СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по Всеобщей истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП по Всеобщей истории»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей № 129» имени Сибирского батальона 27-й стрелковой дивизии




СОГЛАСОВАНО

Кафедрой ГД

МБОУ «Лицей №129»

(протокол от 23.08.2022 №1)


СОГЛАСОВАНО

Педагогическим Советом

МБОУ «Лицей №129»

(протокол от 24.08.2022 №1)

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора

МБОУ «Лицей №129»

от 25.08.2022 № 187-осн
____________ С.Н. Кутлан








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Всеобщая история» для 9 класса


уровень образования: основное общее образование

класс: 9А, 9Б, 9В, 9 Г

учебный год: 2022/2023




Составитель: С.Н. Савельев,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории




Барнаул 2022



Содержание

стр.


Пояснительная записка……………………………………………………………..............................................................................................3

1.Требования к результатам изучения предмета «Всеобщая история» в основной школе…………………….……………………………7

2. Формы и виды организации учебного процесса…………………………………………….........................................................................9

3. Методы и технологии обучения………………………..…………………………………………………………….…................................10

4. Критерии выставления отметок успеваемости………………………..…………………............................................................................11

5. Содержание курса «Всеобщая история»……………………….…………..………………………………………………………..……....13

6. Контрольно-тематическое планирование курса «Всеобщая история»…………………….……………………………...........................16

7. Поурочно-тематическое планирование………………………………………………………......................................................................16

8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение кабинета…………..……………………………..................................27

8.1. Список технических средств обучения в кабинете ……………………………………………………………………............................27

8.2. Учебно-методическое обеспечение кабинета…………...………………………………….……………………………..……………....27

Лист регистрации изменений, внесённых в рабочую программу………………………………………………………………….......….....28
















Рабочая программа по курсу «Всеобщая история» 9 класс

(УМК А.А. Вигасин - А.О. Сороко-Цюпа) ФГОС на 2022-2023 уч. год


Пояснительная записка

Данная рабочая программа по всеобщей истории разработана на основе нормативных документов:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями: 29 декабря 2014 г. № 1643, 31 декабря 2015 г. № 1577).

  2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

  3. Основная образовательная программа МБОУ «Лицей № 129» основного общего образования.

  4. Положение о рабочих программах учебных предметов и курсов МБОУ «Лицей № 129.

  5. Учебный план МБОУ «Лицей № 129».

  6. Годовой календарный учебный график МБОУ «Лицей № 129».

  7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 года).

  8. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова. — М.: Просвещение, 2020.

Программа предполагает использование УМК в составе:

  1. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова. — М.: Просвещение, 2020.

  2. Всеобщая история. История нового времени. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [А.Я. Юдовская и др.]; под ред. А.А. Искендерова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2021.

  3. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 9 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2019.


Основные цели, задачи курса

Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.

Задачи изучения истории в школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой: авторская программа предусматривает 35 часов, так как в 9 классе только 34 учебных недели, то 1 час был убран из резервных уроков.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей истории в 9 классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.

Посредством рабочей программы реализуются три основные функции истории:

— познавательно-развивающая, которая состоит в изучении исторического пути разных стран и народов, отражении всех явлений и процессов истории человечества;

— практическо-политическая, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

— мировоззренческая, формирующая представления об обществе, общей картине мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Данные рабочей программы обеспечивают возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Федеральный государственный образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

Структура и содержание рабочей программы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.

Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации. Содержание рабочей программы построено на основе проблемно- хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Рабочая программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, ставится акцент на связь истории зарубежных стран с историей России.

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.

В рабочей программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории, познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества: всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В рабочей программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание рабочей программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность ко всему новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся научиться:

— пользоваться информацией;

— общаться;

— создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная рабочая программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

Место курса «Всеобщая история. Новейшая история» в учебном плане

Школьный курс «Всеобщая история. Новейшая история» должен ввести учащихся основной школы в науку, т. е. познакомить их с общими понятиями (историческими и социологическими), объяснить им элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися.

В соответствии с базисным учебным планом «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации в целом выделяет не менее 182 часов на изучение всеобщей истории в 5-9 классах основной школы: в 9 классе - не менее 34 ч (1 ч в неделю).

