Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 129» имени Сибирского батальона 27-й стрелковой дивизии
СОГЛАСОВАНО Кафедрой ГД МБОУ «Лицей №129» (протокол от 23.08.2022 №1) | СОГЛАСОВАНО Педагогическим Советом МБОУ «Лицей №129» (протокол от 24.08.2022 №1) | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «Лицей №129» от 25.08.2022 № 187-осн ____________ С.Н. Кутлан | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Всеобщая история» для 9 класса
уровень образования: основное общее образование
класс: 9А, 9Б, 9В, 9 Г
учебный год: 2022/2023
Составитель: С.Н. Савельев,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Барнаул 2022
Содержание
стр.
Пояснительная записка……………………………………………………………..............................................................................................3
1.Требования к результатам изучения предмета «Всеобщая история» в основной школе…………………….……………………………7
2. Формы и виды организации учебного процесса…………………………………………….........................................................................9
3. Методы и технологии обучения………………………..…………………………………………………………….…................................10
4. Критерии выставления отметок успеваемости………………………..…………………............................................................................11
5. Содержание курса «Всеобщая история»……………………….…………..………………………………………………………..……....13
6. Контрольно-тематическое планирование курса «Всеобщая история»…………………….……………………………...........................16
7. Поурочно-тематическое планирование………………………………………………………......................................................................16
8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение кабинета…………..……………………………..................................27
8.1. Список технических средств обучения в кабинете ……………………………………………………………………............................27
8.2. Учебно-методическое обеспечение кабинета…………...………………………………….……………………………..……………....27
Лист регистрации изменений, внесённых в рабочую программу………………………………………………………………….......….....28
Рабочая программа по курсу «Всеобщая история» 9 класс
(УМК А.А. Вигасин - А.О. Сороко-Цюпа) ФГОС на 2022-2023 уч. год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по всеобщей истории разработана на основе нормативных документов:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями: 29 декабря 2014 г. № 1643, 31 декабря 2015 г. № 1577).
Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
Основная образовательная программа МБОУ «Лицей № 129» основного общего образования.
Положение о рабочих программах учебных предметов и курсов МБОУ «Лицей № 129.
Учебный план МБОУ «Лицей № 129».
Годовой календарный учебный график МБОУ «Лицей № 129».
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 года).
Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова. — М.: Просвещение, 2020.
Программа предполагает использование УМК в составе:
Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова. — М.: Просвещение, 2020.
Всеобщая история. История нового времени. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [А.Я. Юдовская и др.]; под ред. А.А. Искендерова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2021.
Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 9 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2019.
Основные цели, задачи курса
Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.
Задачи изучения истории в школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой: авторская программа предусматривает 35 часов, так как в 9 классе только 34 учебных недели, то 1 час был убран из резервных уроков.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Изучение курса всеобщей истории в 9 классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Посредством рабочей программы реализуются три основные функции истории:
— познавательно-развивающая, которая состоит в изучении исторического пути разных стран и народов, отражении всех явлений и процессов истории человечества;
— практическо-политическая, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
— мировоззренческая, формирующая представления об обществе, общей картине мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.
Данные рабочей программы обеспечивают возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Федеральный государственный образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.
Структура и содержание рабочей программы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.
Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации. Содержание рабочей программы построено на основе проблемно- хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Рабочая программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, ставится акцент на связь истории зарубежных стран с историей России.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В рабочей программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории, познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества: всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В рабочей программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание рабочей программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность ко всему новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся научиться:
— пользоваться информацией;
— общаться;
— создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная рабочая программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Место курса «Всеобщая история. Новейшая история» в учебном плане
Школьный курс «Всеобщая история. Новейшая история» должен ввести учащихся основной школы в науку, т. е. познакомить их с общими понятиями (историческими и социологическими), объяснить им элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися.
В соответствии с базисным учебным планом «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.
Базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации в целом выделяет не менее 182 часов на изучение всеобщей истории в 5-9 классах основной школы: в 9 классе - не менее 34 ч (1 ч в неделю).
Результаты обучения и освоения содержания курса всеобщей истории
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения рабочей программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Личностные результаты:
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
— сформированность их мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности;
— осознание российской идентичности в поликультурном социуме;
— сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом;
— развитие чувства личности;
— система индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений;
— предпосылки правосознания и социальные компетенции — способность ставить цели и строить жизненные планы с учётом своих потребностей и интересов, а также социально значимых сфер деятельности в рамках социально-нормативного пространства.
