СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по Биология для лаборантов-экологов 76 часов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП по Биология для лаборантов-экологов 76 часов»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АТК)



УТВЕРЖДЕНА

в составе образовательной программы

педагогическим советом

от 31.08.2022, протокол № 1





рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОго предмета


УПВ. 04У биологИЯ

(углублённый уровень)


















Свободный 2022 г.

Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с:

Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).


Положением о рабочей программе общеобразовательных учебных предметов по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования (ППКРС) ГПОАУ «Амурский технический колледж».


Рабочая программа учебного предмета разработана, учитывая:

Примерную основную образовательную программу среднего общего образования. Одобрена решением от 12 мая 2016 года. Протокол № 2/16


Организация-разработчик:


государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский технический колледж».


Автор(ы)-составитель(и):


Куколева О. А., преподаватель географии и биологии




Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии:


Протокол № 1 от 31.08.2022 года


Председатель _____________/Дегтярёва А.А.






СОГЛАСОВАНА:


Библиотекарь


________________________/Овешкова Т.М.

«_____»_____________ _____________


Заведующий структурным подразделением



______________________/Татаренко Ю.В.

«_____»_____________ _____________


Заместитель директора по научно-методической работе


________________________/Бондаренко Е.А.

«_____»_____________ _____________















СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета


4

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета


5

  1. содержание УЧЕБНОго предмета

12

  1. тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

16

  1. Материально-техническое обеспечение




17

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета


18







1. паспорт рабочей программы УЧЕБНОго предмета

Биология

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета «Биология» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии ФГОС СПО по профессиям:

Естественно-научного профиля:

18.01.02/ Лаборант – эколог/ Химические технологии

код / профессия / укрупнённая группа



1.2. Место учебного предмета в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

Программа «Биология» входит в общеобразовательный учебный цикл, подцикл дополнительные учебные предметы из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.



1.3. Система оценки результатов

Реализация программы предмета «Биология» сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.

Текущий контроль успеваемости провидится в формах:

  • Опрос

  • Оценка выполнения задания на практическом занятии

  • Выполнение письменного задания на занятии и/или самостоятельной работе

  • Тестирование

  • Решение задач

  • Составление таблиц

  • Составление схем

  • Подготовка сообщений (докладов)

Периодичность проведения не реже 1 раза за 12 часов (каждое практическое/ лабораторное занятие)

Порядок проведения: текущий контроль проводится на учебных занятиях, а также включает в себя оценку выполнения самостоятельной работы. Порядок проведения текущего контроля успеваемости определяется рабочими материалами преподавателя, разрабатываемыми для проведения учебных занятий и фондом оценочных средств.

Изучение предмета заканчивается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС с получением среднего общего образования в соответствии с учебным планом.

Дифференцированный зачет проводится на последнем учебном занятии. Порядок проведения дифференцированного зачёта определяется фондом оценочных средств по учебному предмету.



















1.4 Объем учебного предмета и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

115

Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

23

Внеаудиторная (самостоятельная) работа

39

Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачёт











































































2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



В результате освоения учебного предмета «Биологии» у студента должны быть сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

В соответствии с требованиями ФГОС СОО

Уточненные и конкретизированные результаты с учётом специфики раздела «Биология»

ЛР1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки;

ЛР9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли биологических компетенций в этом;

ЛР12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

биологически грамотное поведение в профессиональной деятельности в быту, повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения природной среде;





















Метапредметные результаты


В соответствии с требованиями ФГОС СОО

Уточненные и конкретизированные результаты с учётом специфики раздела «Биология»

УУД

Типовые задачи УУД

МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;


МР1) Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практических и лабораторных занятиях;


Выпускник научится:

Регулятивные УУД:

Р1) самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

Р2) оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

Р3) ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

Р4) оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

Р5) выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

Р6) организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

Р7) сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.



Познавательные УУД:

П1) искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

П2) критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

П3) использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

П4) находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

П5) выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

П6) выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

П7) менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.











