ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ |
«ТЮМЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» (ГАПОУ ТО «ТКПСТ») |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | Приложение №__ |
к ООП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура |
| | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
| | | | | | | | |
ОУД.10. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (с дополнительным разделом Избирательное право) |
|
Тюмень 2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с:
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации;
– Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендованной ФГАУ «ФИРО»;
– Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), Письмом об уточнении рекомендаций, одобренным Научно-методического совета ЦПОиСК ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25.05.2017г.)
Организация-разработчик: ГАПОУ ТО «ТКПСТ»
Разработчик: Есенболатова Азиза Казбековна, преподаватель первой квалификационной категории
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО |
на заседании ПЦК Общеобразовательных дисциплин |
Протокол № 7 от 04 _июля_ 2020 г. |
С ОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 18 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 19 |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ 23 ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖГОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 Обществознание
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к базовым учебным дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» с (дополнительным разделом Избирательное право), обучающийся должен:
Знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Изучение дисциплины обеспечивает освоение общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 216 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 144 часов;
самостоятельной работы обучающегося 72 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 216 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 144 |
Практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 70 |
в том числе: | |
подбор примеров из разных источников информации подготовка рефератов, написание эссе, выполнение проектов, портфолио изложение и аргументация собственных суждений, определение алгоритмов, решение ситуаций составление таблиц | 16 18 22 16 |
Итоговая аттестация в форме экзамена 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 10. Обществознание
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. | |
2 | Методы исследования. Значимость социального знания | |
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | | 26 | |
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Природа человека. Человек как продукт социальной и биологической эволюции Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество | 2 |
2 | Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. | 2 |
3 | Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни | 2 |
4 | Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления | 2 |
5 | Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности | 2 |
6 | Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения | 2 |
7 | Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение | 2 |
Практические занятия Человек как результат социальной и биологической эволюции | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Человек в трудовой деятельности. Эссе «Этический кодекс работника образования» Подбор примеров из разных источников информации о проблемах межличностного общения в молодежной среде | 4 | |
Тема 1.2. Общество как сложная система | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Общество как сложная динамичная система. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции | 2 |
2 | Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду | 2 |
3 | Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) | 2 |
4 | Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем | 2 |
Практические занятия Мифологическое сознание древнего человека. Древнегреческая философия: рациональное постижение общества. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составление схем, таблиц. Работа с источниками социальной информации. Подготовка рефератов «Современные войны, их опасность для человечества», «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации» | 6 | |
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | | 32 | |
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур | 2 |
2 | Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет | 1 |
3 | Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям | 2 |
| Практические занятия Творческая деятельность и ее особенности. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации «Особенности молодежной субкультуры». Изложение и аргументация собственных суждений о проблемах духовного кризиса и духовного поиска в современном обществе | 2 | |
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом | 2 |
2 | Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Изложение и аргументация собственных суждений о роли образования в жизни современного человека и общества. Эссе «Этика труда ученого» | 4 | |
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал | 2 |
2 | Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации | 2 |
3 | Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Изложение и аргументация собственных суждений о роли религии и церкви в современном мире. Подготовка реферата «Религиозные объединения Российской Федерации». Мультикультурализм в современном мире | 4 | |
| Практические занятия Искусство и его роль в жизни людей. | 2 | |
Раздел 3. Экономика | | 42 | |
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Факторы производства. | 2 |
2 | Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. | 1 |
3 | Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | 2 |
4 | Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | 2 |
Практические занятия Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов «Экономика семьи», «Защита прав потребителей» | 4 | |
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. | 2 |
2 | Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга | 2 |
3 | Акции и облигации | 1 |
4 | Частные и общественные блага. Внешние эффекты. | 1 |
5 | Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства | 2 |
Практические занятия Роль государства в экономике | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблиц «Характеристика рыночных структур», «Виды налогов» | 4 | |
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. | 2 |
2 | Человеческий капитал. | 1 |
3 | Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия | 2 |
4 | Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. | 2 |
5 | Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. | 1 |
6 | Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства | 2 |
| | |
Самостоятельная работа обучающихся Изложение и аргументация собственных суждений о явлениях безработицы и инфляции | 2 | |
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. | 2 |
2 | Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы | 2 |
Практические занятия Международная экономика. Россия в мировой экономике. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов «Особенности современной экономики России», «Россия в мировой экономике», «Глобальные экономические проблемы» | 2 | |
Раздел 4. Социальные отношения | | 40 | |
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Понятие о социальных общностях и группах. Социальные отношения. Социальная стратификация. Социальная мобильность | 2 |