  1. Результаты обучения и освоения содержания курса всеобщей истории

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения рабочей программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

Личностные результаты:

— готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

— сформированность их мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности;

— осознание российской идентичности в поликультурном социуме;

— сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом;

— развитие чувства личности;

— система индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений;

— предпосылки правосознания и социальные компетенции — способность ставить цели и строить жизненные планы с учётом своих потребностей и интересов, а также социально значимых сфер деятельности в рамках социально-нормативного пространства.

Метапредметные результаты:

— освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных,
регулятивных), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

— готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

— овладение навыками работы с информацией.

Предметные результаты:

— знание основных дат, этапов и ключевых событий всеобщей истории XIX — начала XX в.; выдающихся деятелей всеобщей истории; важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;

— сформированность умений определять последовательность, длительность исторических событий, явлений, процессов, происходивших в XIX - начале XX в.; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, события региональной и мировой истории; синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов; определять современников исторических событий (явлений, процессов);

— сформированность умений, используя легенду исторической карты/схемы, показывать и называть обозначенное на карте пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства и т. п.), места, где произошли изучаемые события (явления, процессы), рассказывать о ходе исторических событий, процессов, характеризовать социально-экономическое развитие изучаемых регионов, геополитическое положение государств в указанный период; соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;

— сформированность умений проводить атрибуцию текстового исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идёт речь, и др.); анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели создания, основной мысли, основной и дополнительной информации; анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в историческом источнике; отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему; соотносить содержание текстового исторического источника с другими источниками информации при изучении событий (явлений, процессов); привлекать контекстную информацию для анализа исторического источника;

— сформированность умений различать основные типы исторических источников; соотносить вещественный исторический источник с историческим периодом, к которому он относится; описывать вещественный источник; использовать вещественные источники для составления краткого описания исторических событий (явлений, процессов);

— сформированность умений анализировать историческую информацию, представленную в различных формах (в том числе в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм); представлять историческую информацию в форме таблиц, схем;

— сформированность умений и владение приёмами описания исторических событий и памятников культуры на основе иллюстративного материала (изобразительной наглядности);

— сформированность умений объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

— сформированность умений рассказывать на основе плана о важнейших исторических событиях XIX — начала XX в., показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

— сформированность умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических процессов, явлений и событий;

— сформированность умений устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов;

— сформированность умений выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов;

— сформированность умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям XIX - начала XX в., достижениям мировой культуры;

— сформированность умений взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур и владение соответствующими приёмами.


2. Формы и виды организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса: диалог, беседа, дискуссия, индивидуальная, групповая и фронтальная работа в малых группах.

Формы и виды контроля:

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:

- устный опрос (собеседование);

- публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);

- исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.;

- различные виды работ с исторической картой;

- анализ исторических источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

- тесты (однотипные, комплексные);

- историческое сочинение, эссе и т.п.

- рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).


Формы обучения:

1. Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.

2. Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.

3. Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.

4. Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.

5. Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.

6. Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.

7. Интегрированные уроки.

Каждую форму урока можно интерпретировать для любого урока по всеобщей истории в 9 классе по ФГОС.


  1. Методы и технологии обучения:

Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.


  1. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:

Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица).

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся:

демонстрирует общие представления об историческом процессе, но путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.


Нормы оценок работы с историческим источником:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся:

установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

сопоставил факты нескольких исторических источников;

применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся:

определил тип источника и историческую эпоху его появления;

извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

сопоставил факты нескольких исторических источников;

применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся:

не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся:

не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.

Нормы оценок работы с исторической картой:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся:

читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся:

допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся:

допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

не соотносит историческую информацию с картой;

не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся:

не умеет читать легенду карты;

не распознает историческую информацию, представленную на карте;

отказался работать с контурной картой.


  1. Содержание курса «Всеобщая история. История Нового времени»

Промышленный переворот. Развитие техники, транспорта и средств коммуникации. Сельское хозяйство в условиях индустриализации. Торговля и промышленная революция. Изменение географии европейского производства. Политика меркантилизма. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, его черты. Промышленный переворот и его социальные последствия. Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Рождение ревизионизма.

Новые тенденции в экономическом развитии индустриальных стран. Монополистический капитализм и особенности его проявления в разных странах. Появление новых форм производства, торговли и кредита. Развитие банковской системы, введение золотого стандарта, экспорт капиталов. Интеграция мировых рынков. Экономические кризисы. Усиление экономического соперничества между великими державами.

Расширение спектра общественных движений: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, реформизм, анархизм. Рабочее движение и профсоюзы. Международное рабочее движение. I и II Интернационалы.