Коммуникативные УУД:

К1) осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

К2) при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

К3) координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

К4) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

К5) распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

  1. Выполнение лабораторной работы

  2. Выполнение практической работы

  3. Учебный проект






















МР2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

МР2) Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

1. Решение задач

2. Составление схем

3. Составление сводных таблиц

4. Составление текста из опорных слов

5. Нахождение ошибок в тексте


МР3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи

МР4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Использование различных источников для получения биологической информации, умение оценить её достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

Понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.


  1. работа в малых группах

  2. взаимный контроль

  3. публичное выступление на конференции



МР5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, информационной безопасности;

Использование различных источников для получения биологической информации.






Предметные результаты освоения



"Биология" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

"Биология" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса биологии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;

2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

5) сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.


В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

– объяснять причины наследственных заболеваний;

– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

– объяснять последствия влияния мутагенов;

– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Выпускник на углубленном уровне научится:

– оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

– оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

– устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

– обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

– проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

– выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

– устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

– решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

– делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

– сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

– выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

– обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

– определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

– решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

– раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

– сравнивать разные способы размножения организмов;

– характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

– выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

– обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

– обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

– характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

– устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

– аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

– обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

– оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

– выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

– прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

– выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

– аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

– моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

– выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

– использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.









3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Введение (2 часа)

Объект изучения биологии – живая природа. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Демонстрации:

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.


1. Учение о клетке (10 часов)

Химическая организация клетки. Клетка–элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.


Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.


Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.


Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.


Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.


Митоз. Цитокинез.

Демонстрации:

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.


Практические занятия: (2 часов)

Практическое занятие №1. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. (2 часа)


Внеаудиторная самостоятельная работа: (6 часов)

Подготовка сообщение по теме: Клеточная теория строения организмов (2 часа)

Подготовка презентации по темам: «Строение клетки» (2 часа)

Составление таблиц «Строение растительной клетки» (2 часа)


2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (9 часов)

Размножение организмов. Организм – единое целое. Многообразие организмов Размножение – важнейшее свойство живых организмов.

Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Митоз.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Демонстрации:

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.


Практические занятия: (2 час)

Практическое занятие №2. «Изучение различий митоза и мейоза» (2 часа)


Внеаудиторная самостоятельная работа: (3 часа)

Подготовка презентации по теме: «Жизненный цикл клетки» (3 часа)


3. Основы генетики и селекции (22 часа)

Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика–наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.


Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.


Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.


Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.


Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).


Демонстрации:

Моногибридное и ди гибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.


Практические занятия: (12часов)

Практическое занятие №3. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. (2 часа)

Практическое занятие № 4. Решение генетических задач на моно и дигибридное скрещивание. (2 часа)

Практическое занятие № 5. Решение задач на сцепленное наследование. (2 часа)

Практическое занятие № 6. Изменчивость организмов. (2 часа)

Практическое занятие №7. Решение генетических задач на неполное доминирование (2 часа)

Практическое занятие №8. «Изучение мутаций» (2 часа)


Внеаудиторная самостоятельная работа: (10 часов)

Подготовка рефератов по темам: «Наследственная информация и передача её из поколения в поколение» (6 часа);

Подготовка презентации по темам: «Основные методы селекции и биотехнологии» (4 часа).


4. Происхождение и развития жизни на земле. (15 часов)


Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.


История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.


Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии.


Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Демонстрации:

Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных.


Практические занятия: (4 часов)

Практическое занятие №9. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. (2 часа)

Практическое занятие № 10. Приспособленность организмов к среде обитания. (2 часа)

Внеаудиторная самостоятельная работа: (8 часов)

Подготовка рефератов по темам: «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции» (6 часа)

Подготовка презентации по теме: «Приспособительные ритмы жизни» (2 час).



5. Происхождение человека (4 часов)

Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.


Демонстрации:

Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов. Происхождение человека. Человеческие расы.


Практические занятия: (1 часа)

Практическое занятие № 11. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. (1 часа)


Внеаудиторная самостоятельная работа: (4часа)

Подготовка презентации по теме: «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества» (4 часа).




6. Основы экологии (12 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества–агроэкосистемы и урбоэкосистемы.


Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.


Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.


Глобальные экологические проблемы и пути их решения.


Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.


Демонстрации:

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.


