МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГПОАУ АТК)
УТВЕРЖДЕНА |
в составе образовательной программы педагогическим советом от 31.08.2022, протокол № 1 |
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОго предмета
УПВ. 04У биологИЯ
(углублённый уровень)
Свободный 2022 г.
Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с:
Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).
Положением о рабочей программе общеобразовательных учебных предметов по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования (ППКРС) ГПОАУ «Амурский технический колледж».
Рабочая программа учебного предмета разработана, учитывая:
Примерную основную образовательную программу среднего общего образования. Одобрена решением от 12 мая 2016 года. Протокол № 2/16
Организация-разработчик: | | государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский технический колледж». |
Автор(ы)-составитель(и): | | Куколева О. А., преподаватель географии и биологии |
| | |
Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии: | | Протокол № 1 от 31.08.2022 года Председатель _____________/Дегтярёва А.А. |
| | |
СОГЛАСОВАНА: | | Библиотекарь ________________________/Овешкова Т.М. «_____»_____________ _____________ Заведующий структурным подразделением ______________________/Татаренко Ю.В. «_____»_____________ _____________ Заместитель директора по научно-методической работе ________________________/Бондаренко Е.А. «_____»_____________ _____________ |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета | 4 |
планируемые результаты освоения учебного предмета | 5 |
содержание УЧЕБНОго предмета | 12 |
тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 16 |
Материально-техническое обеспечение | 17 |
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета | 18 |
| |
1. паспорт рабочей программы УЧЕБНОго предмета
Биология
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета «Биология» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии ФГОС СПО по профессиям:
Естественно-научного профиля:
18.01.02/ Лаборант – эколог/ Химические технологии
код / профессия / укрупнённая группа
1.2. Место учебного предмета в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
Программа «Биология» входит в общеобразовательный учебный цикл, подцикл дополнительные учебные предметы из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
1.3. Система оценки результатов
Реализация программы предмета «Биология» сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.
Текущий контроль успеваемости провидится в формах:
Опрос
Оценка выполнения задания на практическом занятии
Выполнение письменного задания на занятии и/или самостоятельной работе
Тестирование
Решение задач
Составление таблиц
Составление схем
Подготовка сообщений (докладов)
Периодичность проведения не реже 1 раза за 12 часов (каждое практическое/ лабораторное занятие)
Порядок проведения: текущий контроль проводится на учебных занятиях, а также включает в себя оценку выполнения самостоятельной работы. Порядок проведения текущего контроля успеваемости определяется рабочими материалами преподавателя, разрабатываемыми для проведения учебных занятий и фондом оценочных средств.
Изучение предмета заканчивается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС с получением среднего общего образования в соответствии с учебным планом.
Дифференцированный зачет проводится на последнем учебном занятии. Порядок проведения дифференцированного зачёта определяется фондом оценочных средств по учебному предмету.
1.4 Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 115 |
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 23 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа | 39 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачёт |
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате освоения учебного предмета «Биологии» у студента должны быть сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
В соответствии с требованиями ФГОС СОО | Уточненные и конкретизированные результаты с учётом специфики раздела «Биология» |
ЛР1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); | чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; |
ЛР9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли биологических компетенций в этом; |
ЛР12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; | биологически грамотное поведение в профессиональной деятельности в быту, повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения природной среде; |
Метапредметные результаты
В соответствии с требованиями ФГОС СОО | Уточненные и конкретизированные результаты с учётом специфики раздела «Биология» | УУД | Типовые задачи УУД |
МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | МР1) Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практических и лабораторных занятиях; | Выпускник научится: Регулятивные УУД: Р1) самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; Р2) оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; Р3) ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; Р4) оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; Р5) выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; Р6) организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; Р7) сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные УУД: П1) искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; П2) критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; П3) использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; П4) находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; П5) выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; П6) выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; П7) менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: К1) осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; К2) при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); К3) координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; К4) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; К5) распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. | Выполнение лабораторной работы Выполнение практической работы Учебный проект |
МР2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | МР2) Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; | 1. Решение задач 2. Составление схем 3. Составление сводных таблиц 4. Составление текста из опорных слов 5. Нахождение ошибок в тексте |
МР3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | Использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи |
МР4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | Использование различных источников для получения биологической информации, умение оценить её достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; Понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата. |
работа в малых группах взаимный контроль публичное выступление на конференции |
МР5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, информационной безопасности; | Использование различных источников для получения биологической информации. |
Предметные результаты освоения
"Биология" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
"Биология" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса биологии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Выпускник на углубленном уровне научится:
– оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
– оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
– устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
– обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
– проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
– выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
– устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
– решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
– делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
– сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
– выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
– обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
– определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
– решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
– раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
– сравнивать разные способы размножения организмов;
– характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
– выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
– обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
– обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
– характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
– устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
– аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
– обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
– оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
– выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
– прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
– выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
– аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
– моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
– выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
– использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (2 часа)
Объект изучения биологии – живая природа. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Демонстрации:
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.