Колониальные империи (британская, французская, испанская, португальская, голландская, бельгийская). Доминионы. Колонии и зависимые страны. Колониальная политика Германии, США и Японии. Историческая роль колониализма.

Франция в период Консульства. Первая империя во Франции. Внутренняя политика Консульства и Империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны Консульства и Империи. Поход в Россию. Сто дней Наполеона. Битва при Ватерлоо. Крушение наполеоновской империи.

Венский конгресс и Венская система международных отношений. К. Меттерних. Священный союз. Противостояние консервативных и либеральных монархий. Восточный вопрос в 30—40-е гг. XIX в. Крымская война. Национальные и колониальные войны.

Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг. Европейские революции 1830—1831 гг. и 1848—1849 гг. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений и партий. Возникновение марксизма. Борьба за избирательное право.

Великобритания. «Мастерская мира»: социальное и экономическое развитие. Фритредерство. Чартизм. Либеральный и консервативный политические курсы. Парламентские реформы. У. Гладстон. Б. Дизараэли. Г. Пальмерстон. Д. Ллойд-Джордж. Ирландский вопрос. Расширение колониальной империи. Викторианская эпоха. Формирование британской нации.

Франция. Вторая империя. Политика бонапартизма. Наполеон III. Политическое развитие и кризис Третьей республики. Франко-прусская война и её последствия.

Движение за национальное единство и независимость Италии. Рисорджименто. Дж. Гарибальди. Образование единого государства в Италии. К. Кавур.

Политическая раздробленность германских государств. Войны за объединение Германии. Создание Германской империи. Внутренняя и внешняя политика Отто фон Бисмарка. Колониальная политика. Вильгельм II. Новый политический курс.

Империя Габсбургов. Особенности социально-экономического развития и политического устройства. Кризис Австрийской империи. Провозглашение конституционной дуалистической Австро-Венгерской монархии (1867). Император Франц-Иосиф.

Народы Балканского полуострова. Обострение соперничества великих держав в регионе. Борьба за создание национальных государств. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. и её итоги. Превращение Балкан в узел противоречий мировой политики.

Увеличение территории США. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие США в первой половине XIX в. Политическая борьба в начале XIX в. Территориальная экспансия и внутренняя колонизация. Доктрина Монро. Аболиционизм. Гражданская война в США. А. Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Реконструкция Юга. Расовая сегрегация и дискриминация. Т. Рузвельт. В. Вильсон.

Борьба за независимость и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. С. Боливар. Мексиканская революция.

Особенности экономического развития Латинской Америки. Судьба индейцев. Межгосударственные конфликты.

Традиционные устои Османской империи и попытки проведения реформ. Младотурки и младотурецкая революция.

Завершение завоевания Индии англичанами. Индийское национальное движение и восстание сипаев. Ликвидация Ост-Индской компании. Объявление Индии владением британской короны. Экономическое и социально-политическое развитие Индии во второй половине XIX в. Индийский национальный конгресс. М. Ганди.

Китай в период империи Цин. Опиумные войны. Гражданская война тайпинов. Политика самоусиления Китая и начало модернизации страны. Движение ихэтуаней. Синьхайская революция 1911 г. Сунь Ятсен и создание Гоминьдана.

Кризис Сёгуната Токугава. Открытие Японии. Преобразования эпохи Мэйдзи. Превращение Японии в великую державу.

Колониальный раздел Африки. Антиколониальное движение. Суэцкий канал. Англо-бурская война.

Военные союзы в Европе и назревание общеевропейского кризиса. Колониальная политика европейских государств. Международное соперничество и войны западных стран в начале ХХ в. Русско-японская война. Возникновение Тройственного согласия (Антанты). Марокканские кризисы.

Боснийский кризис. Балканские войны. Июльский кризис 1914 г. и начало Первой мировой войны.

Новая научная картина мира. А. Эйнштейн. Путешествия и развитие географических знаний. Открытия в астрономии, химии, физике. Биология и эволюционное учение. Ч. Дарвин. Революция в медицине. Л. Пастер. Р. Кох. Гуманитарные и социальные науки. Начальное и общее образование. Женское образование. Немецкая университетская революция. А. Гумбольдт. Распространение идеи университета за пределы Европы.

Золотой век европейской культуры. Художественные стили и направления в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре и музыке. Культура модерна. Зарождение массовой культуры. Возрождение Олимпийских игр. Кинематограф.

Духовный кризис индустриального общества. Декаданс.