Метапредметные результаты:
— освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных,
регулятивных), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
— готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
— овладение навыками работы с информацией.
Предметные результаты:
— знание основных дат, этапов и ключевых событий всеобщей истории XIX — начала XX в.; выдающихся деятелей всеобщей истории; важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
— сформированность умений определять последовательность, длительность исторических событий, явлений, процессов, происходивших в XIX - начале XX в.; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, события региональной и мировой истории; синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов; определять современников исторических событий (явлений, процессов);
— сформированность умений, используя легенду исторической карты/схемы, показывать и называть обозначенное на карте пространство (географические объекты, территории расселения народов, государства и т. п.), места, где произошли изучаемые события (явления, процессы), рассказывать о ходе исторических событий, процессов, характеризовать социально-экономическое развитие изучаемых регионов, геополитическое положение государств в указанный период; соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;
— сформированность умений проводить атрибуцию текстового исторического источника (определять его авторство, время и место создания, события, явления, процессы, о которых идёт речь, и др.); анализировать текст исторического источника с точки зрения его темы, цели создания, основной мысли, основной и дополнительной информации; анализировать позицию автора документа и участников событий (процессов), описываемых в историческом источнике; отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему; соотносить содержание текстового исторического источника с другими источниками информации при изучении событий (явлений, процессов); привлекать контекстную информацию для анализа исторического источника;
— сформированность умений различать основные типы исторических источников; соотносить вещественный исторический источник с историческим периодом, к которому он относится; описывать вещественный источник; использовать вещественные источники для составления краткого описания исторических событий (явлений, процессов);
— сформированность умений анализировать историческую информацию, представленную в различных формах (в том числе в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм); представлять историческую информацию в форме таблиц, схем;
— сформированность умений и владение приёмами описания исторических событий и памятников культуры на основе иллюстративного материала (изобразительной наглядности);
— сформированность умений объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
— сформированность умений рассказывать на основе плана о важнейших исторических событиях XIX — начала XX в., показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
— сформированность умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических процессов, явлений и событий;
— сформированность умений устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов;
— сформированность умений выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов;
— сформированность умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям XIX - начала XX в., достижениям мировой культуры;
— сформированность умений взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур и владение соответствующими приёмами.
2. Формы и виды организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса: диалог, беседа, дискуссия, индивидуальная, групповая и фронтальная работа в малых группах.
Формы и виды контроля:
Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:
- устный опрос (собеседование);
- публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);
- исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.;
- различные виды работ с исторической картой;
- анализ исторических источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
- тесты (однотипные, комплексные);
- историческое сочинение, эссе и т.п.
- рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).
Формы обучения:
1. Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
2. Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
3. Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
4. Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
5. Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
6. Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
7. Интегрированные уроки.
Каждую форму урока можно интерпретировать для любого урока по всеобщей истории в 9 классе по ФГОС.
Методы и технологии обучения:
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:
Устный, письменный ответ:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица).
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:
демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся:
демонстрирует общие представления об историческом процессе, но путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с историческим источником:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся:
установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
сопоставил факты нескольких исторических источников;
применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся:
определил тип источника и историческую эпоху его появления;
извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
сопоставил факты нескольких исторических источников;
применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся:
не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся:
не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.
Нормы оценок работы с исторической картой:
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся:
читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся:
допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся:
допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
не соотносит историческую информацию с картой;
не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся:
не умеет читать легенду карты;
не распознает историческую информацию, представленную на карте;
отказался работать с контурной картой.
Содержание курса «Всеобщая история. История Нового времени»
Промышленный переворот. Развитие техники, транспорта и средств коммуникации. Сельское хозяйство в условиях индустриализации. Торговля и промышленная революция. Изменение географии европейского производства. Политика меркантилизма. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, его черты. Промышленный переворот и его социальные последствия. Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Рождение ревизионизма.
Новые тенденции в экономическом развитии индустриальных стран. Монополистический капитализм и особенности его проявления в разных странах. Появление новых форм производства, торговли и кредита. Развитие банковской системы, введение золотого стандарта, экспорт капиталов. Интеграция мировых рынков. Экономические кризисы. Усиление экономического соперничества между великими державами.
Расширение спектра общественных движений: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, реформизм, анархизм. Рабочее движение и профсоюзы. Международное рабочее движение. I и II Интернационалы.
Колониальные империи (британская, французская, испанская, португальская, голландская, бельгийская). Доминионы. Колонии и зависимые страны. Колониальная политика Германии, США и Японии. Историческая роль колониализма.