2 | Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе | 2 |
3 | Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности | 2 |
Практические занятия Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей. Выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности. Изложение и аргументация собственных суждений о социальных ролях человека в семье и трудовом коллективе | 4 | |
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль | 2 |
2 | Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни | 2 |
3 | Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов | 2 |
Практические занятия Причины и истоки возникновения социальных конфликтов Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов. Изложение и аргументация собственных суждений о причинах возникновения социальных конфликтов | 4 | |
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы | 2 |
2 | Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации | 2 |
3 | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации | 2 |
4 | Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации | 2 |
Практические занятия Современная демографическая ситуация в Российской Федерации | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Эссэ: «Я и общество» Изложение и аргументация собственных суждений о молодежной политике в РФ, путях разрешения этносоциальных конфликтов, проблеме неполных семей, современной демографической ситуации в РФ | 4 | |
Раздел 5. Политика как общественное явление | | 40 | |
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет | 2 |
2 | Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы | 2 |
3 | Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах | 2 |
4 | Правовое государство, понятие и признаки | 2 |
| | |
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы «Типология политических режимов» «Разделение власти по горизонтали» Работа с источниками социальной информации. Изложение и аргументация собственных суждений о роли личности в политической жизни общества | 8 | |
Тема 5.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 10 | |
1 | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России | 2 |
2 | Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации | 2 |
3 | Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации | 2 |
4 | Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации | 2 |
5 | Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ | 2 |
Практические занятия Правовое государство и гражданское общество Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами. Изложение и аргументация собственных суждений о роли средств массовой информации в политической жизни общества | 8 | |
Раздел 6. Право | | 34 | |
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе | |
2 | Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право | |
3 | Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц | |
4 | Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | |
| | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов «Право и мораль: общее и особенное», «Пределы действия законов». Составление схем «Система права», «Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ». | 2 | |
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление | 2 |
2 | Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат | 2 |
3 | Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ | 2 |
4 | Основные конституционные права и обязанности граждан в России | 2 |
5 | Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса | 2 |
6 | Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. | 2 |
7 | Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. | 2 |
8 | Права и обязанности налогоплательщика | 2 |
Практические занятия Основные конституционные права и обязанности граждан в России | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов «Права молодежи в РФ и способы их защиты», «Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции», «Основы конституционного строя в РФ», «Избирательная система в РФ». Написание эссе «Я – гражданин России». | 2 | |
Тема 6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Гражданское право и гражданские правоотношения | 2 |
2 | Физические лица. Юридические лица | 2 |
3 | Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права | 2 |
4 | Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение | 2 |
5 | Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав | 2 |
6 | Защита прав потребителей | 2 |
7 | Семейное право и семейные правоотношения | 2 |
8 | Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство | 2 |
9 | Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг | 2 |
10 | Трудовое право и трудовые правоотношения | 2 |
11 | Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних | 2 |
12 | Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения | 2 |
13 | Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения | 2 |
14 | Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность | 2 |
15 | Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность | 2 |
16 | Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. | 1 |
Практические занятия Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов на выбор «Социально-экономические права граждан», «Политические права граждан», «Личные права граждан», «Уголовная ответственность как вид юридической ответственности», «Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика», «Организованная преступность», «Защита права собственности в РФ», «Право на образование в РФ», «Право на труд в РФ», «Правовое регулирование трудоустройства в РФ», «Правовое регулирование семейных отношений», «Социальная защита в РФ», «Административная ответственность в РФ». Выполнение проектов, формирование портфолио «Организация профилактики правонарушений в молодежной среде», «Как организовать свой бизнес». Подбор примеров по теме из различных источников информации, решение задач. | 4 | |
Тема 6.4. Международное право | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Международное право. Международное гуманитарное право | 1 |
2 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 2 |
Практические занятия Международное право. Международное гуманитарное право | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подбор примеров по теме из различных источников информации. | 2 | |
Раздел 7. Избирательное право | 10 | |
| Практическое занятие. Тема: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. | 2 | |
Практическое занятие. Тема: Избирательные комиссии: система, статус, компетенция, порядок формирования и организация работы, как найти свой избирательный участок. | 2 | |
Практическое занятие. Тема: Подготовка выборов в Российской Федерации | 2 | |
Практическое занятие. Тема: Избирательное право и избирательная система Российской Федерации, день выборов. | 2 | |
Практическое занятие Тема: Защита избирательных прав граждан Российской Федерации. | 2 | |
| ЭКЗАМЕН | 2 | |
| Всего | 216 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания.
Оборудование учебных кабинетов: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты, учебные и информационные стенды.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Горелов А.А. Обществознание: учебник для учреждений НПО и СПО / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 336 с. (в каб.)
Дополнительные источники:
ЕГЭ 2012. Обществознание. Типовые тестовые задания/ А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. – М, 2012. - 253 с. 9 (в каб.)
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru.