  1. Контрольно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год

по курсу «Всеобщая история. История Нового времени» (9А, 9Б, 9В классы. 34 ч)

п/п

Наименование раздела

Всего часов

Практика

Контроль

Дата

1

Введение.

1

1



2

Начало индустриальной эпохи.

9

9



3

Страны Европы и США в первой половине XIXв.

8

8



4

Азия, Африка и Латинская Америка в XIX - начале XXв.

3

3



5

Страны Европы и США во второй половине XIX - начале XXв.

9

9



6

Итоговое повторение.

2

1

1

15.11-20.11

7

Резерв.

2





  1. Поурочно-тематический план на 2022-2023 учебный год

по курсу «Всеобщая история. История Нового времени» (9А, 9Б, 9В, 9Г классы. 34 ч)

Тема урока

Элементы содержания, вводимые понятия

Виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля

Всего

часов

Дата

Введение.

1


Тема 1. Введение: «Долгий» XIX век.

Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный технический прогресс.

Объяснять значение понятия Новое время.

Называть черты традиционного и индустриального обществ.

Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества.

Высказывания, собеседование.

1

1.09.-3.09.2022

Раздел 1. Начало индустриальной эпохи.

9


Тема 2.

Экономическое развитие в XIX - начале XX в.

Завершение промышленного переворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Завершение в Англии аграрной революции. Переворот в средствах транспорта. Развитие транспортных сетей. Новые источники энергии. Революция в средствах связи.

С помощью фактов доказывать, что промышленный переворот завершился.

Группировать достижения по рейтингу социальной значимости.

Рассказывать об открытиях и их практической значимости для общества.

Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления.

1

1.09.-3.09.2022

Тема 3.

Меняющееся общество.

Урбанизация. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества. Пороки капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение.


Объяснять, какие ценности стали преобладать в индустриальном обществе.

Доказывать, что индустриальное общество – городское общество.

Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления, работа с исторической картой.

1

1.09.-3.09.2022

Тема 4. Век демократизации.

Технический прогресс и повседневность. Газета в городе. Новое в представлении о комфорте быта. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде. Новые

Развлечения.

Выявлять социальную сторону технического прогресса.

Доказывать, что среда обитания человека стала разнообразнее.

Рассказывать об изменении отношений в обществе.

Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления.

1

5.09-10.09

Темы 5-6. «Великие идеологии».

Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях преобразования общества. К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксизм.

Объяснять понятия: либерализм, консерватизм; причины многообразия социально-политических учений.

Характеризовать учения, выделять

их особенности.


Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления. Тесты,

исторические диктанты.

2

5.09-10.09

Тема 7.

Образование и наука.

Причины роста числа открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Роль учения Ч. Дарвина для формирования нового мировоззрения.

Объяснять причины ускорения развития математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. (подтверждать примерами).

Раскрывать в общих чертах сущность научной картины мира.

Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления.

1

12.09-17.09

Темы 8-9. XIX век в зеркале художественных исканий.

Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Новое поколение «наследников» Робинзона в произведениях О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э. Золя. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи. Реализм. Критический реализм. Двенадцать лет истории французского импрессионизма. Постимпрессионизм. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового Света.

Объяснять, что на смену традиционному обществу идёт новое, с новыми ценностями и идеалами (приводить примеры из литературы).

Разрабатывать проект о новом образе буржуа в произведениях XIX в.

Выявлять и комментировать новые явления и тенденции в искусстве.

Сравнивать искусство XIX в. с периодами Возрождения, Просвещения.

Обозначать характерные признаки классицизма, романтизма, импрессионизма, приводить примеры.


Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления.

2

12.09-17.09


Тема 10. Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в.


Питание. Торговля и потребление. Техника в доме. Средства транспорта. Новое качество связи. Массовая культура и расширение форм досуга. Пространство и время. Индивидуализм и коллективное сознание.

Объяснять понятия: бренд, маркетинг, массовая культура, индивидуализм.

Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления.

1

19.09-24.09

Раздел 2. Страны Европы и США в первой половине XIX в.

8


Темы 11-12.

Консульство и Империя.








Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи.

Французское общество во времена империи.


Давать оценку роли Наполеона в изменении французского общества, страны в целом.

Характеризовать внутреннюю политику в стране.

Анализировать изменения положения низших слоёв общества, состояние экономики в эпоху республики и империи.


Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления, работа с исторической картой.


2

19.09-24.09

Тема 13. Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи.

Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок.

