СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП PYTHON 7 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП PYTHON 7 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа Экодолье»

Оренбургского района



РАССМОТРЕНО И

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

МАОУ «Школа Экодолье»

Протокол № ____ от _____________


УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

МАОУ «Школа Экодолье»

____________ Г.А. Николаенко

Протокол № ____ от _____________











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Научно-технической направленности


«Основы программирования. Python»



Возраст учащихся: 13-17 лет

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель:

Дридгер Александр Евгеньевич,

педагог дополнительного образования





Оренбургский район, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел №1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

    1. Пояснительная записка

3


3

направленность программы

3

уровень освоения

3

актуальность программы

3

педагогическая целесообразность

4

отличительные особенности программы

4

адресат программы

4

объем и сроки освоения программы

4

формы обучения

5

формы организации образовательного процесса

5

режим занятий

5

    1. Цель и задачи программы

5

цель

5

задачи: воспитательные, развивающие, образовательные

6

    1. Содержание программы

7

учебный план

7

содержание учебного плана

7

    1. Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные

7

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

9

    1. Календарно-учебный график

9

    1. Условия реализации программы: материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение

13

    1. Формы аттестации

13

    1. Оценочные материалы

13

    1. Методические материалы

13

    1. Список литературы

14


Раздел №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы программирования. Python» - это программа технической направленности.

Дополнительная общеобразовательная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

  • Приказом министерства образования и науки №1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р).

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14).


Уровень освоения программы - общекультурный.

Программа представляет особый интерес в связи с широким распространением цифровой техники в обществе, в связи с возрастающей потребностью обучающихся в освоении цифровых технологий и повышением их интереса к современным языкам программирования.

Содержание программы предусматривает ознакомление воспитанников с основами работы в интегрированной среде программирования и основными возможностями языка программирования Python. Программа позволяет освоить практически все операторные конструкции и познакомиться с основными функционального и объектного программирования.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков.

Воспитанники, прошедшие обучение по данной программе, получают знания, умения и навыки, необходимые для сознательного выбора в будущем профессии, связанной с программированием. Программа позволяет школьникам познакомиться и понять тонкости профессии программист и профессий связанных с разработкой IT-приложений, оценить себя в этих профессиях, выработать профессионально важные качества.


Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в современном мире. В процессе программирования дети получат дополнительное образование в области алгебры, геометрии и информатики.

Отличительные особенности программы.

Особенностью программы является её направленность на формировании у воспитанников потребности в инженерном образовании научном исследовании. Инновационной является авторская методика, позволяющая сочетать изучение достаточно сложного языка программирования с исследовательской деятельностью и разработкой проектов самых разнообразных по содержанию, позволяющая ребенку в конце курса обучения почувствовать себя настоящим профессионалом.

Адресат программы. Программа рассчитана для детей от 11 до 17 лет. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.

Обучающиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет 10-16 человек.


Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения - 1 раз в неделю по 2 академических часа, итого 68 часов.

Занятия проводятся в компьютерном классе, оснащенном индивидуальными стационарными компьютерами и оборудованием для презентаций. В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая, практическая и исследовательская.

Учебные часы условно делятся на теорию и практику. Однако, теория включает в себя не только разбор конструкция языка программирования, алгоритмических приёмов, технологии решения задач, но и практические задания, выполнение которых непосредственно не связано с работой на персональном компьютере. На теории организуется обсуждение с учащимися сложных вопросов, проектных решений, применение тех или иных методов в различных профессиях.

Практические занятия проводятся непосредственно на персональном компьютере, и предполагают работу в интегрированной среде программирования Python с 10 минутным перерывом, во время которого учащиеся выполняют упражнений для снятия зрительного напряжения и снятия напряжения с костно-мышечного аппарата.

Исследовательская часть предполагает всестороннее изучение возможностей отдельных конструкций языка программирования Python и возможность их применения при решении нестандартных задач прикладного характера, разработку оптимальных нестандартных алгоритмов, создание компактного программного кода. Обучающиеся могут предложить собственный алгоритм решения задачи и протестировать работу соответствующей программы.

