СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП ОУД.10 Обществозание

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП ОУД.10 Обществозание»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТЮМЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

(ГАПОУ ТО «ТКПСТ»)



























Приложение №­­__

к ООП ППССЗ по специальности

49.02.02 Адаптивная физическая культура
















































































































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ










ОУД.10. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(с дополнительным разделом Избирательное право)




















Тюмень 2020



Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с:

– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации;

– Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендованной ФГАУ «ФИРО»;

– Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), Письмом об уточнении рекомендаций, одобренным Научно-методического совета ЦПОиСК ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25.05.2017г.)





Организация-разработчик: ГАПОУ ТО «ТКПСТ»



Разработчик: Есенболатова Азиза Казбековна, преподаватель первой квалификационной категории







РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК Общеобразовательных дисциплин

Протокол № 7 от 04 _июля_ 2020 г.

С ОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

19

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ 23 ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖГОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.10 Обществознание


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к базовым учебным дисциплинам общеобразовательного цикла.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» с (дополнительным разделом Избирательное право), обучающийся должен:

Знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Изучение дисциплины обеспечивает освоение общих компетенций:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 216 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 144 часов;

самостоятельной работы обучающегося 72 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

216

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

144

Практические занятия

26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

70

в том числе:


подбор примеров из разных источников информации

подготовка рефератов, написание эссе, выполнение проектов, портфолио

изложение и аргументация собственных суждений, определение алгоритмов, решение ситуаций

составление таблиц

16

18


22


16

Итоговая аттестация в форме экзамена 2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 10. Обществознание

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2


1

Социальные науки. Специфика объекта их изучения.


2

Методы исследования. Значимость социального знания


Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе


26


Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества


Содержание учебного материала

6


1

Природа человека. Человек как продукт социальной и биологической эволюции Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество

2

2

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности.

2

3

Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни

2

4

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления

2

5

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности

2

6

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения

2

7

Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

2


Практические занятия

Человек как результат социальной и биологической эволюции

2


Самостоятельная работа обучающихся

Человек в трудовой деятельности. Эссе «Этический кодекс работника образования»

Подбор примеров из разных источников информации о проблемах межличностного общения в молодежной среде

4


Тема 1.2. Общество как сложная система

Содержание учебного материала

6


1

Общество как сложная динамичная система. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции

2

2

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду

2

3

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное)

2

4

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем

2

Практические занятия

Мифологическое сознание древнего человека. Древнегреческая философия: рациональное постижение общества.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Составление схем, таблиц. Работа с источниками социальной информации. Подготовка рефератов «Современные войны, их опасность для человечества», «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации»

6


Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре

человека и общества


32


Тема 2.1. Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала

4


1

Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур

2

2

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет

1

3

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям

2


Практические занятия

Творческая деятельность и ее особенности.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентации «Особенности молодежной субкультуры».

Изложение и аргументация собственных суждений о проблемах духовного кризиса и духовного поиска в современном обществе

2


Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала

6


1

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом

2

2

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изложение и аргументация собственных суждений о роли образования в жизни современного человека и общества. Эссе «Этика труда ученого»

4


Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Содержание учебного материала

6


1

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал

2

2

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации

2

3

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изложение и аргументация собственных суждений о роли религии и церкви в современном мире. Подготовка реферата «Религиозные объединения Российской Федерации». Мультикультурализм в современном мире


4






Практические занятия

Искусство и его роль в жизни людей.

2


Раздел 3. Экономика


42


Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

Содержание учебного материала

6


1

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Факторы производства.

2

2

Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов.

1

3

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

2

4

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

2

Практические занятия

Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.

4


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов «Экономика семьи», «Защита прав потребителей»

4


Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Содержание учебного материала

6


1

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль.

2

2

Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга

2

3

Акции и облигации

1

4

Частные и общественные блага. Внешние эффекты.

1

5

Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства

2

Практические занятия

Роль государства в экономике

2


Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблиц «Характеристика рыночных структур», «Виды налогов»

4


Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

Содержание учебного материала

6


1

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.

2

2

Человеческий капитал.

1

3

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия

2

4

Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.

2

5

Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

1

6

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

2




Самостоятельная работа обучающихся

Изложение и аргументация собственных суждений о явлениях безработицы и инфляции

2


Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Содержание учебного материала

6


1

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

2

2

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы

2

Практические занятия

Международная экономика.

Россия в мировой экономике.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов «Особенности современной экономики России», «Россия в мировой экономике», «Глобальные экономические проблемы»

2


Раздел 4. Социальные отношения


40


Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала

6


1

Понятие о социальных общностях и группах. Социальные отношения. Социальная стратификация. Социальная мобильность

2

2

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе

2

3

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности

2

Практические занятия

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте

2


Самостоятельная работа обучающихся

Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей.

Выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности.