1. Учение о клетке (10 часов)
Химическая организация клетки. Клетка–элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез.
Демонстрации:
Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.
Практические занятия: (2 часов)
Практическое занятие №1. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. (2 часа)
Внеаудиторная самостоятельная работа: (6 часов)
Подготовка сообщение по теме: Клеточная теория строения организмов (2 часа)
Подготовка презентации по темам: «Строение клетки» (2 часа)
Составление таблиц «Строение растительной клетки» (2 часа)
2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (9 часов)
Размножение организмов. Организм – единое целое. Многообразие организмов Размножение – важнейшее свойство живых организмов.
Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Митоз.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Демонстрации:
Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.
Практические занятия: (2 час)
Практическое занятие №2. «Изучение различий митоза и мейоза» (2 часа)
Внеаудиторная самостоятельная работа: (3 часа)
Подготовка презентации по теме: «Жизненный цикл клетки» (3 часа)
3. Основы генетики и селекции (22 часа)
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика–наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Демонстрации:
Моногибридное и ди гибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Практические занятия: (12часов)
Практическое занятие №3. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. (2 часа)
Практическое занятие № 4. Решение генетических задач на моно и дигибридное скрещивание. (2 часа)
Практическое занятие № 5. Решение задач на сцепленное наследование. (2 часа)
Практическое занятие № 6. Изменчивость организмов. (2 часа)
Практическое занятие №7. Решение генетических задач на неполное доминирование (2 часа)
Практическое занятие №8. «Изучение мутаций» (2 часа)
Внеаудиторная самостоятельная работа: (10 часов)
Подготовка рефератов по темам: «Наследственная информация и передача её из поколения в поколение» (6 часа);
Подготовка презентации по темам: «Основные методы селекции и биотехнологии» (4 часа).
4. Происхождение и развития жизни на земле. (15 часов)
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии.
Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Демонстрации:
Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных.
Практические занятия: (4 часов)
Практическое занятие №9. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. (2 часа)
Практическое занятие № 10. Приспособленность организмов к среде обитания. (2 часа)
Внеаудиторная самостоятельная работа: (8 часов)
Подготовка рефератов по темам: «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции» (6 часа)
Подготовка презентации по теме: «Приспособительные ритмы жизни» (2 час).
5. Происхождение человека (4 часов)
Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.
Демонстрации:
Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов. Происхождение человека. Человеческие расы.
Практические занятия: (1 часа)
Практическое занятие № 11. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. (1 часа)
Внеаудиторная самостоятельная работа: (4часа)
Подготовка презентации по теме: «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества» (4 часа).
6. Основы экологии (12 часов)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества–агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.
Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации:
Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.
Практические занятия: (2 часа)
Практическое занятие №12 Решение экологических задач. (2 часа)
Внеаудиторная самостоятельная работа: (4часов)
Подготовка реферата по теме: «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги (4 часа)
7. Бионика (2)
Бионика рассматривает особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
Демонстрации:
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
Внеаудиторная самостоятельная работа: (4 час)
Подготовка сообщение по теме: «Экологические кризисы и экологические катастрофы». (4 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия Содержание обучения | Аудиторные занятия | в т.ч. лабораторные и практические занятия | внеаудиторная самостоятельная работа |
Введение | 2 | - | |
1.Учение о клетке | 10 | 2 | 6 |
2. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 9 | 2 | 3 |
3.Основы генетики и селекции. | 22 | 12 | 10 |
4. Происхождение и развитие жизни на Земле. | 15 | 4 | 8 |
5. Происхождение человека. | 4 | 1 | 4 |
6. Основы экологии. | 12 | 2 | 4 |
7. Бионика. | 2 | - | 4 |
Итого: | 76 | 23 | 39 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Всего: | 115 |
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета «Биология» требует наличия учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Оборудование учебного кабинета: многофункциональный комплекс преподавателя; комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд.