Оценивать достижения курса Наполеона в социальной политике.

Рассказывать о Венском конгрессе и его предназначении.

Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления, работа с исторической картой.

1

26.09-1.10

Тема 14.

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы.

Противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Предотвращение революции в 40-е гг. XIX в. «Эпоха Викторианского компромисса». Англия – «мастерская мира». Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской империи.

Рассказывать о попытках Великобритании уйти от социального противостояния.

Объяснять особенности установления парламентского режима в Великобритании.

Раскрывать условия формирования гражданского общества.

Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления, работа с исторической картой.

1

26.09-1.10

Тема 15. «От Альп до Сицилии»: объединение Италии.

Раздробленность Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Начало революции. Национальные герои Италии: Дж. Гарибальди и Д. Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины. К.Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное объединение Италии.

Объяснять причины раздробленности Италии.

Оценивать поступки национальных лидеров Италии.

Выделять факторы, обеспечившие национальное объединение Италии.

Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления, работа с исторической картой.

1

26.09-1.10

Тема 16.

Германия в первой половине XIX в.

Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. Поражение революции. Дальнейшая модернизация страны во имя её объединения. Образование Северогерманского союза.

Анализировать ситуацию в Европе и её влияние на развитие Германии.

Называть причины, цели, состав участников, итоги революции.

Оценивать значение образования Северогерманского союза.

Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления, работа с исторической картой.

1

3.10-8.10

Тема 17. Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в.

Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию. «Лоскутная империя». Начало промышленной революции.

Объяснять причины революционной ситуации в Австрийской империи.

Характеризовать «лоскутную империю».

Выделять особенности промышленной революции.


Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления. Тесты, исторический диктант.

1

3.10-8.10

Тема 18. США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост.

Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа Севера над Югом. Значение Гражданской войны и политики А. Линкольна.

Выделять особенности промышленного переворота в США.

Объяснять причины неравномерности развития страны и конфликта между Севером и Югом.

Раскрывать понятия: аболиционизм, плантаторство, закон о гомстедах, фермер.

Называть итоги Гражданской войны и её уроки.


Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления.

1

3.10-8.10

Раздел 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в.

3


Тема 19. Страны Азии в XIX – начале XX в.

Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Начало эры «просвещённого» правления. Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Японии. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму.

Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния. Кан Ю-вэй. Новый курс Цыси. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия – жемчужина британской короны. Влияние Ост-Индской компании на развитие страны. Колониальная политика Британской империи в Индии. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857–1859 гг.). Индийский национальный конгресс (ИНК).

Объяснять своеобразие уклада Японии.

Устанавливать причины неспособности противостоять натиску западной цивилизации.

Раскрывать смысл реформ Мэйдзи и их последствия для общества.

Сравнивать способы и результаты

«открытия» Китая и Японии европейцами на конкретных примерах.

Рассказывать о попытках модернизации и причинах их неудач.

Характеризовать курс Цыси.

Анализировать реформы Кан Ю-вэя и их возможные перспективы. Доказывать, что Индия – «жемчужина британской короны».

Объяснять пути и методы вхождения Индии в мировой рынок.

Рассказывать о деятельности ИНК и Тилака.

Составлять словарь терминов по теме урока.


Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления.

1

10.10-15.10

Тема 20. Африка в XIX – начале XX в.

Традиционное общество на африканском континенте. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки.

Объяснять, почему в Африке традиционализм преобладал дольше, чем в других странах.

Анализировать развитие, культуру стран Африки.

Характеризовать особые пути развития Либерии и Эфиопии.

Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой.

1

10.10-15.10

Тема 21. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости.

Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Время освободителей: С. Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование независимых государств в Латинской Америке.


Показывать на карте страны Латинской Америки и давать им общую характеристику.

Выделять особенности развития Латинской Америки в сравнении с Северной Америкой.

Выделять цели и средства национально-освободительной борьбы.


Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления.

1

10.10-15.10

Раздел 4. Страны Европы и США во второй половине XIX - начале XX в.

9


Тема 22. Великобритания до Первой мировой войны.

Реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон, Б.Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальные захваты.

Доказывать, что реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента.

Характеризовать двухпартийную систему.

Сравнивать результаты первой и второй избирательных реформ.

Находить на карте и называть владения Британской империи.

Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления.

1

17.10-22.10

Тема 23.

Франция: Вторая империя и Третья республика.

Замедление темпов экономического развития. Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. Третья республика и её политическое устройство. Демократические реформы. Реформы радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция – колониальная империя. Первое светское государство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к войне .

