СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по Миру природы и человека для для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 4 класс УМК «Мир природы и человека» Матвеева Н.Б. Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс (34 ч)

Четвертый год обучения завершает работу по программе «Мир природы и человека». Основными задачами этого года обучения являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний.

Просмотр содержимого документа
«РП по Миру природы и человека для для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 4 класс УМК «Мир природы и человека» Матвеева Н.Б. Раздел 3. Календарно-тематическое планирование»

  1. класс (34 ч)

Четвертый год обучения завершает работу по программе «Мир природы и человека». Основными задачами этого года обучения являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний.

Внимание учителя по-прежнему направлено на развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения знаний о природе, на формирование элементов образного и аналитического мышления, развитие кругозора, обогащение словаря обучающихся, воспитание любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому.

Четвертый год обучения завершает и обобщает работу, начатую в 1–3 классах. Основные задачи, которые решаются на этом этапе обучения, следующие:

    • формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

    • формирование четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обусловливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека;

    • закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека; изучение доступных обучающимся сведений о почве, ее свойствах и значении в жизни живой природы;

    • воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.

Следует напомнить, что порядок изучения тем, а также время, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем с учетом возможностей конкретного класса, уровня подготовленности обучающихся.



Необходимо обратить внимание на сознательное усвоение знаний, для чего максимально активизировать обучающихся во время учебных занятий, побуждать их к поиску ответов на вопросы, решению задач, поставленных учителем. Актуализировать ранее полученные знания и с их помощью учить рассуждать, доказывать свою точку зрения. Учить сравнивать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Уроки должны приносить детям радость, вселять уверенность в своих силах.





Содержание курса

Тематическое

планирование

Кол-во

часов

Характеристика деятельности обучающегося

Сезонные изменения в природе (9 ч)

Обобщение полученных знаний о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды,

количество тепла), на смену

Влияние Солнца на смену времен года

Признаки осени

1

Рассматривание рисунка. Составление рассказа по схеме Чтение текста учебника. Нахождение в тексте и название осенних месяцев, признаков осени. Определение по рисункам признаков осени. Составление рассказа об

осенних месяцах




времен года. Чередование

Растения и

1

Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение

времен года, закрепление знаний

животные


причин признаков осени. Нахождение и название

о названиях месяцев.

осенью


знакомых цветов, овощей. Составление рассказа об

Формирование представлений



использовании овощей

о явлениях в неживой природе:



Чтение текста. Нахождение объектов на рисунке. Чтение

замерзание рек (ледостав), иней,



вопросов, построение ответов. Разгадывание загадок.

изморозь, моросящий дождь,



Нахождение и показ на рисунке знакомых объектов

ледоход, проталина, разлив,




Признаки зимы

1

Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы.

ливень, град, роса, туман.



Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы.

Растения и животные в разное



Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на

время года.



рисунки

Сад, огород, поле, лес в




Растения и

1

Сравнение рисунков. Составление описательного рассказа.

разное время года

животные


Нахождение объектов по заданию. Прослушивание и

Дикие и домашние животные

зимой


чтение текста

в разное время года.



Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника.

Труд людей города и села в



Рассматривание объектов на рисунке. Называние знакомых

разное время года



объектов. Составление рассказа о жизни растений и




животных зимой





Труд людей

зимой

1

Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста. Словарная

работа (ветеринар). Составление рассказа по рисункам

Растения и животные весной

1

Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за погодой. Работа по схемам. Чтение рассказа. Определение свойств объекта по рисунку с доказательством выбора. Отгадывание загадок. Сравнение рисунков. Отработка названий весенних цветов Нахождение в тексте объектов природы. Составление рассказа по рисункам. Зарисовка муравейника в тетрадь.

Название детенышей животных

Труд людей осенью и весной

1

Рассматривание рисунков. Определение объектов на рисунке. Составление рассказа о труде людей. Разучивание стихотворения. Составление рассказа о весне, осени по рисункам. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Словарная работа (многолетние растения, садовые инструменты). Практическая работа на пришкольном участке (сгребание листвы). Правила безопасного

использования садового инструмента





Растения и животные летом

1

Нахождение признаков объекта по рисункам. Работа со схемами. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Нахождение в тексте определений явлений природы. Определение весенних месяцев по рисункам, знакомых растений. Определение и разучивание названий растений сада и огорода. Зарисовка растений. Работа со стихотворным текстом

Называние знакомых насекомых. Нахождение знакомых насекомых на рисунках. Составление рассказа о животных с опорой на рисунки, по опорному плану. Составление

рассказа о ферме

Труд людей летом

1

Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса, сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа о работе людей летом. Чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте. Составление рассказа о правилах купания. Запись

предложения в тетрадь

Неживая природа (4 ч)




Почва. Состав почвы: песок,

Почва

1

Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке.

глина, камни.

Состав почвы


Чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту.

Простейшие свойства почвы,



Работа с рисунками (нахождение и показ объектов,

их значение для растений.



сравнение объектов)

Способы обработки почвы:



Словарная работа (перегной, плодородный). Чтение текста

рыхление, полив и т. д.