Технические средства обучения: информационно-коммуникативные средства; экранно-звуковые пособия; ИНТЕРНЕТ
5.2. Информационное обеспечение обучения
Для студентов
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Биология, 10 класс. Общая биология. – М.: 2016
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2014
Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2015
См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. – М.: 2010
Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. – М.: 2011
Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. – М.: 2012
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. – М.: 2007, 2010
Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В. Маркиной. — М.: 2010
Дарвин Ч. Сочинения, т.3. – М.: 1939
Дарвин Ч. Происхождение видов. – М.: 2006
Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: 2010
Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов. – М.: 2010
Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. – М.: 2010
Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. – М.: 2010
Интернет-ресурсы
http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи,
новости, библиотека.
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, Online тесты.
http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник,
большой список Интернет-ресурсов.
http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о
них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.
http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные
обучающие программы по биологии.
http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект
Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)
http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
ww.schoolcity.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 – биология в вопросах и ответах.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников.
Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам:
Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.
6. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета «Биология» |
Образовательные результаты | Текущий контроль успеваемости | Индивидуальный проект | Задания дифференцированного зачета |
Оценочные средства лекций, уроков | Практические занятия | Самостоятельная работа | | |
Личностные: | | | | | |
ЛР1 | Х | Х | Х | Х | Х |
ЛР9 | Х | Х | Х | Х | Х |
ЛР12 | Х | Х | Х | Х | Х |
Метапредметные: | | | | | |
МР1 | | | | + | |
МР2 | | | | + | |
МР3 | | | | + | |
МР4 | | | | + | |
МР5 | | | | + | |
МР6 | | | | + | |
Предметные: | | | | | |
ПР1 | | | | | + |
ПР2 | | | | | + |
ПР3 | Доклад «Строение клетки» | ПЗ.№ 7 | | | + |
ПР4 | | | | + |
ПР5 | | | | + |
ПР6 | | | | + |
ПР7 | | ПЗ.№ 10 | | | + |
ПР8 | | | | | + |
ПР9 | | ПЗ.№ 8 | | | + |
ПР10 | | | | | + |
Приложение к рабочей программе учебного предмета «Биология»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ занятия | Наименование разделов, тем | Модуль воспитательной программы «Урок биологии» | Кол-во часов | Формы и методы Контроля (в т.ч. в соответствии с ФОС) | Планируемые результаты освоения учебного предмета | Внеаудиторная самостоятельная работа студентов |
домашнее задание | самостоятельная работа студента, исследовательская и проектная деятельность |
| Введение | | 2 | | | | |
1-2 | Уровни организации жизни | | 2 | Опрос | ЛР4,ЛР6,ЛР10, МР2, МР3, ПР1, ПР2 | Выполнить таблицу | |
| Учение о клетке | Сообщение «Биология — это изучение самого человека» | 10 | | ЛР5,ЛР6,МР1,МР2,МР5, МР6,ПР2,ПР3, \ | | |
3-4 | Химическая организация клетки | 2 | Работа у доски Индивидуальные задания | §8-9 | |
5-6 | Белки. Углеводы. Липиды. Ферменты. | 2 | Работа с таблицей | §10-11 | |
7-8 | Практическое занятие №1. Сравнение строения клеток растений и животных. | 2 | Практическая работа | §15 | |
9-10 | Основные части и органоиды клетки | 2 | Работа устная | §20-22 | |
11-12 | Обмен веществ в клетке. | 2 | Работа у доски Индивидуальные задания | §27 | |