Практические занятия: (2 часа)

Практическое занятие №12 Решение экологических задач. (2 часа)


Внеаудиторная самостоятельная работа: (4часов)

Подготовка реферата по теме: «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги (4 часа)


7. Бионика (2)



Бионика рассматривает особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.


Демонстрации:

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.


Внеаудиторная самостоятельная работа: (4 час)

Подготовка сообщение по теме: «Экологические кризисы и экологические катастрофы». (4 час)















































































  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Вид учебной работы

Количество часов


Аудиторные занятия


Содержание обучения

Аудиторные занятия


в т.ч. лабораторные и практические занятия

внеаудиторная самостоятельная работа


Введение

2

-


1.Учение о клетке

10

2

6

2. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

9

2

3

3.Основы генетики и селекции.

22

12

10

4. Происхождение и развитие жизни на Земле.

15

4

8

5. Происхождение человека.

4

1

4

6. Основы экологии.

12

2

4

7. Бионика.

2

-

4

Итого:

76

23

39

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего:

115

























5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению



Реализация программы учебного предмета «Биология» требует наличия учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Оборудование учебного кабинета: многофункциональный комплекс преподавателя; комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд.

Технические средства обучения: информационно-коммуникативные средства; экранно-звуковые пособия; ИНТЕРНЕТ





5.2. Информационное обеспечение обучения



Для студентов

  • Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Биология, 10 класс. Общая биология. – М.: 2016

  • Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2014

  • Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2015

  • См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении

общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»

  • Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. – М.: 2010

  • Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. – М.: 2011

  • Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. – М.: 2012


Для преподавателей

  • Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

  • Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской

  • Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

  • Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

  • Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. – М.: 2007, 2010

  • Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В. Маркиной. — М.: 2010

  • Дарвин Ч. Сочинения, т.3. – М.: 1939

  • Дарвин Ч. Происхождение видов. – М.: 2006

  • Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: 2010

  • Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов. – М.: 2010

  • Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. – М.: 2010

  • Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. – М.: 2010


Интернет-ресурсы

  • http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи,

  • новости, библиотека.

  • http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии

  • http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

  • http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

  • http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, Online тесты.

  • http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник,

  • большой список Интернет-ресурсов.

  • http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о

  • них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.

  • http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные

  • обучающие программы по биологии.

  • http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.

  • http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект

  • Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)

  • http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.

  • ww.schoolcity.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 – биология в вопросах и ответах.

  • http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

  • http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников.


  • Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам:

  • Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.

  • http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.








6. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета «Биология»

Образовательные результаты

Текущий контроль успеваемости

Индивидуальный проект

Задания дифференцированного

зачета

Оценочные средства

лекций, уроков

Практические занятия

Самостоятельная работа



Личностные:






ЛР1

Х

Х

Х

Х

Х

ЛР9

Х

Х

Х

Х

Х

ЛР12

Х

Х

Х

Х

Х

Метапредметные:






МР1




+


МР2




+


МР3




+


МР4




+


МР5




+


МР6




+


Предметные:






ПР1





+

ПР2





+

ПР3

Доклад

«Строение клетки»

ПЗ.№ 7



+

ПР4




+

ПР5




+

ПР6




+

ПР7


ПЗ.№ 10



+

ПР8





+

ПР9


ПЗ.№ 8



+

ПР10





+


Приложение к рабочей программе учебного предмета «Биология»


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


занятия

Наименование разделов, тем

Модуль воспитательной программы «Урок биологии»

Кол-во часов

Формы и методы

Контроля (в т.ч. в соответствии с ФОС)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Внеаудиторная самостоятельная работа

студентов

домашнее задание

самостоятельная работа студента,

исследовательская и проектная деятельность


Введение


2





1-2

Уровни организации жизни


2

Опрос

ЛР4,ЛР6,ЛР10,

МР2, МР3, ПР1,

ПР2

Выполнить таблицу



Учение о клетке

Сообщение «Биология — это изучение самого человека»

10


ЛР5,ЛР6,МР1,МР2,МР5,

МР6,ПР2,ПР3,

\



3-4

Химическая организация клетки

2

Работа у доски Индивидуальные задания

§8-9


5-6

Белки. Углеводы. Липиды. Ферменты.