Выявлять и обозначать последствия Франко-прусской войны для французского города и деревни.

Объяснять причины установления Третьей республики.

Сравнивать курс, достижения Второй и Третьей республик во Франции.

Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления.

1

17.10-22.10

Тема 24.

Германия на пути к европейскому лидерству.

Пруссия во главе империи. Ускорение темпов экономического развития. Бисмарк и внутренняя оппозиция. Политика

«нового курса» О. Бисмарка – прогрессивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в стремлении к личной власти. Национализм. Подготовка к войне.

Характеризовать политический курс О. Бисмарка.

Анализировать политические меры Бисмарка с позиции их прогрессивности для Европы.

Объяснять причины подготовки Германии к войне.

Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой.

1

17.11-22.10

Тема 25. Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны.

Система дуализма. Экономическое развитие. Социальное и политическое развитие. Национальная проблема. Балканские страны. Младотурецкая революция.

Объяснять понятия: дуалистическая монархия, урбанизация, эмиграция, младотурки, аннексия.

Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления.

1

24.10-28.10

Тема 26.

Италия: время реформ и колониальных захватов.

Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра Дж. Джолитти. Переход к реформам. Колониальные войны.

Характеризовать преобразования в Италии.

Объяснять причины отставания экономики Италии от экономик ведущих европейских стран.

Объяснять причины начала колониальных войн Италии.

Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления.

1

24.10-28.10

Темы 27-28.

США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры».

Причины быстрого экономического развития США после Гражданской войны. Отношение к образованию и труду. Структура неоднородного американского общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ по укреплению гражданского общества и правового государства.

Сравнивать борьбу за права в США и Великобритании в XIX в.

Составлять задания для соседа по парте по одному из пунктов параграфа.

Рассказывать об особенностях борьбы рабочих за свои права в США.

Оценивать курс реформ Т. Рузвельта для дальнейшего развития страны.

Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления.

2

24.10-28.10


7.11-12.11

Темы 29-30.

Международные отношения в XIX – начале XX в.

Политическая карта мира начала XX в. – карта противостояния. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Нарастание угрозы мировой войны. Создание военных блоков. Первые локальные империалистические войны. Образование новых государств. Пацифистское движение

Работать с картой в ходе изучения особенностей международных отношений в эпоху Нового времени.

Объяснять причины многочисленных войн в эпоху Нового времени.

Характеризовать динамичность, интеграцию отношений между странами в Новое время.

Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления.

2

7.11-12.11

Раздел 5. Итоговое повторение.

2


Темы 31-32.

Основные итоги истории XIX – начала XX в. (повторительно-обобщающие уроки).



Составлять словарь терминов Нового времени.

Устанавливать причины смены традиционного общества индустриальным.

Объяснять причины частых революций в Европе.

Разрабатывать проекты по любой из наиболее интересных и понравившихся в курсе тем.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса.

Устный опрос. Тесты, исторический диктант.

2

14.11-19.11

Резерв.




2

14.11-19.11

21.11-26.11


Итого: 34 часа.


8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение кабинета

8.1. Список технических средств обучения в кабинете:

1. Всеобщая история. История нового времени. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [А.Я. Юдовская и др.]; под ред. А.А. Искендерова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2021.

2. Презентации.

3. Публицистические, документальные, художественные фильмы.

4. Изобразительная наглядность (репродукции, учебные картины, фотографии, исторические карты).

5. Условно-графическая наглядность (схемы, таблицы).


8.2. Учебно-методическое обеспечение кабинета

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Документальные, научно-популярные и образовательные видеофильмы (http://intellect-video.com.).

  2. Электронная версия газеты «История». Приложение к газете «Первое сентября» и сайт «Я иду на урок истории». (http://his.1september.ru/).

  3. Сайт журнала «Преподавание истории в школе» (http://pish.ru/).

  4. Библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru/. Одна из старейших и наиболее популярных библиотек Рунета. Исторический каталог: http://lib.ru/win/HISTORY/).

  5. Электронное приложение к учебнику (ресурсы сайта www.online.prosv.ru.).









Лист регистрации изменений, внесённых в рабочую программу


№ п\п

Дата

Стр. с изменениями

Характеристика изменений

Реквизиты документа, закрепляющего изменения

Фамилия работника, внесшего изменения

Подпись работника

 

 

 





 

 

 





 

 

 





 

 

 





 

 

 













































































23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!