Основы социологического и политологического знания [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Режим доступа: www.finteoria.ru/soczavisimost.html
Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:/www.fcior.edu.ru.
КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка Электронный ресурс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Гарант – информационно-правовое обеспечение Электронный ресурс: официальный сайт компании «Гарант». – Режим доступа: http://www.garant.ru.
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных, разно уровневых заданий, проектов, презентаций исследований, составления таблиц.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Демонстрация знаний биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений | Устный, письменный опрос, составление таблиц |
Умение характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития | Устный, письменный опрос, составление схем |
Умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями | Устный, письменный опрос, экспертная оценка защиты рефератов, анализ информации из разных источников СМИ |
Объяснение причинно-следственных и функциональных связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества) | Устный, письменный опрос, экспертная оценка защиты презентаций, анализ информации из разных источников СМИ |
Демонстрация знаний тенденций развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов | Устный, письменный опрос, составление таблиц |
Демонстрация знаний необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмов правового регулирования | Устный, письменный опрос, экспертная оценка защиты рефератов, проектов |
Оценивание действий субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности | Экспертное оценивание изложения и аргументации собственных суждений |
Демонстрация знаний особенностей социально-гуманитарного познания | Устный, письменный опрос |
Умение раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук | Устный, письменный опрос, экспертная оценка защиты рефератов |
Осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлечение из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизация, анализ и обобщение неупорядоченной социальной информации; различение в ней фактов и мнений, аргументов и выводов | Экспертная оценка защиты рефератов, подбора примеров по темам из источников информации |
Формулирование на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | Экспертное оценивание изложения и аргументации собственных суждений |
Умение подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике | Экспертная оценка защиты рефератов, проектов, решение кейс-заданий |
Умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Экспертное оценивание решения ситуаций, задач по социальным проблемам, решение проблемных социальных ситуаций |
Использовать знания и умения для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. | Устный, письменный опрос, экспертная оценка защиты рефератов, проектов, изложения и аргументации собственных суждений |
Результаты (общие компетенции) | Основные показатели обучения | Формы и методы контроля |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; наличие положительных отзывов по итогам практики | наблюдение и оценка формирования практических профессиональных умений и приобретения первоначального практического опыта при освоении компетенции в ходе учебной практики; - оценка результатов дифференцированного зачета. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Рациональность организации профессиональной деятельности, выбора типовых методов и способов решения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества. | Участие в деловых играх моделирующих реальные трудовые ситуации. Экспертная оценка защиты рефератов, презентаций подбор примеров по темам из разных источников информации, создание групповых проектов |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Рациональность принятия решений в смоделированных стандартных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности. | Экспертная оценка кейс-заданий, самоанализ |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Объективность и обоснованность оценки возможностей новых технологий. Полнота, доступность, критичность обобщений, выводов и анализа профессиональных публикаций. | Экспертное оценивание изложения и аргументации собственных суждений, работа с разными источниками информации |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Результативность и широта использования информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач. | Создание и защита презентаций, поиск информации в электронных каталогах, библиотеках |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Четкое выполнение обязанностей при работе в команде и/или выполнении задания в группе; соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации. Конструктивность реакции на замечание партнеров | Экспертная оценка защиты рефератов, презентаций подбор примеров по темам из разных источников информации, создание групповых проектов. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | Рациональность организации деятельности и проявление инициативы в условиях командной работы; рациональность организации работы, своевременность контроля и коррекции (при необходимости) процесса и результатов выполняемого задания. | Создание групповых проектов |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Не заставить изучать, а сформировать твердое желание достигать поставленных целей при помощи личностного развития – вот то направление, на которое следует делать акцент. | Планирование работы над проектом, работа над проектом, экспертное оценивание, разноуровневые задания, соревновательный момент в деловых играх |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | Моделировать проблемы, возникающие в процессе профессиональной деятельности педагога, чтобы студенты принимали действенное участие в их разрешении; включать в учебный процесс задания, приближенные к реальным задачам производства. | Деловые игры, кейс-задания |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | - создание безопасной образовательной среды; - планирование и проведение мероприятий по подготовке к защите детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях | Решение ситуационных задач |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих | Использование нормативно-правовых актов при выполнении заданий; соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебных проектов | Создание профессионограмм, решение кейс-заданий, экспертная оценка |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖГОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами ограничений здоровья: доска, экран, мультимедийный проектор, телевизор, колонки.
Обучающиеся обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения: индивидуальные письменные задания на бумажных и электронных носителях, тестовые задания на бумажных и электронных носителях, «СИКВЕЙН», «Инсерт» (интерактивная система разметки текста для эффективного чтения и размышления)