 3 | 11 |
итого | | 68 | 23 | 45 |
1.4. Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные:
Предметные:
изучить принципы структурного, функционального и объектного программирования на примере языка программирования Python;
научиться формулировать и анализировать алгоритмы, составлять и отлаживать программы.
Личностные результаты:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
гармоничное развитие творческих способностей и логического мышления учащихся;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно-учебный график
№ п/п | план | факт | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1 | | | Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
2 | | | Знакомство с языком Python. | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
3 | | | Установка программы Python. | 2 | Практическое занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
Переменные и выражения. Организация ввода и вывода данных. Операции. | |
4 | | | Переменные | 1 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
5 | | | Выражения | 1 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
6 | | | Операции. Элементарные действия с числами | 2 | Практическое занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
7 | | | Ввод и вывод данных | 2 | Практическое занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
Программирование ветвящихся алгоритмов. | |
8 | | | Логические выражения и операторы. Условный оператор. Множественное ветвление. | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
9 | | | Реализация ветвления на языке Python | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
10 | | | Решение задач на программирование ветвящихся алгоритмов | 2 | Практическое занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
Циклы | |
11 | | | Оператор цикла с условием Оператор While | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
12 | | | Оператор цикла с параметром FOR | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
13 | | | Вложенные циклы | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
14 | | | Реализация циклических алгоритмов | 2 | Практическое занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
Функции | |
15 | | | Создание функций | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
16 | | | Локальные и глобальные переменные | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
17 | | | Решение задач с использованием функций | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
18 | | | Рекурсивные функции | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
Модули | |
19 | | | Модули в языке Python | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
20 | | | Оформление собственных модулей | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
Структуры данных | |
21 | | | Строки. Срезу строк | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
22 | | | Списки. Срезы списков | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
23 | | | Кортежи | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
24 | | | Словари | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
25 | | | Последовательности | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
26 | | | Матрицы. Множества | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
27 | | | Ссылки | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
Стиль программирования и отладка программ | |
28 | | | Стиль программирования | 1 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
29 | | | Отладка программ | 1 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
Работа над проектами | |
30 | | | Требования к проектам. Выбор темы | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
31 | | | Разработка алгоритма и написание программного кода | 2 | Практическое занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
| | | Разработка алгоритма и написание программного кода | 2 | Практическое занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
32 | | | Работа над тестированием и отладкой программ | 2 | Практическое занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
33 | | | Работа над тестированием и отладкой программ | 2 | Практическое занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
34 | | | Защита проектов | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
35 | | | Защита проектов | 2 | Комбинированное занятие | Кабинет информатики | Беседа, наблюдение |
2.2 Условия реализации программы: материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение
Материально-техническое обеспечение программы:
кабинет Информатики
комплект столов и стульев на 16 посадочных мест;
стол для педагога;
раздаточный материал
ноутбуки с комплектом программ по изучению языка программирования;
Телевизор;
Интернет.
Информационное обеспечение:
методические и дидактические материалы
презентации, подготовленные к каждому занятию.
Кадровое обеспечение программы.
Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения.
2.3. Формы аттестации/контроля
Система оценивания - безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, видеозапись, журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, демонстрация программ, контрольная работа, презентация итогового проекта перед родителями и педагогами.
2.4. Оценочные материалы
Для оценки результативности программы используются следующие методики и диагностики:
наблюдение в ходе обучения с фиксацией результата;
проведение проверочных работ;
анализ, обобщение и обсуждение результатов обучения;
проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
участие в проектной деятельности школы, города;
участие в соревнованиях муниципального, зонального и регионального уровней;
оценка выполненных практических работ.
2.5. Методические материалы
Раздаточный материал контролирующего и обучающего характера по каждой теме.
Задания на практические работы.
Карточки с индивидуальными заданиями.
Раздаточный материал справочного характера.
Раздаточный материал теоретического характера.
Демонстрационные материалы в электронном виде.
2.6. Список литературы
Литература для учителя:
Домашняя страница Python www.python.org . Справочные материалы, официальная документация.
Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет, курс «Введение в программирование на Python», http://www.intuit.ru/studies/courses/12179/1172/info.
Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет. Курс «Язык программирования Python» http://www.intuit.ru/studies/courses/49/49/info.
Сайт проекта Open Book Project openbookproject.net содержит серию практических примеров на Python Криса Мейерса.
Python. Подробный справочник Дэвида М. Бизли — книга со справочной информацией о языке Python и модулях стандартной библиотеки.
Python. Справочник Марка Лутца. Справочник по наиболее часто использующимся функциям и модулям.
Литература для учащегося:
Домашняя страница Python www.python.org . Справочные материалы, официальная документация.
Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет, курс «Введение в программирование на Python», http://www.intuit.ru/studies/courses/12179/1172/info.
Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет. Курс «Язык программирования Python» http://www.intuit.ru/studies/courses/49/49/info.
Сайт проекта Open Book Project openbookproject.net содержит серию практических примеров на Python Криса Мейерса.
Python. Подробный справочник Дэвида М. Бизли — книга со справочной информацией о языке Python и модулях стандартной библиотеки.
Python. Справочник Марка Лутца. Справочник по наиболее часто использующимся функциям и модулям.