учебника, нахождение ответов в тексте. Нахождение

Формы поверхности Земли:



объекта на рисунке

равнины, низменности, холмы,




Обработка

1

Чтение текста учебника. Составление рассказа по

горы

почвы


рисункам об обработке земли в огороде, поле. Запись в


Правила


тетрадь названий садовых инструментов. Практическая


обращения с


работа на пришкольном участке (перекапывание почвы)


садовым


Рассматривание и отбор садового инструмента


инструментом


(натуральных объектов). Определение, чем могут быть




опасны садовые инструменты. Формулировка правил




обращения с садовым инструментом. Запись правил в




тетрадь. Зарисовка садового инструмента





Песок и глина

1

Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Чтение



текста учебника. Составление рассказа о песке с



использованием текста учебника. Работа с рисунками



(использование песка)



Опыт: свойства глины (не пропускает воду, пластичная,



можно использовать для лепки). Чтение текста учебника.



Составление рассказа о глине с использованием текста



учебника. Работа с рисунками (использование глины).



Изготовление поделки из глины

Рельеф. Горы,

1

Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы,

холмы,


вершина). Чтение текста учебника, ответы на вопросы.

равнины,


Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий.

овраги


Зарисовка в тетради гор и холмов, подпись названий



Словарная работа (равнины, овраги). Рассматривание



объектов природы (равнины, овраги) на рисунках, ответы



на вопросы. Зарисовка в тетради объектов природы



(равнина, овраг)





Живая природа (21 ч)

Растения (6 ч)

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.

Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля: рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень,

стебель-соломина, лист, колос,

Растения. Огород

1

Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в

тексте

Лес. Ориентировка в лесу.

1

Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев. Запись в тетрадь. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы, цветоводы). Нахождение на рисунке объектов природы, определение знакомых и незнакомых объектов, их перечисление. Объяснение выбора объекта природы по признаку (деревья). Разгадывание загадок. Дифференциация предметов по признаку (деревья, кустарники)Упражнения на ориентировку в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди). Рассматривание

приборов для ориентировки в пространстве (компас).




метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений



Практическое упражнение ориентирование по компасу, по

природным объектам

Сад. Растения культурные и дикорастущие

1

Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на рисунках, определение их предназначения. Запись названий садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента. Составление рассказа о правилах использования садового инструмента на основе рисунков и текста

Нахождение определения дикорастущих и культурных растений, ответов на вопросы в тексте учебника. Сравнение рисунков. Словарная работа (культурные, дикорастущие, сорт). Рассматривание натуральных объектов (яблок разных сортов, семян). Описание по

внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на вопросы





Лекарственные растения Красная книга

1

Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте учебника. Знакомство с лекарственными растениями (чтение названия и информации на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности

Чтение рассказа учебника, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по внешнему виду. Зарисовка в

тетради одного объекта. Запись названия

Растения полей. Поле в разное время года

1

Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на вопросы. Объяснение пословицы. Рассматривание натуральных объектов. Составление рассказа об изготовлении продуктов питания из муки. Словарная работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка). Чтение текста (работа в поле в разное время года), беседа по рисункам. Отгадывание загадок. Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и

гречиха). Изготовление поделки из соломы

Парки

1

Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа (парк,







аллея, сквер). Описание парка (сквера). Называние известных парков, расположенных вблизи

местожительства


Животные (5 ч)

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада;

охрана птиц.

Домашние животные: лошадь, корова

1

Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на рисунке знакомых животных. Чтение рассказа в учебнике, ответы на вопросы. Составление рассказа об известном

животном

Рассматривание рисунка с изображением лошади, коровы. Выделение частей тела. Описание животного по плану. Словарная работа (скакун, тяжеловоз). Составление

рассказа об использовании лошади, коровы человеком




Домашние птицы: курица,

Свинья, овца

1

Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи.

гусь, утка. Внешний вид,

Правила ухода


Выделение частей тела. Описание животного по плану.

повадки, забота о потомстве.

за домашними


Составление рассказа об использовании овцы, свиньи

Уход за ними.

животными


человеком. Зарисовка домашнего животного

Дикие птицы: утка, гусь,



Рассматривание предметов ухода за домашними

лебедь. Внешний вид, образ



животными. Запись названий предметов в тетрадь.

жизни. Сравнение с домашними



Составление правил ухода за домашними животными по

уткой и гусем.



вопросам. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту

Насекомые. Внешний вид,




Птицы

1

Показ частей тела птиц. Составление описательного

образ жизни, питание.

Польза и вред


рассказа по плану. Рассматривание и называние знакомых

Полезные насекомые.

птиц


объектов на рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду,

Разведение и использование

Водоплавающи


среде обитания. Составление рассказа по вопросам о

человеком пчел. Пасека.

е птицы


пользе и вреде птиц. Рассматривание скворечника,

Насекомые-вредители



кормушек, объяснение их назначения. Чтение текста




учебника. Ответы на вопросы по тексту. Изготовление (в




домашних условиях) кормушки для птиц. Словарная




работа (водоплавающие птицы). Нахождение




водоплавающих птиц на рисунках. Определение, что







позволяет птицам плавать. Сравнение двух

водоплавающих птиц. Нахождение сходства и различий.