| Размножение и индивидуальное развитие организмов | Формировать ответственность за здорового образа жизни | 9 | | ЛР5,ЛР12,МР1,МР2,МР5, МР,ПР2,ПР3, | | |
13-14 | Деление клетки. Митоз | 2 | Индивидуальные задания | §36 | |
15-16 | Деление клетки. Мейоз. Половые клетки. | 2 | Контрольная раьбота | §37 | |
17 | Формы размножение | 1 | Работа у доски Индивидуальные задания | §38 | |
18-19 | Практическое занятие №2. «Изучение различий митоза и мейоза» | 2 | Практическая работа | | |
20-21 | Оплодотворение. Онтогенез. | 2 | Работа у доски | §40 | |
| Основы генетики и селекции | | 22 | | ЛР5,ЛР9,МР1,МР2,МР3, МР4,ПР5. | | |
22-23 | Моногибридное скрещивание | | 2 | Работа у доски Индивидуальные задания | §43 | |
24-25 | Практическое занятие №3. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | | 2 | Практическая работа | §43-44 | |
26-27 | Дигибридное скрещивание | | 2 | Решение задач | §45 | |
28-29 | Практическое занятие № 4. Решение генетических задач на моно и дигибридное скрещивание. | | 2 | Практическая работа | Решение задач | |
30 | Неполное доминирование. | | 1 | Решение задач | §44 | |
31-32 | Практическое занятие № 5. Решение задач на сцепленное наследование. | | 2 | Практическая работа | Решение задач | |
33-34 | Генетика пола. Взаимодействие генов. | | 2 | Решение задач | §48 | |
35-36 | Практическое занятие № 6. Изменчивость организмов. | | 2 | Практическая работа | Учить термины | |
37-38 | Практическое занятие №7. Решение генетических задач на неполное доминирование | | 2 | Практическая работа | §44-47 | |
39 | Модификационная и мутационная изменчивость | | 1 | Работа у доски | §47 | |
40-41 | Практическое занятие №8. «Изучение мутаций» | | 2 | Практическая работа | §49 | |
42-43 | Основные достижения селекции. Биотехнология. | | 2 | Работа у доски Индивидуальные задания | §50-51 | |
| Происхождение и развития жизни на Земле. | | 15 | | ЛР5,ЛР6,МР1,МР2,МР5, МР6,ПР2,ПР3, \ | | |
44-45 | Развитие эволюционных идей. | | 2 | Работа у доски | §1 | |
46-47 | Вид. Критерии вида | | 2 | Работа у доски | §1-2 | |
48-49 | Естественный отбор как фактор эволюции | | 2 | Работа у доски Индивидуальные задания | §6 | |
50-51 | Практическое занятие №9. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. | | 2 | Практическая работа | §6 | |
52 | Направления эволюции | | 1 | Работа у доски | §9 | |
53-54 | Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | | 2 | Работа у доски Индивидуальные задания | Составление таблиц | |
55-56 | Практическое занятие № 10. Приспособленность организмов к среде обитания. | | 2 | Практическая работа | § | |
57-58 | Принципы классификации. Систематика. | | 2 | Работа у доски Индивидуальные задания | §10 | |
| Происхождение человека | | 4 | | | |
59-60 | Возникновение и развитие жизни на Земле | | 2 | Работа у доски | §11-12 | |
61 | Происхождение человека | | 1 | Работа у доски Индивидуальные задания | §34 | |
62 | Практическое занятие № 11. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | | 1 | Практическая работа | §35 | |
| Основы экологии | Биология в профессии лаборанта | 12 | | | | |
63-64 | Экологические сообщества | 2 | Работа у доски | | §14 | |
65-66 | Видовая структура экосистемы | 2 | Работа у доски Индивидуальные задания | | §21 | |
67-68 | Пищевые связи в экосистеме | 2 | Работа у доски | | §23 | |
69-70 | Практическое занятие №12 Решение экологических задач. | 2 | Практическая работа | | Решение задач | |
71-72 | Круговорот веществ и энергии в экосистеме | 2 | Работа у доски Индивидуальные задания | | §25 | |
73-74 | Глобальные экологические проблемы | 2 | Работа у доски | | §29 | |
| Бионика | Понимание важности развития биологии в современном мире | 2 | | ЛР5,ЛР6,МР1,МР2,МР5, МР6,ПР2,ПР3, | | |
75 | Бионика как наука | 1 | Работа у доски | §30 | |
76 | Роль биологических знаний в XXI веке. | 1 | Дифференцированный зачет | §31 | |
2