Изложение и аргументация собственных суждений о социальных ролях человека в семье и трудовом коллективе

4


Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала

8


1

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль

2

2

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни

2

3

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов

2

Практические занятия

Причины и истоки возникновения социальных конфликтов

Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Решение социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

Изложение и аргументация собственных суждений о причинах возникновения социальных конфликтов

4


Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала

8


1

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы

2

2

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации

2

3

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации

2

4

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

2

Практические занятия

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

2


Самостоятельная работа обучающихся

Эссэ: «Я и общество»

Изложение и аргументация собственных суждений о молодежной политике в РФ, путях разрешения этносоциальных конфликтов, проблеме неполных семей, современной демографической ситуации в РФ

4


Раздел 5. Политика как общественное явление


40


Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Содержание учебного материала

8


1

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет

2

2

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы

2

3

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах

2

4

Правовое государство, понятие и признаки

2




Самостоятельная работа обучающихся

Составление таблицы «Типология политических режимов»

«Разделение власти по горизонтали»

Работа с источниками социальной информации.

Изложение и аргументация собственных суждений о роли личности в политической жизни общества

8


Тема 5.2. Участники политического процесса

Содержание учебного материала

10


1

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России

2

2

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации

2

3

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации

2

4

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации

2

5

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ

2

Практические занятия

Правовое государство и гражданское общество

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

6


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами.

Изложение и аргументация собственных суждений о роли средств массовой информации в политической жизни общества

8


Раздел 6. Право


34


Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала

4


1

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе


2

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право


3

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц


4

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.





Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов «Право и мораль: общее и особенное», «Пределы действия законов».

Составление схем «Система права», «Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ».

2


Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Содержание учебного материала

4


1

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление

2

2

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат

2

3

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ

2

4

Основные конституционные права и обязанности граждан в России

2

5

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса

2

6

Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

2

7

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

2

8

Права и обязанности налогоплательщика

2

Практические занятия


Основные конституционные права и обязанности граждан в России

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов «Права молодежи в РФ и способы их защиты», «Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции», «Основы конституционного строя в РФ», «Избирательная система в РФ».

Написание эссе «Я – гражданин России».

2


Тема 6.3. Отрасли российского права

Содержание учебного материала

6


1

Гражданское право и гражданские правоотношения

2

2

Физические лица. Юридические лица

2

3

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права

2

4

Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение

2

5

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав

2

6

Защита прав потребителей

2

7

Семейное право и семейные правоотношения

2

8

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство

2

9

Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг

2

10

Трудовое право и трудовые правоотношения

2

11

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних

2

12

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения

2

13

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

2

14

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность

2

15

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

2

16

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

1

Практические занятия

Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов на выбор «Социально-экономические права граждан», «Политические права граждан», «Личные права граждан», «Уголовная ответственность как вид юридической ответственности», «Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика», «Организованная преступность», «Защита права собственности в РФ», «Право на образование в РФ», «Право на труд в РФ», «Правовое регулирование трудоустройства в РФ», «Правовое регулирование семейных отношений», «Социальная защита в РФ», «Административная ответственность в РФ».

Выполнение проектов, формирование портфолио «Организация профилактики правонарушений в молодежной среде», «Как организовать свой бизнес».

Подбор примеров по теме из различных источников информации, решение задач.

4


Тема 6.4. Международное право

Содержание учебного материала

4


1

Международное право. Международное гуманитарное право

1

2

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

2

Практические занятия

Международное право. Международное гуманитарное право

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подбор примеров по теме из различных источников информации.

2


Раздел 7. Избирательное право

10



Практическое занятие.

Тема: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.

2


Практическое занятие.

Тема: Избирательные комиссии: система, статус, компетенция, порядок формирования и организация работы, как найти свой избирательный участок.

2


Практическое занятие.

Тема: Подготовка выборов в Российской Федерации

2


Практическое занятие.

Тема: Избирательное право и избирательная система Российской Федерации, день выборов.


2


Практическое занятие Тема: Защита избирательных прав граждан Российской Федерации.

2



ЭКЗАМЕН

2



Всего

216


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания.

Оборудование учебных кабинетов: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты, учебные и информационные стенды.

Технические средства обучения: компьютер, проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Горелов А.А. Обществознание: учебник для учреждений НПО и СПО / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 336 с. (в каб.)


Дополнительные источники:

  1. ЕГЭ 2012. Обществознание. Типовые тестовые задания/ А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. – М, 2012. - 253 с. 9 (в каб.)

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru.

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru.

  4. Основы социологического и политологического знания [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Режим доступа: www.finteoria.ru/soczavisimost.html

  5. Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru.

  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:/www.fcior.edu.ru.

  7. КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка Электронный ресурс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  8. Гарант – информационно-правовое обеспечение Электронный ресурс: официальный сайт компании «Гарант». – Режим доступа: http://www.garant.ru.