Франция в период Консульства. Первая империя во Франции. Внутренняя политика Консульства и Империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны Консульства и Империи. Поход в Россию. Сто дней Наполеона. Битва при Ватерлоо. Крушение наполеоновской империи.
Венский конгресс и Венская система международных отношений. К. Меттерних. Священный союз. Противостояние консервативных и либеральных монархий. Восточный вопрос в 30—40-е гг. XIX в. Крымская война. Национальные и колониальные войны.
Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг. Европейские революции 1830—1831 гг. и 1848—1849 гг. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений и партий. Возникновение марксизма. Борьба за избирательное право.
Великобритания. «Мастерская мира»: социальное и экономическое развитие. Фритредерство. Чартизм. Либеральный и консервативный политические курсы. Парламентские реформы. У. Гладстон. Б. Дизараэли. Г. Пальмерстон. Д. Ллойд-Джордж. Ирландский вопрос. Расширение колониальной империи. Викторианская эпоха. Формирование британской нации.
Франция. Вторая империя. Политика бонапартизма. Наполеон III. Политическое развитие и кризис Третьей республики. Франко-прусская война и её последствия.
Движение за национальное единство и независимость Италии. Рисорджименто. Дж. Гарибальди. Образование единого государства в Италии. К. Кавур.
Политическая раздробленность германских государств. Войны за объединение Германии. Создание Германской империи. Внутренняя и внешняя политика Отто фон Бисмарка. Колониальная политика. Вильгельм II. Новый политический курс.
Империя Габсбургов. Особенности социально-экономического развития и политического устройства. Кризис Австрийской империи. Провозглашение конституционной дуалистической Австро-Венгерской монархии (1867). Император Франц-Иосиф.
Народы Балканского полуострова. Обострение соперничества великих держав в регионе. Борьба за создание национальных государств. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. и её итоги. Превращение Балкан в узел противоречий мировой политики.
Увеличение территории США. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие США в первой половине XIX в. Политическая борьба в начале XIX в. Территориальная экспансия и внутренняя колонизация. Доктрина Монро. Аболиционизм. Гражданская война в США. А. Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Реконструкция Юга. Расовая сегрегация и дискриминация. Т. Рузвельт. В. Вильсон.
Борьба за независимость и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. С. Боливар. Мексиканская революция.
Особенности экономического развития Латинской Америки. Судьба индейцев. Межгосударственные конфликты.
Традиционные устои Османской империи и попытки проведения реформ. Младотурки и младотурецкая революция.
Завершение завоевания Индии англичанами. Индийское национальное движение и восстание сипаев. Ликвидация Ост-Индской компании. Объявление Индии владением британской короны. Экономическое и социально-политическое развитие Индии во второй половине XIX в. Индийский национальный конгресс. М. Ганди.
Китай в период империи Цин. Опиумные войны. Гражданская война тайпинов. Политика самоусиления Китая и начало модернизации страны. Движение ихэтуаней. Синьхайская революция 1911 г. Сунь Ятсен и создание Гоминьдана.
Кризис Сёгуната Токугава. Открытие Японии. Преобразования эпохи Мэйдзи. Превращение Японии в великую державу.
Колониальный раздел Африки. Антиколониальное движение. Суэцкий канал. Англо-бурская война.
Военные союзы в Европе и назревание общеевропейского кризиса. Колониальная политика европейских государств. Международное соперничество и войны западных стран в начале ХХ в. Русско-японская война. Возникновение Тройственного согласия (Антанты). Марокканские кризисы.
Боснийский кризис. Балканские войны. Июльский кризис 1914 г. и начало Первой мировой войны.
Новая научная картина мира. А. Эйнштейн. Путешествия и развитие географических знаний. Открытия в астрономии, химии, физике. Биология и эволюционное учение. Ч. Дарвин. Революция в медицине. Л. Пастер. Р. Кох. Гуманитарные и социальные науки. Начальное и общее образование. Женское образование. Немецкая университетская революция. А. Гумбольдт. Распространение идеи университета за пределы Европы.
Золотой век европейской культуры. Художественные стили и направления в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре и музыке. Культура модерна. Зарождение массовой культуры. Возрождение Олимпийских игр. Кинематограф.
Духовный кризис индустриального общества. Декаданс.