Формы обучения:

  • теоретическая форма, в которой преподаватель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

  • практическая форма, в которой обучающиеся после занятий самостоятельно выполняют на компьютере практические задания.

Формы организации образовательного процесса: лекция, беседа, демонстрация, практические занятия, творческая работа; проектная деятельность.

Режим занятий

Занятия проходят 1 раза в неделю по 2 академических часа.


1.2. Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для достижения обучающимися результатов развития в личностном, предметном, метапредметном направлениях, обеспечивающих их социальную адаптацию в области программирования, ИКТ на профессиональном уровне.

Развить личность обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами программирования на одном из самых востребованных языков программирования Python.

Понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации; научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их в виде программы, написанной на языке программирования Python.



Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с возможностями и особенностями современного языка программирования Python;

  • Сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Python;

  • Изучить основные конструкции языка программирования Python, позволяющие работать с простыми и составными типами данных (строками, списками, кортежами, словарями, множествами); научить применять функции при написании программ на языке программирования Python;

  • Научить отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.

  • Сформировать систему знаний, умений и навыков, необходимых в работе программиста;

  • Обучить технологии работы со справочниками по языку программирования и поиску нужной информации на сайтах разработчиков программного обеспечения;

  • Обучить приёмам предъявления результатов проделанной работы на конференциях и, конкурсах;

  • Обучить коммуникативным навыкам при совместной работе над проектом.

Развивающие:

  • Развить познавательные потребности и способности школьников

  • Развивать творческие способности, алгоритмическое и логическое мышление;

  • Развивать представления о возможностях применения современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности;

  • Развивать внимательность и наблюдательность, прививать навыки аккуратности и точности в работе;

  • Повысить интеллектуальный уровень и расширить интеллектуальные навыки;

  • Создать мотивацию к постоянному самообразованию.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки взаимодействия при командной работе над проектом;

  • Воспитывать чувство ответственности за результаты деятельности;

  • Способствовать формированию культуры программирования;

  • Способствовать формированию у воспитанников культуры создания и этики представления проектов на конференциях и в Интернете;

  • Сформировать осознанное отношение к выбору будущей профессии.

1.3. Содержание программы


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

раздела

Тема занятий

Всего

Количество часов

теория

практика

1

Основы охраны труда. Организация рабочего места.

2

1

1

2

Знакомство с языком Python.

2

1

1

3

Установка программы Python.

2

1

1

4

Переменные и выражения. Организация ввода и вывода данных. Операции.

6

2

4

5

Программирование ветвящихся алгоритмов.

6

2

4

6

Циклы

8

3

5

7

Функции

8

3

5

8

Модули

4

2

2

9

Структуры данных

14

7

7

10

Стиль программирования и отладка программ

2

1

1

11

Работа над проектами

14

3

11

итого


68

23

45



1.4. Планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные:


Предметные:

  • изучить принципы структурного, функционального и объектного программирования на примере языка программирования Python;

  • научиться формулировать и анализировать алгоритмы, составлять и отлаживать программы.

Личностные результаты:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

  • гармоничное развитие творческих способностей и логического мышления учащихся;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарно-учебный график



п/п

план

факт

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля


1



Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

2



Знакомство с языком Python.

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

3



Установка программы Python.

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

Переменные и выражения. Организация ввода и вывода данных. Операции.


4



Переменные


1

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

5



Выражения

1

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

6



Операции. Элементарные действия с числами

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

7



Ввод и вывод данных

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

Программирование ветвящихся алгоритмов.


8



Логические выражения и операторы. Условный оператор. Множественное ветвление.