Нормативно-правовые источники:

1.  Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

2.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.  –1994. – № 32. – Ст. 3301.

3.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

4.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

5.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

6.  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.

7.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

8.  Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

9.  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных, разно уровневых заданий, проектов, презентаций исследований, составления таблиц.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Демонстрация знаний биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений

Устный, письменный опрос, составление таблиц

Умение характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

Устный, письменный опрос, составление схем

Умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Устный, письменный опрос, экспертная оценка защиты рефератов, анализ информации из разных источников СМИ

Объяснение причинно-следственных и функциональных связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)

Устный, письменный опрос, экспертная оценка защиты презентаций, анализ информации из разных источников СМИ

Демонстрация знаний тенденций развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

Устный, письменный опрос, составление таблиц

Демонстрация знаний необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмов правового регулирования

Устный, письменный опрос, экспертная оценка защиты рефератов, проектов

Оценивание действий субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

Экспертное оценивание изложения и аргументации собственных суждений

Демонстрация знаний особенностей социально-гуманитарного познания

Устный, письменный опрос

Умение раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

Устный, письменный опрос, экспертная оценка защиты рефератов

Осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлечение из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизация, анализ и обобщение неупорядоченной социальной информации; различение в ней фактов и мнений, аргументов и выводов

Экспертная оценка защиты рефератов, подбора примеров по темам из источников информации

Формулирование на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Экспертное оценивание изложения и аргументации собственных суждений

Умение подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике

Экспертная оценка защиты рефератов, проектов, решение кейс-заданий

Умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Экспертное оценивание решения ситуаций, задач по социальным проблемам, решение проблемных социальных ситуаций

Использовать знания и умения для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Устный, письменный опрос, экспертная оценка защиты рефератов, проектов, изложения и аргументации собственных суждений




Результаты (общие компетенции)

Основные показатели обучения

Формы и методы контроля

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; наличие положительных отзывов по итогам практики

наблюдение и оценка формирования практических профессиональных умений и приобретения первоначального практического опыта при освоении компетенции в ходе учебной практики; - оценка результатов дифференцированного зачета.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


Рациональность организации профессиональной деятельности, выбора типовых методов и способов решения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества.

Участие в деловых играх моделирующих реальные трудовые ситуации.

Экспертная оценка защиты рефератов, презентаций подбор примеров по темам из разных источников информации, создание групповых проектов

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.


Рациональность принятия решений в смоделированных стандартных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.

Экспертная оценка кейс-заданий, самоанализ

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


Объективность и обоснованность оценки возможностей новых технологий.

Полнота, доступность, критичность

обобщений, выводов и анализа профессиональных

публикаций.


Экспертное оценивание изложения и аргументации собственных суждений, работа с разными источниками информации

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Результативность и широта использования информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач.

Создание и защита презентаций, поиск информации в электронных каталогах, библиотеках

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и

социальными партнерами.

Четкое выполнение обязанностей при работе в команде и/или выполнении задания в группе; соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации.

Конструктивность реакции на замечание партнеров

Экспертная оценка защиты рефератов, презентаций подбор примеров по темам из разных источников информации, создание групповых проектов.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Рациональность организации деятельности и проявление инициативы в условиях командной работы; рациональность организации работы, своевременность контроля и коррекции (при необходимости) процесса и результатов выполняемого задания.

Создание групповых проектов

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.



Не заставить изучать, а сформировать твердое желание достигать поставленных целей при помощи личностного развития – вот то направление, на которое следует делать акцент.

Планирование работы над проектом, работа над проектом, экспертное оценивание, разноуровневые задания, соревновательный момент в деловых играх

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.


Моделировать проблемы, возникающие в процессе профессиональной деятельности педагога, чтобы студенты принимали действенное участие в их разрешении; включать в учебный процесс задания, приближенные к реальным задачам производства.

Деловые игры, кейс-задания

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.


- создание    безопасной образовательной среды;

- планирование  и проведение  мероприятий  по

подготовке к защите детей и взрослых  в  чрезвычайных ситуациях


Решение ситуационных задач

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих

 Использование  нормативно-правовых  актов

при выполнении заданий;

соблюдение  правовых норм  профессиональной

деятельности при разработке учебных проектов


Создание профессионограмм, решение кейс-заданий, экспертная оценка








  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖГОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Оборудование учебного кабинета для обучающихся с различными видами ограничений здоровья: доска, экран, мультимедийный проектор, телевизор, колонки.


Обучающиеся обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

  • для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме;

- в форме электронного документа;


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения: индивидуальные письменные задания на бумажных и электронных носителях, тестовые задания на бумажных и электронных носителях, «СИКВЕЙН», «Инсерт» (интерактивная система разметки текста для эффективного чтения и размышления)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!