Контрольно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год
по курсу «Всеобщая история. История Нового времени» (9А, 9Б, 9В классы. 34 ч)
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Практика | Контроль | Дата |
1 | Введение. | 1 | 1 | | |
2 | Начало индустриальной эпохи. | 9 | 9 | | |
3 | Страны Европы и США в первой половине XIXв. | 8 | 8 | | |
4 | Азия, Африка и Латинская Америка в XIX - начале XXв. | 3 | 3 | | |
5 | Страны Европы и США во второй половине XIX - начале XXв. | 9 | 9 | | |
6 | Итоговое повторение. | 2 | 1 | 1 | 15.11-20.11 |
7 | Резерв. | 2 | | | |
Поурочно-тематический план на 2022-2023 учебный год
по курсу «Всеобщая история. История Нового времени» (9А, 9Б, 9В, 9Г классы. 34 ч)
Тема урока | Элементы содержания, вводимые понятия | Виды деятельности учащихся | Возможные формы контроля | Всего часов | Дата |
Введение. | 1 | |
Тема 1. Введение: «Долгий» XIX век. | Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный технический прогресс. | Объяснять значение понятия Новое время. Называть черты традиционного и индустриального обществ. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества. | Высказывания, собеседование. | 1 | 1.09.-3.09.2022 |
Раздел 1. Начало индустриальной эпохи. | 9 | |
Тема 2. Экономическое развитие в XIX - начале XX в. | Завершение промышленного переворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Завершение в Англии аграрной революции. Переворот в средствах транспорта. Развитие транспортных сетей. Новые источники энергии. Революция в средствах связи. | С помощью фактов доказывать, что промышленный переворот завершился. Группировать достижения по рейтингу социальной значимости. Рассказывать об открытиях и их практической значимости для общества. | Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления. | 1 | 1.09.-3.09.2022 |
Тема 3. Меняющееся общество. | Урбанизация. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества. Пороки капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение. | Объяснять, какие ценности стали преобладать в индустриальном обществе. Доказывать, что индустриальное общество – городское общество. | Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления, работа с исторической картой. | 1 | 1.09.-3.09.2022 |
Тема 4. Век демократизации. | Технический прогресс и повседневность. Газета в городе. Новое в представлении о комфорте быта. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде. Новые Развлечения. | Выявлять социальную сторону технического прогресса. Доказывать, что среда обитания человека стала разнообразнее. Рассказывать об изменении отношений в обществе. | Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления. | 1 | 5.09-10.09 |
Темы 5-6. «Великие идеологии». | Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях преобразования общества. К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксизм. | Объяснять понятия: либерализм, консерватизм; причины многообразия социально-политических учений. Характеризовать учения, выделять их особенности. | Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления. Тесты, исторические диктанты. | 2 | 5.09-10.09 |
Тема 7. Образование и наука. | Причины роста числа открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Роль учения Ч. Дарвина для формирования нового мировоззрения. | Объяснять причины ускорения развития математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. (подтверждать примерами). Раскрывать в общих чертах сущность научной картины мира. | Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления. | 1 | 12.09-17.09 |
Темы 8-9. XIX век в зеркале художественных исканий. | Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Новое поколение «наследников» Робинзона в произведениях О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э. Золя. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи. Реализм. Критический реализм. Двенадцать лет истории французского импрессионизма. Постимпрессионизм. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового Света. | Объяснять, что на смену традиционному обществу идёт новое, с новыми ценностями и идеалами (приводить примеры из литературы). Разрабатывать проект о новом образе буржуа в произведениях XIX в. Выявлять и комментировать новые явления и тенденции в искусстве. Сравнивать искусство XIX в. с периодами Возрождения, Просвещения. Обозначать характерные признаки классицизма, романтизма, импрессионизма, приводить примеры. | Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления. | 2 | 12.09-17.09 |
Тема 10. Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. | Питание. Торговля и потребление. Техника в доме. Средства транспорта. Новое качество связи. Массовая культура и расширение форм досуга. Пространство и время. Индивидуализм и коллективное сознание. | Объяснять понятия: бренд, маркетинг, массовая культура, индивидуализм. | Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления. | 1 | 19.09-24.09 |
Раздел 2. Страны Европы и США в первой половине XIX в. | 8 | |
Темы 11-12. Консульство и Империя. | Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французское общество во времена империи. | Давать оценку роли Наполеона в изменении французского общества, страны в целом. Характеризовать внутреннюю политику в стране. Анализировать изменения положения низших слоёв общества, состояние экономики в эпоху республики и империи. | Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления, работа с исторической картой. | 2 | 19.09-24.09 |