2

Работа с таблицей

§10-11


7-8

Практическое занятие №1. Сравнение строения клеток растений и животных.

2

Практическая

работа

§15


9-10

Основные части и органоиды клетки

2

Работа устная

§20-22


11-12

Обмен веществ в клетке.

2

Работа у доски Индивидуальные задания

§27



Размножение и индивидуальное развитие организмов

Формировать ответственность за здорового образа жизни

9


ЛР5,ЛР12,МР1,МР2,МР5,

МР,ПР2,ПР3,




13-14

Деление клетки. Митоз

2

Индивидуальные задания

§36


15-16

Деление клетки. Мейоз. Половые клетки.

2

Контрольная раьбота

§37


17

Формы размножение

1

Работа у доски Индивидуальные задания

§38


18-19

Практическое занятие №2. «Изучение различий митоза и мейоза»

2

Практическая

работа



20-21

Оплодотворение. Онтогенез.

2

Работа у доски

§40



Основы генетики и селекции


22


ЛР5,ЛР9,МР1,МР2,МР3,

МР4,ПР5.




22-23

Моногибридное скрещивание


2

Работа у доски Индивидуальные задания

§43


24-25

Практическое занятие №3. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.


2

Практическая

работа

§43-44


26-27

Дигибридное скрещивание


2

Решение задач

§45


28-29

Практическое занятие № 4. Решение генетических задач на моно и дигибридное скрещивание.


2

Практическая

работа

Решение задач


30

Неполное доминирование.


1

Решение задач

§44


31-32

Практическое занятие № 5. Решение задач на сцепленное наследование.


2

Практическая

работа

Решение задач


33-34

Генетика пола. Взаимодействие генов.


2

Решение задач

§48


35-36

Практическое занятие № 6. Изменчивость организмов.


2

Практическая

работа

Учить термины


37-38

Практическое занятие №7. Решение генетических задач на неполное доминирование


2

Практическая

работа

§44-47


39

Модификационная и мутационная изменчивость


1

Работа у доски

§47


40-41

Практическое занятие №8. «Изучение мутаций»


2

Практическая

работа

§49


42-43

Основные достижения селекции. Биотехнология.


2

Работа у доски Индивидуальные задания

§50-51



Происхождение и развития жизни на Земле.


15


ЛР5,ЛР6,МР1,МР2,МР5,

МР6,ПР2,ПР3,

\



44-45

Развитие эволюционных идей.


2

Работа у доски

§1


46-47

Вид. Критерии вида


2

Работа у доски

§1-2


48-49

Естественный отбор как фактор эволюции


2

Работа у доски Индивидуальные задания

§6


50-51

Практическое занятие №9. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.


2

Практическая

работа

§6


52

Направления эволюции


1

Работа у доски

§9


53-54

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни


2

Работа у доски Индивидуальные задания

Составление таблиц


55-56

Практическое занятие № 10. Приспособленность организмов к среде обитания.


2

Практическая

работа

§


57-58

Принципы классификации. Систематика.


2

Работа у доски Индивидуальные задания

§10



Происхождение человека


4




59-60

Возникновение и развитие жизни на Земле


2

Работа у доски

§11-12


61

Происхождение человека


1

Работа у доски Индивидуальные задания

§34


62

Практическое занятие № 11. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.


1

Практическая

работа

§35



Основы экологии

Биология в профессии лаборанта

12





63-64

Экологические сообщества

2

Работа у доски


§14


65-66

Видовая структура экосистемы

2

Работа у доски Индивидуальные задания


§21


67-68

Пищевые связи в экосистеме

2

Работа у доски


§23


69-70

Практическое занятие №12 Решение экологических задач.

2

Практическая

работа


Решение задач


71-72

Круговорот веществ и энергии в экосистеме

2

Работа у доски Индивидуальные задания


§25


73-74

Глобальные экологические проблемы

2

Работа у доски


§29



Бионика

Понимание важности развития биологии в современном мире

2


ЛР5,ЛР6,МР1,МР2,МР5,

МР6,ПР2,ПР3,




75

Бионика как наука

1

Работа у доски

§30


76

Роль биологических знаний в XXI веке.


1

Дифференцированный зачет

§31




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!