Рабочая программа
Практикум по русскому языку
В 9 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по Практикуму русского языка в 9классе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Т.А.Ладыженская. Русский язык 5-9классы. Рабочие программы. М.: Просвещение,2016г.),
- информационно-методических материалов:
1.Т.А.Ладыженская Русский язык 5-9классы. Рабочие программы. М.; Просвещение, 2016г;
2.В состав УМК входит учебник Русский язык: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015г, авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Актуальность. В течение нескольких лет Министерством образования РФ проводитсявыпускной экзамен в 9 классе в форме ОГЭ. Из опыта работы известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен. Это особо важно для наших учащихся, у которых имеются пробелы в знаниях по многим причинам. Дополнительная подготовка для них необходима.
Содержание факультативного курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Цель курса: углубление и систематизация знаний, преодоление трудностей в изучении русского языка, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
Задачи обучения:1.Создание прочной, надежной базы орфографических навыков.
2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.
3.Умение находить и исправлять орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
4.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать лингвистические задачи.
5.Совершенствование умения излагать учебный текст;
6.Совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Описание места учебного курса в учебном плане
Практикум по русскому языку рассчитан на 34 часа, один час в неделю.Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в форме тестов и письменных работ (Р.р.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета: практикума по русскому языку
Личностнымирезультатами освоения учащимися содержания программы практикума являются следующие умения:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
– организовывать самостоятельную деятельность
–планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Предметные результаты:
- повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;
- качественная сдача ОГЭ;
- овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
- умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности
По окончании курса учащиеся научатся:
Хорошо ориентироваться в структуре экзаменационной работы,кодификаторе, спецификации ГИА по русскому языку;
-знать теоретическое содержание основных разделов курса русского языка;
- соблюдать нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Получат возможность научиться:
- систематизировать и углубить полученные в ходе изучения русского языка знания;
- писать сочинения-рассуждения на лингвистическую, морально - этическую темы;
- писать сжатое изложение.
Содержание учебного предмета
Методика обучения написанию сжатого изложения.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.Смысловая и композиционная целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
Культура речи.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Лексические нормы.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов.
Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Орфографические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии.
Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Синтаксические нормы.
Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Правильное построение предложений. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи
ОГЭ-9.Сочинение-рассуждение.
Структурасочинения- рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1, 15.2, 15.3
Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. Тематика сочинений-рассуждений. Лексика и фразеология. Лексика и грамматика. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Речь. Язык и речь. Средства речевой выразительности. Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Обучение написанию сжатого изложения | 4 |
Культура речи: | |
Лексические нормы | 4 |
Орфографические нормы. | 5 |
Синтаксические нормы. | 13 |
ОГЭ-9.Сочинение-рассуждение. | 8 |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Сроки проведения | Тема занятия | Количество часов |
| План | Факт | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обучение написанию сжатого изложения (4 ч) |
1 | | | Виды изложений.Способы и приемы компрессии текста: грамматические, логические, синтаксические | 1 |
2 | | | Характеристика текста какединицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения иформулирования. | 1 |
3 | | | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Главная и второстепенная информация в тексте. | 1 |
4 | | | Р.р.Написание сжатого изложения. | 1 |
Культура речи.Лексические нормы (4 ч) |
5 | | | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексические нормы | 1 |
6 | | | Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ | 1 |
7 | | | Средства выразительности и их роль в тексте и языке. | 1 |
8 | | | Тест по теме «Лексика». | 1 |
Орфографические нормы. (5 ч) |
9 | | | Трудности современной русской орфографии.Правописание приставок. | 1 |
10 | | | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. | 1 |
11 | | | Правописание суффиксов причастий, наречий. | 1 |
12 | | | Правописание корней слов. | 1 |
13 | | | Тест по теме «Орфография» | 1 |
Синтаксические нормы. ( 13ч ) |
14 | | | Словосочетание. Виды связи в словосочетании. Синтаксические нормы | 1 |
15 | | | Предложение. Грамматическая основапредложения. Грамматические нормы | 1 |
16 | | | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания впростом осложнённом предложении: при обособленныхопределениях, при обособленных обстоятельствах. | 1 |
17 | | | Знаки препинания впростом осложнённом предложении при сравнительных оборотах, при уточняющих членахпредложения. | 1 |
18 | | | Знаки препинания в предложениях со словами иконструкциями, грамматически не связанными с членамипредложения. | 1 |
19 | | | Тест по теме «Простое предложение» | 1 |
20 | | | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 |
21 | | | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 |
22 | | | Наличие и отсутствиезнаков препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях. | 1 |
23 | | | Синтаксический анализ сложного предложения | 1 |
24 | | | Сложные бессоюзные предложения. | 1 |
25 | | | Сложные предложения с разными видами связи | 1 |
26 | | | Тест по теме «Сложные предложения» | 1 |
ОГЭ-9.Сочинение-рассуждение. (8ч) |
27 | | | Сочинение-рассуждение. Структура сочинения- рассуждения. Алгоритм работы над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему. Речевые клише. | 1 |
28 | | | Тематика сочинений-рассуждений 15.2 и 15.3.Критерии оценивания. Комментарии, аргументы. | 1 |
29-30 | | | Р.р. Написание сочинений –рассуждений. Анализ работ. | 2 |
31-32 | | | Итоговая контрольная работа. Тест ОГЭ. | 2 |
33-34 | | | Анализ работы | 2 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
для учителя:
Львова С. И. ОГЭ 2016. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс– М.: Эксмо, 2016.
Розенталь Д.Э. «Русский язык на отлично» . Орфография и пунктуацияМ.: Мир и Образование, 2016г
Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. М.: «Просвещение», 2014г
www:fipi.ru:
- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2016г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ
выпускников 9-х классов 2016 г.;
.материалы Интернета
Для учащихся:
1.Егораева Г.Т. Русский язык. ГИА. Выполнение заданий части С.М,. Экзамен, 2016
2. Егорова Г.Т. Русский язык ГИА 2014. Сборник экзаменационных тестов. М, Экзамен, 2016
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: 2003г
4Розенталь Д.Э. «Русский язык на отлично» . Орфография и пунктуацияМ.: Мир и Образование, 2016г
5.Словари русского языка
6.Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Ростов- на-Дону, 2015г