Составление описательного рассказа

Дикие

и

1

Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние

домашние



знакомых объектов (утка, селезень). Словарная работа

птицы



(утка, селезень). Запись названий птиц в тетрадь.




Определение птиц по контуру. Зарисовка контура птицы




Нахождение птиц на рисунках. Составление описательного




рассказа. Словарная работа (курица, петух, цыплята).




Определение значения курицы для человека. Экскурсия на




птицеферму (по возможности)




Сравнение диких и домашних птиц. Нахождение сходства




и различий. Чтение текста учебника. Нахождение ответов




на вопросы в тексте учебника

Насекомые.

1

Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение

Пчела.


текста. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок.

Насекомые-


Составление описательного рассказа о насекомом по

вредители


плану. Запись названий насекомых в тетрадь, зарисовка







насекомого. Рассматривание изображения пчелы. Определение частей тела пчелы. Определение пользы пчелы для человека. Правила поведения на пасеках. Чтение текста учебника. Слушание рассказа о насекомых- вредителях. Рассматривание рисунка. Запись названий

насекомых в тетрадь

Человек (6 ч)

Голова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих

Человек. Мозг человека

1

Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Рассматривание рисунков, ответы на вопросы.

Сравнение мозга собаки и лягушки по рисункам

Профилактика травм головного мозга

1

Чтение текста учебника. Определение правил профилактики травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Объяснение по рисункам правильного и неправильного поведения. Зарисовка иллюстрации

правильного поведения

Режим дня. Часы

1

Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное время суток. Чтение текста учебника. Выделение

ответов на вопросы в тексте учебника. Составление




животных. Зоопарк. Заповедник.



рассказа о любимом занятии вечером. Рассматривание

Лесничество

часов. Определение предназначения часов (будильник,


настенные, ручные, песочные). Практическая работа по


определению времени. Составление режима дня, запись в


тетрадь


Профилактика

1

Практическое разучивание физкультминутки для


переутомления


профилактики переутомления. Запись комплекса




гимнастики в тетрадь


Загрязнение

1

Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам.


воздуха, воды,


Определение действий человека по очистке воздуха.


почвы


Придумывание пиктограмм, условных знаков,




запрещающих загрязнение воздуха. Чтение текста




учебника, выделение ответов на вопросы. Выявление




причин загрязнения воды по рисункам. Определение




действий человека по очистке воды. Придумывание




пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение




воды. Чтение текста учебника, выделение ответов на




вопросы. Выявление причин загрязнения почвы по







рисункам. Определение действий человека по очистке

почвы. Придумывание пиктограмм, условных знаков,

запрещающих загрязнение почвы, зарисовка в тетрадь.

Чтение текста учебника, ответы на вопросы

Заповедники.

1

Определение понятия заповедник. Чтение понятия в

Зоопарк (по


тексте. Запись понятия в тетрадь. Составление рассказа о

выбору)


занятиях людей, работающих в заповедниках,



лесничествах. Словарная работа (заповедник, лесничество)



Экскурсия в зоопарк. Слушание рассказа учителя о



животных зоопарка. Рассматривание объектов, зарисовка в



тетрадь

Безопасное поведение (4 ч)




Правила поведения с

Правила

2

Определение правильного поведения по иллюстрациям.

незнакомыми людьми, в

поведения в


Составление рассказа о безопасном поведении. Выбор

незнакомом месте.

быту, в школе


правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание

Правила поведения на улице.



телефонов экстренной помощи. Правила поведения при

Движения по улице группой.



беседе по телефону. Игра «Телефонный звонок»

Изучение ПДД: сигналы



Ответы на вопросы. Разыгрывание ситуаций по правилам

светофора, пешеходный переход,



поведения в школе. Составление рассказа по правилам

правила нахождения ребенка на



поведения в школе. Рисунок «Как правильно вести себя на

улице (сопровождение взрослым,



уроке»

движение по тротуару, переход




ПДД. Дорога.

1

Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными

улицы по пешеходному

Пешеходный


словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные

переходу). Правила безопасного

переход


пути, тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание

поведения в общественном



правил поведения на дороге. Практическая отработка

транспорте.



правил

поведения

на

дороге.

Рассматривание

Правила безопасного



иллюстраций. Чтение правил перехода по «зебре» (по

использование учебных



очереди, по цепочке). Нахождение предложения в тексте

принадлежностей, Правила



по заданию учителя. Экскурсия «Пешеходный переход».

обращения с электричеством,



Практическая отработка навыков перехода дороги по




газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб



пешеходному переходу, светофору. Разучивание

стихотворения

Транспорт. Мы

– пассажиры

1

Прослушивание текста. Работа с опорными словами (пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, водитель, кондуктор). Нахождение объектов на иллюстрациях. Чтение правил поведения в общественном транспорте. Практическая отработка правил поведения в

транспорте и общественных местах (экскурсия)



Скачать

© 2019 320 16

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!