Тема 13. Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи. | Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок. | Оценивать достижения курса Наполеона в социальной политике. Рассказывать о Венском конгрессе и его предназначении. | Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления, работа с исторической картой. | 1 | 26.09-1.10 |
Тема 14. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. | Противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Предотвращение революции в 40-е гг. XIX в. «Эпоха Викторианского компромисса». Англия – «мастерская мира». Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской империи. | Рассказывать о попытках Великобритании уйти от социального противостояния. Объяснять особенности установления парламентского режима в Великобритании. Раскрывать условия формирования гражданского общества. | Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления, работа с исторической картой. | 1 | 26.09-1.10 |
Тема 15. «От Альп до Сицилии»: объединение Италии. | Раздробленность Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Начало революции. Национальные герои Италии: Дж. Гарибальди и Д. Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины. К.Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное объединение Италии. | Объяснять причины раздробленности Италии. Оценивать поступки национальных лидеров Италии. Выделять факторы, обеспечившие национальное объединение Италии. | Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления, работа с исторической картой. | 1 | 26.09-1.10 |
Тема 16. Германия в первой половине XIX в. | Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. Поражение революции. Дальнейшая модернизация страны во имя её объединения. Образование Северогерманского союза. | Анализировать ситуацию в Европе и её влияние на развитие Германии. Называть причины, цели, состав участников, итоги революции. Оценивать значение образования Северогерманского союза. | Устный опрос, анализ исторических источников, публичные выступления, работа с исторической картой. | 1 | 3.10-8.10 |
Тема 17. Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX в. | Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию. «Лоскутная империя». Начало промышленной революции. | Объяснять причины революционной ситуации в Австрийской империи. Характеризовать «лоскутную империю». Выделять особенности промышленной революции. | Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления. Тесты, исторический диктант. | 1 | 3.10-8.10 |
Тема 18. США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост. | Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа Севера над Югом. Значение Гражданской войны и политики А. Линкольна. | Выделять особенности промышленного переворота в США. Объяснять причины неравномерности развития страны и конфликта между Севером и Югом. Раскрывать понятия: аболиционизм, плантаторство, закон о гомстедах, фермер. Называть итоги Гражданской войны и её уроки. | Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления. | 1 | 3.10-8.10 |
Раздел 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в. | 3 | |
Тема 19. Страны Азии в XIX – начале XX в. | Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Начало эры «просвещённого» правления. Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Японии. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния. Кан Ю-вэй. Новый курс Цыси. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Индия – жемчужина британской короны. Влияние Ост-Индской компании на развитие страны. Колониальная политика Британской империи в Индии. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857–1859 гг.). Индийский национальный конгресс (ИНК). | Объяснять своеобразие уклада Японии. Устанавливать причины неспособности противостоять натиску западной цивилизации. Раскрывать смысл реформ Мэйдзи и их последствия для общества. Сравнивать способы и результаты «открытия» Китая и Японии европейцами на конкретных примерах. Рассказывать о попытках модернизации и причинах их неудач. Характеризовать курс Цыси. Анализировать реформы Кан Ю-вэя и их возможные перспективы. Доказывать, что Индия – «жемчужина британской короны». Объяснять пути и методы вхождения Индии в мировой рынок. Рассказывать о деятельности ИНК и Тилака. Составлять словарь терминов по теме урока. | Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления. | 1 | 10.10-15.10 |
Тема 20. Африка в XIX – начале XX в. | Традиционное общество на африканском континенте. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки. | Объяснять, почему в Африке традиционализм преобладал дольше, чем в других странах. Анализировать развитие, культуру стран Африки. Характеризовать особые пути развития Либерии и Эфиопии. | Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой. | 1 | 10.10-15.10 |
Тема 21. Латинская Америка: нелёгкий груз независимости. | Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Время освободителей: С. Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование независимых государств в Латинской Америке. | Показывать на карте страны Латинской Америки и давать им общую характеристику. Выделять особенности развития Латинской Америки в сравнении с Северной Америкой. Выделять цели и средства национально-освободительной борьбы. | Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления. | 1 | 10.10-15.10 |
Раздел 4. Страны Европы и США во второй половине XIX - начале XX в. | 9 | |
Тема 22. Великобритания до Первой мировой войны. | Реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон, Б.Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальные захваты. | Доказывать, что реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента. Характеризовать двухпартийную систему. Сравнивать результаты первой и второй избирательных реформ. Находить на карте и называть владения Британской империи. | Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления. | 1 | 17.10-22.10 |