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

9



Реализация ветвления на языке Python

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

10



Решение задач на программирование ветвящихся алгоритмов

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

Циклы


11



Оператор цикла с условием Оператор While

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

12



Оператор цикла с параметром FOR

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

13



Вложенные циклы

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

14



Реализация циклических алгоритмов

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

Функции


15



Создание функций

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

16



Локальные и глобальные переменные

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

17



Решение задач с использованием функций

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

18



Рекурсивные функции

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

Модули


19



Модули в языке Python

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

20



Оформление собственных модулей

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

Структуры данных


21



Строки. Срезу строк

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

22



Списки. Срезы списков

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

23



Кортежи

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

24



Словари

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

25



Последовательности

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

26



Матрицы. Множества

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

27



Ссылки

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

Стиль программирования и отладка программ


28



Стиль программирования

1

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

29



Отладка программ

1

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

Работа над проектами


30



Требования к проектам. Выбор темы

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

31



Разработка алгоритма и написание программного кода

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение




Разработка алгоритма и написание программного кода

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

32



Работа над тестированием и отладкой программ

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

33



Работа над тестированием и отладкой программ

2

Практическое занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

34



Защита проектов

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

35



Защита проектов

2

Комбинированное занятие

Кабинет информатики

Беседа, наблюдение

2.2 Условия реализации программы: материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение


Материально-техническое обеспечение программы:

  • кабинет Информатики

  • комплект столов и стульев на 16 посадочных мест;

  • стол для педагога;

  • раздаточный материал

  • ноутбуки с комплектом программ по изучению языка программирования;

  • Телевизор;

  • Интернет.

Информационное обеспечение:

  • методические и дидактические материалы

  • презентации, подготовленные к каждому занятию.

Кадровое обеспечение программы.

Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения.

2.3. Формы аттестации/контроля

Система оценивания - безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, видеозапись, журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, демонстрация программ, контрольная работа, презентация итогового проекта перед родителями и педагогами.

2.4. Оценочные материалы

Для оценки результативности программы используются следующие методики и диагностики:

  • наблюдение в ходе обучения с фиксацией результата;

  • проведение проверочных работ;

  • анализ, обобщение и обсуждение результатов обучения;

  • проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;

  • участие в проектной деятельности школы, города;

  • участие в соревнованиях муниципального, зонального и регионального уровней;

  • оценка выполненных практических работ.

2.5. Методические материалы

  • Раздаточный материал контролирующего и обучающего характера по каждой теме.

  • Задания на практические работы.

  • Карточки с индивидуальными заданиями.

  • Раздаточный материал справочного характера.

  • Раздаточный материал теоретического характера.

  • Демонстрационные материалы в электронном виде.


2.6. Список литературы

Литература для учителя:



  1. Домашняя страница Python www.python.org . Справочные материалы, официальная документация.

  2. Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет, курс «Введение в программирование на Python», http://www.intuit.ru/studies/courses/12179/1172/info.

  1. Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет. Курс «Язык программирования Python» http://www.intuit.ru/studies/courses/49/49/info.

  2. Сайт проекта Open Book Project openbookproject.net содержит серию практических примеров на Python Криса Мейерса.

  3. Python. Подробный справочник Дэвида М. Бизли книга со справочной информацией о языке Python и модулях стандартной библиотеки.

  4. Python. Справочник Марка Лутца. Справочник по наиболее часто использующимся функциям и модулям.




Литература для учащегося:



  1. Домашняя страница Python www.python.org . Справочные материалы, официальная документация.

  2. Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет, курс «Введение в программирование на Python», http://www.intuit.ru/studies/courses/12179/1172/info.

  3. Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет. Курс «Язык программирования Python» http://www.intuit.ru/studies/courses/49/49/info.

  4. Сайт проекта Open Book Project openbookproject.net содержит серию практических примеров на Python Криса Мейерса.

  5. Python. Подробный справочник Дэвида М. Бизли книга со справочной информацией о языке Python и модулях стандартной библиотеки.

  6. Python. Справочник Марка Лутца. Справочник по наиболее часто использующимся функциям и модулям.



Скачать

© 2023, 231 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!