Тема 23. Франция: Вторая империя и Третья республика. | Замедление темпов экономического развития. Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. Третья республика и её политическое устройство. Демократические реформы. Реформы радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция – колониальная империя. Первое светское государство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к войне . | Выявлять и обозначать последствия Франко-прусской войны для французского города и деревни. Объяснять причины установления Третьей республики. Сравнивать курс, достижения Второй и Третьей республик во Франции. | Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления. | 1 | 17.10-22.10 |
Тема 24. Германия на пути к европейскому лидерству. | Пруссия во главе империи. Ускорение темпов экономического развития. Бисмарк и внутренняя оппозиция. Политика «нового курса» О. Бисмарка – прогрессивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в стремлении к личной власти. Национализм. Подготовка к войне. | Характеризовать политический курс О. Бисмарка. Анализировать политические меры Бисмарка с позиции их прогрессивности для Европы. Объяснять причины подготовки Германии к войне. | Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой. | 1 | 17.11-22.10 |
Тема 25. Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. | Система дуализма. Экономическое развитие. Социальное и политическое развитие. Национальная проблема. Балканские страны. Младотурецкая революция. | Объяснять понятия: дуалистическая монархия, урбанизация, эмиграция, младотурки, аннексия. | Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления. | 1 | 24.10-28.10 |
Тема 26. Италия: время реформ и колониальных захватов. | Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра Дж. Джолитти. Переход к реформам. Колониальные войны. | Характеризовать преобразования в Италии. Объяснять причины отставания экономики Италии от экономик ведущих европейских стран. Объяснять причины начала колониальных войн Италии. | Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления. | 1 | 24.10-28.10 |
Темы 27-28. США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры». | Причины быстрого экономического развития США после Гражданской войны. Отношение к образованию и труду. Структура неоднородного американского общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ по укреплению гражданского общества и правового государства. | Сравнивать борьбу за права в США и Великобритании в XIX в. Составлять задания для соседа по парте по одному из пунктов параграфа. Рассказывать об особенностях борьбы рабочих за свои права в США. Оценивать курс реформ Т. Рузвельта для дальнейшего развития страны. | Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления. | 2 | 24.10-28.10 7.11-12.11 |
Темы 29-30. Международные отношения в XIX – начале XX в. | Политическая карта мира начала XX в. – карта противостояния. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Нарастание угрозы мировой войны. Создание военных блоков. Первые локальные империалистические войны. Образование новых государств. Пацифистское движение | Работать с картой в ходе изучения особенностей международных отношений в эпоху Нового времени. Объяснять причины многочисленных войн в эпоху Нового времени. Характеризовать динамичность, интеграцию отношений между странами в Новое время. | Устный опрос, анализ исторических источников, работа с исторической картой, публичные выступления. | 2 | 7.11-12.11 |
Раздел 5. Итоговое повторение. | 2 | |
Темы 31-32. Основные итоги истории XIX – начала XX в. (повторительно-обобщающие уроки). | | Составлять словарь терминов Нового времени. Устанавливать причины смены традиционного общества индустриальным. Объяснять причины частых революций в Европе. Разрабатывать проекты по любой из наиболее интересных и понравившихся в курсе тем. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса. | Устный опрос. Тесты, исторический диктант. | 2 | 14.11-19.11 |
Резерв. | | | | 2 | 14.11-19.11 21.11-26.11 |
Итого: 34 часа. |
8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение кабинета
8.1. Список технических средств обучения в кабинете:
1. Всеобщая история. История нового времени. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [А.Я. Юдовская и др.]; под ред. А.А. Искендерова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2021.
2. Презентации.
3. Публицистические, документальные, художественные фильмы.
4. Изобразительная наглядность (репродукции, учебные картины, фотографии, исторические карты).
5. Условно-графическая наглядность (схемы, таблицы).
8.2. Учебно-методическое обеспечение кабинета
Цифровые образовательные ресурсы:
Документальные, научно-популярные и образовательные видеофильмы (http://intellect-video.com.).
Электронная версия газеты «История». Приложение к газете «Первое сентября» и сайт «Я иду на урок истории». (http://his.1september.ru/).
Сайт журнала «Преподавание истории в школе» (http://pish.ru/).
Библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru/. Одна из старейших и наиболее популярных библиотек Рунета. Исторический каталог: http://lib.ru/win/HISTORY/).
Электронное приложение к учебнику (ресурсы сайта www.online.prosv.ru.).
Лист регистрации изменений, внесённых в рабочую программу
№ п\п | Дата | Стр. с изменениями | Характеристика изменений | Реквизиты документа, закрепляющего изменения | Фамилия работника, внесшего изменения | Подпись работника |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
23